Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия и ее роль в культуре.



Философия и ее роль в культуре.

Само слово «философия» восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости.

Пифагор первым назвал себя философом. Философы стремятся к мудрости, но ни один не называл себя мудрецом. Фалес считается первым философом, т.к. он первым задумался, что не смотря на разнообразие мира мир сущ-ет как единая система. Он предложил, что за видимым мнообразием сущ-ет некая субстанция, которая все это скрепляет. Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. Первая проблема философии: о сущности мира и явлений (о множественном и едином)

 

Предмет и основные проблемы?? философии. Разделы философии. Функции философии

 

Предмет философии

1. времена Фалеса, когда философией являлся любой процесс познания и все науки развивались в лоне философии, предметом философии являлся весь мир

2. когда формируются спец. науки и уходят из философии, предметом фил-ии становится всеобщее ( универсальные законы мира, всеобщие его свойства)

3. учитывая рефлексию, сама философия является своим предметом

4. фил-ия изучает всеобщие принципы теоретически и практически духовного отношения человека к миру и к самому себе

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания ( онтология или метафизика ), о сущности и развитии человеческого общества ( социальная философия и философия истории ), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология ), теорию познания ( гносеологию ), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Специфические черты философии. 1. Всеобщность философских понятий и суждений. 2. Трансцендентность. Этот термин из средневековой философии и означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, за сферу чувств. Мира, переход от чувств.мира к существенному. 3. Рефлексивность. Рефлексия – принцип челов.мышления, который направляет его на осмысление и осознание собств. форм и предпосылок деят-ти чел-ка. Ф-фия позволяет чел-ку критично анализировать. Рефлексия-способность чел-ка делать свою познавательную и материальную деят-ть предметом критичного аналога. 4. Решение всеобщего соответствия материального и идеального. 5. Рассмотрение мира в целостности. 6. Рассмотрение мира через призму чел-го отн-ия к этому миру. 7. Само познание мира в ф-фии выступает как духовное преображение этого мира. 8. внутренняя противоречивость (научная теория – ценностная форма сознания, наука – идеология).

Функции ф-фии.

1. Мировоззренческая. Философия явл-ся ядром мировоззрения, определяет его суть 2. Методологическая. 3. Логико-познавательная: а) ф-ция выявления понятий; б) ф-ция рационализации; в) ф-ция систематизации; 4. критическая; 5. прогностическая (рассмотрение вещей в развитии); 6. ф-ция преобразования; 7. ф-ция развития теоретического мышления (учимся абстрактно мыслить, теоретически).

Возникновение философии в Древней Греции

Философия возникает в Др.Греции на рубеже 7-6 вв до н.э. Предпосылки возникновения ф. в др.Гр

1. соц экономич развитие Др.Гр. Экономика: географич положение, много ремесленников, торговцев, мореплавателей=> обширные контакты с восточными и южными народами. Гр. Чудо: необычайный подъем в развитии. Использование денег, развитие абстрактного мышления, СОЦИАЛ.: Др.Гр. состояла из полисов, большинство из кот. были демократическими, что требовало от греков активной гражданской позиции, что порождало активную познавательную установку 2. Мифология и религия Др.Гр Др.гр мифы были систематизированы и литературно обработаны с эпической поэзии (Гомер. Гесиод). Представленная в поэмах Гомера и Гесиода греч мифология содержит установку на целостное, тотальное восприятие мира. Космос, универсум предстают гармоничными, упорядоченными (это уже не хаос) 3) Религиозные воззрения др греков 2 формы религии а) олимпийская – пантеон богов – антропоморфны (человекоподобны) б) орфическая – характерны представления о бессмертии души и переселении душ (метемпсихоз) 4) зачатки научных знаний, кот греки переняли у вост и южных народов. В др гр рождается наука, направленная не только на практические цели, но и на познание истины как таковой.

Т.о. философия возникает как умозрительная, созерцательная теоретическая наука, кот пытается познать универсум (космос) в его целостности, тотальности, место человека в нем в рационально-понятийной форме

 

Натурфилософская традиция античной философии

 

Натурфилософия – философия природы. Ч рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. Центр проблема (архэ) – проблема первоначала, первопричины всего сущего. В решении этой проблемы сущ 2 направления – монизм и плюрализм. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. предст.: Фалес (монизм)- считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр.“Что есть всё” - что явл первоосн-й. Анаксимандр - Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонь, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Гераклит : разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. Дыхани-ем - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущ-ность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должн обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единс-тво как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба проти-воп-ей з-м., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийная диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм как единое целое, пребыв в пост движ и изм. ( Плюралисты) Анаксагор – первонач – семена вещей или гомеомерии, любая вещь представляет собой смесь различн семян вещей. Вводит мифологич начало нус (гр.разум). Эмпедокл – первонач 4 корня вещей: вода, воздух, огонь, земля. За соедин Эл-в отвечает демоническая/божеств сила -любовь/дружба, за рассодеин – вражда. Демокрит – первоэлементы – атомы, кот сущ в пустоте, двигаются, сталкиваются, образуя тела. Умопостягаемы.

ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике.

 

Италийская школа

A отличие от ионийской традиции, кот была напр на поиск природного первонач, итал традиция переходит к абстрактн понятиям, в ней появл-ся первые фил категории

Пифагор вводит термин «философия»: «среди нас есть некоторые, которые не софой, а фило софой». Т.е. «эротичное» стремление к σ ο φ ο ι – мудрости (было три стадии любви у греков: I стадия – телесная – афродисия => Афродита – богиня «пошлой» любви; II стадия – 50/50 – филия; III стадия – духовность – агапэ). Суть вещей – число. Числовая природа архэ => дробимость (до того архэ нельзя дробить). Наборы чисел - инвариант. Знания нужны, чтобы подготовить душу к последующему переселению. Мир прост, существует формула, которая всем управляет, нужно только найти её. Но: согласна ли мудрость вселиться в человека?

г. Элея => элеаты (Ксенофан: памфлеты против понимания Олимпийских богов; они слишком очеловечены, бог един, невидим, нет осязаемых форм, но может носить маски – Зевса и т.д.). Парменид (первое сохранившееся сочинение): «О природе». бытие – общее свойство всех вещей, то, что сущ, что есть, что изъяснить и мыслить возможно, что содержится в мышлении. Принцип – бытие есть, небытия нет. св-ва бытия: неизменно, неподвижно, неделимо; второе определение: бытие – предельное множество всех существующих вещей и явлений (множество, которое всё объединяет). Как бы предметы ни двигались, множество остаётся самим собой => Гераклит ошибался. Третье определение бытия – система мест для вещей и явлений, оно позволяет внутри себя расположить предметы. Вещи [двигаясь] теряют правильные места и занимают неправильные. Но какое место правильное? Самоопределение – положи вещь на место.=> Нужно увидеть эту систему мест! Человек тоже часть бытия. Как создать стороннего наблюдателя? – работа мышления (продолжение Космоса, Природы): «Одно и то же есть то, что мы есть и что мы мыслим» (тезис о тождестве мышления и бытия), но нужен и язык – форма мышления. Языковая стихия – единственный «дом», где живет мышление. Увидеть место = увидеть структуру мышления. Грамматика предложения = грамматика бытия (по связи частей). => Интерпретация начинается с задачи применения, т.е. помещения в своё место (интерпретация, использование, уместность).

Зенон (апории Зенона: Ахилл и черепаха, движущаяся стрела, парадокс кучи: сколько надо сложить зёрен, чтобы получилась куча, парадокс лысого) => рефлексия (=мысль о мысли) над языковыми конструкциями – единственный способ посмотреть на бытие со стороны.

 

Теория познания Канта

 

В ходе познания не S приспосабливается к Q, а наоборот, восприятие опр-ся познавательными способностями Q.

Проблема познания – познаваем ли мир, был агностиком (учение о непознаваемости мира.). По Канту, субъект наделен тремя способностями познания: чувственностью, рассудком и разумом. Чувственность – это способность к ощущениям. Рассудок – способность к понятиям и суждениям. Разум – способность к умозаключениям, доходящим до “идей” (понятия разума о единстве всех обусловленных явлений).

нашему сознанию присущи априорные (доопытные) формы чувственного рассудка. Апостриорные – послеопытные.

Доопытные формы чувственного созерцания – это пространство и время.

Пространство – форма внешнего созерцания, время – внутреннего

Априоризм Канта проявился и в том, как он трактовал " механизм" получения знаний. их выработка состоит в синтезе ощущений с понятиями рассудка.

Феномен – вещь для нас, ноумен – вещь в себе. мир " вещей в себе" недоступен ни для чувственности, ни для теоретического разума, науки.

 

 

Этика Канта

 

Кант придерживался так называемой «этики долга». Он считал, что моральное поведение человека зависит от того, как человек представляет себе долг. Максима – Sый приницп воления. Императив – обязательные требования. категорический императив Канта: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом».

 

Философия Гегеля

 

Гегель исходит из принципа тождества S и Q бытия и мышления, кот воплощаются в субстанции, кот наз-ся абсолютная идея. – она нах-ся в процессе развития, развертывания как своих определений в плане бытия, так и форм познания. Цель развития абс ид – самопознание. мир есть саморазвитие абсолютного духа, который проходит три стадии: 1) Идея (тезис) — утверждение. 2) Природа (антитезис) — отрицание. 3) Дух (синтез) — отрицание отрицания.

Гегелевская диалектика или учение о развитии выступает как учение о развитии бытия, так и форм его познания. Предполагает противоречивый хар-р.

Ступени развития абс идеи 1) Логика – научн теор осознание абс идеи, в ее всеобщ содержании в виде системы категорий. 2) Природа – инобытие абс ид, бытие, кот не осознает себя 3) абсол дух - самопознание – итог развития науки, фил-ии. (общ-во искусство, религия, фил-ия)

Гегель признает возможность сущ-ия абс знания.

 

Философия марксизма

 

Фил-ия Маркса основана на материализме Фейербаха, диалектике Гегеля, англ полит экономии-смит, франц. Утопическом социализме. Теория Маркса – экономич детерминизм или экономич редукционизм. Решающий эл-т сой развития – сфера материального произв-ва, в кот форм-ся соц структура и соц отношения. Все остальные сферы (политика, право, мораль, искусство) явл-ся ее производными. Эл-т соц структуры – классы – большие группы людей, различающиеся опр-м отношение к собственности на средства производства. В основе мат произв-ва лежит тот или иной способ произв-ва, кот включает в себя произв силы и произв отношения. Система естественно исторического развития общ-ва: в основе – закон соответствия производ сил и производств отношений. Подвижным Эл-м явл-ся производ силы. Общ-во развивается в рамкам общественно-экономических формаций – опр-ая ступень развития общ-ва, в основе кот лежит опр-ый способ произв-ва. 1) первобытно-общинная 2) рабовладельческая 3) феодальная 4) капиталистическая 5) коммунистическая. Отношение м/у классами м.б. не/антогонистическим. В основе теории Маркса - парадигма соц конфликта. Фил Маркса – диалектический материализм. Материализм: понимание истории, произв-ва. Диалектика: в концепции М. отчуждения: в классовом общ-ве в процессе мат. Произв-ва человек нах-ся в состоянии отчуждения, кот выражается в отчуждении от результата труда, в процессе труда.

Философия экзистенциализма

 

Напр кот сформировалось и госп-ло в Европе в 20-70 гг 20го в. Предметов его изуч становится чел и его сущ-ие в целом в окружающ мире.

Причины возникнов: 2 мировые войны, бурное развитие науки и техники.

Особенности

1) пробл бытия рассм-ся в контексте бытия отд чел-ка

2) сущ-ие чел рассм-ся не с рац тчк зр а с тчк зр переживаний, эмоций, чувств. Пограничные состояния – тоска, скука, заброшенность.

3) Исходят из факта смертности чел – бессмысленность, абсурдность сущ чел

4) Литератур худ-ый смысл изложения.

Основные проблемы

1) Уникальность человеч жизни

2) Разительное противоречие м/у окруж миром и чел внутр миром

3) Проблема отчуждения чел-ка

4) Заброшенности, одиночества

5) Бессмысленности жизни

6) Свободы

7) Внутр выбора

8) Поиска чел-ком своего Я и места в мире.

Сьорен Кьеркегор основатель

Мартин Хайдеггер бытие есть, оно сущ, dasein, бытие чл здесь и сейчас, Бытие с другими обезличивает чел-ка, превращает в такого как все. Бытие самого себя возможно только при отличие собственного Я от др. гл забота чел – отстаивание самого себя, осваивание бытия возможно с помощью речи, языка.

Ж.П.Сартр осн пробл – выбора, свободы выбора. Центр понятие – для себя бытие - высшая реальность для чел-ка, приоритетность его собств внутр мира. Гл принцип – сущ-ие предшест-щей сущ-ти. Чел-ая сущность опр-ся ч/з понятие свободы. Проявляет свою свободу в выборе. Чел ответственен за все. способен познать бытие в погранич состоянии.

Альберт Комю проблема смысла жизни. Основн тезис – бессмысленность жизни, абсурдность чел сущ-ия. Абсурд – разрыв м/у чел и миром. Гл вопрос фил -? о самоубийстве. «Я бунтую => я сущ»

 

Герменевтика

-напр в фил, кот исследует теорию и практику толкования, интерпретации, истолкования. Чтобы сущ-ть нужно быть понятым. 1ый этап становления – софисты. Шлейермахер любой текст – застывшая речь, след-но метод его исследования – диалог м/у автором и исследователем. 2 метода 1)грамматич анализ, Qеые обстоятельства той эпохи, когда был создан текст, иссл духа самого языка 2) Sый – вживание в текст – удаем дух автора. Гл.задача – понять текст и автора лучше самого автора. Гремен.круг: жизнь-целое, => любая отдельная мысль понимается из целого и наоборот, целое нельзя понять, не поняв части. Ганс Гадамер – понимание становится способом сущ-ия чел, вне понимания, чел не сущ. Эмилио Бетти – гермен треуг. Автор-текст-читатель

Модернизм и постмодернизм

 

Модерн - 1) дух ситуация в эпоху нового времени, утвердивш безграничн веру в силу человеч разума. 2) эпоха просявящения, высшее достижение кот – наука, разум и соц прогресс.

Основн положения фил модерна

1) Вера в мощь чел разума. Рационализм- и способ познания мира и основа организации общ-ва.

2) Развитие Qой науки, стремление к однозначн ответам на любые вопросы

3) Освобождение фил, науки и культура от иррац-зма (отиде мифологи, религии)

4) Утверждение идей прогресса во всем (науке, социуме). Вера в светлое будущее.

5) Мир как система: все д.б. системно организованно, никакого хаоса.

6) Провозглашение универсальных норм морали и права.

Предпосылки возникнов постмодернизма: экономич кризис, мировая война, расизм, эколог кризис

Гл принцип – чем больше удовольствия, тем лучше

Сущ-ность постмодернизма

1) признание плюрализма во всем, с однозначностью надо бороться

2) неспособность чел познать и изменить мир, любые проекты преобраз обречены на провал.

3) В мире превалирует хаос, никаких систем

4) Нет нигде единого центра

5) Представл мира и культуры как совокупности текстов, а т.к. мы не можем с точностью истолковать текст, то мы не можем выделить един смысл

6) Отказ от идеи прогресса

7) Все что было до: культура, фил, наука – все явл-ся несостоятельным.

8) Сам постмодернизм не м.б. целостным – оч много течений

9) Отрицание необходимости общезнач идеалов, ценностей, стандартов

10) Тетрализация – вся жизнь – театр, игры везде (политика, шоу бизнесс).

11) Господство СМКомууникации

12) Реальность исчезает, есть гиперреальность – вторичная, проинтерпретированная СМИ

13) Симуляция – процесс понимания, интерпретации реальности в результате чего возникает специф образы о реальности - симулякры

Законы д.

Закон – общая, Qая, стабильная, необходимая, повторяющаяся связь м/у сущностями и внутри сущ-ти

1) закон единства и борьбы противоположностей ( отражает источник движения. Категория единства тождества – предмет = самому себе, отличия – то что стремится выйти за рамки самого предмета, нарушить его тождественность. Единство-борьба-противоречие-разрешение противоречия )

2) закон перехода количст изменений в качеств (качество – опред. Вещи, стабильн, сист апр хар-к и связей данной вещи, то что делает эту вещь именно этой вещью. Кол-во- исчисляемые параметры вещи. Мера – ед-во кач-ва и кол-ва )

3) закон отрицания отрицания ( новое всегда отрицает старое и занимает его место сохраняя при этом лучшее, тезис- антитезис- синтез )

Категории диалектики 1) форма и содержание 2) тождество и различие 3)единичное и общее 4) система и элемент 5) часть и целое 6) сущность и явление 7) причина и следствие 8) необходимость и случайность 9) возможность и действительность

 

Альтернативы диалектики

 

Главная альтернатива диалектики метафизика

Параметры сравнения Метафизика Диалектика
Связь м/у старым и новым Нет связи, новое целиком вытесняет старое Есть связь, новое базируется на старом
Взаимосвязь кол-ва кач-ва Нет. кол-во изменяется благодаря кол-ву а кач-во благодаря кач-ву Закон взаимного перехода кол-ва в кач-во
Причина движения Дв. Не может происходить из самой материи, причина – внешний первотолчок Дв. Есть важнейшее св-во материи. Источник движения – в борьбе противоположностей
Направленность дв., развития Либо по прямой либо по кругу, либо не признает направленности – хаотично все Дв. Происходит по спирали
Сиситема мышления «ИЛИ-ИЛИ» «Тезис-антитезис-синтез»
Отношение к окружающ дейтсв-ти Сир однообразен, состоит из отд частей Многообразие, мир целостен
Отношение к познанию Абсолютн истину можно познать сразу, с помощью надчувств приемов Познание есть постепенный и целенаправл процесс

 

Др альтернативы:

1) Эклектика – построение теоретич истин на основе проивзольного смешивания объединения разрозненных фактов, создание искусств интеллект конструкции

2) Софистика – выведение ложного, но воспринимаемого правильным

3) Догматизм – восприятие каких либо положений как бездоказ. Но абс истины

4) Волюнтаризм – учение, утв. Что начало всего – воля

5) Релятивизм – все в мире относительно, не рождает нового знания, занимается переработкой уже имеющегося.

 

Критерии истины

Отличие истины ото лжи производится на основе определенных критериев.

1) Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Критерием истины является само мышление, так как оно ясно и отчетливо мыслит объект. Знание рассматривается как самоочевидное, данное в интеллектуальной интуиции.

2) И. Кант отрицает всеобщий критерий истины, признает формально-логическое соответствие «закона разума и рассудка».

3) Конвенционализм. Истина – продукт соглашения между учеными, основанный на критериях простоты, удобства, логической непротиворечивости.

4) Неопозитивизм (Б. Рассел) предлагает критерий верификации, то есть эмпирической подтверждаемости положения науки. В основе знания – так называемые «протокольные предложения», которые отражают реальные эмпирические факты. Рассел: «Для верифицируемости высказываний недостаточно, чтобы они были истинными. Корме этого, они должны быть такими, чтобы их истинность можно было обнаружить». Таким образом верифицируемость зависит от нашей способности приобретать знания, а не только от объективной истины. К. Поппер предложил критерий фальсифицируемости, то есть способности сопротивляться опровержениям.

5) Прагматизм (У. Джеймс). В качестве критерия истины рассматривает полезность, выгодность, успешность применения знания.

6) Марксизм в качестве критерия истины предлагает практику. Для того чтобы сравнить имеющиеся знания с реальным объектом, необходимо практически воздействовать объект. В случае обнаружения прогнрируемых изменений можно считать это знание истинным.

7) В ряде философских и научных теорий используется формально-логический критерий непротиворечивости, полноты, взаимосвязи основных теоретических положений.

 

Методы научного познания

1. Анализ (греч. — разложение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

2. Синтез (греч. — соединение) — объединение — ре­альное или мысленное — различных сторон, частей пред­мета в единое целое.

3. Абстрагирование. процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновре­менным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств

4. Идеализация — это мыс­ленное конструирование понятий об объектах, не существу­ющих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

5. Обобщение процесс установления общих свойств и признаков предметов.

6. Индукция (лат. — наведение) — логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблю­дений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

7. Аналогия (греч. — соответствие, сходство) — при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели») переносится на другой, ме­нее изученный и менее доступный для исследования объект

8. Формализация - отображение содержательного знания в знаконовом формализме.

9. Аксиоматический метод - в основу теории кладется аксиома и т.д.

10. Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связных между собой гипотез, из которых в конечном итоге выводятся утверждения.

 

Натуралистический подход

В 17-18 вв. требует объяснения социальных явлений исключительно действием природных закономерностей: физических, географических, биологических. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается места и концепция социальных событий принимает фаталистическую окраску. (фатум – судьба). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека.

Атомистический подход.

Человек - некий социальный атом, а общество - механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.

Ж.Ж.Руссо, Т. Гоббс. Теория общественного договора.

Идеалистический подход.

Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу «мнения правят миром». Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.

4. Диалектико-материалистический (экономический, формационный) подход (марксизм)

Общественная жизнь - высшая форма движения материи.

Cущность материалистического понимания истории и общества состоит в том, что:

1. произв-во и обмен его продуктов составляет основу всякого обществ строя.

2. исторический процесс, общественное бытие носят Qвный характер.

3. главной движ силой, преобразующей жизнь общ-ва, являются народные массы.

4. средства для изменения сущ-го положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.

5. Структурный функционализм - Т.Парсонс и Р.Мертон.

рассматривает общество как систему, социальный организм, существование частей или подсистем которого функционально оправдано в интересах структуры целого. Чем более склонен человек к тщательному исполнению предлагаемых ему правил и инструкций, тем более спокойна и благополучна его жизнь, тем более стабильно общество.

6. Социокультурный подход. (70-е гг XX века)

большая роль культуры, общественного сознания, менталитета и т.д. в историческом процессе. Человек выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат самой культуры. В основании лежит представление о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми (подсознательными) или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как текст, в котором фиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не осознавать.

Общество - объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития

 

Понятие антропосоциогенеза

антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи

социогенез – процесс развития человеческого общества

 

Философия и ее роль в культуре.

Само слово «философия» восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости.

Пифагор первым назвал себя философом. Философы стремятся к мудрости, но ни один не называл себя мудрецом. Фалес считается первым философом, т.к. он первым задумался, что не смотря на разнообразие мира мир сущ-ет как единая система. Он предложил, что за видимым мнообразием сущ-ет некая субстанция, которая все это скрепляет. Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. Первая проблема философии: о сущности мира и явлений (о множественном и едином)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь