Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление, предмет и структуры ф истории. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В ф историческая динамика общества является предметом особой области знания ф истории, изучающей природу истор процесса, фундаментальные принципы и начала истор бытия. Мировоззрение древнего Востока было принципиально неисторическим и в нем утвердился императив «колеса истории». В мировоззрении древних греков - космоцентризм, фатализм и идея «вечного возвращения» не позволили дать целостное философское понимание истории. В средневековье - христианская «идея истории» (Августин, Фома Аквинский). христианство породило современный тип исторического сознания и заложило основания классической философии истории. 18й - «век фил-исторического мировоззрения». Вольтером вводится термин «философия истории» и возникает классическая философия истории. Шеллинг, Кант, Гегель предложили свои варианты философского осмысления исторического процесса, носившие, однако, во многом умозрительный и метафизический характер. После серьезных потрясений общественного сознания, вызванных первой мировой войной, установлением тоталитарных политических режимов, «омассовлением» человека, снова актуальными становятся проблемы истор бытия общества. В итоге современная ф. истории включает в себя две предметные области, подразделяясь на онтологическую и эпистемологическую ф. истории. Онтологическая область исследует: становление общества и специфика законов его развития; источник и факторы исторического процесса; направленность и периодизация истор динамики; субъект и движущие силы общ развития. Эпистемологическая: природа и специфика истор познания; объективность истор знания; статус понимания и объяснения в истор исследовании; особенности истор описания. Основанием для такого различия является двойственное понимание истории: а) как прошлое, «дела давно минувших дней», которые не подлежат какому-либо пересмотру; б) как знание о прошлом, которое может быть неточным и может быть пересмотрено, если появятся новые факты В радикальном варианте (Фуко), прошлое, как и нынешнее существование общества, характеризуется бессистемностью, децентрализацией, а потому история (постистория) это ретроспективный проект исследователя, выражающего свою интерпретационную модель. Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций. 1. Как синоним культуры (А. Тойнби). 2. Как определённая стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер). 3. Как ступень истор развития человечества, следующая за варварством (Л Морган, Ф. Энгельс). Цивилизационный подход: периоды развития социума анализируются на основе выделения качественно различающихся между собой технико-технологических условий развития, соц-этнических и соц-психологических особенностей тех или иных регионов планеты. Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность соц технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Для Зап Европы характерна установка на инновационный путь развития. В полит сфере для западной цивилизации характерны гарантии частной собственности и гражданских прав личности. Восточная цивилизация чаще всего характеризуется как традиционалистская. Среди последних отмечается господствующая авторитарно-административная система, характеризующаяся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур. Интуитивный метод познания. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления. Распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Арон, Ростоу, Тоффлер). В качестве критерия выделения данных этапов цивилизационной динамики рассматривается развитие материально-производств. технологий. Доиндустриальное общество (аграрное, традиционное), для него характерна ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. Формирование индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно характеризуется формированием крупной машинной промышленности, переходом к фабричной организации труда. Формируется буржуазно-демократический строй, для которого характерно провозглашение равных гражданских прав, нарастание демократических тенденций в соц-полит сфере. Постиндустриальная цивилизация. В ней доминирует так называемый «третий сектор» сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация Развитие современной цивилизации характеризуется рядом особенностей. Среди них следует отметить так называемый «диалог культур», взаимодействие западной и восточной цивилизаций. Обозначенные выше характеристики данных цивилизаций «размываются», инновационный стиль мышления постоянно проникает и постепенно занимает центральное место на Востоке. Вестернизация. Глобализация. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Техника и ее роль в истории цивилизации. В современной фил литературе современная цивилизация все чаще рассматривается через призму развития техники. Специалисты в области ф. техники предлагают трактовать историю человечества как изобретение всё новых орудий труда. Понятие «техника» использовалось еще в древней Греции - понималось мастерство, умение нечто сформировать, создать из естественного материала. Со временем под техникой стали понимать систему искусственных органов дея-ти общества, развивающуюся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков опыта и знаний человека. Атрибутивным свойством техники выступает способность преобразовывать реальный мир. Выделяются следующие последовательные ступени развития техники: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Основное внимание здесь уделяется совершенствованию техники и изменению связи между субъектом производства и техническим устройством. С понятием техники тесно связано и понятие технологии, которое обозначает складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в ходе производственного процесса. С точки зрения развития технологии в истории цивилизации можно выделить следующие сменяющие друг друга технологические способы производства: присваивающий, индустриальный, аграрно-ремесленный, информационно-компьютерный. Наряду с понятием технологического способа производства для анализа развития общества часто используется понятие эк способ пр-ва (Маркс). Производительные силы: средства производства, орудия труда, средства труда, инфраструктура (рассказ по Солодовникову: ) Производственные отношения разделяют на производственно-экономические и производственно-технологические. Последние задаются самой технологией труда, особенностями его организации, последовательностью трудовых операций и спецификой управления. Центральное место – отношения собственности. От конкретного содержания отношений собственности зависит характер эк системы, что находит свое выражение в исторически известных типах производственных отношений первобытнообщинных, рабовладельческих, феодальных, капиталистических, социалистических. Механизм динамики эк способа производства в соц ф. марксизма обьясняется следующим образом: производительные силы на определенном этапе перерастают рамки производственных отношений, что, в свою очередь, приводит к соц революции и переходу к более высокой общественно-эк формации. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы