Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иррационализм западной философии XIX – начала XXвв (Шопенгауэр, Ницше)
Иррационализм – направление отриц роль разума и выдвигающее на его место какие либо альтернативны. Артур Шопенгауэр субстанция – мировая воля. Сущ только воля, она единственна, все остальное явл-я лишь ее порождением и носит иллюзорный феноменальный хар-р. Воля проявляет себя в Qх: 1) физические Qты 2) математич 3) эмпирические «Я» или Sты волеизъявления. Чел не явл-ся свободным, его сознание и поведение обусловлено требованием воли. Позиция – вселенский пессимизм. Волюнтаризм - его фил-ия Фридрих Ницше – основное понятие – жизнь – целостное, динамическое образование, постоянно находящееся в состоянии становления, преодоления самого себя, в основе жизни лежит воля к власти. Выдвигает принцип переоценки всех ценностей. Н. отвергает науку, ф-ию, религию, мораль, он обесценивает реальную жизнь. Основная ценности религии – сострадание слабым. Понятие сверхчеловек – новый тип чел, современный чел- мост перехода к сверхчеловеку.
24. Философия фрейдизма и неофрейдизма
Зигмунд Фрейд – является основателем психоанализа – теории личности, которая рассматривает неосознаваемые факторы поведения человека. Истоки поведения людей лежат в сфере неосознаваемых побуждений, инстинктов. Мысли, чувства, сновидения, оговорки, описки имеют свои неосознаваемые причины, которые носят иррациональный характер. Сознание – это мысли, ощущения, переживания, осознаваемые в данный момент времени. Они существуют в течение короткого периода времени и представляют собой незначительную часть психики человека. Предсознание – доступная память – весь опыт, который не осознаем в данный момент времени, но может быть легко восстановлен в сознании. Бессознательное – наиболее значимая и глубинная часть психики, которая включает в себя инстинкты, неосознаваемые эмоции, переживания, подавленные желания. Именно этот неосознаваемый материал и определяет повседневное поведение людей. Бессознательное не дано человеку в его собственных мыслях, чувствах, он не может самостоятельно проникнуть в него. Оно проявляется в сновидениях, фантазиях, оговорках и т.д. Структура личности по Фрейду: Ид (Оно) – темная, бессознательная сторона человеческой личности, социально-неодобряемые импульсы. В этой сфере действует принцип удовольствия, которые требуют немедленной реализации человеческой потребности. Эго (Я) – часть личности, ответственная за принятие решений, обеспечивает безопасность и самосохранение человека, включает в себя разумное поведение, соответствующее реальности. В этой сфере действует принцип реальности, то есть поведение человека должно соответствовать окружающей действительности. Суперэго (Сверх Я) – это система ценностей, норм, которая позволяет существовать индивиду в обществе и приобретается им в процессе социализации. Основные механизмы самоконтроля: совесть, осознание того, что нельзя делать. Это идеал, позитивный образ, к которому человек стремится. Поведение человека обусловлено инстинктивными потребностями, умственная рациональная деятельность способна лишь снизить уровень этой потребности. Фрейд говорит о негативном влиянии культуры и цивилизации на человека, т.к. они накладывают ограничения на его челов-ие потребности. Фрейд определяет 2 группы инстинкта: 1.Эрос – инстинкт жизни – инстинкты, способствующие воспроизводству и поддержанию жизнедеят. людей. 2.Танатос – инстинкт смерти, включающий в себя агрессию, жестокость, деструктивное поведение, убийство, самоубийство. Карл Густав Юнг – ученик и ближайший соратник Фрейда. Структура личности по Юнгу: 1. Эго – сфера сознания; 2. Личное бессознательное – забытые или подавленные желания, воспоминания, комплексы (комплекс – совокупность мыслей, чувств, вынесенных индивидом из его личного опыта, которые оказывают значительное влияние на поведение индивида); 3. Коллективное бессознательное – коллективный опыт человечества, родовая память предков. Состоит из архетипов – врожденных идей, первосхем, первообразов, которые предрасполагают человека мыслить и действовать определенным образом. Уже в ранних работах Юнг выдвигает одну из самых оригинальных идей в современной психологии - идею архетипов коллективного бессознательного. Это некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов и стремлений. По Юнгу эти образы вневременны, внепространственны и предшествуют человеческой истории. Здесь понятие архетипа у Юнга приближается к миру платоновских идей. Примеры архетипов: 1. Персона – маска, социальная роль человека. 2. Тень – инстинктивная животная сторона личности. 3. Самость – центр челов-кой личности, вокруг которого организованы все остальные элементы. Неофрейдизм - направление в современной буржуазной философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места, роли в структуре общественных институтов. Н. Возник в конце 30-х годов в результате пересмотра некоторых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К.Хорни, Э. Фромм) под подвергли критике ряд исходных постулатов и конечных выводов классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и инстинкте смерти. Неофрейдисты критически относятся к современному западному обществу, в котором человек утрачивает свою уникальность, отчуждается от внешнего мира и самого себя, лишается собственно человеческого измерения, но не вскрывает подлинные причины деградации личности и противоречия между общественными и личными интересами. Надежда на ликвидацию различных форм отчуждения человека возлагается на “гуманистический психоанализ”, будто бы способствующий пробуждению критических элементов в сознании личность и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Э. Фромм – основная проблема – проблема отчуждения. Человеческое существование в настоящее время характеризуют отчуждение, изоляция человека в обществе. Фромм выделял негативные и позитивные пути преодоления изоляции. Негативные пути: 1.Авториторизм – подчинение. 2.Деструктивный – разрушение, агрессия. 3.Конформизм – смирение перед существующим порядком. Позитивный путь предполагает что человек ощущает себя частью общества, не подавляя при этом свою индивидуальность.
Философия экзистенциализма
Напр кот сформировалось и госп-ло в Европе в 20-70 гг 20го в. Предметов его изуч становится чел и его сущ-ие в целом в окружающ мире. Причины возникнов: 2 мировые войны, бурное развитие науки и техники. Особенности 1) пробл бытия рассм-ся в контексте бытия отд чел-ка 2) сущ-ие чел рассм-ся не с рац тчк зр а с тчк зр переживаний, эмоций, чувств. Пограничные состояния – тоска, скука, заброшенность. 3) Исходят из факта смертности чел – бессмысленность, абсурдность сущ чел 4) Литератур худ-ый смысл изложения. Основные проблемы 1) Уникальность человеч жизни 2) Разительное противоречие м/у окруж миром и чел внутр миром 3) Проблема отчуждения чел-ка 4) Заброшенности, одиночества 5) Бессмысленности жизни 6) Свободы 7) Внутр выбора 8) Поиска чел-ком своего Я и места в мире. Сьорен Кьеркегор основатель Мартин Хайдеггер бытие есть, оно сущ, dasein, бытие чл здесь и сейчас, Бытие с другими обезличивает чел-ка, превращает в такого как все. Бытие самого себя возможно только при отличие собственного Я от др. гл забота чел – отстаивание самого себя, осваивание бытия возможно с помощью речи, языка. Ж.П.Сартр осн пробл – выбора, свободы выбора. Центр понятие – для себя бытие - высшая реальность для чел-ка, приоритетность его собств внутр мира. Гл принцип – сущ-ие предшест-щей сущ-ти. Чел-ая сущность опр-ся ч/з понятие свободы. Проявляет свою свободу в выборе. Чел ответственен за все. способен познать бытие в погранич состоянии. Альберт Комю проблема смысла жизни. Основн тезис – бессмысленность жизни, абсурдность чел сущ-ия. Абсурд – разрыв м/у чел и миром. Гл вопрос фил -? о самоубийстве. «Я бунтую => я сущ»
Герменевтика -напр в фил, кот исследует теорию и практику толкования, интерпретации, истолкования. Чтобы сущ-ть нужно быть понятым. 1ый этап становления – софисты. Шлейермахер любой текст – застывшая речь, след-но метод его исследования – диалог м/у автором и исследователем. 2 метода 1)грамматич анализ, Qеые обстоятельства той эпохи, когда был создан текст, иссл духа самого языка 2) Sый – вживание в текст – удаем дух автора. Гл.задача – понять текст и автора лучше самого автора. Гремен.круг: жизнь-целое, => любая отдельная мысль понимается из целого и наоборот, целое нельзя понять, не поняв части. Ганс Гадамер – понимание становится способом сущ-ия чел, вне понимания, чел не сущ. Эмилио Бетти – гермен треуг. Автор-текст-читатель Модернизм и постмодернизм
Модерн - 1) дух ситуация в эпоху нового времени, утвердивш безграничн веру в силу человеч разума. 2) эпоха просявящения, высшее достижение кот – наука, разум и соц прогресс. Основн положения фил модерна 1) Вера в мощь чел разума. Рационализм- и способ познания мира и основа организации общ-ва. 2) Развитие Qой науки, стремление к однозначн ответам на любые вопросы 3) Освобождение фил, науки и культура от иррац-зма (отиде мифологи, религии) 4) Утверждение идей прогресса во всем (науке, социуме). Вера в светлое будущее. 5) Мир как система: все д.б. системно организованно, никакого хаоса. 6) Провозглашение универсальных норм морали и права. Предпосылки возникнов постмодернизма: экономич кризис, мировая война, расизм, эколог кризис Гл принцип – чем больше удовольствия, тем лучше Сущ-ность постмодернизма 1) признание плюрализма во всем, с однозначностью надо бороться 2) неспособность чел познать и изменить мир, любые проекты преобраз обречены на провал. 3) В мире превалирует хаос, никаких систем 4) Нет нигде единого центра 5) Представл мира и культуры как совокупности текстов, а т.к. мы не можем с точностью истолковать текст, то мы не можем выделить един смысл 6) Отказ от идеи прогресса 7) Все что было до: культура, фил, наука – все явл-ся несостоятельным. 8) Сам постмодернизм не м.б. целостным – оч много течений 9) Отрицание необходимости общезнач идеалов, ценностей, стандартов 10) Тетрализация – вся жизнь – театр, игры везде (политика, шоу бизнесс). 11) Господство СМКомууникации 12) Реальность исчезает, есть гиперреальность – вторичная, проинтерпретированная СМИ 13) Симуляция – процесс понимания, интерпретации реальности в результате чего возникает специф образы о реальности - симулякры |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы