Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в позн процессе.



Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным познанием, но и с различными психологическими и внерациональными его факторами. большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие позн. способности субъекта.

Под интуицией обычно понимают такую позн. способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. Концепции и модели интуитивного познания:

«внезапное сверхчувственное озарение» (Платон);

«прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума» (Р. Декарт);

«чувственное созерцание» (Фейербах);

«скрытый бессознательный первопринцип творчества» (З.Фрейд).

В структуре интуитивного акта выделяют определенные этапы:

a) Инкубационный период, предполагающий накопление и аккумуляцию в сознании образов, идей, абстракций.

b) неосознаваемое перекомбинирование и систематизация накопленной информации.

c) более полное и точное уяснение задачи, которую нужно решить.

d) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого решения в форме интеллектуального прозрения или инсайта.

Неявное знание существует в форме жизненно-практического опыта личности, ее умений, навыков, стереотипов мышления и поведения. Это, другими словами, периферическое знание: умение плавать и бегать. Но это знание не находится в фокусе сознания и не выступает как осознанное и объективиро-ванное в вербальной форме. М. Полани – такое знание «пе-риферическое». Неявное знание тесно связано с феноменом гносеологической веры.

Вера - духовно-психологическая особенность субъекта познания, обнаруживающая себя в чувстве уверенности в чем-либо и исключающая сомнение по поводу его существования или наличных характеристик. Гносеологическая вера как обыденное и нефил сознание обнаруживает себя в естественном доверии к сенсорному опыту и данным органов чувств, которые глубоко укоренены в структурах практической деятельности и повседневной жизни человека. Э. Гуссерль называл ее натуральной или естественной установкой сознания, которая должна быть обязательно преодолена, если мы претендуем на философское отношение к действительности.

Феномены веры (Бог) и неявного знания актуализируют важность воображения. Воображение – способность сознания отображать предметы и явления.

Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.

В структуре нааучн. познания выделяются субъектная (включает субъекта дея-ти, с его целями, ценностями, мировоззр ориентациями, знаниями) и предметная стороны (взаимодействие средств с предметом дея-ти). В структуру дея-ти включаются также ее результат, как опредмеченная цель.

Результатом научного познания является научное знание. В зависимости от уровня научного познания (эмпирического или теоретического) знание может быть представлено в различных формах.

· Эмпиризм- направление в теории познания, которое признает чувственный опыт единственным источником знаний. В рамках эмпиризма различают: идеалистический (Юм, Беркли) - чувственный опыта как исходную основу всех челов знаний; материалистический (Бэкон, Гоббс, Локк), интерпретировавший чувственные данные как впечатления при созерцании.

· Рационализм -направление в теории познания: признаёт приоритет разума (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

Основными формы знания – факт и теория. Научный факт – это явление материального или духовного мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления. Теория – форма научного знания, которая представляет собой непротиворечивую систему идей, раскрывающую сущностные и закономерные связи действ-ти, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение.

· Основные методы исследования в науке:

o эмпирия- установление фактов (наблюдение, измерение, эксперимент), наблюдение – планомерное восприятие, осуществляемое для выявления сущностных свойств и отношений объекта познания; эксперимент – объект воспроизводится искусственно или ставится в определенные условия, отвечающие целям исслед.

o теория- объяснение фактов.

Взаимодействие науки и общества предполагает ее институциональную интерпретацию, т.е. функционирование науки как соц. института: связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых утверждаются этические правила и нормы, регулирующие научный поиск. Выделяется несколько этапов:

1- XVII в. - появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила.

2- к. XIX – нач. XX в., когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной дея-ти., соединение науки и образования, которое начинает строиться как преподавание отдельных научных дисциплин.

3- сер. 20 в. Наука все более напоминает большое производство, создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется гос финансирование научных проектов.

Эволюция представлений об обществе в истории фил мысли.

В частности, общество определяется как:

· выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией;

· система («мир») человеческой деятельности,

· система взаимодействия (интеракции) между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни;

· система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер.

Могут быть выделены различные феномены индивиды, соц группы, институты и учреждения, с характерными для них соц действиями.

Три фундаментальных теоретических концепции общества:

Общество как реляционная система («система общественных отношений») К. Маркса. Исходно – материалистич понимание истории. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общ бытие определяет их сознание». матер жизнь общества, способ производства и те эк отношения, которые складываются м/у людьми в процессе производства. Базис, надстройка(идеолог. отн-я).

Общество как структурно-функциональная система Т. Парсонса. констатирует важную роль индивидуальной дея-ти людей. единичное соц действие является системообразующим элементом общества. Однако в дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма, ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества его подсистем.

Общество как результат рационализации соц действия М. Вебера. Известный немецкий социолог и соц философ конца XIX начала ХХ вв., являющийся основателем «понимающей социологии», также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. определяющим в понимании того, что собой представляет современное общество, выступает характер социальных действий индивидов. Исследовательский подход – методологический индивидуализм. Социальное действие обладает 2 признаками: «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

Типы соц действий по Веберу:

1) аффективное основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

2) традиционное, побуждаемое традициями, обычаями, привычками;

3) ценностно-рациональное, характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей;

4) целерациональное, определяемое сознательной постановкой практически значимой цели (характерно для Запада).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь