Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория общественного договора Т.Гоббса()



15. Теория общественного договора Т.Гоббса, Д.Локка

? Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате " Левифиан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле " состояние войны всех против всех ".Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении.Это взаимное самоограничение называется 2общественным договором.

Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

? . Джон Локк об общественном договоре.

 

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в.Дж.Локк (1632-1704).

В работе " Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о " войне всех против всех", Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство.

Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами.Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.

Взгляды Локка нашли яркое выражение в " Декларации независимости США" и в " Декларации прав человека и гражданина" во Франции

 

Немецкая классическая философия: общая характеристика

Германия конца XVIII в – экономически и политически раздробленным полуфеодальным государством с отсталой сферой производства, Передовые немецкие мыслители развернули своеобразную идеологическую подготовку к проведению в стране буржуазно-демократических преобразований. Они совершили революцию в философии, которая подготовила названные преобразования.

Осуждая отжившие феодальные отношения, идеологи буржуазии предлагали взамен такие порядки, при которых человек провозглашался высшим существом, властелином природы, имеющим право на свободу, счастье и частную собственность.

НКФ отличает разнообразие основных философских позиций, но все её системы, так или иначе, связаны между собой и вытекают друг из друга. Их разработка составила единый, относительно самостоятельный этап в развитии философии. Его важнейшим завоеванием явилось создание второй в истории философской мысли формы диалектики (после античной). Для этой формы присуще использование уже не стихийных наблюдений, догадок и озарений, характеризующих различные проявления связи и развития, а оперирование диалектическим методом, овладение диалектикой как системой. Философия была обогащена открытием законов диалектики, исследованием её категорий. Возникла первая в истории научной мысли система диалектической логики.

В центре НКФ нах проблемы познания, кот неразрывно связаны с онтологией (о бытие). Включает в себя этику, эстетику, фил историю. Создатели НКФ стремились сделать ее научной. Особенности 1) идеализм, Sый или Qый. 2) Гуманизм, рационализм – понимание чел-ка как разумного, свободного, активного сущ-ва.

НКФ представлена, прежде всего, учениями Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Фридриха Вильгельма Иозефа Шеллинга (1775-1854), Людвига Фейербаха (1804-1872).

 

Теория познания Канта

 

В ходе познания не S приспосабливается к Q, а наоборот, восприятие опр-ся познавательными способностями Q.

Проблема познания – познаваем ли мир, был агностиком (учение о непознаваемости мира.). По Канту, субъект наделен тремя способностями познания: чувственностью, рассудком и разумом. Чувственность – это способность к ощущениям. Рассудок – способность к понятиям и суждениям. Разум – способность к умозаключениям, доходящим до “идей” (понятия разума о единстве всех обусловленных явлений).

нашему сознанию присущи априорные (доопытные) формы чувственного рассудка. Апостриорные – послеопытные.

Доопытные формы чувственного созерцания – это пространство и время.

Пространство – форма внешнего созерцания, время – внутреннего

Априоризм Канта проявился и в том, как он трактовал " механизм" получения знаний. их выработка состоит в синтезе ощущений с понятиями рассудка.

Феномен – вещь для нас, ноумен – вещь в себе. мир " вещей в себе" недоступен ни для чувственности, ни для теоретического разума, науки.

 

 

Этика Канта

 

Кант придерживался так называемой «этики долга». Он считал, что моральное поведение человека зависит от того, как человек представляет себе долг. Максима – Sый приницп воления. Императив – обязательные требования. категорический императив Канта: «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом».

 

Философия Гегеля

 

Гегель исходит из принципа тождества S и Q бытия и мышления, кот воплощаются в субстанции, кот наз-ся абсолютная идея. – она нах-ся в процессе развития, развертывания как своих определений в плане бытия, так и форм познания. Цель развития абс ид – самопознание. мир есть саморазвитие абсолютного духа, который проходит три стадии: 1) Идея (тезис) — утверждение. 2) Природа (антитезис) — отрицание. 3) Дух (синтез) — отрицание отрицания.

Гегелевская диалектика или учение о развитии выступает как учение о развитии бытия, так и форм его познания. Предполагает противоречивый хар-р.

Ступени развития абс идеи 1) Логика – научн теор осознание абс идеи, в ее всеобщ содержании в виде системы категорий. 2) Природа – инобытие абс ид, бытие, кот не осознает себя 3) абсол дух - самопознание – итог развития науки, фил-ии. (общ-во искусство, религия, фил-ия)

Гегель признает возможность сущ-ия абс знания.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь