Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ



 

Этапы развития

В этой связи просматривается и следующая периодизация исторического пути белорусской философской мысли:

1. ее первый период связан с формированием, укреплением и ростом православной культуры периода Киевской Руси. Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский – самые яркие и великие ее представители и распространители («мультипликаторы») на белорусских землях;

второй период включает панораму мировоззренческих поисков на Беларуси во время ее вхождения в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Исключительное место в этой панораме принадлежит XVI–му столетию с его интеллектуальными достижениями. Культурное достояние этого периода образуют социально-философские и гуманистические идеи белорусской философии эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.)

2. третий период представлен идейной и социальной борьбой белорусских интеллектуалов за свою национальную культурно-историческую идентичность в период нахождения Беларуси в составе Российской империи;

3. философская мысль советской и независимой Беларуси (табл. 26).

Таблица 26.

 

Основные периоды развития философской мысли Беларуси

Периоды Хронология Представители
1. Период Киевской Руси X-XIV вв. Е.Полоцкая, К.Смолятич, К.Туровский
2. Белорусская философия эпохи Ренессанса и Просвещения XV- пер.пол. XVIII вв. Ф.Скорина, Н.Гусовский, М.Литвин, А.Волан, Л.Сапега, С.Будный, В.Тяпинский, П.Скарга, С.Зизаний, М.Смотрицкий, А.Филлипович, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Конисский, К.Нарбут, А.Довгирд и др.
3. Белорусская философия периода Российской империи кон. XVIII - XIX в. Я.Чачот. М.Коялович, Е.Ф. Карский, А.П. Сапунов, Ф.Багушевич, М.Богданович
4. Философская мысль советской и независимой Беларуси втор. пол. XIX - XX вв. Д.В.Скрынченко, И.Абдиралович, В.Самойла, С.Я.Вольфсон

 

1. Рождение философской мысли Беларуси связано с крещением Киевской Руси. Христианизация Беларуси сопровождалась становлением белорусской духовности и подвижнической деятельностью представителей белорусской «патристики» Е.Полоцкой, К.Смолятича, К. Туровского.

Кирилл Туровский (1130–1182) – прославленный христианский мыслитель-поэт, богословское красноречие которого снискало ему во всем православном мире имя и звание «второго Златоуста». Кирилл Туровский – основоположник белорусской книжности, подлинный просветитель. Не только своими текстами, насыщенными предельно высокими мировоззренческими смыслами, общечеловеческими христианскими ценностями и морально-назидательными сентенциями, но и, как подобает ревностному в своей православной вере монаху, делом, то есть самой своей жизнью он показывал пример их неукоснительной реализации.

Другим, еще более убедительным эталоном философствования (философствования всей своей жизнью) является деятельность Ефросиньи Полоцкой (около 1100–1175). Она являет собой чистый опыт самопознания по канонам древней, сохраненной православием науки и практики исихазма, «умного делания», «сердечной непрерывной молитвы», обретения глубочайшей душевной тишины и бесстрастия как испытанного пути богопознания и богоуподобления. Такой опыт делает его носителя непоколебимой твердыней духа, богатейшей сокровищницей подлинной мудрости, ни во что не ставящей человеческую славу, почести и внимание, но тем более неотразимо приковывающую их к себе. Это о такой мудрости говорит Лао цзы: «Знающий не говорит, говорящий не знает».

Впрочем, ей по силам оказалось и очень успешное общественное служение. Основанные ею два монастыря стали крупнейшими в Беларуси на то время просветительскими центрами. «Житие» княжны-просветительницы сообщает о ее замечательном даре мудрой советницы, миротворческом искусстве, жажде знаний и любви к книге. Переписывание книг стало ее «рукоделием» в монастыре. «И нача книги писати своими руками». Великая труженица стала для своего народа знаменем православия, ярким притягательным примером высокого духовного маяка и идеала.

2. Второй период белорусской философии связан с вхождением Беларуси в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Это период эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.), осмысления и адаптации философских идей европейского Возрождения.

Наряду с языком еще одним важным фактором культурного самоопределения любого народа является религия. Христианство, как известно, пришло на белорусские земли в виде православия. Население же западнобелорусских земель на момент образования ВКЛ еще не было крещеным и стало объ­ектом влияния католической церкви. Приняв католицизм, оно, в известной мере, стало отличать себя от белорусского и другого населения православной веры. Немало этому способствовала и политика польского духовенства. Однако этот фактор не смог решающим образом повлиять на процессы этнической консолидации белорусов. Причиной тому было интуитивное понимание людьми своего кровного единства, родства в древнерусском духовном наследии, широком распространении старобелорусского языка.

Вместе с тем в дальнейшем конфессиональная разобщенность населения ВКЛ сыграла отрицательную роль в развитии белорусского народа, укреплении его национального самосознания, более того, в истории страны, ее социально-политических процессах и культурной жизни.

Однако первоначально, после подписания Кревской унии (1385), открывшей простор для проникновения на территорию ВКЛ католицизма и польской культуры, контакты между двумя близкородственными культурами были взаимовыгодными и обогащали одна другую. Так, результатом таких контактов стало издание в конце XV в. в Кракове первых белорусскоязычных книг. Характерен и тот факт, что белорусская типография появилась в этом городе раньше, чем польская. Уния с Короной открыла перед белорусской молодежью возможность получения высшего образования в польских и других западноевропейских университетах. Белорусские ученые и просветители часто ездили в страны Западной Европы и знакоми­лись там с последними достижениями науки и культуры. Эти достижения высоко ценили и переносили на родную почву Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и другие деятели белорусского национального Возрождения. Именно с их деятельностью связано распространение на ВКЛ интеллектуального и духовного подъема Ренессанса и Реформации. Это нашло свое выражение в развитии образования, книгопечатания, архитектуры, искусства, права, что ставило культуру белорусов того времени на одно из первых мест среди восточнославянских народов. Характерно при этом то, что очаги новой культуры возникали на всей территории Беларуси и, прежде всего, — в городах и поселках (их к началу XVII в. было 450). Культурными центрами становились также многие поместья и усадьбы магнатских и шляхетских белорусских родов. Хорошим тоном считалось иметь во дворцах и замках картинные галереи, библиотеки, типографии, музейные собрания военной амуниции и оружия, цеха художественных промыслов. Свидетельством высокого уровня развития белорусской культуры XVI — начала XVII в. являются Статуты ВКЛ ( 1529, 1566 и 1588 гг.), исторические хроники (хроника Быховца, хроника Великого княжества Литовского и Жамойтского и др.), труды по исследованию белорусской истории М.Стрыйковского и А.Тванини, мемуарная литература, созданные Л. Зизанием и М. Смотрицким грамматики старославянского языка. Важнейшим «внутренним условием» расцвета белорусской культуры эпохи Возрождения было интегрированное белорусско-литовское государство – Великое княжество Литовское.

Однако дальнейшее развитие культуры Беларуси (с середины XVII в.) замедляется, а затем (XVIII в.) и вовсе приостанавливается. Это было связано с целым рядом причин как внешних, так и внутренних. Давление их оказалось чрезмерным и в итоге к началу XIX в. белорусская культура свелась практически к фольклорному уровню. Произошло это в результате фактически полного вытеснения белорусского языка польским из системы образования (т. е. базового института социализации личности и передачи социокультурного опыта). Кроме этого, произошел массовый переход белорусских магнатов, крупной и средней шляхты в католичество, что означало их отрыв от белорусской культуры, языка и национальных традиций. Как итог, носителем белорусской культуры осталось только сельское население, а единственными культурными (культовыми) центрами, где продолжало звучать белорусское слово, были униатские храмы и немногочисленные школы при православных братствах и монастырях некоторых католических орденов. Безусловно, значимая в общекультурном плане активность белорусско-польской шляхты в области сценического и музыкального искусства XVIII в. практически никак не пересекалась с народным творчеством и тем самым не могла способствовать развитию оригинальной белорусской культуры. Поэтому неудивительно, что М. Богданович назвал этот период белорусской истории и культуры временем " летаргии национальной жизни» (летаргия от греч. lethe забвение+ agria бездействие) (табл. 27).

Таблица 27.

Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса и Просвещения (XV- XVIII вв.)

Направления Представители Характеристика
1.Гуманистическое Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Сымон Будный, Андрей Волан, Симеон Полоцкий, Лаврентий Зизаний
  • Поиск возможностей сочетания античного, средневекового и ренессансного наследия;
  • акцентирование этической и социально-политической проблематики;
  • понимание философии как важной практической дисциплины, которая существует для усовершенствования социальных, политических, религиозных и др. институтов и общества в целом.
2.Реформационно-гуманистическое Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Феодосий Косой, Стефан Зизаний и др.
  • Акцентирование личной веры и значимости Священного Писания;
  • в гносеологии - понимание истины как результата религиозно-интуитивного прозрения, связанного с индивидуальным осмыслением Библии;
  • приоритет аксиологической составляющей (значимость таких социально-нравственных ценностей как равенство, братство, гуманность);
  • обоснование необходимости духовного возрождения человека и общества.
3.Атеистическое Стефан Лован, Каспер Бекеш, Казимир Лыщинский
  • Отрицание схоластического, теологического наследия, признание несостоятельности зависимой от теологии философии;
  • обращение к рационалистической мысли античности и европейского Возрождения;
  • в онтологии - материалистическое решение проблемы происхождения мира;
  • в антропологии - материалистическое решение соотношения материи и сознания;
  • в гносеологии - приоритет эмпирических и рациональных средств познания действительности;
  • в этике - утверждение естественного источника происхождения человеческой нравственности.
4.Эклектическое А.Скорульский, С.Шадурский, Б.Добшевич
  • Синтез идей античной (Аристотель), средневековой (Ф.Аквинский) и новоевропейской философии;
  • обоснование позиции деизма.
 

 

3. Третий период представлен идейной и социальной борьбой белорусских интеллектуалов за свою национальную культурно-историческую идентичность в период вхождения Беларуси в состав Российской империи (табл. 28).

23.(23=25) Онтология как философское учение о бытии.

Онтология

Онтология – основополагающий раздел философского знания, ядро любой философии. В переводе с греческого языка словосочетание «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее, бытие и logos – учение, понятие, слово). Впервые термин «онтология» встречается в «Философском лексиконе» (одном из первых философских словарей), изданном в 1613 г. Р. Гоклениусом. Немецкий философ использовал этот термин для обозначения аспекта метафизики, связанного с трактовкой бытия, и его отличия от другого ее аспекта – гносеологического. В это время термины «метафизика» и «онтология» употреблялись как синонимы. Выделение онтологии в самостоятельный раздел метафизики характерно для Х. Вольфа. В 1730 г., в работе «Первая философия, или Онтология» он определяет онтологию как учение о бытии вообще. Во второй пол. XIX в. термин метафизика в его узкокритическом понимании (как «антидиалектика») выходит из употребления. Онтология же утверждается в своем основном значении – как раздел философского знания, посвященный вопросам бытия.

Хотя слово «онтология» вошло в обиход в XVII в., онтологическая проблематика возникла гораздо раньше. «Отцами» онтологии считаются Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель. Уже в философии элеатов (VI–V вв. до н. э.) впервые формулируется понятие «бытие» (Парменид). Не случайно Гегель называл поэму Парменида «О природе», в которой проблема бытия занимала центральное место, началом философии. Аристотель в своей «Метафизике» главную задачу «первой философии» видит в рассмотрении «сущего как такового, поскольку оно – сущее». Наблюдая разнообразие и изменчивость вещей, первые философы искали в них нечто «истинно сущее», что является общим для всех вещей, истинное бытие, которое не возникает и не исчезает, а является их всеобщей и непреходящей основой. Категория бытия характеризует то, что присуще всему миру ( сущему вообще ). Основной признак бытия как такового (всего мира) заключается в том, что это бытие (мир в целом) существует.

Итак, онтология – это учение о бытии, о сущем. Это – раздел философии, рассматривающий бытие, существование вообще, независимо от свойств, особенностей и разновидностей существующего. Онтология начинается с вопросов: Что есть бытие? Существует ли небытие? Что значит – существовать? Существует ли несуществующее? Имеет ли существующее различные формы или все существует одинаково? Имеет ли существование начало? Чем оно определено? и т. д. В зависимости от подобных вопросов и ответов, образуются различные онтологические учения (Платона, Аристотеля, Библии, Гегеля).

Как Вы уже заметили, онтология – самая абстрактная область философского мышления. Она содержит знание предельной степени общности – знание всеобщего. Это видно уже на примере категории существования. Дать строго логическое (явное, научное) определение понятия «существование» вряд ли возможно, поскольку для этого требуется подвести это понятие под более общее – родовое. Содержание этого понятия есть результат абстрагирования от того, каким образом, где, как долго существует нечто. В нем лишь фиксируется сам факт его наличия в универсуме, и ничего более. В современной науке и философии проблема существования приобрела особую актуальность в связи с углублением познания в микро-, нано- и мегамиры, где формы существования объектов отличаются от макроскопической онтологии, поэтому их бытийность, наличность для субъекта будут зависеть от теоретических (логических) познавательных средств и самой трактовки существования.

Такие предельно общие понятия представляют собой особые формы филосфского мышления – категории, которыми обыденное сознание не располагает. Многие из них являются бинарными и раскрываются лишь друг через друга (бытие и небытие, сущность и явление, форма и содержание и др.). Фундаментальной категорией онтологии является категория бытия.

 

24.(24=22) Философия и развитие белорусского самосознания в ХХ в.

Направления Представители
1. Физиократы И.Хрептович, И.Стройновский,
2. Тайные студенческие общества ФИЛОМАТЫ А.Мицкевич, Ф.Зан, О.Ежовский, Ф.Малевский, Я.Чечот и др.
ФИЛОРЕТЫ
3. Белорусское «гегельянство» И.Быховец, Ф.Бохвиц  
4. Революционный демократизм К.Калиновский, Ф.Богушевич, М.Богданович, Я.Купала, Я.Колас и др.

 

В XIX в. ситуация в белорусской культуре начала меняться. В результате разделов Речи Посполитой Беларусь отошла к Российской империи. И хотя влияние на национальные основы жизни белорусов продолжалось (уже с имперских позиций), оно, тем не менее, не было столь разрушительным, как в составе Речи Посполитой. В условиях нового исторического «вызова» белорусская культура оказалась способной к творческому «ответу». Он проявился во второй (после эпохи Ренессанса) волне национального возрождения (вторая половина XIX – начало XX в.). Это было время формирования и развития белорусской национальной идеи (М. Бобровский, И. Данилович), классической отечественной литературы (П. Багрим, В. Дунин-Мартинкевич, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.). В 1852 г. в Минске была поставлена на белорусском языке опера С. Манюшки «Селянка». Большое влияние на укрепление и развитие этнического самосознания белорусского народа оказали исследования отечественных фольклористов, этнографов, филологов (И. Носович, А. Сержпутовский, А. Ельский и др.). На рубеже XIX–XX вв. возникла белорусская периодическая печать («Наша доля», «Наша нива», «Беларус»), широкое распространение получило книгоиздание (в на­чале XX в. только в Вильно белорусские книги печатались в 10 разных типографиях). В начале XX в. зародился национальный театр, осно­вателем которого стал И. Буйницкий и В. Голубок. Важность этого события лучше всего подчеркивают слова И. Гёте: «Если вы хотите создать нацию, создайте сначала театр». Наконец, XIX–начало XX вв.– это время пробуждения свободолюбивых устремлений бело­русского народа. Массовые политические действия (в их числе восстания, создание политических партий, активная работа интеллигенции по политическому просвещению масс) привели к постановке вопроса о создании независимого белорусского государства (сначала БНР, а затем и БССР в составе СССР).

4. Советский этап развития белорусской культуры отмечен многими выдаю­щимися достижениями. В БССР были созданы практически «с нуля» такие важнейшие культурные институты, как Академия наук, национальная система образования, творческие союзы писателей, художников, музыкантов, кинематографистов, система mass media, радио, телевидения, разветвлен­ная сеть учреждений физической культуры и спорта. Эти институализированные формы культуры сыграли огромную роль в приумножении достижений отечественных культурных традиций, приобщении к ним самых широких масс населения, формировании национальной интеллигенции. С этого времени развитие культуры в Беларуси обрело новое качественное измерение. Если прежде оно носило характер стихийного, спонтанного творчества народных масс и неорганизованных талантливых одиночек, то теперь культурный процесс стал делом государственной заботы и государственной важности. Имена деятелей белорусской культуры В.Ф. Купревича, Н.А. Борисевича. В.П. Платонова, А.Р. Жебрака, А.В. Лыкова, В.С. Степина, В. Быкова, А. Адамовича, А. Макаенка, Н. Гилевича, М. Савицкого, 3. Азгура, В. Раевского, С. Станюты, Е. Глебова, И. Лученка, В. Мулявина, А. Медведя, О. Корбут и многих-многих других хорошо известны далеко за пределами республики.

Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода в белорусской философии связано с именами Б.Быховского, С.Вольфсона, С.Каценбогена, Н.Никольского. В 1947 г. в БГУ было создано отделение философии, что положительно сказалось на развитии отечественной философской мысли во второй половине XX в. Большую работу по подготовке национальных философских кадров проводили М.Иовчук, К.Буслов, В.Степанов, И.Лущицкий, И.Ильюшин. Началось изучение истории национальной философии (подробнее смотри: А.А. Козел. «Философская мысль Беларуси. Учебное пособие. Мн., 2004).

С обретением в 1991 г. Беларусью независимости белорусская культура оказалась в ситуации нового исторического " вызова". Вызова со стороны рыночных отношений, политического и духовного плюрализма, изменений в сознании людей (особенно молодежи), наступления западной «массовой культуры» и т. д. Поэтому современность — это время поиска новых «ответов», время самоутверждения и определения места Беларуси в постоянно меняю­щемся мире. Каким станет это место, во многом будет определяться нашей культурой и философией.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь