Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экзистенциализм - учение о существовании, философия существования.
Следует иметь в виду, что в наши дни понятие экзистенциализма используется в двух основных смыслах. В первом, широком, оно обозначает изучение проблем человеческого существования с помощью разнообразных средств литературы, искусства. Во втором, узком смысле, экзистенциализмом называется особый тип современной философии. Несмотря на то, что и в первом, и во втором случае речь идет о проблемах человеческого существования, смешивать два смысла понятия " экзистенциализм" не следует. Никто, конечно, не запретит называть в соответствии с широким смыслом понятия экзистенциализма многих выдающихся и известных писателей экзистенциалистами. Например, Льва Толстого, автора рассказа " Смерть Ивана Ильича", или наших современников – россиянина В.Распутина, белоруса В.Быкова и др. Однако проблемы человеческого существования в творчестве этих и других представителей искусства отражаются не с помощью философских понятий, а в форме художественных образов. В отличие от искусства, философия постигает мир с помощью абстрактных, наиболее общих и предельных понятий, или категорий. Философия экзистенциализма - особый, рационально-критический тип мировоззрения, выраженный на специфическом языке и использующий особый тип философской аргументации. В чем же заключается специфика экзистенциализма как философии и с помощью каких категорий аргументируется ее содержание и смысл? Своеобразие экзистенциализма оправданно видеть в обосновании и защите особой программы миропонимания на основе отрицания роли и ценности разума в разрешении многообразных проблем жизни людей. Экзистенциализм – философская концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования. В философии XX столетия культ разума развенчивался главным образом в процессе переосмысления кровавых уроков первой и второй мировых войн. Именно войны дискредитировали представление о силе и мощи человеческого разума и здравого смысла. Особенно остро это переживалось в странах, потерпевших поражение в войне. Не случайно, что эпицентром возникновения экзистенциализма стали вначале Германия 20-х годов, а затем раздавленная сапогами фашистских полчищ, но еще не покоренная окончательно Франция. В Германии идеи экзистенциальной философии первоначально были сформулированы Карлом Ясперсом (1883-1969) в работе " Психология мировоззрения " (1919) и Мартином Хайдеггером (1889-1976) в книге " Бытие и время " (1927). Во Франции яркими представителями философии экзистенциализма были Габриэль Марсель (1889-1973) и Жан Поль Сартр (1905-1980). Значительный вклад в пропаганду идей экзистенциализма внесли также французские мыслители Альбер Камю (1913-1960) и Симона де Бовуар . Широкое хождение экзистенциалистская философия получила в 50-е годы в Западной Европе, а в 60-е годы в США и Канаде. Если войны и другие социальные и политические потрясения двадцатого столетия составляли питательную почву экзистенциальной философии, то ее идейными предпосылками были переосмысление классического понимания целей и задач философии и творческая реанимация идей мыслителей-иррационалистов XIX века. В экзистенциализме обосновывались представления о том, что в классической философии человек был вытеснен на задворки мировоззрения. Классическая философия была либо философией идей, либо философией вещей. В первом случае все внимание философов сосредотачивалось на вопросах логики как учения о мышлении и теории познания. Во втором случае философия оказывалась учением о бытии, т.е. онтологией. Экзистенциальная философия изначально задумывалась не как логика, гносеология, онтология, но как антропология– учение о человеке. Реализация данного понимания назначения философии потребовала разработки особого класса философских категорий – так называемых экзистенциалов. Понятия-экзистенциалы, к примеру, ключевое из них – экзистенция (существование), по мысли немецких и французских мыслителей-экзистенциалистов, принципиально не объясняется средствами разума, логики. Их постижение предполагает использование особых философских методов и эмоционально-художественных средств. Решая задачи постижения уникальности и неповторимости человеческой экзистенции, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др., опирались на идеи датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора (1813-1855), учение Ф.Ницше. Отвечая на главный для него философский вопрос: " Как я могу стать Христианином? ", датский мыслитель Кьеркегор негативно-критически оценивал классическую философию за ее абстрактный и рациональный характер. Наиболее значимым представителем философской классики и своим главным оппонентом С.Кьеркегор считал Гегеля. Отвергая абстрактно-рациональные средства приобщения к миру христианских ценностей и веры, Кьеркегор разрабатывает представление о человеческом существовании как восхождении от эстетического способа бытия к этической экзистенции и от неек экзистенции религиозной.Именно проделывая данный путь, человек обретает и находит себя, проходя через горнило эротики и наслаждений, этического долга, он, в конце концов, понимает свою суть через акты любви и веры в Бога. В религиозной философии Кьеркегора также обосновывались представления о том, что единичное выше общего, что истина всегда субъективна, а средствами ее постижения являются особые понятия: «экзистенция, страх, отчаяние» и др. Важнейшим положением философии Кьеркегора был тезис о том, что разум и наука никак не связаны с пониманием истины. Еще одним источником философии экзистенциализма была философия Ф.Ницше и феноменология Э. Гуссерля (1859-1938). Учителями Гуссерля в философии были Т. Масарик и Ф. Брентано. У Брентано Гуссерль позаимствовал идею об интенциональности человеческого сознания, т.е. об изначальной направленности сознания на иное. Если, согласно Брентано, считавшему, что необходимо построить описательную психологию, интенциональность сознания заключается в его предметности, то у Гуссерля интенциональность – исполнение идеи в различных состояниях человеческой психики. Мысль Гуссерля, разочаровавшегося в идее психологии как высшей науки, состояла в обосновании самостоятельного существования сферы сознания как базиса реальности. В отличие от представителей классического идеализма, Гуссерль не постулировал мир идей, а открывал его существование с помощью разработанного им особого феноменологического метода. Суть этого метода состоит в последовательном вынесении " за скобки" анализа всего того, что препятствует постижению чистого бытия сознания, а именно интересов и потребностей людей, влияний внешнего мира и т.п. Взяв на вооружение гуссерлевский феноменологический метод, экзистенциалисты сумели по- философски изучить мир человеческого существования, не вступая на путь его чисто художественного истолкования. Сначала они, в особенности, К.Ясперс, применили феноменологический метод для решения конкретных проблем психологии и психиатрии, позже М.Хайдеггером этот метод был распространен и на решение собственно философских проблем. Следует иметь в виду, что уже в начале XX века идеи экзистенциализма витали в воздухе. Самостоятельно к ним пришел испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Центральное положение философии Ортеги – жизнь. Оно достаточно многозначно. Жизнью он называл непосредственное переживание человеком своего места в мире, единство с переживаемым миром. В работе " Тема нашего времени" он определяет жизнь как " функцию нашего окружения, которое, в свою очередь, зависит от нашей чувственности". Ортега однако стремится не противопоставить жизнь разуму, а, найдя их единство, доказать существование витального (жизненного) характера разума. Поэтому его философия именуется рациовитализмом . Функция рассматриваемого Ортегой разума – истолкование драмы, в которой живет и в которую " ввернут" человек. Ортега использует метафору жизни как " вечного кораблекрушения", что созвучно идеям философии жизни. В своей работе он вслед за О.Шпенглером одним из первых предпринял попытку теоретического осознания противоречивых процессов современной демократизации общественной жизни, выхода на арену истории народных масс. В своей философии Ортега противопоставляет массе элиту, защищает элитарные ценности от восстания масс. Человек массы, по Ортеге, – это неблагодарное существо, имеющее неограниченные потребности. Данный тип человека испытывает удовлетворение от своей похожести на других индивидов. Другим типом индивида является человек элиты. Ортега рассуждает о том, что лучшие люди - люди нравственные, совестливые, ориентирующиеся на силу нормы, а не на силу кулака. Еще одним качеством человека элиты является обладание им особой эстетической восприимчивостью к новым направлениям художественной практики XX века. В работе " Дегуманизация искусства" (1925) Ортега оценивает живопись Пикассо, поэзию Малларме, музыку Дебюсси, театр Пиранделло как спасительное противоядие от натиска " массовой культуры". Он противопоставляет жизненную игру, ее радостный, непринужденный и отчасти вызывающий облик " постному лицу труда", безликому, лишенному смысла усилию. Высшей витальной ценностью, по его мнению, обладает не результат, а процесс. Учение, признающее реальностью только непрерывное становление, есть, как известно, скорее выражение общей растерянности, чем спасение от нее. В философии Ортега-и-Гассета акцентируется внимание на проблемах жизненного выбора человека, его существования, что и позволяет сближать данную философию с экзистенциализмом. Таким образом, объективными факторами, повлиявшими на рождение экзистенциализма, были две мировые войны, тоталитарные режимы как отрицание моделей либерально-демократического устройства общества. Осмысливая их суть и значение, философы-экзистенциалисты открывали для себя и своих читателей ценность идей иррационализма , заброшенности человека во враждебном ему мире, независимости подлинной человеческой экзистенции от внешних социальных условий и др. Основной пункт философии экзистенциализма – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. По удачному выражению одного автора, экзистенциализм - это философия, представляющая собой попытку рассуждать не с позиции зрителя, а с точки зрения самого актера, участвующего в жизненной драме. Каждый человек оказывается " брошенным" в мир, в котором он не может жить без общения с другими людьми. Однако общество изображается экзистенциалистами как всеобщая сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие. Так, для Хайдеггера, общество – некое безличное " оно", нивелирующее все индивидуальное и навязывающее личности расхожие общие нравы, вкусы, взгляды, убеждения. Согласно экзистенциализму, человек, зараженный страхом смерти, ищет убежище в обществе. При этом он вовлекается в неподлинное существование. Человек растворяется в безличной толпе, в " оно", а другие люди отнимают у него бытие, превращая его самого в нечто лишенное индивидуальности, среднее, неуникальное. В глубинных слоях такого неподлинного существования человека скрывается экзистенция , т.е. подлинное, одинокое существование, доступное немногим людям. Экзистенция выражает единственность, уникальность каждого человека и его судьбы. Причем, если существование человека в обществе показывает, каков он есть, то экзистенция указывает на скрытые возможности человека. Экзистенция является как бы промежуточным бытием: между бытием общества, с одной стороны, и бытием потусторонним, трансцендентным , с другой стороны. Еще одна характеристика экзистенции – ее интенциональность , т.е. направленность на потустороннее бытие, ничто. Наиболее явно экзистенция проявляется при попадании человека в так называемые пограничные ситуации . Это состояния острейшего эмоционального стресса, связанного, прежде всего, с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. В пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного " я" в ходе соприкосновения с высшим видом бытия – трансценденцией, которая представляет собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека. Иногда, в зависимости от того, как понимается высшее бытие, экзистенциализм делят на религиозный и атеистический . В такой перспективе религиозными экзистенциалистами оказываются Марсель и Ясперс, увязывающие высшее бытие с Богом, а атеистическими - Хайдеггер и Сартр, длякоторых оно абсолют, ничто. Вместе с тем идея высшего бытия всегда оказывается идеей, родственной с идеей бога, и в этом смысле деление экзистенциалистов на две группы является во многом условным. Для понимания сути философии экзистенциализма гораздо существеннее решение в ней проблем свободы и коммуникации . У большинства экзистенциалистов свобода и экзистенция - понятия тождественные. Например, у Ясперса экзистенция и есть свобода. Свободу невозможно найти в предметном мире, т.к., по Ясперсу, " в предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться". Большинство экзистенциалистов сводят свободу к " свободе выбора". Так, у Ясперса выбор определяется " зовом экзистенции", который подчинен Богу. Однако Ясперс не предлагает критерия для различения свободы и произвола. Произвол совершается уже не в соответствии с зовом экзистенции, а в ответ на индивидуальные интересы человека. У французского экзистенциалиста Сартра свобода – важнейшее понятие его философии. Для него свобода также есть выбор человеком своего бытия: человек таков, каким он себя свободно выбирает. При этом свобода понимается не в социальном плане, как свобода действовать в соответствии с обстоятельствами, а в субъективно-психологическом ключе: как " свобода желать". У Сартра она не связана с причинной обусловленностью, наоборот, свобода у него разрывает последнюю, разрывает время человеческого бытия, она - " дыра в бытии". Свобода сохраняется у человека в любой ситуации и заключается в возможности выбирать свое отношение к ней. Можно и свободно примириться с ситуацией и так же свободно не принять ее. Сам по себе выбор отношения к конкретной ситуации обеспечивает свободу, для достижения которой не нужны практические действия. По Сартру, человек " осужден быть свободным". Свобода тем самым становится мучительной необходимостью, роком. Социальный смысл сартровской теории свободы двойственен. Эта теория может вести как к примирению с любой действительностью, так и к протесту против нее, к ее неприятию. Для другого французского экзистенциалиста – А. Камю – свобода является бунтом против всемирного абсурда, мятежом против судьбы. Камю сводил этот бунт к отказу от моральных ценностей, связывал его с принципом " Все дозволено". У Ясперса свобода не тождественна произволу человека, а представляет собой трансцендентную необходимость. Однако эта необходимость не общезначима, а имеет глубоко личный характер. Для каждого человека имеется своя необходимость. Обсуждая проблему свободы, экзистенциалисты сталкиваются с неразрешимой в рамках их философии задачей соединения уникальности с универсальностью человека. Пытаясь ее разрешить и тем самым придать экзистенции универсальный и всеобщий вид, они разрабатывают теорию коммуникации. Коммуникация (общение) выполняет в их учении функцию связи между различными экзистенциалами. В процессе взаимодействия, " сообщения с другими экзистенциями" они приобретают, по мнению экзистенциалистов, статус реальности. А само общение свидетельствует о реальном существовании экзистенции. Для Ясперса коммуникация – это духовное общение " немногих" в противоположность массовому общению, в процессе которого человек превращается из субъекта общения в объект информационного воздействия. С точки зрения Ясперса, коммуникация - это общение, в ходе которого человек не " играет роли", предложенные ему обществом (семьей, работой, политикой и т.д.), а раскрывает себя в качестве актера, который самостоятельно исполняет все роли. Основное положение теории коммуникации звучит так: " контакт вместо контракта". Теория коммуникации противопоставляется общественному договору, в основе которого лежит контракт, сделка. Контракт разобщает людей, т.к. их общение ограничивается абстрактным моментом – заключением договоренности. Устанавливаемый в ходе коммуникации контакт, наоборот, сближает и роднит людей. Средством достижения контакта является дискуссия. В ее ходе люди выясняют, что их разъединяют общепринятые нормы мышления, а объединяют собственные субъективные и уникальные переживания, связанные со страхом смерти, абсурдностью жизни и т.д. Способность людей испытывать подобные переживания обусловливает их принадлежность к узкому кругу духовной аристократии. Аристократическая коммуникация в религиозной версии экзистенциализма оказывается общением с Богом, а в атеистической - общением со своей эпохой и вечностью. В заключении еще раз подчеркнем, что характерной чертой экзистенциализма является его иррационализм. Иррационализм экзистенциализма является и гносеологическим, и онтологическим. У Камю, например, мир - господство хаоса, случайности, анархии, абсурда. Сознание в экзистенциализме рассматривается не как познающее, а как страдающее, переживающее. Утверждается, что человеческое существование в принципе не может быть объектом рационального познания, т.к. мы не в состоянии взглянуть на самих себя со стороны. Мы можем только пережить экзистенцию и описать свои переживания. Переживание понимается как смотровое окошечко, через которое виден мир. С иррационализмом экзистенциализма связан его индетерминизм, состоящий в отрыве свободы от необходимости и абсолютизации ответственности и свободы человека. Получается, что действия человека, не обусловленные причинно, являются ничем не ограниченным и бессмысленным произволом. С принципом индетерменизма связан и экзистенциалистский этический релятивизм, заключающийся в отрицании общеобязательности моральных идеалов и норм. Критерий морали помещается в индивидуальное сознание человека, сводится к ответственности его за свои поступки. Это не значит, что экзистенциалисты были ниспровергателями морали, наоборот, они высоко ценили моральные качества людей. Нельзя не признать, что экзистенциалистский индивидуализм творческой интеллигенции был во многом формой протеста против подавления личности безличными силами общества. Философия экзистенциализма значительно обогатила мировоззренческий багаж человечества. Прежде всего, эта философия заставила людей задуматься над такими вопросами, которые классическая философия почти не обсуждала. Это проблема человека, его индивидуального существования, смысла жизни. Философия экзистенциализма была гуманистической критикой многообразных " язв" XX века: мировых войн, массового уничтожения людей, попрания человеческого достоинства, репрессивного и нивелирующего влияния общества на человеческую личность, ее стандартизации и схематизации. Она также защищала стремление людей к творчеству и уникальности, оригинальности и неповторимости. Исторически экзистенциализм был заметным явлением в духовной жизни человечества 30-х - 60-х годов нашего столетия, затем он утратил самостоятельность, однако его основные идеи вошли в общественное сознание современного общества.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы