Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек–общество–природа» и сценарии их возможного решения



Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский. Понятие коэволюции определяет стратегию взаимодействия природы и общества в русле концепции глобального (универсального) эволюционизма (Н. Моисеев, Э. Янч).

Данная концепция универсального эволюционизма является междисциплинарным проектом по выработке общей картины единого процесса развития природы и общества.Универсальный эволюционизм представляет собой синтез идеи эволюции с идеями системного подхода. Поэтому взаимосвязь и развитие неживой, живой и социальной материи рассматривается как самоорганизующийся процесс, а сама эволюция предстает в качестве перехода от одного типа самоорганизующейся системы к другому.

Универсальный эволюционизм лежит в основе современной общенаучной картины мира и опирается на основные теории XX в.:

· теорию нестационарной Вселенной (утвердившей идеи эволюции в неорганической природе);

· синергетику как учение о самоорганизации в живых и неживых системах;

· теорию биологической эволюции и развития, включая концепции биосферы и ноосферы.

Универсальный эволюционизм позволяет рассматривать человека как объект космической эволюции, закономерный и естественный этап в развитии нашей Вселенной, ответственный за состояние мира, в котором живет человек. Жизнь у Вернадского предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в космическую эволюцию. От того, как человек будет строить свои взаимоотношения с миром, зависит его будущее.

Поэтому проблемы коэволюции человека и биосферы включают не только изменение биосферы в человеческих интересах, но и изменение самого человека, его мировоззрения, выработку согласованного характера эволюции человеческого общества, его производительных сил с объективным развитием природы.

Идея коэволюции, или согласованного развития человека и биосферы оказала серьезное влияние на современную естественнонаучную и социогуманитарную мысль, оказалась включенной в практику государственного управления в процессе разработки концепции устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие» стало широко применяться в научном и политическом лексиконе после публикации Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брундтланд) доклада «Наше общее будущее» (1987 г.). В нем оно определялось как такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего поколения без угрозы благосостоянию будущих поколений.

Главная цель новой стратегии – обеспечить выживание человечества путем преодоления внутри-социальной напряженности и конфликтности и сбалансированного социоприродного взаимодействия. Основной задачей устойчивого развития является достижение согласования социально-экономического развития и сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом демографического роста. Исходя из этого, устойчивое развитие предполагает такую социально-экономическую модель в XXI веке, которая способна удовлетворить потребности ныне живущих поколений и заложить благоприятные перспективы для будущих поколений.

В принятом мировым сообществом документе " Повестка дня на XXI век" обозначена программа действий для решения проблем устойчивого развития. Основные установки новой стратегии сводятся к следующим положениям:

· в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение;

· задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно;

· все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;

· государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран;

· государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.

Состоявшийся в августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге Всемирный саммит на высшем уровне еще раз привлек внимание мировой общественности к концепции устойчивого (букв. с англ. – поддерживающего) развития, предложенной еще на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в качестве новой модели динамики цивилизации.

Философия природы в наши дни как бы возвращает себе статус новой фундаментальной онтологии, особенно в связи с осмыслением глобальных проблем современности, в частности, проблем, связанных с кризисными состояниями разнообразных аспектов взаимодействия современного общества и природной среды.

Социальное прогнозирование и задачи оптимальной технической политики.

Динамическая организация бытия. Диалектика бытия и мышления. Принципы, законы и категории диалектики. Принцип глобального эволюционизма.

Диалектика и синергетика

 

Движение и изменение

Одним из достижений более чем 2500-летнего развития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. Представление об изменчивости бытия сформировалось еще в глубокой древности. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Он же полагал, что «всякое движение есть некоторое изменение». Идея вечного абсолютного движения как неотъемлемого свойства материи, как ее способа существования высказывалась философами XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).

В то же время в большинстве материалистических учений материя рассматривалась как пассивная, лишенная внутренней активности субстанция, а движение – как нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прилагающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, признавалось только механическое движение. Даже закон инерции толковался как закон, отрицающий активность материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. развивалась другая концепция, сводящая материю к движению. Она нашла свое выражение в таком течении, как энергетизм, который игнорировал атомно-молекулярное учение при анализе физико-химических явлений. Объяснять электричество атомами, - то же самое, что объяснять движение паровоза тем, что внутри его запрятана лошадь. Согласно энергетизму все явления материи и сознания подводятся под понятие энергии, а сама энергия лишается материального носителя.

Диалектический материализм (в противоположность механицизму и энергетизму) рассматривает движение в его бесконечном качественном многообразии как атрибут материи, ее необходимый внутренний способ существова­ния.

Слово " движение" знакомо каждому человеку. Чаще всего в повседневном общении под ним понимают перемещение одних тел относительно других. Такое из­менение положения тел в физике называют механическим движением. Но в мире существует множество других изменений. Они могут быть внутренними и внеш­ними, структурными и функциональными, существенными и несущественными, качественными или количественными, относиться к телам различных уровней и т.д. Движение проявляется в процессе взаимодействия различных материальных образований. Перемещение тел, их охлаждение и нагревание, электромагнитное излучение, обмен веществ в организме и между организмом и средой, различные социальные процессы - все это движение.

Бытие без движения так же бессмысленно, как и бытие без материи. Все формы бытия представляют собой конкретные формы движущейся материи. Движение в применении к материи – это изменение вообще.

Представление о движении как способе существования материи наглядно раскрывается при рассмотрении материальных объектов как систем. Именно благодаря тому, что между элементами системы существует; определенный тип взаимодействия, вещь или процесс: существуют как таковые. Чем, скажем, отличаются агрегатные состояния кристаллического вещества? Они отличаются характером движения молекул. В твердых телах молекулы совершают колебательные движения в узлах кристаллической решетки. Если сообщенная телу тепловая энергия приводит молекулы во вращательное движение, твердое тело превращается в жидкость. Газообразное состояние обусловливается хаотическим движением молекул, а особенности биосистем в первом приближении - тем или иным типом обмена веществ. Социальные системы определяются функциональными связями между субъектами общественной жизни. Характерным для любой материальной системы является сохранение специфического типа внутреннего обмена движущейся материей, благодаря которому объект именно такой, какой он есть: атом, молекула, макротело, организм, биосфера, человек, общество.

Мало сказать, что материя и движение связаны, - движение неотделимо от материи. Ни материя без движения, ни движение без материи не существуют. Если бы мы попытались представить какой бы то ни было предмет без движения и взаимодействия, то должны были бы признать, что он никак и ни в чем не обнару­живал бы свое существование, не имел бы структуры, свойств, он просто не мог бы существовать реально. Материя - это не косный метафизический остаток, скрытый за движением. Она вся в движении. Глубокая внутренняя способность к изменениям таится в ней самой. Движение не просто присутствует в материи, оно внутренне присуще ей.

Движение как способ существования материи противоречиво. Оно – единство изменения, превращения и сохранения. Фундаментальный закон природы - закон сохранения и превращения энергии - объединяет и выражает обе стороны.

Движение как изменение вообще следует отличать от понятия " развитие", о чем далее будет говориться особо. Здесь же отметим лишь, что посредством категории развития выявляются более глубинные черты движения как способа существования материи. Применительно к материи вообще развитие должно пониматься как ее самообновление и самоорганизация, порождение качественно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии развития фиксируется необратимость изменений от низшего к высшему(прогресс) или от высшего к низшему (регресс), то категорией движения выражается направление изменений и необратимость их только от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему.

Необратимость изменения отчетливо выражается в технике: прямо - в физическом и косвен­но - в моральном износе технических средств. Физиче­ский износ заставляет искать более стойкие материалы и наиболее благоприятные режимы эксплуатации. Моральный износ толкает инженерную мысль на поиски более удобных, более производительных и более экономичных орудий производства, новых технологических решений. И тот и другой способствуют техническому прогрессу, хотя и требуют дополнительных усилий человека. Итак, как всеобщий атрибут и способ существования материи движение характеризуется чертами объективности, абсолютности, противоречивости, необратимости.

Формы движения материи

Абсолютная природа движения находит свое выражение в его конкретных видах и формах.

В истории философии известны попытки классифицировать многообразие форм движения. Так, Аристотель выделял шесть их видов (возникновение, уничтожение, антипатия и др.). Ф. Бекон называл уже 19 (колебание, инерция, антипатия и др.). Целостную классификацию форм движения материи впервые осуществил Ф. Энгельс. Опираясь на достигнутый уровень научного знания, он выделил пять взаимосвязанных по восходящей линии форм движения материи:

· механическую,

· физическую,

· химическую,

· биологическую и

· социальную.

Каждая из них характеризуется своим особым носителем движения, типом взаимодействияобъектов, специфическими законами.

Если мы зададимся вопросом, в чем отличие более высокой формы движения материи от низшей, то ответ следует искать прежде всего, в обнаружении особого типа взаимодействия, которого не было, когда материальные носители более низких форм движения выступали обособленно. Молекула, например, является более сложным структурным образованием, чем атом. Но в молекулах нет ничего нового в вещественном отношении, кроме специфическим образом взаимодействующих носителей (атомов). Движение атомов вызывает изменение химизма вещества, который выражается в, изменении строения самих молекул, их качества. Когда же мы рассматриваем движение молекул как целостных образований, то мы имеем дело с физической формой, движения материи. Биологическая форма движения материи реализуется через обмен веществ в процессах самообновления, саморегуляции, самовоспроизведения на основе противоречивого единства устойчивости и изменчивости. Взаимодействие между первичными материальными носителями биологической формы движения материи, каковыми являются белковые молекулы и молекулы ДНК и РНК, определяет как специфику различных уровней организации жизни, так и сущность всей биосферы как целостной системы. Что касается социальной формы движения, то она представляет собой процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах сознательно целеполагающей деятельности. Специфика ее состоит в том, что саморазвитие и самосо­вершенствование человека как носителя социальной формы движения происходят только благодаря разуму.

Используя структурно-генетический принцип для выделения форм движения материи в качестве основных, сегодня можно говорить о таких формах движения, как: взаимодействие элементарных частиц и полей, ядерные превращения, внутриатомные процессы, химические процессы, молекулярные взаимодействия, геологическая, термодинамическая, кибернетическая формы движения, органическая жизнь, общественная жизнь, космические процессы и др.

Наряду с формами движения материи имеет смысл выделять и три важных типа движения: физический, биотический и социальный – соответственно общепринятому делению всех явлений на три сферы (неживую, живую и социально организованную) (табл. 37).

Таблица 37.

Тип движения Сфера бытия Физический Биологический Социальный
Неживая материя +    
Живая материя   +  
Социальная материя     +

 

При таком рассмотрении все формы движения материи, связанные с взаимодействием уровней и систем неорганического мира, такие как механическая, ядерная, электромагнитная, химическая и другие, включаются в физический тип движения материи, на базе которого развивается техника.

В зависимости от того, какие формы движения доминируют в работе той или другой технической системы, всю технику можно разделить на соответствующие виды. Таких видов может быть столько же, сколько форм и видов физического движения, а также их комбинаций, доступных человеку. Так, на базе гравитации развивается гравитационная техника. Электромагнитные формы движения обес­печивают электрическую, радиоэлектронную, оптическую системы. На основе ядерных процессов возникла ядерная техника. Использование атомных процессов породило химическую технику. Движение молекул дало гидротехнику, теплотехнику. Макромеханика твердых тел используется в работе разнообразных механизмов и механических систем. Орудия производства имеют столь же социальное происхождение, сколь и естественное. В них сливаются воедино физическая, биотическая и общественная природа, причем последняя оказывается ведущей. Техника создается и приводится в движение человеческим трудом.

 

 

 


[1] Рассел, Б. Рациональность, иррациональность, воля к сомнению. – Феномен человека. Антология. – М., 1993. – С. 160.

[2] Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987. – С. 136.

[3] Соловьев, В. С. Исторические дела философии / В. С. Соловьев // Вопросы философии. – 1988. – № 8. – С. 125.

[4] Рассел, Б. Рациональность, иррациональность, воля к сомнению. – Феномен человека. Антология. – М., 1993. – С. 165–166.

 

[5] Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М., 1959. – С. 11.

[6] Дильтей, В. Типы мировоззрения и способы его обнаружения в метафизических системах / В. Дильтей // Хрестоматия по истории зарубежной философии на рубеже XIX–XX вв. – М., 1995. – С. 72–87.

[7] Фейербах, Л. Избранные философские произведения / Л. Фейербах. – М., 1995. – С. 243.

[8] Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М., 1999. – С. 29-30.

[9] Для более глубокого изучения античной философии см. дополнительную литературу по данному модулю в «Библиотеке» комплекса.

[10] Аристотель. О софистических опровержениях / Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 2. – М., 1978.

[11] Академия просуществовала почти тысячу лет и являлась не только крупнейшим образовательным учреждением античности, но и «кузницей» философских идей, определивших перспективу развития европейской философии и культуры.

[12] Платон. Диалоги / Платон. – М., 1986.

[13] Петрарка, Ф. Автобиография. Исповедь. Советы / Ф. Петрарка. – М., 1959. – С. 212.

[14] Галилей, Г. Избранные труды / Г. Галилей. В. 2 т. – М., 1964. – С. 99.

[15] Новиков, А.И. История русской философии X-XX веков / А.И.Новиков.- СПб.: «Лань», 1998. – С. 304-307.

[16] Вернадский, В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский. – М., 1978. – С. 13.

[17] Гольбах, П. Избранные произведения: в 2 т. / П. Гольбах. – М., 1963. – Т. 1. – С. 84–85.

[18] Ленин, В. И. Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. – Т. 18. – С. 131.

[19] Гегель, Г. Энциклопедия философских наук. / Г. Гегель. – М., 1974. – С. 91.

[20] Гегель, Г. Работы разных лет: в 2 т. / Г. Гегель. – М., 1971. – Т. 2. – С. 110.

[21] Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 519.

[22] Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М., 1958. – С. 220.

[23] Сумерки богов. – М., 1989. – С. 333–334.

[24] Там же, с.334.

[25] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23. – С. 189.

Луман Н. Власть. - М., 2002, с. 125.

[27] Ленин, В. И. Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. – Т.39. – С. 75.

[28] Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 3-е изд., стер. – Минск: 2008. – 64 с.

[29] Франк C.Л. Реальность и человек. - Париж, 1956. - С. 135, 137.

 

[30] Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 3-е изд., стер. – Минск: 2008. – 64 с.

[31] Арнольдов А.И., Батунский М.А., Межуев В.М. Культура/ Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. - С.292.

[32] Хёйзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М., 1992.

 

[33] Солонин Ю.Н., Соколов Е.Г. Введение в культурологию. – Спб., 2003. – С. 8.

[34] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2. – Т. 3. – С. 383.

[35] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2. – Т. 3. – С. 383.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь