Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления развития и типологические характеристики русской ф.



Первый опыт русского философствования- эпоха принятия христианства на Руси. Источники: евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви.

Профессион. философ – Чаадаев (Северное общество декабристов). Его «Фил письма» - главная тема рефлексия по поводу истор. предназначения России, оценка духовной эволюции русско-православного мира, говорил о нац. самодовольстве и застое в России.

Западничество: 40-60г ХIХв. Представители: Станкевич, Герцен, Огарёв. Тенденции: критика феод, реформы по зап образцу, отрицание революц методов решения проблем. Среди западников были умеренные и радикалы.

Славянофилы: Хомяков, Аксаковы, Киреевский. Самобытность Руси в её византийском виде. Уваровские правосл, самодерж, народность.

Соловьёв – величайший. Он стремился объединить в великом синтезе христианский платонизм, немецкий классич. идеализм и научный эмпиризм. Нужно стремиться к знанию всеединства. Единосущность Бога и мира. Различая три источника познания - опыт, разум, мистику, Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере. Три коренные силы: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Философия Соловьева влияла на творчество символистов (Блок, Белый).

Философия Н. А. Бердяева совокупность нескольких независимых друг от друга идейных комплексов: идеи свободы; идеи творчества и объективации; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории.

Онтология Н. А. Бердяева исходит из существования двух рядов мировых начал: 1) свободы, духа (Бога), ноумена, субъекта (личности), Я; 2) необходимости, мира, феномена, объекта. Причем, как видим, в качестве «ноумена» («вещи-в-себе») у философа выступает субъект, включающий в себя непостижимую внутреннюю глубину, проявляющуюся в свободе. Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, усреднить ее. Основное стремление чел-ка - порыв к свободе, творчеству.

Космизм. Преобразующая деят-ть человека – это планетарная сила. Идея всеединства; незавершенности развития мира и человека; интерпретация человечества как части космоса; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея в богочеловечестве. человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский).

Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-фил традиции.

В книге «Метафизика» Аристотель пишет о «первой ф.» (с I в. до н.э. синонимом- м.), т.к. в ее задачи входит поиск начал и высших причин по ту сторону физической реальности, в отличие от науки («второй ф.»). В результате м. познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, когда ум «видит» в вещи ее сущность.

М., по Аристотелю, наиболее возвышенная из наук, не преследует практические цели и не связана с мат. нуждами. он приводит 4 её определения: 1-исследование первых начал и причин; 2-познание «бытия, поскольку оно бытие»; 3-знание о субстанции; 4-знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

Идеалы построения м. – создание универсальной теории, претендующей на всеобъемлющее описание и объяснение мира в целом и отдельных его частей, а также на абсолютную истинность собственных положений.

Деррида - «метафизика присутствия» - бинарная природу ее категориального аппарата:, единое-многое, идеальное-мат., рациональное-чувственное-доминирующая позиция принадлежит 1 категории., т. к. именно она участвует в процессе построения истинной картины реальности, в то время как 2 – описывает мир феноменального и изменяющегося бытия (неистинного).

· Основной постулат метафизики – тождество бытия и мышления.

Основными способами интерпретации универсума наряду с созерцанием являются познавание, вопрошание, вслушивание.

Два этапа в класс. м.,: метафизика субстанций (выявление начал и сверхсущих (Бог) оснований универсума, и их теорет. фиксации во всевозможных логических формах) - субстанция-субъект (Гегель), и м.субъекта (связана с проблемами познания как приоритетными для обоснования нового знания-Р.Декарт, Ф.Бэкон.).

· Постклассическая м.- забвение или тотальная ревизии принципов и идеалов классической м. во 2п-не XIX- нач.XX в. Десакрализация теоретического разума и «антропологический поворот» (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, Ф. Ницше). сциентизация и социологизация философии (позитивизм, марксизмм), «лингвистический поворот» (Л Витгенштейн, Ф. де Соссюр).

Иной статус метафизики связывают с ее возможностью осмысления конкретных форм челов. опыта путем анализа поверхностных структур, фиксируемых категориями общ. отношения, бессознательное, язык, текст: для их исследования необходимы иные ресурсы языка-описания, принципы.

В эпоху постмодерна на первый план выходит множество альтернативных проектов философствования, каждый из которых претендует на место теоретической ф. Тем самым монолитное здание классической м, построенное на идеалах Просвещения, рассыпается на частные стратегии.

Онтология как фил учение о бытии.

Понятие онтология (греч. ontos сущее, logos учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в значении «метафизика».

В качестве самост. термина – 1730 г – Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), Онтология у него как наука о бытии вообще. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

Трактует сущностные принципы организации реальности как таковой во всех её формах. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы, не обращаясь к ней непосредственно.

В античности онтология начала формироваться с разработкой базовой категории «бытие» и производными от нее понятиями «сущее и сущность». В результате бытие рассматривается в качестве предмета фил рефлексии и является категорией, означающей то, что есть.

В Новое время приоритет на гносеологию (научная нацеленность), в Х1Х-ХХ вв. предметом онтологии предстает бытие человеческой субъективности. О бытии формируем подлинное знание через созерцание (увидеть целостность предмета). Эмпирич мир стремится к бытию, но не достигает его, у нас есть лишь правдоподобное знание с опорой на чувства.

Новое время: ф. не должна занимться бытием, это дело наук. Онтология из учения о законах мира вещей становится учением о первых основах челов. познания (Кант). Трансцендент. познание направлено не на самое сущее, а на исслед условий возм-ти доопытного знания об этом сущем. Предмет познания – в понятиях и определениях. В этом случае сознание воспринимает себя как особое сущее, существующее в мире таким образом, что его формой бытия становится познание мира.

Гуссерль развил идеи Канта. Понимание бытия осуществляется не только в онтологической, но и в других парадигмах философствования: культурологической, эпистемологической, экзистенциальной.

Соврем. онтология:

1. само сознание рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов универсума, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире.

2. человеческое бытие как человеческая субъективность и сознание не выводимы в своей специфичности из законов мира и не могут быть поняты как часть мира, объясняемая этим же миром

3. На смену онтологии объекта и онтологии субъекта, приходит экзистенц онтология человеческого бытия, создаваемая той системой отношений, которая устанавливается между человеком и миром.

Динамическая организация бытия. Развитие

Как атрибут бытия.

Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора фил категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время). Бытие трактовали как: число-Пифагор, логос-Гераклит, единое-Парменид, идея-Платон, форма-Аристотель, Бог-Августин, Ф.Аквинский, материя-Ф. Энгельс.

Сегодня – виртуальное бытие. Небытие это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фунда-ментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия.

2 подхода: философии бытия ( небытие относительно и производно от бытия ) и философии небытия ( бытие иллюзорно ).

Матер и дух бытие. К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность. Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного и бытие социального .

Материя - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Сначала: первооснова как стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит).

На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей наличие у них массы, протяженности.

В результате (3 этап) материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений их объективную реальность, т. е. свойство существовать вне и независимо от челов. сознания.

Аристотель: «всякое движение есть некоторое изменение». Специфика этой динамики раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя. Выделяют разные формы движения: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную.

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.

С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь