Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика философского мышления. Проблема метода



Дея-ть в любой ее форме определяется комплексом факторов. Среди них существенную роль выполняет метод, задающий совокупность и последовательность приемов и процедур по теоретическому или практическому освоению объекта. Метод интересовал человека всегда: сначала чел. опирался на чувства, здравый смысл и интуицию; потом на позн. дея-ть.

Основные в истории: диалектический метод Платона, опытно-индуктивный Ф. Бэкона, рационалистический Декарта, диалектико-материалистический Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля.

В эпоху классики 2 идеи: 1-ф. реализует свои позна. и объяснительные возможности в форме рефлексии над сознанием и универсалиями культуры; 2-метод позн дея-ти должен перекликаться с ее предметом. Предмет ф. не может быть постигнут посредством наблюдения или эксперимента, а необходимо использовать специфические методы фил познания. Рефлексия есть мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных предпосылок и сущностных свойств.

Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.

Два основных метода философствования: диалектический и метафизический (не столько философский, сколько научный, Новое время).

Диалектический метод (античной философии в структуре так называемых сократических диалогов). Слово диалектика (греч. dialog – искусство вести беседу, спор) означает фил диалог как полемический способ изложения фил идей, предполагает столкновение различных мировоззр и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

По Аристотелю диалектика - метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов, включала логику и силлогистику.

Диалектика, по Г. Гегелю, осн. на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей, характерна для критического и творческого мышления.

Метафизический метод в эпоху Нового времени. Ф. здесь призвана не созерцать природу, а разрабатывать программы и методы научного, экспериментального исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека.

По классической механике: Всел.=огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве.

Происходит абсолютизация анализа, эксперимента, классификации и систематизации исследуемых явлений природы. +фиксация объективной устойчивости и неизменности вещей. характ. черты: абстрактность, односторонность, абсолютизация в целостном процессе познания.

В современной постклассической ф. – кризис рефлексивных форм философствования и размывании традиционных методов анализа сознания и самосознания. Ориентируется на языковые игры. приводит к след.методам: «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер) и др.

 

 

5. Ф. и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал ф.

Философия и наука. Ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой:

Категориально-теоретический тип знания. философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления.

и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания

Разница с наукой:

наука всегда вычленяет ее предметный аспект, абстрагируясь при этом от личностно-субъективных мнений и оценок этой реальности

наука отражает мир таким, как есть. философия формирует ценностные ориентации

философия покидает пределы опыта, а наука – нет

в науке просто опыт, а философия трактует опыт широко: опыт сознания, культуры, обыденный опыт

Философия и искусство. Общее: искусстве одним из главных предметов изучения является человек, универсум его духовного мира.

раскрытие сферы значений тех или иных явлений культуры

философские трактаты так же полисемичны

Разное: в искусстве – худож мышление, а философия – язык категориальных абстракций

искусство - воздействует прежде всего на чувственность человека, в то время как философ апеллирует в первую очередь к человеческому разуму

Философия и религия. Общее: и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога. Религия содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией

Разное: Философское мышление по сути своей критично и антидогматично, а религия – совокупность догматов

религиозный опыт предполагает личный и глубоко интимный тип отношений человека с Богом

являясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, предполагает строгое соответствие религиозных догматов и символа веры реальным поступкам человека

аксиологическая – конкретизирует иерархию ценностных ориентаций.

Общ сознание как и Ф. задает специфичную для каждой эпохи шкалу аксиологических предпочтений, которые определяют устойчивые категориально-мировоззренческие конструкции разума и те «культурные фильтры», через которые воспринимается мир.

Мораль (лат. moralis нравственный, mores обычаи, нравы, поведение) специфический способ нормативной регуляции поведение человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Мораль – сфера идеально должного.

 

 

6. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока.

Господствует миф: образы-символы + художественность.

В отличие от религии философия на Востоке развивалась в полемике идей, хотя тесная связь с религией.

Практические задачи древней философии были связаны с разработкой представлений о природе и назначении человека, целях и смысле его жизни, с построением идеальных моделей справедливого государства, рациональным обоснованием нравственных императивов и социально-правовых норм.

Индия: зарождение философии VIII в. до н. э. (Веды) сборники гимнов, молитв, заклинаний. философские тексты - Упанишады/ (букв. - «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных фил понятий.

Образование первых фил школ относится к VI - II вв. до н. э. Здесь сложилось 6 ортодоксальных фил учений, составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика.

Черты: традиционализм, связь с религией, ценностно-мировоззр. основания. Ортодоксальные фил школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша (учение об освобождении). Неоортодоксы - дхарма, сансара, нирвана

Буддизм: чел включается в поток бытия и обрекает себя на страдание (сансара). Нирвана – достижение покоя.

Китай: Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII - VIII вв. до н. э.) сложился культ Неба.

В эпоху Восточного Чжоу (VIII - VI вв. до н. э.). Это натурфилософский период – идея об инь и ян (перемены) + Дао.

6-3 вв до н.э. – эпоха сражающихся царств – золотой век китайской философии. Выделились 6 школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу «инь - ян» и школу имен династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) – неоконфуцианство.

Черты: иерогифичность, образность языка. категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син, понятие пермен (и), гуманность(жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» с характерным для него набором добродетелей.

Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала.

Консерватизм

Благодаря неоконфуцианскому синтезу различные идеи и положения философских школ Китая были гармонизированы.

 

7. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной фил традиции.

Возникновение ф в др Греции относится к VI в. до н. э., когда сформировались достаточно развитые в эк и полит отношении рабовладельческие г-ва. В VIII–VI вв. до н. э. завершилось расселение греков на Балканском полуострове. рабовладение, аристократия, торговля, демократия – независимость граждан.

геометрический стиль мышления, мораль и нравственность, гражданственность, объективизм, космологизм, гармония, симметрия, ритм.

Доклассический период (VII - V вв. до н. э.) – милетская школа (Анаксимен, Анаксимандр и Фалес), Пифагор ( число ), Гераклит. Проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Поиск первоначала – учение о стихиях.

Классика (5-4 вв до н.э.). Атомистика Демокрита - учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать первую физико-математическую модель природы. Школа элеатов (Парменид, Зенон) – рассмотрели бытие как есть, у них мысшление=бытие. Софисты – платные учителя красноречия (нет объективных моральных ценностей), ещё Протагор сказал что человек есть мера всех вещей. Сократ – как следует жить. Истина заложена в душе человека, и к истине нужно стремиться. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни - этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследовании (идеи-парадигмы составляют царство идей). Аристотель – систематизатор, учил о сущем, возвысил философию до статуса метафизики.

Эллинизм. Эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм – основные учения. Цель философии – обеспечение безмятежности духа. Эпикур: Человек стремится к атараксии=невозмутимость. Пиррон — Скептик. Не верят в рац. обоснование моральных норм и в существование добра и зла. Киники – за внутреннюю свободу индивида. Диоген – человек обязан жить по своим, а не по общественным – законам. Стоики – Логос (внутренний принцип развития Вселенной) составил сущность каждой вещи. Человек должен следовать судьбе, чтобы стать независимым (автаркия). Оказала влияние на религию (конкр. христианство).

Римский эллинизм. Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) усиление религиозно-мистических тенденций. Природа пронизана Логосом, но теперь его понимают в приближении к Богу как Абсолюту. Космос – государство, где человек космополитичен, его родина – небесный Космополис.

Неопифагорейцы и неоплатоники. Они разработали детальное учение о происхождении и устройстве космоса. Согласно этому учению в основании космоса находится сверхсущее Единое - непознаваемый и неописуемый духовный Абсолют, который отождествляется с Благом и уподобляется Солнцу и свету. Нравственное очищение человека – постижение Единого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь