Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ф. как способ самопознания ч-ка. Образы ф. в истории культуры



Ф. как способ самопознания ч-ка. Образы ф. в истории культуры

Проблема самопознания человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия: В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

Ф. - это сложный и изменчивый феномен культуры, который нельзя идентифицировать ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией, иногда даже принимая их облик и внешнюю определенность. Тем не менее, ф. нельзя отождествить ни с одной из этих форм культуры. Назначение ф. уникально – это уникальный духовный феномен, направленный на осмысление и рационализацию различных образов мира и человека. Ф. формирует целостное представление об универсуме, Дает нам представление о конкретной исторической форме общества и обо всем обществе в целом.

Философия сама по себе достаточно абстрактна, однако она преобразуется в конкретику в учениях, концепциях и теориях.

Жанры и формы философствования тоже разнятся: 1) системный (Декарт, Аристотель) 2) диалектический (Шеллинг, Гегель) 3) императивный, этический (Конфуций с его учением о благородном муже) и т.д.

Ф.занимает особое положение в культуре, т.к. каждый по-своему может трактовать то или иное учение и оно приобретает особый окрас в сознании. Образы ф. – это по сути представления о ней в обществах:

o Философия как любомудрие (уважение к философу)

o Как образ жизни (поиск самост. ответов на жизненные коллизии и выработка нравственного императива)

o как вид языковой игры (в ней нет смысла, как считают многие люди)

o как идеология (в тоталитарных системах, где одна идеология подменяет истинную политику демократических стандартов)

o как наука (воплощение познавательных возможностей, трактуется даже как лидирующая в современном мире наука, так как только она сможет объяснить стремительно меняющийся современный мир).

2.Проблема определения ф. Философия и мировоззрение

Диоген: «первым философом назвали Пифагора, он любил мудрость «софистом» (мудрецом), но считал, что ею могли обладать лишь боги.»… Др. Греция.

Определения философии: Платон полагал, что ф. есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ возможного знания. По мнению Гегеля, ф. есть мыслящее рассмотрение предметов. Рассел: как вид умозрения, Х. Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум.

Уже на заре времен человек формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. Т.к возникла необходимость объяснить непонятное и необъяснимое, а также зафиксировать жизненные установки и нормы, императивы.

Мировоззрение - это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей ч-ка действительности, о самом ч-ке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Функционирует как форма осознания ч-ком своего положения в мире, включает знания, ценности, убеждения, чувства, эмоции.

Знания задают общую картину мира и место человека в нем.

Ценности – нормативно-регулирующие функции.

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия ч-ком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире, придают хар-р мироощущения, наполняют личностным смыслом и значением.

Классификации мир-я:

§ от субъекта: личность, класс, общество.

§ по полноте отраженной реальности: мифологическое, религиозное, философское, научное.

§ историческая классификация: миф, религия, философия.

Миф: образность, исторически первый возник, эмоциональное восприятие, синкретичность (нерасчленённость), целостность, ритуальность, фантастические интерпре-тации природы, человека и соц. жизни. Части мифологии имеют место и сегодня.

Религия: родилась из мифов, Бог = Абсолют, вера в Бога предполагает иррациональность сознания, интuмное соединение с Богом. Миф и религия до поры до времени удовл. потреб-ти людей.

Философия: возник теоретический способ обоснования мира, рациональные корни, логика, гносеологические критерии. Сближается с религией, мифологией, искусством (здесь можно рассказать о сходстве перечисленного). Сила разума: можно получить истинное знание из следствий (греки). Философия постоянно проблематизирует свой предмет.

 

3. Специфика проблемного поля классической ф. Предмет ф. и его историческая динамика.

Специфика п п кл ф. определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем ч-ка.

Три мировоззренческие проблемы:

o проблема универсума (вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия).

o Проблема человека (аксиологический статус человека, смысл жизни, свобода, в чем отличие человеч. существования от других форм бытия).

o Взаимосвязь человека и мира (системы отн «человек – мир», природа и соц компонента, отношение бытия и сознания - Энгельс).

Эти проблемы – ядро предмета ф. Также сюда относим проблему сущности явлений, событий.

Сократ говорил, что главная проблема – познание ч-ка.

Предмет ф. постоянно меняется и дополняется.

Первые ф. учения в древних цив-ях Китая, Ин-дии, Греции ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего – натурфилософия (лат. natura – природа). Она использовала методы созерцательного восприятия природы, исходя из ее внутреннего единства и целостности.

2 этап: онтология (греч. ontos – сущее и logos – слово, учение) – учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

3 этап: Философское познание космоса, первоначал бытия связано со становлением логики (греч. logicos – построенный на рассуждении – наука о законах правильного мышления) и эпистемологии (греч. episteme - знание, logos – учение).

4 этап: ф. обращается к исследованию природы и сущности ч-ка – антропология. + этика, эстетика, политика.

Особенность классической ф. – почти каждый ее представитель стремился создать собственную систему фил знания.

В современном фил знании нет жестких границ между различными фил дисциплинами.

Постклассика: здесь обостряется соц-критическая направленность мышления в условиях техногенной цивилизации. Языковые аспекты различных культур также активно исследуются. Проблема «человека-в-мире». Но все равно главные темы – первые 3.

Динамическая организация бытия. Развитие

Как атрибут бытия.

Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора фил категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время). Бытие трактовали как: число-Пифагор, логос-Гераклит, единое-Парменид, идея-Платон, форма-Аристотель, Бог-Августин, Ф.Аквинский, материя-Ф. Энгельс.

Сегодня – виртуальное бытие. Небытие это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фунда-ментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия.

2 подхода: философии бытия ( небытие относительно и производно от бытия ) и философии небытия ( бытие иллюзорно ).

Матер и дух бытие. К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность. Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного и бытие социального .

Материя - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Сначала: первооснова как стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит).

На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей наличие у них массы, протяженности.

В результате (3 этап) материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений их объективную реальность, т. е. свойство существовать вне и независимо от челов. сознания.

Аристотель: «всякое движение есть некоторое изменение». Специфика этой динамики раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя. Выделяют разные формы движения: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную.

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.

С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Ф. как способ самопознания ч-ка. Образы ф. в истории культуры

Проблема самопознания человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия: В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

Ф. - это сложный и изменчивый феномен культуры, который нельзя идентифицировать ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией, иногда даже принимая их облик и внешнюю определенность. Тем не менее, ф. нельзя отождествить ни с одной из этих форм культуры. Назначение ф. уникально – это уникальный духовный феномен, направленный на осмысление и рационализацию различных образов мира и человека. Ф. формирует целостное представление об универсуме, Дает нам представление о конкретной исторической форме общества и обо всем обществе в целом.

Философия сама по себе достаточно абстрактна, однако она преобразуется в конкретику в учениях, концепциях и теориях.

Жанры и формы философствования тоже разнятся: 1) системный (Декарт, Аристотель) 2) диалектический (Шеллинг, Гегель) 3) императивный, этический (Конфуций с его учением о благородном муже) и т.д.

Ф.занимает особое положение в культуре, т.к. каждый по-своему может трактовать то или иное учение и оно приобретает особый окрас в сознании. Образы ф. – это по сути представления о ней в обществах:

o Философия как любомудрие (уважение к философу)

o Как образ жизни (поиск самост. ответов на жизненные коллизии и выработка нравственного императива)

o как вид языковой игры (в ней нет смысла, как считают многие люди)

o как идеология (в тоталитарных системах, где одна идеология подменяет истинную политику демократических стандартов)

o как наука (воплощение познавательных возможностей, трактуется даже как лидирующая в современном мире наука, так как только она сможет объяснить стремительно меняющийся современный мир).

2.Проблема определения ф. Философия и мировоззрение

Диоген: «первым философом назвали Пифагора, он любил мудрость «софистом» (мудрецом), но считал, что ею могли обладать лишь боги.»… Др. Греция.

Определения философии: Платон полагал, что ф. есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ возможного знания. По мнению Гегеля, ф. есть мыслящее рассмотрение предметов. Рассел: как вид умозрения, Х. Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум.

Уже на заре времен человек формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. Т.к возникла необходимость объяснить непонятное и необъяснимое, а также зафиксировать жизненные установки и нормы, императивы.

Мировоззрение - это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей ч-ка действительности, о самом ч-ке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Функционирует как форма осознания ч-ком своего положения в мире, включает знания, ценности, убеждения, чувства, эмоции.

Знания задают общую картину мира и место человека в нем.

Ценности – нормативно-регулирующие функции.

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия ч-ком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире, придают хар-р мироощущения, наполняют личностным смыслом и значением.

Классификации мир-я:

§ от субъекта: личность, класс, общество.

§ по полноте отраженной реальности: мифологическое, религиозное, философское, научное.

§ историческая классификация: миф, религия, философия.

Миф: образность, исторически первый возник, эмоциональное восприятие, синкретичность (нерасчленённость), целостность, ритуальность, фантастические интерпре-тации природы, человека и соц. жизни. Части мифологии имеют место и сегодня.

Религия: родилась из мифов, Бог = Абсолют, вера в Бога предполагает иррациональность сознания, интuмное соединение с Богом. Миф и религия до поры до времени удовл. потреб-ти людей.

Философия: возник теоретический способ обоснования мира, рациональные корни, логика, гносеологические критерии. Сближается с религией, мифологией, искусством (здесь можно рассказать о сходстве перечисленного). Сила разума: можно получить истинное знание из следствий (греки). Философия постоянно проблематизирует свой предмет.

 

3. Специфика проблемного поля классической ф. Предмет ф. и его историческая динамика.

Специфика п п кл ф. определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем ч-ка.

Три мировоззренческие проблемы:

o проблема универсума (вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия).

o Проблема человека (аксиологический статус человека, смысл жизни, свобода, в чем отличие человеч. существования от других форм бытия).

o Взаимосвязь человека и мира (системы отн «человек – мир», природа и соц компонента, отношение бытия и сознания - Энгельс).

Эти проблемы – ядро предмета ф. Также сюда относим проблему сущности явлений, событий.

Сократ говорил, что главная проблема – познание ч-ка.

Предмет ф. постоянно меняется и дополняется.

Первые ф. учения в древних цив-ях Китая, Ин-дии, Греции ориентированы на космологическую проблематику и поиск первоначал мироздания как источника и основания всего существующего – натурфилософия (лат. natura – природа). Она использовала методы созерцательного восприятия природы, исходя из ее внутреннего единства и целостности.

2 этап: онтология (греч. ontos – сущее и logos – слово, учение) – учение о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего.

3 этап: Философское познание космоса, первоначал бытия связано со становлением логики (греч. logicos – построенный на рассуждении – наука о законах правильного мышления) и эпистемологии (греч. episteme - знание, logos – учение).

4 этап: ф. обращается к исследованию природы и сущности ч-ка – антропология. + этика, эстетика, политика.

Особенность классической ф. – почти каждый ее представитель стремился создать собственную систему фил знания.

В современном фил знании нет жестких границ между различными фил дисциплинами.

Постклассика: здесь обостряется соц-критическая направленность мышления в условиях техногенной цивилизации. Языковые аспекты различных культур также активно исследуются. Проблема «человека-в-мире». Но все равно главные темы – первые 3.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь