Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



 

Время, когда современные информационные техноло­гии (компьютеры, Интернет, электронная почта, CD, DVD) воспринимались работниками культуры как некая экзо­тика, дорогостоящие, а то и недоступные игрушки, про­шло очень быстро. Еще в середине 1990-х гг. среди ру­ководителей сферы культуры были нередки персонажи, рассуждавшие по схеме: «Я не умею обращаться с ком­пьютером, но мне это и не нужно в моем музее, моей библиотеке, моем архиве, моем театре, моей концертной организации, моей школе, моем университете, потому что наша система работает замечательно. Мы всегда заполня­ли наши картотеки и инвентарные описи от руки, письма писали на машинке. Компьютеры дороги, их обслужива­ние и обновление тоже стоят немалых денег. Программа обучения тоже очень дорогая. Зачем тогда все это? Я за­нимаюсь сложными вопросами, а для технических вопро­сов у меня есть секретарша. Кроме того, компьютеры будут довлеть над нами, но ведь гораздо важнее художе­ственный уровень нашей работы: надо все читать, видеть и слышать в оригинале, а не в бледных репродукциях. Дети перестанут читать, а будут только искать в Интерне­те глупые и даже опасные игры, будут находить там не­желательные программы, например, порнографию. Люди перестанут посещать музей, чтобы полюбоваться велико­лепными красками Исаака Левитана. Они больше не ста­нут ходить в концертный зал, чтобы послушать Чайков­ского, где его играют люди для людей. Так искусства могут утратить свою социальную функцию. Люди будут страдать от одиночества — во всяком случае, в богатых странах, где они могут позволить себе пользование всеми этими новыми средствами. Это угрожает всему обществу. И даже в таком обществе возникнет два класса людей. У богатых будут все возможности получать информацию, а у бедных — нет. Это расколет наше общество».

Такое массированное сопротивление сегодня уже не­сколько сошло на нет. Уже никто не спрашивает номер факса, спрашивают номер электронной почты, потому что она позволяет поддерживать контакты со всем миром

проще, быстрее и дешевле, причем каждый может на­учиться обращению с этой простой техникой. Компью­тер — это всего-навсего усовершенствованная пишущая машинка. Электронная почта — прекрасное и дешевое средство связи с коллегами во всех концах света. Каж­дый работник в музее, архиве, библиотеке, костюмер­ном цехе оперного или драматического театра рад тому, что есть программное обеспечение, которое позволяет быстро и гибко регистрировать и пополнять фонды; лю­бое управление культуры счастливо, что теперь можно более четко и прозрачно оформлять финансовый отчет. Во всех этих, а также других случаях сегодня никто не станет отрицать, что новые технологии — это удобный инструмент, который облегчает работу, упрощает и уде­шевляет коммуникацию, стимулирует создание сетей и обмен информацией. Теперь один музей через Интернет может познакомиться с фондами другого. Теперь биб­лиотека может ускорить обмен информацией и книгами, потому что можно очень быстро выяснить, в какой биб­лиотеке находится нужная информация или книга. Те­перь ученые могут быстро собрать информацию по своей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управле­ние культуры может быстро обменяться с другим данны­ми, которые можно очень хорошо использовать в еже­дневной работе.

Мелкими оказались те проблемы, на которые указы­вали критические голоса: люди якобы становятся более одинокими, общественные связи нарушаются, потому что у этих людей теперь все есть дома: видео, компакт-диски, телевидение, компьютеры. Однако эти апокалип­тические предсказания не сбылись. Детские и оперные театры сейчас посещаются лучше, чем когда бы то ни было, библиотеки полны читателей, в музеи стоят оче­реди, люди ходят в кино, проявляют большой интерес даже к литературным чтениям и альтернативным танцам. И новые средства коммуникации не только не мешают всему этому, а наоборот — повышают интерес, делают более доступными традиционные виды культурной дея­тельности, способствуют лучшей информированности о них. Совершенно очевидно, что человек остается чело­веком — это общественное существо, он не только хочет

 

видеть и слышать художественный оригинал, он хочет это делать в обществе других людей, с которыми можно все это обсудить за чашкой чая, кружкой пива или рюм­кой водки.

Теперь уже меньше стали говорить о том, что люди перестанут читать, что тем самым они отрежут себя не только от старой и современной литературы, но и от тра­диций, передаваемых посредством письменности, что они утратят свои корни, которые нужны каждому человеку. Но сегодня результаты многих исследований говорят о том, что те, кто пользуется Интернетом, читают больше, чем те, кто им не пользуется. Кроме того, Интернет за­ставляет людей читать, но читать иначе, чем раньше: короче, быстрее, более фрагментарно, не столь подробно. Перед публичными библиотеками, которые должны тес­нейшим образом сотрудничать со школами, теперь встает задача соединить традиционное чтение с чтением в Ин­тернете, найти баланс между тем и другим, как побудить читателя к углубленному чтению, а при посещении уч­реждений культуры — как сделать это посещение инте­ресным и увлекательным, используя новые средства ком­муникации.

Формы работы и услуги. Речь идет о новых формах подачи культуры. В первую очередь это проблема обес­печения доступа к новым информационным технологи­ям людям, которые не могут себе позволить иметь их дома. (Не стоит забывать, что две трети населения зем­ного шара ни разу в жизни не разговаривали по телефо­ну). Здесь огромную роль играют публичные библиотеки при самом тесном сотрудничестве со школами. Библио­теки — это давно уже не просто фабрики по выдаче книг, это культурно-информационные центры для всех слоев населения. Многим библиотекарям, особенно старшего поколения, бывает трудно вжиться в эту роль, но моло­дые с этим справились, работают с увлечением. Кстати, очень хорошо, что молодые учат кое-чему нас, пожи­лых, а не только наоборот, как это обычно бывает. Се­годня почти все публичные библиотеки оснащены ком­пьютерами, все больше школ получают компьютерную технику.

Предлагаются самые разные компьютерные курсы: для детей и молодежи бесплатно, а для взрослых по

 

очень низким расценкам. Для детей и молодежи созда­ются специальные сайты в Интернете. На полках стоят специально отобранные компьютерные игры — введение в Интернет должно ведь быть увлекательным, а также бесчисленные компьютерные учебники и справочники. На этих курсах учат не только пользоваться компьюте­ром, но и воспринимать электронную почту и Интернет как вспомогательное средство, которое дополнило кни­гу, но ни в коем случае не вытеснило ее.

Уже несколько лет одним из самых ярких событий в международном музейном деле стали Международные музейные бьеннале, проводимые на базе Красноярско­го музейного центра (бывший музей Ленина). И и немалой степени это обусловлено использованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего бьеннале.

Одним из первых мультимедийных материалов, созданных в сфере культу­ры Санкт-Петербурга стал CD «Экскурсии по Государственному Русскому му­зею». Пользователь по планировке залов мог выбрать интересующий его зал, сориентировавшись по развеске и расстановке экспонатов, выбрать любой из них, ознакомиться с его изображением на среднем плане и нескольких крупных планах (фрагментах), историей создания, а также с биографией автора, характе­ристикой направления, к которому он принадлежал. Некоторым недостатком это­го мультимедиа был изобразительный ряд, в основе которого лежали копии с фотографий из альбомов.

Этот недостаток был преодолен в пользовавшемся высоким спросом ком­пакт-диске «100 современных художников Петербурга». Каждый художник в нем представлен 10 картинами (специальная съемка с оригинала), биографией, ха­рактеристикой направления, выставкографией, откликами экспертов.

Государственным музеем истории Санкт-Петербурга подготовлен и выпущен компакт-диск — мультимедийная образовательная программа «Александр Блок», созданная на основе коллекций музея-квартиры А. Блока. Компакт-диск предо­ставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и познако­миться с фондами. Диск содержит полную коллекцию фотоснимков поэта, его генеалогическое дерево, интерактивную карту Санкт-Петербурга е адресами, свя­занными с жизнью и творчеством А. Блока, и другие материалы.

Этот компакт-диск используется не только по прямому назначению — для образовательных целей —образовательными учреждениями и отдельными лица­ми, но и самим музеем, получившим новые возможности для презентации и уча­стия в различных выставках в стране и за рубежом.

Многие гости Санкт-Петербурга сетуют на отсутствие современной сувенирной продукции, в первую очередь - мультимедийной. Между тем в учреждениях культуры, в сфере культуры в целом содержатся колоссальные фон­ды культурно-исторического наследия, в городе живут и работают ведущие специалисты-гуманитарии (историки, искусствоведы и т. д.), специалисты по компьютерному программированию и медиадизайну, имеется развитая про­изводственная база для массового производства высоко-

 

качественных мультимедиа, которые пользовались бы по­вышенным спросом у туристов, в системе образования. Мешает решению этой проблемы, наверное, только неко­торая инерция работников сферы культуры и органов уп­равления ею. Думается, что близка к питерской ситуация и в других российских культурных центрах.

Реклама и public relations. Рекламная и PR-информа­ция составляют львиную долю (до 84%) бизнес-информа­ционных ресурсов, представленных в Интернете.

Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений и фирм представлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристики и результаты работы, некото­рые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Это самое простое решение: подготовили пуб­ликации, релизы, издали брошюру, отсняли фото- и ви­деосюжеты, имеется их электронная версия — вот и вы­вешивается она в сеть. В этом случае используется только малая возможность Интернета, который, по образному выражению одного специалиста, «для рекламы и пиа­ра — все равно, что вагон шоколада для малыша». Дей­ствительно, использование возможностей далеко отстает от технического развития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электрон­ных версий традиционных видов информации.

Мультифрэминг, развлекающая анимация, виртуаль­ная реальность, реал-аудио, мультимедиа — да еще в ин­терактивном режиме, в реальном времени — все это со­здает колоссальные перспективы продвижения и органи­зации и ее деятельности!

Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился информационный сайт о театральной жизни города: информация о премьерах, материалы экспер­тов и, конечно же, месячная афиша в раскладке по театрам и по датам. Вскоре через эту афишу можно уже было выходить на программки спектаклей, через них — получать фотографии артистов, занятых в этих спектаклях (в том числе — в костюмах). Затем это меню было дополнено планировкой зала. Напрашивался следующий шаг, который и был сделан, — электронный заказ и продажа билетов. В результате возможность приобрести или бронировать билеты получили не толь­ко жители города, но жители других городов и стран, собирающиеся посетить Санкт-Петербург.

Просвещение и образование. В современном мире уже недостаточно технически владеть компьютером, недоста­точно активно использовать его как рабочий инструмент. Самое, наверное, трудное — это умение анализировать

 

поток информации, поступающей со всего света. Мир Ин­тернета дает простой и доступный выход в огромное куль­турное разнообразие, существующее в мире. Только в од­ной Российской Федерации существует огромное куль­турное многообразие. Это многообразие культур может сделать наш мир богаче и интереснее. Открывающийся в электронной сети «мир без границ» заставит всех нас по­знавать и признавать культурное многообразие, делать его доступным в нужной форме, чтобы оно вообще становилось понятным. Эта разъясняющая информация нужна для экономических курсов: тот, кто хочет заниматься торгов­лей, должен знать привычки своего возможного торгово­го партнера. Она нужна также на курсах для людей, за­нимающихся политикой: тот, кто хочет верно оценить политическую ситуацию и избежать катастроф, должен понимать поведение своего политического партнера, на которое влияют национальные традиции. Поэтому такая разъясняющая информация необходима, прежде всего, в образовательных учреждениях, чтобы уже на самом ран­нем этапе научить человека подходам к другой, чужой культуре, а также в учреждениях культуры.

Оснащение библиотек и школ компьютерами и под­готовка преподавателей стоили и стоят денег. Их не было, эти расходы не были запланированы. В такой же ситуа­ции, кстати, находились и европейские правительства. Еще несколько лет назад ни у одного из них не было собственного сайта в Интернете со ссылками на смеж­ные учреждения и темы. Сегодня же они есть у всех, потому что это просто необходимо. Им всем пришлось пересмотреть свои приоритеты и статьи расходов, чтобы не отстать от жизни и участвовать в политическом, эко­номическом и столь важном культурном диалоге в со­временном мире.

Партнерство. Электронная коммуникация дает воз­можность установления партнерских отношений в меж­региональном и международном масштабах.

В Ростове-на-Дону на базе библиотек в электронном режиме реализована программа в помощь учителям и школьникам по разделам «Мировая художествен­ная культура» и «История российской культуры», в которой участвуют музеи, биб­лиотеки, театры, художественные и музыкальные школы.

Краснодарский художественный музей выступил с инициативой (автор про­екта Е. Косопойко) создания музейного библиотечного центра России, объединя­ющего ресурсы музейных библиотек.

Результатом двух семинаров, посвященных использованию новых информаци­онных технологий в управлении сферой культуры, стал проект создания на базе Государственной Донской библиотеки сервера «Культурная жизнь Юга России». Его создателями и пользователями стали работники учреждений культуры обширного региона от Донбасса до Астрахани и от Волгограда до Ставрополя и Дагестана. Распределив функции и направления по формированию и ведению сервера, участ­ники проекта получили возможность аккумулировать региональную информацию о праздниках и фестивалях, выставках и конкурсах, конференциях, грантах, изданиях, образовательных проектах и программах. Представлена на сервере и база данных по востребованным специалистам и специалистам, ищущим себе применение.

Ниже приведен беглый обзор некоторых европейских сайтов, направленных на сотрудничество учреждений культуры:

§ ingrid.bracht@stadt.duesseldorf.de. Проект центральной публичной библиоте­ки Дюссельдорфа показывает, сколько фантазии и творчества могут про­явить дети и подростки в возрасте от 9 до 15 лет при разработке собствен­ных компьютерных программ, которые отражают их представления о мире. Юные репортеры обследовали, например, свой довольно бедный городской район, где город по финансовым соображениям лишил их игровой площадки. Они собрали информацию и составили под руководством преподавателей довольно критичную программу, поместив ее в Интернете. Она имела такой большой резонанс, что городу пришлось восстановить игровую площадку. При этом дети попутно научились выступать с активных позиций при реше­нии собственных проблем, работать в коллективе, что, в свою очередь, уси­лило мотивацию к овладению компьютером.

§ www.vakwijzer.kennisnet.ni. Проект, разработанный в тесном сотрудничестве нидерландскими библиотеками и образовательными учреждениями. Школы предоставляют учебные программы и вопросы для домашних заданий. Цен­тральная служба публичных библиотек собирает и обрабатывает соответ­ствующую информацию, подбирает и оформляет необходимое программное обеспечение. Этот «Путеводитель» — отличная поисковая система по всей нидерландской системе образования.

§ www.despin.net. Простая поисковая система для младших школьников («De Spin» — «Паук»), интегрированная в предыдущий «Путеводитель». Поис­ковая система для старших школьников имеет алфавитный каталог: А (на­пример, алгебра), Г (география), 3 (зоология), Л (литература) и т. д., с соот­ветствующими подразделами. С помощью этих простых поисковых систем школьники могут найти информацию, адаптированную к школьной програм­ме и составленную понятным языком. Таким образом, они учатся не только работать с компьютером, но и выбирать нужную информацию, то есть оце­нивать, как они ее поняли, и вообще нужна она для их целей или нет. В школе эта информация, необходимая для выполнения домашних зада­ний, снова обсуждается в классе. Эта модель, полностью работающая с сентября 2002 года, очень интересна. Хотя и в ограниченном националь­ном масштабе, она помогает научить детей и подростков в игровой форме разбираться в потоке информации, то есть критически анализировать по­лучаемую информацию.

§ www.mijnstempel.nl. Проект национальной ассоциации библиотекарей Нидер­ландов, поместившей в Интернете программу рецензий на книги для детей и юношества. С помощью простых вопросов дети и подростки составляют ре­цензии на свои любимые книги. Другие молодые посетители сайта могут прокомментировать эти рецензии. Всего за три года было собрано 1000 ре­цензий. Написав не меньше трех рецензий, ребенок (6-12 лет) или подросток

(13-16 лет) может стать членом национального детского или юношеского жюри, которое ежегодно присуждает премии авторам книг для детей и юно­шества. Эта программа — кроме навыков чтения — также стимулирует ак­тивную позицию детей и подростков, прививает им способность самостоя­тельно формулировать свои мысли, причем в новой информационной среде, без которой уже немыслим современный мир.

§ www.apeldoorn.nl. Единый информационный ресурс двух музеев, публичной библиотеки и городского архива голландского города Апельдоорн.

§ www.kennisnet.nl. Это пример взаимодействия публичных библиотек и школ в Голландии в помощь школьникам для выполнения домашних заданий по утвержденным учебным программам. Упрощенный поиск в интернете по клю­чевым словам, которые приняты среди школьников.

§ www.den.nl. 45 библиотек, музеев и архивов создали голландский DEN (аббре­виатура: Культурное Наследие Нидерландов в цифровом формате). Цель: пе­ревод в цифровой формат культурного наследия и обеспечение к нему досту­па граждан. Информация организована в форме образовательных «пакетов».

§ www.lmal.org.uk. Совместный проект Лондонского регионального архивного совета, Лондонского управления развития библиотечного дела и Лондонско­го музейного управления.

§ www.brooklynexpedition.org. Совместный программный продукт Бруклинского детского музея, Бруклинского музея искусств и Архива для малышей, в кото­ром рассматриваются вопросы, связанные с прошлым, настоящим и буду­щим этого проблемного района Нью-Йорка. Например, Латинская Америка (многие жители этого района латиноамериканского происхождения). В эту интегрированную программу вносят свой вклад и музыкальная школа (музы­ка), и музей (репродукции отдельных музейных экспонатов), и библиотека (тексты). В результате возникла увлекательная и в то же время простая про­грамма: какие у нас праздники, божества, рынки, что мы едим, кто наши святые и т. п. Важен при этом не конкретный информационный вклад того или иного участника (культурного учреждения), а конечный результат — то, что как продует адресовано «гражданину».

§ www.cuftuur.breda.nl. Информация о культурной жизни голландского города Бреда, которая подается простым языком (и рассчитана в том числе пример­но на 60% пассивных граждан без ярко выраженных эстетических потребно­стей). Своего рода визитная карточка города.

§ www.vlissingen.nl. Еще один пример интеграции усилий различных участни­ков культурной политики. Здесь голландский город Флиссинген преподносит новые виды услуг не из сферы культуры и искусства в художественной фор­ме, чтобы таким образом активизировать «молчаливое большинство».

§ www.mwmev.nrw.de. Кредиты для новых начинаний в области культуры в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия). Единственный такого рода проект во всей Германии.

§ e-mail: henk.middelveld@obd.nl. Разработка и реализация идеи «Культурного дома», которая интегрирует духовные и (но не обязательно) физические (ар­хитектурные, пространственные) классические типы услуг в культурной сфе­ре (театр, музей, библиотека, архив) с некоммерческими услугами (напри­мер, консультациями по вопросам здравоохранения, пенсионного страхова­ния и т п.). Всем этим управляет один человек. Хенк Миддельфельд владеет английским языком.

§ www.puimanweb.org. (Public libraries mobilising advanced networks). Проект Европейского Союза на английском языке, содержащий большое количество примеров практического сотрудничества в сфере культуры.

 

Повсюду возникают межнациональные структуры и сети. Это большой шанс и огромная задача для публич­ных библиотек, школ и учреждений культуры, которые должны ответить на этот культурный вызов, взяв на себя роль разъясняющего, интерпретирующего посредника. В этом им поможет Интернет, который сегодня уже не ограничивается письменным языком или языками, но может использовать самые разные визуальные образы, музыку, танец, а также устные традиции.

Привлечение ресурсов. Главный ресурс в сфере куль­туры — общность интересов, их активизация, актуализа­ция и мобилизация. И современные информационные тех­нологии — ив первую очередь Интернет — дают неви­данные ранее возможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов.

Молодой питерский музыкант написал рок-оперу по роману «Мертвая зона» С. Кинга. Либретто оперы правил... сам С. Кинг, что стало возможным только благодаря электронной почте.

Однако речь идет о привлечении не только творческих ресурсов. Информация о потенциальных донорах, гран­тах в наши дни легко и просто собирается через Интер­нет. На сайтах грантораздающих фондов и организаций (отечественных и зарубежных) содержатся не только ин­формация о программах и сроках подачи заявок, но сами формы заявок.

Иначе говоря, Интернет и электронная почта дают возможность подключения к глобальным ресурсам. Более того — возможность самим предстать в общемировой сети информации, открывая перспективы для сотрудничества с нами всем желающим этого. Для того чтобы заинтересо­ваться сотрудничеством с ними, надо чтобы о нас знали. И если мы сами о себе не заявим — никто о нас не узнает.

5.3.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь