Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Научно-техническая революция, ее сущность и основные направления.
Понятие природы. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа». Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
Природа является одной из форм бытия. Понятие природы многозначно. Являясь одной из важнейших универсалий культуры, оно отражает эволюцию человеческих представлений о природе, а также развитие естественнонаучных и философских знаний о ней. В настоящее время понятие «природа» используется в трех основных значениях: 1. все существующее (сущее, бытие); 2. естественная среда обитания человека; 3. сущность вещей. В онтологии имеет значение выявление предельных оснований природы в первом и во втором значении этого слова. В первом значении понятие «природа» берется в предельно широком смысле, как мир в целом, Универсум во множестве его конкретных проявлений («великое целое» П. Гольбах). Такие универсалии культуры как «мир», «Вселенная», «Космос», «бытие» в этом смысле синонимичны понятию «природа» и охватывают все сущее, включая человека. «Природа» во втором значении берется в более узком смысле и указывает на естественную среду обитания человека. При этом в естествознании такое понимание приобретает конкретно-научный оттенок, а в философии указывает на онтологический смысл: противопоставление «первой природы» (естественной) и «второй природы» (искусственной среды обитания). Разумеется, между «земной» (географической) средой обитания и космической существует взаимосвязь, по-своему аргументируемая наукой и философией. В то же время и «большая» и «малая» природа противостоит человеку и социуму, включая их в себя. Эта генетически-функциональная взаимосвязь отчетливо фиксируется в нестрогих, неявных определениях природы: «Природа – наш общий дом», «Земля – колыбель человечества», «Космос – большая деревня». Наиболее обстоятельно интеллектуальное осмысление природы в первом смысле происходило в классической философии. В античной философии понятием «природа» (от греч. physis – природа) обозначался мир в целом (сущее как таковое, «космос»), а также сущность вещей (первооснова). Эти значения дополняли друг друга. Вся естественная среда обитания человека для них была макрокосмосом, а природа человека – микрокосмосом. При этом единство в многообразии сущего связывалось с единой внутренней сущностью вещей (стихии, первоначала, субстанция). Если мифологическое мировоззрение основывалось на превосходстве сил природы над человеком и ориентировало на подчинение человека природе, то античное мировоззрение ощущало себя в гармонии с окружающим миром, эстетической пропорциональности макрокосма и микрокосма. В средневековой философии, в связи с общей установкой на превращение философии в служанку теологии, природа разделялась на два вида: природу творящую (т. е. природу Бога) и природу сотворенную. Средневековый человек соединял в себе и естественную природу, и Божественную. В соответствии с эсхатологической логикой средневекового мышления человек должен был заботиться лишь о душе и ее спасении. Что касается сотворенной природы, то она в эту эпоху утрачивает свое значение и переходит в разряд низшего, недостойного внимания вида бытия. Вознесенный Богом над природой человек больше не ощущает себя в гармонии с природой. Следуя божественному замыслу и религиозному плану жизни, он больше не интересуется познанием природы и ее технико-экспериментальным освоением, а полностью посвящает себя служению и изучению природы Бога. Особое место в изучении природы Бога в средневековой философии заняла проблема доказательств его бытия. Например, смысл онтологического доказательства бытия Бога, разработанного средневековым схоластом Ансельмом Кентерберийским состоял в следующем. Исходя из предположения о том, что то, более чего нельзя ничего помыслить, «никак не может иметь бытия в одном только разуме», он приходил к выводу, что, следовательно, вне всякого сомнения, нечто, более чего нельзя помыслить, существует как в разуме, так и на деле”, иначе говоря природа творящая является не менее, а более реальной в онтологическом смысле, чем природа сотворенная. В соответствии с тысячелетним умонастроением картина природы средневековья писалась красками и символами Священного Писания. Символизм был формой представления теологического знания. Природные вещи трактовались как знаки, смысл которых расшифровывался лишь в контексте божественной онтологии. Начиная с эпохи Возрождения человек приступает к активному овладению природой. Возрождая античные идеалы, в том числе и представления о гармонии с космосом, человек Возрождения понимает эту гармонию по-своему, во взаимосвязи со своими потребностями. Почувствовав себя творцом, человек стал пересотворять природу по своему замыслу. Эта установка на господство над природой окончательно утверждается в мировоззрении Нового времени. В философии и науке Нового времени различные части мира в целом оказываются и объектом, и предметом специального, конкретно-научного, в том числе и экспериментального изучения. В этой связи формируются трактовки природы как универсума, множества возможных и бесконечных миров, а космоса как Вселенной. Из «физики» природа превращается в «натуру» (от лат. natura – природа), т. е. в объект естествознания. Экспериментальная наука и математическое естествознание настойчиво и систематически изучали «книгу природы», создавая научную картину мира. Философия природы этого периода (натурфилософия) стремилась идти в ногу с наукой. Онаучиваясь и опираясь на авторитет науки, она приняла научную установку на утилитарно-прагматическое отношение к природе, заложив тем самым идейные установки современной техногенной культуры. Как известно, научно-практическое освоение природы образует фундамент человеческой цивилизации и является источником многих, и в первую очередь экологических, глобальных проблем. Таким образом, можно выделить различные типы отношения человека к природе в истории науки и философии (табл. 39). Таблица 39. отношения человека и природы
Классическая научная картина мира природы базируется на принципах объективности, рациональности, истинности, линейного детерминизма. Природа воспринималась с позиций механико-материалистических взглядов, как естественно-упорядоченный механизм, конечный и закрытый. Неклассическая наука, начиная со второй половины XX в. смотрит на мир как на сложную саморазвивающуюся, открытую систему, как на внутренне многоуровневое и структурированное на подсистемы целое, образующее благодаря обратным связям динамическое единство. Современное научное мышление опирается в своих представлениях о природе на синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В.Г. Буданов, В.П. Бранский и др.), связанный с акцентированным вниманием к процессам неустойчивости, нелинейности, состояниям динамического хаоса, порождающим определенный порядок или организацию. Новое понимание развития природы связано с концепцией динамического хаоса, раскрывающего механизмы становления новых уровней организации, когда случайные флуктуации в состоянии неустойчивости приводят к возникновению новых структур. Иными словами, синергетика дополняет исследования целого с точки зрения его структур и элементов выявлением интегральных характеристик целого. Синергетика воспринимает природу как сложную систему, находящуюся в состоянии постоянного изменения, неустойчивости. Язык синергетики предполагает переоценку и переосмысление понятий времени, обратимости, линейности, детерминизма, вероятности и др. Подробнее о синергетике см. тему 3.1.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы