Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специф. Черта современного положения индейцев – современная индейская община в США. Институт общины позволяет поддерживать социо – культурную самобытность современных индейцев.



Индейские общины оказывают сопротивление попыткам поглотить и ассимилировать их в окружающую культуру и общество. Гл. причина – резко отличающиеся традиции и разные исторические условия.

Североамериканские индейцы с трудом приспосабливаются к особенностям городской европеизированной жизни. В силу исторического развития индейцы имеют иную, чем у белых, систему моральных ценностей. Они, не задумывая, делятся с собратом всем, что имеют сами, не придают значения накоплению денег, с трудом принимают идеи бережливости и борьбы за работу, должность, статус.

Не принимается ими и трудовая этика. Для них труд – не товар, а свобода, предоставляемая и принимаемая деятельность.

Не все виды работы приемлемы для индейцев. Привыкнув к сезонной работе в резервациях, к свободному времени для посещения друзей, участия в ритуальных праздниках, в городах они совершенно не готовы к восьмичасовому рабочему дню. Оторванные от семьи и друзей в чужом мире, они испытывают еще большие трудности, чем в резервациях.

У индейских детей свои проблемы. Утратив связь с индейской культурой, они становятся «асфальтовыми индейцами». Опыт стариков в городе не востребован, они уже не учат молодежь «как быть индейцем». Часто, уйдя в город, через некоторое время индеец возвращается в резервацию с мыслью о сохранении индейской культуры, которая еще может удерживаться в резервациях, ставших своего рода этноубежищами.

ТУРКМЕНЫ, туркмен (самоназвание, в русской литературе XVIII - начала XIX вв. - трухмяне, трухмены), народ в Туркмении (численность 2538 тыс. человек), живут также в Узбекистане (122 тыс.), России (39, 7 тыс.), Таджикистане (20, 5 тыс.), Иране (975 тыс.), Афганистане (около 400 тыс.), Ираке (250 тыс.), Турции (200 тыс.), Сирии и Иордании. Общая численность 4600 тыс. человек. Говорят на туркменском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.

В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на тер-ии современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельч население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI вв. начало подвергаться тюркизации.

Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX-XI вв., сыграли важную роль в этногенезе туркмен, определив кроме многих черт культуры их язык и в значительной мере физ облик.В состав туркмен позднее вошли также тюркские племена неогузского происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в начале XIII века - часть татаро-монголов. Процесс формирования туркменской народности завершился в XIV-XV веках. Почти до 80-х годов XIX века у туркмен существовало патриархальное рабство; сохранялось архаическое деление на иг - " чистокровных", гул - " рабов", гырнак - " рабынь" и ярым - потомков от смешанных браков свободных с рабынями. Также сущ ещё гелмишек (гонши) - пришельцы из других племён и тат - потомки покорённых и ещё неполностью ассимилированных ираноязычных народов. Племенные и родовые связи играли в прошлом большую роль и исп родовыми вождями для эксплуатации своих сородичей. Племенная общность в этот период постоянно развивалась и трансформировалась.

В 80-е годы XIX века Туркменистан был присоединён к России и на его территории начался процесс подъёма хозяйственной и политической жизни. В 1924 образована Туркменская ССР, в декабре 1991 ВС республики принял Декларацию о независимости Республики Туркменистан.

Традиц занятия-орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством, вели полукочевой образ жизни, при кот жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. Запад туркмены в основном были скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у некоторой части туркмен, жившей в оазисах, преобладали землед хоз-во (пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение КРС.Дом промыслы были почти исключительно женскими. К середине XIX века ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение.

В последние десятилетия у туркмен созданы многоотраслевая промышленность и крупное механизированное с/х-хлопководство, особенно тонковолокнистое, бахчеводство, садоводство и виноградарство. В животноводстве наряду с традиц верблюдоводством и овцеводством большую роль играет молочное животноводство. В 1990-е годы появились фермерские хозяйства. Значительное место занимает аренда. Продолжают развиваться народные художественные промыслы - ковроткачество (ставшее и профессиональным искусством), производство узорных войлоков, ювелирное дело, вышивка и др.

Семейно-бытовой уклад туркмен хара-ся многими древними пережитками патриархально-родового быта, следами материнского счёта родства, многими архаическими обычаями и верованиями. Запреты браков носили строго индивидуальный характер, касаясь определённых категорий родственников. Строго соблюдалась племенная эндогамия.

В конце XIX - начале XX вв преобладала большая патриархальная семья. Большая семья включала в себя несколько поколений родственников или семьи неразделившихся братьев. Семьи, состоявшие из семейной пары с детьми, а иногда одного из родителей мужа, встречались реже. Члены большой семьи вели общее хозяйство, имели общий котёл и кассу. Во главе-старший по возрасту мужчина - отец или старший брат. Над женщинами главенствовала жена или вдова старшего. Власть главы семьи была неограниченной: он распоряжался всем её имуществом и судьбой её членов.

Традиц жилищем туркмен была юрта (гара ой). В оазисах наряду с юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1-3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. Ныне сельское жилище обычно - 3-4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2-4-скатной шиферной или железной крышей, большими окнами. Сохраняется крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время. Хоз помещения вынесены в заднюю часть двора. В настоящее время юрта-во многих районах в качестве летнего жилища на усадьбе или как жилище чабанов на отгонных и сезонных пастбищах. Для соврем городов характерна многоэтажная застройка; сохраняются и благоустроенные одноэтажные дома с усадьбами.

В соврем одежде сочетаются традиц элементы с городскими общеевропейскими формами.Мужской костюм, сохраняющийся у пожилых туркмен, состоит из рубахи и штанов; поверх надевается халат или пальто. Головной убор-высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под кот надета вышитая тюбетейка (тахя). У чабанов бытует нац обувь (чарык, чокай) из бычьей кожи. Красные шёлковые халаты (гырмызы дон) в сочетании с телпеком надевают по праздникам и молодые мужчины.

Женщины в сельских местностях, реже в городах, носят платья (койнек) туникообразного покроя длиной по щиколотку, обычно красного цвета, короткие жилетки (енгсиз), длинные узкие внизу штаны (балак); голову покрывают большим шёлковым или шерстяным платком. Девичьим головным убором служит вышитая, с серебряными украшениями тюбетейка(тахя, борик). Среди городской молодёжи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии. В сельс местностях сохраняются халаты. Для нац женского костюма характерно значительное кол-во серебряных украшений.

Современная пища сохр нац специфику. Наиболее распространены мясной суп (чорба) с разл приправами, жареное мясо (говурма), плов (палов), разл молочно-кислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепёшки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зелёный чай (гок чай).

ДАТЧАНЕ, данскере (самоназвание), народ, основное население Дании. Численность 5, 7 млн. человек, из них в Дании 5, 1 млн. человек. Живут также в Швеции (38 тыс. человек), Норвегии (18 тыс. человек), Германии (100 тыс. человек); потомки датских эмигрантов живут в США (320 тыс. человек), Канаде (90 тыс. человек) и Австралии (6 тыс. человек). Говорят на датском языке германской группы индоевропейской семьи. 3 группы диалектов: западные (ютландские, или ютские), островные (острова Зеландия, Фюн и прилегающие к ним) и восточные (остров Борнхольм). Письменность на латинской графической основе. Верующие - в основном лютеране, есть последователи и других протестантских церквей, католики.

Предками датчан и родственных им народов - норвежцев и шведов - были племена скотоводов и земледельцев, пришедших в Ютландию и на острова Датского архипелага в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Скандинавские племена и прежде всего даны послужили этнической основой для формирования датчан. В состав датчан влилась часть фризов, занимавших юго-запад Ютландии и западные острова, и прибалтийских славян на Датском архипелаге. Древнейшие памятники датского языка - рунические надписи эпохи викингов (IX-XI вв.), восходящие к общегерманскому руническому письму. В эпоху викингов образовалось датское государство, принято христианство, в XI-XII вв. складывается датская этническая общность. В XIX веке усиливаются процессы национальной консолидации.

Традиц занятия - земледелие и мясо-молочное животноводство. В конце XIX века датчане перестроили своё хозяйство с зернового на животноводческое, дренировали и гипсовали с этой целью огромные заболоченные площади, используя земли под высев кормовых трав.Развилась пищевая промышленность, лёгкая, машиностроительная и др.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь