Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Онтология: понятия бытия, материи, субстанции, движения, времени, пространства ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Учение о сущем (о бытии), ? ы кот изучает: 1) происхождение, длительность бытия 2) структура бытия 3) движение и развитие бытия 4) субстанция б. 5)фунд законы б. 6) что есть дух? Материя? Жизнь? Смысл бытия? Критерий истинности – непротиворечивость с имеющимися знаниями той или иной истор эпохи Бытие понимается в 2х смыслах: 1) бытие как все существующ. Т.н. наличное 2) бытие как некая сущность, первопричина, превооснова (субстанциальное понятие) введено Парменидом: едино, неделимо, неизменно, неподвижно, оно не возникает и не может исчезнуть. Платон разделил бытие на 2 мира 1) истинное бытие – мир идей 2) чувственное бытие – мир вещей. Ср.в. фил: 1) истинное бытие Бога 2) чувственное бытие, сотворенное. МКМ – бытие = физич реальность, вещество, атом. Для обозначения общей основы мира и его внутр единства – субстанция – фил категория для обозначения некой сущности, нечто неизменного, сущ-его благодаря самому себе и ни от чего не зависящего. Св-ва: 1) универсальность 2) самодетерминация 3) каузальность 4) целостность – единство. Монизм, дуализм, плюрализм. Маркс: бытие – материальная субстанция, выделена структурная организованности материи, неорганич, органич, соц-ая. Материя (Ленин) - фил категория для обозначения Qой реальности, кот дана чел в его ощущениях и кот копируется, фотографируется отображается нашим сознанием, независимо и сущ независимо от него. Св-ва (атрибуты) 1) Qность 2) Структурность 3) Системность 4) Неисчерпаемость 5) Движение 6) Способность к самоорганизации 7) Размещенность в пр-ве и времени 8) Способность к отражению Движение есть особое свойство материи, которое выражает ее способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Под движением подразумевается любое изменение, присущее материи. Развитие – качественное изменение, кот может идти как по восходящей, так и по нисходящей. Пр-во – протяженность материи, время – длительность (непрерывно)
Диалектика. Принципы, законы, категории диалектики.
Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общ-ва и мышления. 3 истор формы диалектики 1) стихийная античности, Гераклит: все течет, все изменяется, все сущ и в то же время не сущ. 2) Класс идеалистич диалектика – Кант, Гегель. Противоречие внутри самого разума – антиномии 3) Материалист диал – марксизм В центре изучения диал – проблема развития. Принципы д. – предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы д., согласуясь м/у собой. 1) принцип всеобщей связи (все в мире взаимосвязано) 2) Детерминизма (развитие любого явления причинно обусловлено) 3) Развития (мир нах-ся в постоянном движение) 4) Системности (многочисл связи в окр мире сущ не хаотично а упорядоченно) 5) Историзма (вечность, неуничтожимость мира и истории) Законы д. Закон – общая, Qая, стабильная, необходимая, повторяющаяся связь м/у сущностями и внутри сущ-ти 1) закон единства и борьбы противоположностей ( отражает источник движения. Категория единства тождества – предмет = самому себе, отличия – то что стремится выйти за рамки самого предмета, нарушить его тождественность. Единство-борьба-противоречие-разрешение противоречия ) 2) закон перехода количст изменений в качеств (качество – опред. Вещи, стабильн, сист апр хар-к и связей данной вещи, то что делает эту вещь именно этой вещью. Кол-во- исчисляемые параметры вещи. Мера – ед-во кач-ва и кол-ва ) 3) закон отрицания отрицания ( новое всегда отрицает старое и занимает его место сохраняя при этом лучшее, тезис- антитезис- синтез ) Категории диалектики 1) форма и содержание 2) тождество и различие 3)единичное и общее 4) система и элемент 5) часть и целое 6) сущность и явление 7) причина и следствие 8) необходимость и случайность 9) возможность и действительность
Альтернативы диалектики
Главная альтернатива диалектики метафизика
Др альтернативы: 1) Эклектика – построение теоретич истин на основе проивзольного смешивания объединения разрозненных фактов, создание искусств интеллект конструкции 2) Софистика – выведение ложного, но воспринимаемого правильным 3) Догматизм – восприятие каких либо положений как бездоказ. Но абс истины 4) Волюнтаризм – учение, утв. Что начало всего – воля 5) Релятивизм – все в мире относительно, не рождает нового знания, занимается переработкой уже имеющегося.
Гносеология. Предмет гносеологии
Теория познания, раздел фил в кот из-ся проблемы природы познания и его возможности, в ходе познания выявл-ся разл грани бытия, отношения знания к действительности, иссл-ся всеобщие предпосылки познания, условия его достоверности и истинности. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действ-ти в сознании человека – способность чел отражать действит. Непосредствееное – когда сами открываем, опосредованное – когда мы узнаем ч/з др людей. Проблемы гносеологии 1) выявление условий и основ, познав процесса, природы познания. Агностицизм – мир непозноваем Гносеологич реализм – мир познаваем. 2) Проблема Qта позанния – тот Q на кот направлен процеес познания 3) Проблема определения Sта познания и его хар-ки 4) Содержание, формы, закономерности процесса познания ( ощущение – отражение одного св-ва предмета с помодщью 1го из 5 органов чувств, восприятие – целостный образ предмета, отображение его св-в всеми органами чувств, представление – целостный образ предмета, сохраняемый в сознании и воспроизводимый даже при отсутствии самого предмета. Мышление – целенаправл опосредованное, обощенное отражение человеком существенных св-в и отношений вещей, в 2х формах рассудок и разум. Рассудок- здравый смысл, способность ясно, четко, послед-но строить мысли, систематизировать факты, разум -высший уровень мышления, творческое оперирование абстракциями, дающее возможность постичь сущность вещи) 3 формы рац познания 1) Понятие – форма мышления в кот отражаются общие, существенные признаки предмета или явл-я 2) Суждение – форма мышления, ы кот отражается связь м/у предметом и его признаком, м/у предметами или факт их сущ-ия 3) умозаключение – ф.м. при кот одно знание выводится из одной или нескольких посылок и делается вывод
Основные подходы к проблеме познаваемости мира Агностицизм – позиция согл кот мир непознаваем, либо частично познаваем, сам чел обладает огранич познав возможностями, он может познать только внешнюю сторону предметов, но никогда не познает внутр сущность.. Протагор: Qая истина не сущ. Скептицизм. Вершина агностиц. – Кант – видел различия м/у феномен и ноумен уровнями. Поздняя форма – конвенцианолизм. Гносеологический реализм – мир познаваем. Новое время, рационалисты, импирики. Сразу можно узнать асбол истину о мире. В отличие от них Гегель считал что можно достичь абс знания, но только на опр стадии развития субстанции. Марксизм – абс истина =сумме относит истин. Процесс познания – процесс смены относит истин на пути к асбол. Позитивизм – только научное знание м.б. истинным, дает реальное представление о действительности
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы