Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция ненасилия и социальные реформы.



6.1.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук

 

Объектом изучения социальной философии является общество. В современный русский язык слова «общество» пришло из древнерусского языка; в нем оно восходит к праславянскому имени «общий», которое означает «то, что находится вокруг».

Этимология слова «общество» указывает на то, что говорить о нем, его бытии мы можем только тогда, когда имеются, по крайней мере, два человека, а также какие-то устойчивые связи и отношения между ними. Эти связи и объединяют людей в некоторое целое, называемое обществом.

С этимологической точки зрения понятие «общество» характеризует, следовательно, общность, союз, сотрудничество людей. В современном русском языке слово общество имеет и другие значения (табл. 1).

Таблица 1.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА В ОБЫДЕННОМ

РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

    ОБЩЕСТВО – ЭТО: круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов
добровольное, постоянно действующее объединение людей
совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности
узкий круг избранных людей
среда, компания людей
совместное пребывание с кем-либо

 

Понятию общества по своему содержанию соответствует имя «социум», имеющее латинские корни. Слово « социум » (от лат. socium – общее) этимологически восходит к латинскому глаголу «socio», означающему соединять, объединять, затевать совместный труд. Несмотря на то, что слова «общество» и «социум» в русском и латинском языке имеют одинаковое значение, в научной литературе их иногда различают. Например, с помощью понятия «социум» обозначают не любую, а лишь большую социальную систему. В этом случае все, что имеет отношение к данной системе, называется социальным. Исходя из такой логики, современный российский ученый Х.К. Момджян предложил считать синонимом слова «социум» не любое понятие общества, а лишь понятие общества в широком (онтологическом) смысле слова, как обозначение неприродного бытия, связанного с деятельностью людей. Это – вполне разумное предложение, позволяющее лучше понять, каким образом различные современные науки выделяют в обществе как сложном объекте различные предметы исследования.

Философы издавна интересовались природой общества. Уже старшие из софистов (Протагор, Горгий), а позже Дж.Б. Вико, К. Маркс обосновывали представление о том, что общество по своей природе субъективно и «рукотворно», качественно отличается от природы (Вико), а его суть умопостигаема (К. Маркс). Старые философские уроки изучения общества удачно подытоживал в ХХ в. П.А. Сорокин, указававший на то, что « социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного – в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов». Согласно П.А.Сорокину, умопостигаемая суть общества заключается не только в том, что его законы в отличие от законов природы мы можем менять «собственными руками» (Протагор), и не столько в том, что знания об обществе должны быть выражены на определенном языке и являются исторически изменчивыми (Вико). Костяк общества общественные отношения, по глубокому убеждению К.Маркса, нельзя увидеть даже с помощью микроскопа. Сущность общества нагружена человеческим сознанием, различными смыслами. Вот почему, изучая ее, никуда не уйти от философии, необходимости анализировать, обобщать, определять соответствующие понятия. Вместе с тем общество в наши дни изучается не только философией.

В первую очередь, общество является и объектом, и предметом исследования в социологии – специальной конкретной науке о нем.

В современной социологии, например, понятие общества обычно наделяется следующими признаками. «Общество – объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность» (Н. Смелзер). В определении общества современный американский социолог верно указывает на то, что люди, образующие его проживают на какой-то территории (сегодня ею, впрочем, может быть не только земная поверхность), а также, что общество имеет сложную организацию. Еще более четко на сложноорганизованный характер общества как предмета социологического знания указывает классик современной социологической мысли Т. Парсонс . По его определению, «общество — это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению». Социологическое понятие общества как самодостаточной системы имеет важное значение для социальной философии как специфической мировоззренческой науки.

Вместе с тем, в социальной философии в отличие от социологии при изучении общества обращают внимание не столько на его сложный и самодостаточный характер, сколько на то, какими чертами оно обладает как особая форма бытия, в чем состоит специфика общества по сравнению с другими типами сложных систем, что обусловливает самодостаточный характер общества, или, другими словами, что является предельными основаниями общества как системы. Следовательно, в рамках социологии и социальной философии в обществе как объекте исследования выделяются стороны. В рамках социальной философии важную роль играет следующее определение общества.

Определение (в рамке слева)

 

Общество
Общество (социум) — продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших и малых групп людей, объединенных различными связями и отношениями, потребностями и интересами.

После того, как мы установили существенные признаки понятия общества, как объекта изучения социальной философии, можно дать дефиницию предмета этой философской дисциплины.

Социальная философия
Социальная философия – особая философская наука, которая изучает предельные основания общества как целостного явления.

Следовательно, социальная философия исходит не только из того, что общество – совокупность людей, а элементом общества как системы является человек – существо биологическое, социальное и духовное. В ней обращается внимание на то, что отдельные люди рождаются, живут, умирают. И при жизни, и после смерти людей между ними формируются многообразные связи и отношения. Это означает, что общество – это не просто определенная совокупность людей, а разнообразные связи и взаимоотношения между людьми, такие связи, которые обеспечивают непрерывный характер существования и развития устойчивой неприродной реальности.

Социальная философия изучает, однако, не просто связи и отношения, объединяющие людей в социум, а, прежде всего, предельные основания многообразных связей и взаимоотношений, которые формируются самими людьми в процессе их совместной жизнедеятельности.

Более глубоко специфику социально-философского и конкретно-научного подходов к изучению общества в свете предмета социальной философии проще всего показать на примере уже затрагивавшегося нами выше социологического подхода к изучению общества.

В отличие от социологии, социальная философия изучает предельные основания общества как особой формы бытия, целого. Что касается социологии, то она изучает по преимуществу определенные элементы общества - коллективы, социальные институты, различные общности людей и т.д., специально интересуется их структурой, функциями и социально-историческими по своей природе его конкретными элементами и по отдельности, и взятыми в единстве.

Ставя перед собой исследовательскую задачу описания наиболее общей структуры общества, социология, в работах таких ее выдающихся представителей, как М.Вебер, П.А.Сорокин, Т. Парсонс и др ., фактически, возвышается до задач социальной философии, а грань между общесоциологической и философской концепцией общества становится подвижной.

Вместе с тем предметом изучения социологии обычно являются конкретные социальные системы и структуры. В современной социологии предлагаются различные способы объяснения специфики социальной структуры конкретно-исторических типов общества и различных социальных групп. Социальная философия, наоборот, акцентирует внимание на изучении предельных оснований различных социальных систем и структур, а также общества как сложноорганизованной системы, осмысливает предельные основания взаимоотношений общества и человека. Следовательно, независимо от того, смотрит ли социальная философия на свой предмет со стороны общества как особого типа бытия или с точки зрения отдельного человека, взятого в его связях и отношениях с другими людьми, она всегда ориентирована на постижение их наиболее общих, универсальных закономерностей.

Философское понятие общества для конкретных наук о нем является предпосылочным. Оно всегда заимствуется в них либо, в конечном счете, из какой-либо философии, либо из интуиций реальной жизни.

Философский статус, или предельная общность некоторого научного термина не является свидетельством его бесполезности. Более того, она в рамках социальной философии обычно преодолевается с помощью специальных понятий, категорий. К.Маркс, например, конкретизировал понятие «общество вообще» с помощью категорий: «общественная формация», «общественно-экономическая формация» и т.п. Сегодня для этих целей также используются понятия «тип цивилизации», «тип культуры» и т.п. Социальная философия как относительно самостоятельная философская наука тесно связана со следующими философскими дисциплинами – онтологией, гносеологией, политической философией.

В рамках социальной онтологии центральным является вопрос о специфике бытия социума, социальной реальности.

В рамках социальной гносеологии исходным является вопрос об особенностях познания социальной реальности.

Исторически социальная философия теснейшим образом была связана, во-первых, с политической философией и, во-вторых, с философией истории.

Следует иметь в виду, что в древнем мире относительно самостоятельной социальной философии еще не было, а проблемы общества обычно отождествлялись с проблемами государства. Более того, в рамках единой, недифференцированной системы социально-политических философских знаний преимущественным интересом пользовались проблемы этики и философии государственного управления. Например, проблемы этики и специфики философии государственного управления живо интересовали уже древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Важнейшее место они занимали в философии древнего Китая – конфуцианстве, даосизме и легизме.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь