Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Техника и ее роль в истории цивилизации.
Этимологически слово «техника» восходит к греческому - techne, обозначая: 1) искусство как особый тип знания, 2) мастерство, 3) умение. Техникой как знанием особого рода специально интересовались уже древнегреческие философы, соотнося ее с опытом, с одной стороны, и научным знанием – с другой. Техника красноречия в античной софистике рассматривалась, например, в качестве такого инструмента, который может сделать слабого сильным. В античной философии, в силу ее тесной связи со свободным, умственным трудом, проблемы техники в связи с проблемами труда, материального производства обычно не рассматривались, как не рассматривались они в этом смысле и в эпоху средневековья. Только в эпоху Возрождения и Нового времени, в связи с развитием естественных наук и изобретений были сформированы предпосылки выведения техники из сферы духовной деятельности и ее изучения также в контексте проблем материального производства и быта. Тем самым были сформулированы предпосылки для универсального понимания техники и ее роли в жизнедеятельности общества. Следствием объективной универсализации техники стало формирование относительно самостоятельного раздела философского знания – философии техники, в которой изучаются предельные основания, наиболее общие закономерности техники как сложного социльного явления. Одной из первых философских работ, специально посвященных технике была работа немецкого ученого Э. Каппа «Основания философии техники» (1877). Согласно Э. Каппу(1808–1896), техника не только искусство, но и средство опосредования органов человеческого тела его функциями. Она – воплощение потребностей анатомии и физиологии человека в материале природы (органопроекция). Техника относится не к миру естественного, а искусственного (антропологического). У человека, рассуждал Капп, десять пальцев, их техническая проекция формирует десятичное исчисление. Железные дороги – также результат органопроекции, поскольку явно напоминают кровеносные сосуды в человеческом организме, тогда, как телеграф – органопроекция человеческой нервной системы человека. В этом смысле, техника как искусственное обозначает все то, что создано человеком, даже без особого умения и(или) мастерства с его стороны. Антропологизируя предельные основания техники, Капп ссылался на тезис софиста Протагора о том, что именно человек является мерой всех вещей. Для него это, в частности, означало, что по используемым человеком орудиям, его технике мы можем судить и о нем самом как человеке. С этой точки зрения, техника оказывалась инструментом самопознания человека. В наши дни с понятием «техника» чаще всего соотносятся следующие понятия: «технология», «научно-технический прогресс», «научно-техническая революция» и др. Одно из сохранивших значение в наши дни определений технологии дал К. Маркс, согласно которому «технология вскрывает активное отношение человека к природе – непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и происходящих из них духовных представлений».[35] Любая технология есть совокупность средств и способов деятельности человека в различных сферах жизни общества, она, с этой точки зрения, выражает меру развитости общественной системы. В такой социореляционной перспективе, разновидностями социальных технологий оказываются и такие социальные институты как государство, право, нравственность и т.д., рассматриваемые в цивилизационной парадигме как социокультурные феномены, а в формационной парадигме как элементы надстройки. Достаточно очевидно, что современные высокие технологии (high-tech) меняют не только производство, но и систему отношений и коммуникаций, они также оказывают сильное влияние на повседневное существование человека. И антропологическим, и социумным, и технологическим (праксеологическим) проблемам техники были в США посвящены работы Л. Мэмфорда, в России – Петра Климентьевича Энгельмейера (1885–1940(41)), в Германии – Хайдеггера и Ясперса. Л. Мэмфорд, например, обращал внимание на возрастание в современной цивилизации роли сложных иерархически организованных систем – «мегамашин». Согласно Энгельмейеру, сущность техники состоит «в возможности воздействия на материю», она связана с творчеством, как взаимодействием интуиции, рассуждения, организованного рефлекса. По мнению Хайдеггера и Ясперса, техника в ХХ в. явно превращается в господина человека, трансформируя самого человека в средство – технологии (Хайдеггер), сырье для обработки (Ясперс). Согласно Ясперсу, «эпоха техники» была духовно промыслена еще в XVII в., она приобрела всеохватывающий характер в XVIII в. и получила чрезвычайно быстрое развитие в XX столетии. Эта эпоха знаменует собой время наступления духовного единства человечества, мировой истории как реальности. В современной неклассической философии техника, следовательно, рассматривается и как искусство (мастерство), уже в связи с созданными человеком предметами труда и быта; и как система искусственно созданных средств и орудий производства и быта, а также приемов и операций, и как умение и искусство осуществления трудового процесса. В этой связи современный ученый Х. Сколимовски в работе с весьма примечательным названием – «Философия техники как философия человека», верно отмечал следующее. Философия техники утверждает, что общество и цивилизация преподали нам «серьезный урок, к которому в прошлом мы относились легкомысленно, но который способен сохранить наше здоровье, единство и целостность через наше сознательное приобщение к природе вещей – приобщение, значительно более глубокое, чем погоня за материальным прогрессом».
С другой стороны, представители экономической теории, которые критически относятся к философии сами, перефразируем слова Кейнса, чаще всего оказываются рабами какого-нибудь философа прошлого. Философия экономики изучает предельные основания труда, хозяйствования, собственности. В ней обращается внимание на то, что процесс хозяйствования тесно связан с системой (« человек – человек –институт » (данная система специально изучается в экономической теории институционализма и неоинституционализма)), « человек (человек с большой буквы) - человек-культура » (историческая школа (теория социальной экономики)), « человек – государство – цивилизация » (концепция устойчивого развития)). В философии экономики обращается специальное внимание на то, что экономика не столько цель, сколько средство формирования и развития человека, социума и человечества. Связь экономики и человечества стала особенно очевидной в условиях современной глобализации. Что же такое глобализация?
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы