Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экзистенциально-персоналистические концепции человека.
Философия Древней Индии
Специфика древнеиндийской философии определялась рядом факторов. Древнеиндийская цивилизация и её самобытная культура формировались на основе синтеза культуры арийских кочевых племён, проникших на полуострове Индостан во второй половине II тысячелетия до н.э., и местной протоиндийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро. Разрушив сначала эту высокоразвитую городскую цивилизацию, кочевники со временем перешли на оседлую жизнь и создали свои государства, ассимилировав многие цивилизационные достижения аборигенов. Религия завоевателей – брахманизм, религия жертвоприношения, основывалась на Ведах (Веды - знание). Это большой комплекс текстов, многие века существовавших в изустной традиции, что само по себе – уникальное явление в мировой культуре. А так как для индоарийцев это было священное знание, переданное людям самими богами, то благоговейная строгость и точность в их сохранении и воспроизведении было главной заботой и делом жреческой касты брахманов, занимавшей высшее место в иерархии сформировавшихся индоарийских государств. Эти государства имели жесткую сословную структуру, состоявшую из четырех основных каст ( варн ). Духовная власть принадлежала брахманам, а реальная политическая – военной аристократии, кшатриям. Вайшьи – каста свободных землевладельцев и ремесленников, а также шудры (неприкасаемые, полностью бесправное аборигенное население) обеспечивали высшие касты всем необходимым. Освященная религией кастовая система сначала ограничивала, а затем и вовсе запретила переход из одного сословия в другое, а также межсословные браки. Поскольку прижизненное изменение социального (кастового) статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни», или карма предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты. С иерархическим общественным порядком в древней Индии связан традиционализм , реализовывавшийся в непрерывности философско-этической традиции, сохранении на протяжении многих столетий устоявшегося категориального аппарата и общей системы мировосприятия. В древней Индии доминировало представление о том, что люди не равны друг другу - они отличаются по положению в обществе, а значит, по следованию тем предписаниям, которые они соблюдают (это фиксировалось с помощью категории «дхарма»). Например, основной обязанностью брахманов (жрецов) являлось исполнение ритуалов, изучение и преподавание священного знания древних индоариев – Вед.
Веды состоят из четырех больших частей: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы. Внутри каждой из частей Вед выделяются: самхиты («собрание стихотворных текстов, гимнов, молитв-прошений»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги»), и упанишады («сокровенные наставления»). Особую роль в возникновении древнеиндийской философии сыграли упанишады, в которых и были сформированы основные ее категории. Назначение ведической литературы состояло в том, чтобы научить человека духовному самопознанию (самореализации), и тем самым привести его к освобождению от страданий (мокше), обретению знания, «которое ведет к свободе». Древнеиндийская мысль стремится не столько к выработке информации, сколько к трансформации человека(т.е. указывала дорогу не к материальному достатку и счастью, а к способу преобразования человеком самого себя). По ведическим представлениям, человек отрицает жизнь как раз тогда, когда отождествляет себя с иллюзорным материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Ведическое знание – знание, воспринятое от высшего Авторитета (поэтому существует другое название ведических текстов – шрути, буквально – услышанное, ибо считается, что подобное знание не создано людьми, а имеет духовную природу и постигается мудрецами, которые передают эти знания в устной форме). В силу своей связи с Авторитетом, оно считается совершенным знанием. Структура священных текстов шрути (т. е. полученных людьми от богов) представлена в следующей таблице (табл. 10):
Структура Вед
школы древнеиндийской философии (даршаны)
Хотя отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, формирование индийской философии связано с упанишадами. В упанишадах впервые сформулированы важнейшие идеи и понятия, которые остаются основными в индийской философской и культурной традиции. Прежде всего, это идеи Атмана (истинного «Я», души), Брахмана (абсолюта), их единства; идеи кармы, сансары и освобождения (мокши), достигаемого через единение Атмана и Брахмана. Основная философская идея еще имеющих религиозно-мифологический смысл Упанишад - идея тождества Атмана и Брахмана. В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман — универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману (букв. «сам», «самость») — индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я». Атман вечен и бессмертен. Он постоянен, на него не распространяется изменчивость окружающего мира. Атман может бесконечно долго путешествовать из одной телесной формы в другую. Вместе с тем Брахман и Атман тождественны, Брахман в индивиде осознает самого себя и тем самым переходит в Атман, становится им. В свою очередь на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты воедино, Атман сливается с Брахманом. Таким образом, перед нами образец философского объективно-идеалистического и диалектического мышления, утверждающей первичность духовной субстанции и взаимосвязь и тождества противоположностей: Брахмана как высшего духовного объективного начала и Атмана как субъективного душевного начала. Идея тождества Брахмана и Атмана, или на языке классической философии - объекта и субъекта, а также мировой души и индивидуальной души означает также возможность их взаимного перехода. Учение о Брахмане и Атмане является центральной идеей Упанишад, утверждающей тождество бытия отдельного человека с всеобщей духовной сущностью мира. С этим связано и учения о сансаре (круговороте жизни) и карме (законе морального воздаяния), развитые в Упанишадах. В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения, отрицание индивидуальной смертности человека. Будущее рождение индивида детерминируется законом кармы. Будущее человека — результат совокупности тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Поэтому важнейшая задача человека и важнейшая философская категория Упанишад — освобождение ( мокша ), обозначавшая избавление человека от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Различные ортодоксальные школы древней Индии предлагали многообразные методы достижения мокши: жертвоприношения, медитацию, йогическую практику и др. Мокша (выход из сансары) – важнейшее понятие упанишад и последующих философских размышлений. Отбросить иллюзорную привязанность к миру ( майю ) можно было двумя способами. Один состоит во внешнем отказе от всего, уходе мудреца в пустыню или лесную глушь. Второй – внутреннее сосредоточение на божественном совершенстве. Путем освобождения считались разнообразные аскетические упражнения и др. Аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни». Подлинное, наиболее истинное познание состоит в самом глубоком и полном соединении и осознании тождества Атмана и Брахмана. И только тот, кто способен осознать это тождество, освобождается от бесконечной череды перерождений сансары. Душа такого человека сливается с Брахманом и остается в нем навсегда. Вместе с тем она освобождается от влияния кармы. Это и есть самая высокая цель и самый истинный путь — «путь богов» (деваяна), в отличие от обычного пути — «пути отцов» (питрьяны). Деваяна достигается благодаря аскезе и высшему познанию. Отсюда следует, что ортодоксальная древнеиндийская философия была направлена не на изменение внешних условий существования — природы и общества, а на нравственное самосовершенствование. В ней путь к истине — путь нравственного совершенствования человека, а не путь теоретического познания. Цель Упанишад заключается не столько в достижении философской истины, сколько в том, чтобы принести умиротворение мятущемуся человеческому духу.
Время создания упанишад – период глубокого кризиса брахманизма как религии и идеологии. Творцами упанишад были уже не брахманы, а кшатрии. На основе упанишад возникли два типа философских школ (даршан): 6 ортодоксальных (т.е. признающих авторитет вед - «астика») и 3 неортодоксальные («настика»), занимающие критическую по отношению к ведам позицию, причём одна из них – локаята (или чарвака) радикально оборвала связь со всей ведийской культурной традицией. Каждая философская школа имела своего основателя и разрабатывала собственные способы осмысления мира и человека (табл. 11). Упанишады оказали огромное влияние на развитие философской мысли Индии в целом. Их влияние обнаруживается и позже, например, во взглядах таких крупных мыслителей, как М. Ганди, А. Шопенгауэр и др. За исключением локаяты все остальные философские системы признают ведийское учение о карме и сансаре и ставят задачу индивидуального освобождения как цели человеческого существования. Освобождение же всякий раз понимается как сбрасывание с души сковывающих её пут кармы и соответственно как разрыв круговорота сансары, непрерывной цепи перевоплощений (рождений и смертей в разных обликах и состояниях). Понимание же путей и средств достижения такого освобождения или спасения варьируется в различных философских системах. Ортодоксальные системы группируются парами по их генетическому и концептуальному родству. Ключевую же роль в философии и культуре Индии сыграли в своё время и продолжают играть две из них: санкхья и веданта.
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Философия буддизма
Философско-этическое наследие Древней Индии особенно ярко представлено в философии буддизма. Буддизм – самая древняя из трех мировых религий и уникальная философская система. Он возник в VI - V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры (ведизм, брахманизм), создав уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. В философии буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания на основе медитации (от лат. meditatio — сосредоточенное размышление) – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом медитационных практик в буддизме является достижения состояния непосредственного переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоудовлетворенность. Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь. Подобно молитве в христианстве, медитация – сердцевина буддизма. Ее конечная цель – просветление, или состояние нирваны. Следует иметь в виду, что в системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные и вообще вредные для человека. Отсюда и проистекает необходимость освобождения от несовершенного реального существования, от внешних объектов и чувств. С этим связана и уверенность большинства буддистов в том, что страсти, которые порождают телесные беспокойства должны быть преодолены. Основной способ этого – достижение нирваны. К основным положениям практической философии буддизма можно отнести следующие тезисы: - жизнь есть поток становления. Буддизм отрицает субстанциональность физического мира и человеческой психики. Внешний мир и человеческая личность - не что иное, как меняющееся сочетание постоянно изменяющихся дхарм (частиц). По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются волевые действия, слова и мысли человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических и других качеств. Успокоенная дхарма, теряя свои качественные отличия, исчезает, как угасающее пламя свечи. Согласно буддизму не душа переходит из одного тела в другое, а создается новый комплекс дхарм, составляющих личность. Поскольку дхармы находятся в постоянном изменении сочетаний и лишены постоянства, буддистский мир напоминает мир кинематографа. Представляя случайную игру возбужденных дхарм, мир как таковой иллюзорен и неустойчив; - необходимо достижение святости, то есть «просветления». Это, в первую очередь, результат большой и трудной внутренней работы самого человека, которую нельзя переложить на плечи какой-либо церкви или религиозной общины. «Усердно трудитесь над своим спасением», — учил создатель буддизма – Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев, получивший после просветления имя Будды. Таким образом, постижение божественного в философии буддизме по сути дела эквивалентно самопостижению человеком себя посредством собственных усилий и духовных практик; Особая роль в философии буддизма отводится роли духовно – нравственных практик в постижении бытия и достижения нирваны. Одно из важных отличий буддизма от других мировых религий и систем западной философской традиции заключается в его психоаналитико-медитативном подходе к решению мировоззренческих проблем. Медитация и монашество (среда, в которой всегда занимались медитацией) – часть традиции буддизма, а смысл монашеской жизни - максимально использовать то, что дано человеку. Абстрактные идеи не имеют настоящей ценности (истина – продукт живого опыта). Практическая буддийская философия непосредственно базируется на психотехническом опыте ее основателя – Сиддхартхи Гаутамы. Согласно буддийскому канону, царевич Сиддхартха отверг как авторитет ведического откровения, так и доктрины современных ему неортодоксальных учителей – джайнов и адживиков (отшельников), поставив целью постичь истину самому и собственными силами, без опоры на традиционные или доктринальные авторитеты. В результате его пробуждение (просветление) (с ним связано и его имя Будда – букв. – просветленный) стало уникальным явлением и легло в основу буддийской дхармы (Закона). Отсюда вытекало два важных следствия. Во-первых, для буддизма психотехнический опыт ценен сам по себе, независимо от его доктринальной основы, из чего следовало признание возможности обретения высоких состояний сознания только в результате самостоятельной практики (по преданию, в своих последних словах Будда призвал учеников усердно трудиться ради освобождения, полагаться только на собственные силы и быть «светильниками самим себе»). Во-вторых, высшая ценность учения (нирвана или бодхи, «пробуждение»), согласно буддизму, может быть реализована любым человеком независимо от его национально-этнической принадлежности и социального статуса, что способствовало превращению буддизма в мировую религию. Ядро практической философии буддизма составляли четыре благородных истины о том, что жизнь есть страдание, что источником страдания является сама жизнь, что можно избавиться от страданий, и что имеется метод избавления от страданий – буддизм. Философское мировоззрение материализма и атеизма в древней Индии было представлено в учении локаята-чарвака, в котором утверждалась вещественно-стихийная первооснова мира, отвергался авторитет Вед, аргументировалась необоснованность идей кармы и сансары и проповедывался в качестве основного жизненного принципа гедонизм – мировоззрение, согласно которому необходимо стремиться к получению удовольствий, наслаждений в обычной, земной жизни. Хотя влияние локаяты и усиливалось в периоды роста в Индии естественнонаучного знания, однако её духовная культура не стала определяющей. Господствующие позиции в ней с VIII–IX в. н. э. заняли коренящиеся в Ведах, прежде всего Упанишадах, положения веданты и санкхьи. В заключение подчеркнем, что идеи и основные понятия древнеиндийской философии сыграли определенную роль в развитии неклассической философии.
17. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования.
Зигмунд Фрейд
(6 мая 1856 - 23 сентября 1939)
Духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества...
ЗИГМУНД ФРЕЙД – австрийский врач-психотерапевт, психолог, предложивший психоаналитический метод лечения нервнобольных и применивший свой подход к исследованиям широкого круга явлений: психики, религии, культуры. Родился во Фрайберге в семье торговца тканями. Проявлял интерес к философии и гуманитарным дисциплинам, однако склонность к естественным наукам привела его в 1873 году на медицинский факультет Венского университета (где он получил степень доктора медицины в 1881, приват-доцента неврологии в 1885, профессора невропатологии в 1902). Работал врачом Венской больницы, занимался частной практикой. Сотрудничал с известными врачами-невропатологами - Йозефом Брейером и Жаном Мартеном Шарко. За год до смерти покинул Вену после захвата власти в Австрии нацистами. Скончался в Лондоне. Свои идеи изложил в работах «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923). Классический психоанализ Фрейда – это особое видение человека и культуры, призванное преодолеть крайности философского рационализма и иррационализма. Австрийский мыслитель смещает акцент исследования на индивидуальный мир человека, его внутренние психические структуры и процессы, которые выступают фундаментом социального бытия. При этом определяющим в понимании внутреннего мира человека и его закономерностей становятся неосознаваемые психические процессы и явления. Переосмысливая рационалистическое представление о тождестве психики и сознания, используя свой большой клинический опыт, Фрейд приходит к идее существования особой составляющей человеческой психики – бессознательного – реальности, которая определяет наше сознание и поведение. Психика человека предстает в единстве трех компонентов: бессознательного-предсознательного-сознательного. Это пространственная, или топическая модель, в которой бессознательное сравнивается с большой передней, сознание - с примыкающей узкой комнатой, на пороге – страж – предсознание. Особенность топической модели – подчеркивание противоречивости человеческой психики. С одной стороны, психика человека представляет собой результат борьбы двух инстинктивных начал: Эроса (стремление к жизни) и Танатоса (стремление к смерти), с другой - основой поведения человека является конфликт бессознательного и сознательного. Наряду с топической моделью, Фрейд предложил структурное деление психики: Оно (психические образования, выражающие безотчетные влечения человека), Я (посредник между Оно и внешним миром), Сверх-Я (социокультурные запреты, трансформирующие влечения в приемлемые для общества формы). Понятно, что отношения между структурными компонентами психики противоречивы и многообразны. Здесь Фрейд подчеркивает хрупкость человеческого разума, его зависимость как от бессознательных влечений, так и от требований культуры, носящей репрессивный характер. Фрейд критикует философский рационализм, полагающий разум источником могущества и власти над человеческими страстями и миром. В противоположность рационалистическому оптимизму мыслитель рассматривает разум («Я») как «несчастное сознание» и свою задачу видит не в упорядочивании и схематизации внутреннего и внешнего мира, а выявлении конфликтности человеческой психики, поиске путей ее разрешения. Основным способом такого разрешения является осознание человеком своих бессознательных влечений. Значимость и ценность классического психоанализа как раз и состоит в обращении к конкретному страдающему человеку для помощи в мобилизации его душевных и духовных сил. Известные изречения З. Фрейда: · Многие ценные для нас культурные завоевания были достигнуты за счет сексуальности, точнее в результате ограничения сил сексуального влечения. · В определенном смысле то, что мы называем счастьем случается в результате (предпочтительно непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей. · Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета. Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы