Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
В философии истории ХIХ–ХХ вв. сложилось две основных парадигмы истолкования характера и направленности социодинамики – формационная и цивилизационная. В рамках первой, сформулированной К. Марксом, история трактовалась как естественно-исторический процесс смены конкретно-исторических типов общества, или общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, возникший на базе определенного способа производства материальных благ. Качественные различия ступеней развития общества, согласно К. Марксу, вполне доступны конкретно-научному, прежде всего, экономическому, социологическому изучению. Фундаментом общественно-экономической формации, по его мнению, является способ производства материальных благ. Взгляд на историю как процесс развития общественно-экономических формаций был, однако, не столько выводом из предварительного эмпирического изучения исторического процесса, сколько теоретическим распространением принципов материализма на область общественных явлений, осуществленное К. Марксом и Ф. Энгельсом еще в середине ХIХ в. Философско-исторической основой для этого послужило представление об объективности производительных сил и производственных отношений, последние из которых и являются предельным основанием, конкретно-исторической основой для дифференциации различных общественно-экономических формаций как особых типов социальных организмов. В рамках марксистской философии истории сначала были выделены три классово антагонистических общественно-экономических формации – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и одна бесклассовая – коммунистическая. Затем к ним была добавлена первобытная общественно-экономическая формация. Поскольку формации различаются способом производства материальных благ, который в основном детерминирует духовную жизнь каждого социального организма, а углубленные исторические исследования способа производства в различных регионах земного шара свидетельствовали об их многообразии, в поздний период своего творчества К. Маркс наряду с рабовладельческим и феодальным способами производства выделял, например, восточный, подчеркивая его отличие от классических западных рабовладельческого и феодального способа производства. Способ связи человека как субъективной производительной силы со средствами и условиями труда (объективной производительной силой), его производственно-экономические отношения с другими людьми, прежде всего отношения собственности, определяли, согласно К. Марксу и социальное лицо формации, и ее властные отношения, и ее душу, и дух. Согласно формационному пониманию общества, социальные отношения, основанные на господстве частной собственности, порождают антагонизмы, связанные с классовой борьбой, что, в конечном итоге, должно завершиться уничтожением частной собственности и построением бесклассового общества, т. е. коммунизма, основанного на общественной собственности на средства производства, коммунизма как формации общества, в которой отсутствуют социальные различия между людьми, делами которой управляет не государство, а непосредственно сами люди и в которой господствует новое диалектико-материалистическое мировоззрение (табл. 3). Таблица 3.
Типы общественно-экономических формаций (по К.Марксу):
первобытная рабовладельческая феодальная
капиталистическая коммунистическая Формационная парадигма философии истории К.Маркса существенно отличается от цивилизационной парадигмы исторического процесса. Что же такое цивилизация? Этимология слова «цивилизация» связана с латинским слово - civilis, которое на русский язык переводится, как город, общность, государство, гражданское общество. Уже во второй половине XVIII — начале XIX вв. в философии истории вполне утвердились три трактовки понятия «цивилизация»: · цивилизация – идеал прогрессивного развития человечества как единого целого; · цивилизация – третий этап прогрессивного развития человечества как единого целого, который идет на смену дикости и варварству; · цивилизации – качественно различные и уникальные этнические или исторические общественные образования. В социогуманитарных науках ХIХ–ХХ вв. сложились следующие основные подходы к изучению цивилизации: историко-культурологический подход (М. Вебер, А. Тойнби). В этом подходе развивается третья из вышеуказанных трактовок цивилизации, согласно которой определенная цивилизация – особый конкретно-исторический культурный феномен. К нему примыкает социологический подход (Д. Уилкинс), согласно которому цивилизация – общество, характеризующееся однородной культурой. В этнографии и антропологии сложился этнографически-антропологический подход (Э. Тайлор и др.), согласно которому цивилизация – система знания, верований, искусства, нравственности, права, а также этнопсихологический подход (Л. Гумилев), который связывает понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Если в историко-культурологическом и социологическом подходах в качестве цивилизационно образующего выделяется духовный фактор, то в географии был сформировал географический подход (Л. Мечников), согласно которому решающее воздействие на характер цивилизации оказывают географическая среда существования того или иного народа (вода, степь, суша и т.п.), которые влияют, прежде всего, на формы кооперации и взаимодействия людей, ее изменяющих. Конкретно-научные подходы к цивилизации способствовали формированию и углублению ее философских истолкований. Типы цивилизаций в истории
В терминологическом отношении она не была однородной. Н.Я. Данилевский, например, называл цивилизации «культурно-историческими типами», О. Шпенглер – «великими культурами», четко к тому же отличая цивилизацию от культуры, А. Тойнби – «локальными цивилизациями», П. Сорокин – «большими культурными суперсистемами». Дело, конечно, заключалось не в терминах, которые использовали философы, развивавшие цивилизационную парадигму исторического процесса в том, что именно открытые ими культурно-исторические типы, великие культуры, локальные цивилизации, большие культурные суперсистемы, определяют жизнь и организацию общества, менталитет и поведение индивидов, конкретные исторические процессы и тенденции социодинамики. Предельно четко об этом в рамках цивилизационной парадигмы писал П. Сорокин, подчеркивавший, что изучение цивилизаций помогает понять характер и причины изменений в человеческом обществе, а также контролировать и направлять исторические процессы, согласно желаемому направлению. Н. Данилевский в книге «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию локальных цивилизаций, т. е. таких культурно-исторических типов, в которых собраны и обобщены особенности религиозного и национального самосознания народов, входящих в тот или иной тип (табл. 4). Типы цивилизаций по Н.Я. Данилевскому
О. Шпенглер в книге «Закат Европы» вслед за Н.Я. Данилевским отвергает разделение всемирной истории на древнюю, средневековую и новую. Совершенный им, по его собственному выражению, «коперниковский переворот» в науке состоит в том, что история предстает не как единый процесс, а как «множество мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования». Каждая культура по терминологии Шпенглера является уникальным организмом, расцветающим подобно полевому цветку в определенных условиях и местности. Душа культуры (своеобразная программа развития общественного организма) уникальна. Всего Шпенглер выделил восемь культур: · египетскую (культуру «молчания»), · культуру майя, · греко-римскую («аполлоновскую»), · византийскую («магическую»), · индийскую, · вавилонскую, · китайскую, · западноевропейскую («фаустовскую», рассудочную). Следовало ожидать, по его мнению, и появления еще одной – русско-сибирской культуры. Каждая культура проявляет себя внешне некой специфической и уникальной чертой, шифром. Так, например, символом европейской («фаустовской») культуры является динамизм времени. Отсюда – доминирование музыки в искусстве, учение о бесконечности в физике и политический динамизм. Культура проходит примерно тысячелетний цикл развития, включающий три стадии: юность (мифо-символическая культура), расцвет (метафизико-религиозная культура), упадок (окостеневшая культура). Умирая, культура перерождается в цивилизацию, а цивилизация, по Шпенглеру, это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. Для западного мира процесс перерождения культуры в цивилизацию начался в XX в., когда появился «массовый» человек, лишённый внутренних импульсов развития. Если культура творит «вглубь», то цивилизация – «вширь», на смену органическому ритму развития приходит голый пафос пространства. Завоевательная политика становится симптомом вырождения культуры. Технический прогресс, спорт, политика, потребление — вот основные сферы деятельности массового «человека цивилизации». В философии в этот период царят скептицизм, признание относительности всех истин, критика всех мировоззрений через выяснение их исторической обусловленности. Индивидуальность человека целиком определяется индивидуальностью культурного целого. В эпоху «заката» все попытки возрождения религиозных чувств, высокого искусства бессмысленны, и в этот период разумнее отказаться от попыток реанимации культуры и заниматься совершенствованием цивилизации. По мнению английского историка и философа Арнольда Тойнби (1889–1975), человечество – это совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации являются устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные, прежде всего, в религии. Цивилизация возникает как реакция на некую неповторимую историческую ситуацию, будь то «ответ» на «внешние» или «внутренние вызовы, угрозы со стороны соседей, исчерпание природных ресурсов. Своеобразие «ответов» выражается в способности творческого меньшинства (элиты) дать адекватный ответ на вызовы времени. А. Тойнби в разные периоды своего творчества выделял разное количество цивилизаций, насчитывал даже двадцать три развившиеся цивилизации. Механизмом возникновения цивилизации является взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызовы обществу, а общество через творческое меньшинство отвечает на эти вызовы, что на определенном этапе истории и приводит к цивилизации («Постижение истории»). В трактовке исторического процесса П. Сорокин (1889–1968) исходит из понимания социальной действительности как сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений, ценностей и норм. В работе « Социальная и культурная динамика » он выбирает культурный фактор как самый важный и определяющий в развитии человечества. Этот фактор объясняет, по П. Сорокину, состояние науки, философии, религии, права, искусства, политики и экономики. В 90-ые гг. ХХ в. футуролог Ф. Фукуяма в рамках цивилизационной парадигмы развивал идею «конца истории», связывая ее с уходом с исторической арены мощных идеологий и основанных на них цивилизаций. Его коллега американский ученый С. Хантингтон энергично отстаивал идею столкновения западной и восточной цивилизаций как нерва современной социодинамики. В современной философии истории это утверждение С. Хантингтона, однако, обросло уже внушительным клубком не вполне корректных толкований. Возражая своим критикам, Хантингтон подчеркивал, что он отнюдь не утверждал, что цивилизационная характеристика заменит все другие характеристики истории, что нации-государства исчезнут, что каждая цивилизация станет политически единой и целостной, а конфликты и борьба между различными группами внутри цивилизаций прекратятся, но лишь то, что «в ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран». Если цивилизационная парадигма истории, в которой именно духовный фактор признавался определяющим в социодинамике существенно отличалась от формационной парадигмы исторического процесса, то в наши дни в философии истории все более явно обнаруживается тенденция к объединению цивилизационного и формационного подходов. Это объединение обычно связано с использованием идей формационного подхода в цивилизационной парадигме и, наоборот. Проникновение идей формационной парадигмы в цивилизационный подход осуществлено в технико-технологической трактовке цивилизации, в соответствии с которой выделяются: · доиндустриальная, · индустриальная, · постиндустриальная (информационная) цивилизации. Выделение данных типов цивилизации было осуществлено в 70 гг. в концепции постиндустриального (технотронного, информационного) общества. Термин «постиндустриальное общество» был введен в оборот американским ученым Д. Беллом, а понятие «информационное общество» впервые использовали японские теоретики ( К. Коямо, И. Масуда ). На основании идей первого из них еще в 1972 г. в Японии была принята программа: «План информационного общества: национальная идея к 2000 г.». Основы технико-технологического подхода к цивилизации были разработаны Д. Беллом в его книгах « Грядущее постиндустриальное общество » (1973) и « Культурные противоречия капитализма » (1978). Большой вклад в популяризацию и пропаганду данной концепции внес А. Тоффлер («Футурология») и др. Его идеи о различных технико-технологических типах цивилизации мало напоминали упрощенные околомарксистские трактовки истории, как смены технологических способов производства. Согласно Алвину Тоффлеру, имеется три типа цивилизации – аграрная, индустриальная и постиндустриальная. 1. Доиндустриальное (аграрное, традиционное) общество возникло 8–9 тыс. лет назад, во времена неолитической революции (перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству). В области экономики данное общество характеризует полная зависимость от природно-климатических условий, его хозяйственный уклад основан на земледелии и скотоводстве, распределение материальных благ в нем зависит от положения личности в социальной иерархии. В политической сфере доиндустриального общества господствуют традиции, а не закон. Социальными нормами являются табу, обычаи и ритуалы. Каждый индивид в этом обществе знает, что ему делать, как поступать. Жизненный путь человека предопределён, и социальный вектор его жизни задан с детства. В доиндустриальном обществе люди живут главным образом малыми общностями (сообществами). В малых общностях (например, сельской общине) социальные связи построены на доверии (поскольку все друг друга «знают»). В традиционном обществе преобладает деспотическая структура власти, формирующаяся по наследственному признаку. В социальной сфере данное общество характеризуется привязанностью всех и каждого к определённому коллективу (человек ощущает себя частью некой маленькой общности, будь то сельская община или ремесленный цех, монашеский или рыцарский орден). Выйти из коллектива крайне трудно, а изгнание из него воспринимается как трагедия. В этом обществе ценятся не личностные качества человека, а его умение адаптироваться к жизни в определенной группе и хорошо выполнять свои общественные функции. Изменения в традиционных обществах происходят медленно, в течение веков. Человек рождается, женится, умирает в одном окружении, одном месте. Традиционное общество — закрытое, самодостаточное, не допускающее существенного влияния извне. Его духовная жизнь регламентирована системой устоявшихся ценностей, закрепленных в мифах, преданиях, моральных нормах и любые новшества (открытия, инновации) воспринимаются как покушение на устоявшийся социальный порядок. 2. Индустриальное общество, как считает Алвин Тоффлер, появилось 300 лет назад – во времена промышленной революции. Важнейшими характеристиками индустриального общества в сравнении с традиционным являются: · новое восприятие времени. Время в нем начинает осознаваться как поток, который нельзя остановить и тем более вернуть. Его можно «потерять», «потратить зря». Родившееся в протестантских, буржуазно ориентированных кругах представление «время – деньги» становится всеобщим достоянием. Происходит смена модели поведения: от нерационального(характерного для традиционного общества) к рациональномуповедению. Земная жизнь в разных ее проявлениях приобретает особую ценность. Божественное измерение человеческого бытия теряет былую значимость. Человек не откладывает свою жизнь «на потом, после смерти». Он стремится прожить её «здесь и сейчас», наделив ее земным смыслом и придав ей вектор профессионального роста; · новое восприятие человека. Человек освобождается от покорного исполнения роли, предназначенной ему судьбой и традицией. Формируются представления о профессии, карьере, богатстве, частной жизни, биографии, инновациях. Одновременно возникает проблема риска, ответственности человека за тот выбор, который он делает, будучи социально ответственным существом. Таким образом, будущее человека превращается в открытый проект; · новое качество общественной жизни. Развивается ряд процессов, коренным образом меняющих стиль и образ жизни. Малые общности превращаются в большие (процесс урбанизации). Доверие к людям сменяется доверием к социальным институтам: государству, праву, науке и пр. Связи личного типа преобразуются в многообразные связи индивида с различными социальными группами. В социальных отношениях начинают преобладать не личные, а формальные начала (отношения между людьми, опосредованные правом). Возникает представление о правах человека и человеческом достоинстве как важнейших социальных ценностях; · в сфере экономики для индустриального общества характерны меньшая зависимость от природно-климатических условий, преобладание индустриального производства (мануфактурного, фабричного). Развиваются рыночные отношения на основе частной собственности. Рыночные механизмы «невидимой рукой» (А. Смит) регулируют хозяйственную жизнь людей; · в политической сфере формируются гражданское общество и правовое государство. Власть уже не рассматривается личностью как данность. Авторитет власти основывается не на традиции или особых качествах лидера, а на свободном волеизъявлении граждан, на верховенстве закона, конституционной ограниченности сферы деятельности государства. · в духовной сфере в процессе секуляризации формируется светская культура (культура модерна). 3. В постиндустриальном обществе основным производственным ресурсом становится информация , основным продуктом производства услуги, а место капитала занимают знания . При этом отмечается особая роль в нем науки и образования, знания (говорят даже о знаниевом обществе и экономике знаний), значение политических институтов общества и возникновение нового класса («золотых» воротничков (П. Друкер)), представители которого способны преобразовывать информацию в знания и в силу этого должны занимать доминирующие позиции в обществе будущего. Фундаментальное изменение жизни современного общества связано с бесконечным умножением количества услуг и товаров, а основной формой жизнедеятельности становится потребление . С этой точки зрения постиндуствиальное общество нередко именуется обществом потребления. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2391; Нарушение авторского права страницы