Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и основные проблемы?? философии. Разделы философии. Функции философии



 

Предмет философии

1. времена Фалеса, когда философией являлся любой процесс познания и все науки развивались в лоне философии, предметом философии являлся весь мир

2. когда формируются спец. науки и уходят из философии, предметом фил-ии становится всеобщее ( универсальные законы мира, всеобщие его свойства)

3. учитывая рефлексию, сама философия является своим предметом

4. фил-ия изучает всеобщие принципы теоретически и практически духовного отношения человека к миру и к самому себе

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания ( онтология или метафизика ), о сущности и развитии человеческого общества ( социальная философия и философия истории ), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология ), теорию познания ( гносеологию ), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Специфические черты философии. 1. Всеобщность философских понятий и суждений. 2. Трансцендентность. Этот термин из средневековой философии и означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, за сферу чувств. Мира, переход от чувств.мира к существенному. 3. Рефлексивность. Рефлексия – принцип челов.мышления, который направляет его на осмысление и осознание собств. форм и предпосылок деят-ти чел-ка. Ф-фия позволяет чел-ку критично анализировать. Рефлексия-способность чел-ка делать свою познавательную и материальную деят-ть предметом критичного аналога. 4. Решение всеобщего соответствия материального и идеального. 5. Рассмотрение мира в целостности. 6. Рассмотрение мира через призму чел-го отн-ия к этому миру. 7. Само познание мира в ф-фии выступает как духовное преображение этого мира. 8. внутренняя противоречивость (научная теория – ценностная форма сознания, наука – идеология).

Функции ф-фии.

1. Мировоззренческая. Философия явл-ся ядром мировоззрения, определяет его суть 2. Методологическая. 3. Логико-познавательная: а) ф-ция выявления понятий; б) ф-ция рационализации; в) ф-ция систематизации; 4. критическая; 5. прогностическая (рассмотрение вещей в развитии); 6. ф-ция преобразования; 7. ф-ция развития теоретического мышления (учимся абстрактно мыслить, теоретически).

Возникновение философии в Древней Греции

Философия возникает в Др.Греции на рубеже 7-6 вв до н.э. Предпосылки возникновения ф. в др.Гр

1. соц экономич развитие Др.Гр. Экономика: географич положение, много ремесленников, торговцев, мореплавателей=> обширные контакты с восточными и южными народами. Гр. Чудо: необычайный подъем в развитии. Использование денег, развитие абстрактного мышления, СОЦИАЛ.: Др.Гр. состояла из полисов, большинство из кот. были демократическими, что требовало от греков активной гражданской позиции, что порождало активную познавательную установку 2. Мифология и религия Др.Гр Др.гр мифы были систематизированы и литературно обработаны с эпической поэзии (Гомер. Гесиод). Представленная в поэмах Гомера и Гесиода греч мифология содержит установку на целостное, тотальное восприятие мира. Космос, универсум предстают гармоничными, упорядоченными (это уже не хаос) 3) Религиозные воззрения др греков 2 формы религии а) олимпийская – пантеон богов – антропоморфны (человекоподобны) б) орфическая – характерны представления о бессмертии души и переселении душ (метемпсихоз) 4) зачатки научных знаний, кот греки переняли у вост и южных народов. В др гр рождается наука, направленная не только на практические цели, но и на познание истины как таковой.

Т.о. философия возникает как умозрительная, созерцательная теоретическая наука, кот пытается познать универсум (космос) в его целостности, тотальности, место человека в нем в рационально-понятийной форме

 

Натурфилософская традиция античной философии

 

Натурфилософия – философия природы. Ч рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. Центр проблема (архэ) – проблема первоначала, первопричины всего сущего. В решении этой проблемы сущ 2 направления – монизм и плюрализм. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. предст.: Фалес (монизм)- считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр.“Что есть всё” - что явл первоосн-й. Анаксимандр - Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонь, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Гераклит : разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. Дыхани-ем - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущ-ность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должн обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единс-тво как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба проти-воп-ей з-м., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийная диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм как единое целое, пребыв в пост движ и изм. ( Плюралисты) Анаксагор – первонач – семена вещей или гомеомерии, любая вещь представляет собой смесь различн семян вещей. Вводит мифологич начало нус (гр.разум). Эмпедокл – первонач 4 корня вещей: вода, воздух, огонь, земля. За соедин Эл-в отвечает демоническая/божеств сила -любовь/дружба, за рассодеин – вражда. Демокрит – первоэлементы – атомы, кот сущ в пустоте, двигаются, сталкиваются, образуя тела. Умопостягаемы.

ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике.

 

Италийская школа

A отличие от ионийской традиции, кот была напр на поиск природного первонач, итал традиция переходит к абстрактн понятиям, в ней появл-ся первые фил категории

Пифагор вводит термин «философия»: «среди нас есть некоторые, которые не софой, а фило софой». Т.е. «эротичное» стремление к σ ο φ ο ι – мудрости (было три стадии любви у греков: I стадия – телесная – афродисия => Афродита – богиня «пошлой» любви; II стадия – 50/50 – филия; III стадия – духовность – агапэ). Суть вещей – число. Числовая природа архэ => дробимость (до того архэ нельзя дробить). Наборы чисел - инвариант. Знания нужны, чтобы подготовить душу к последующему переселению. Мир прост, существует формула, которая всем управляет, нужно только найти её. Но: согласна ли мудрость вселиться в человека?

г. Элея => элеаты (Ксенофан: памфлеты против понимания Олимпийских богов; они слишком очеловечены, бог един, невидим, нет осязаемых форм, но может носить маски – Зевса и т.д.). Парменид (первое сохранившееся сочинение): «О природе». бытие – общее свойство всех вещей, то, что сущ, что есть, что изъяснить и мыслить возможно, что содержится в мышлении. Принцип – бытие есть, небытия нет. св-ва бытия: неизменно, неподвижно, неделимо; второе определение: бытие – предельное множество всех существующих вещей и явлений (множество, которое всё объединяет). Как бы предметы ни двигались, множество остаётся самим собой => Гераклит ошибался. Третье определение бытия – система мест для вещей и явлений, оно позволяет внутри себя расположить предметы. Вещи [двигаясь] теряют правильные места и занимают неправильные. Но какое место правильное? Самоопределение – положи вещь на место.=> Нужно увидеть эту систему мест! Человек тоже часть бытия. Как создать стороннего наблюдателя? – работа мышления (продолжение Космоса, Природы): «Одно и то же есть то, что мы есть и что мы мыслим» (тезис о тождестве мышления и бытия), но нужен и язык – форма мышления. Языковая стихия – единственный «дом», где живет мышление. Увидеть место = увидеть структуру мышления. Грамматика предложения = грамматика бытия (по связи частей). => Интерпретация начинается с задачи применения, т.е. помещения в своё место (интерпретация, использование, уместность).

Зенон (апории Зенона: Ахилл и черепаха, движущаяся стрела, парадокс кучи: сколько надо сложить зёрен, чтобы получилась куча, парадокс лысого) => рефлексия (=мысль о мысли) над языковыми конструкциями – единственный способ посмотреть на бытие со стороны.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь