Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания



Этотпринцип говорит о том, что анализу подлежит не жизненная ситуация, изображенная в произведении, а изображение этой ситуации. Этот принцип вытекает из известного положения о единстве формы и содержания в художественном произведении. Однако младший школьник, будучи наивным реалистом, игнорирует художественную форму, обращая внимание преимущественно на содержание. Ребенку еще не ведом этот литературный закон, он не понимает, что смысл рождается не только из того, о чем говорят, но и как об этом говорят, хотя в его личном опыте уже есть достаточно примеров жизненных ситуаций, в которых именно форма помогает принять важное решение. Например, мама называет сына дурашкой, а он почему-то на нее не обижается, понимая, что если бы она сердилась, то назвала бы его по крайней мере дураком. Интонация, выбор словесной формы оказываются значимыми для ребенка даже на бытовом уровне. Опыт различения подобных явлений у младшего школьника уже есть, значит, он в состоянии освоить и роль более сложной, художественной, формы. Итак, мы стремимся показать ребенку, что в литературном произведении важно не только содержание, но и его художественная форма. Этот принцип требует от учителя тщательного обдумывания вопросов и заданий к уроку.

Принцип избирательности

Этот принцип говорит о том, что анализ произведения должен быть избирательным.

Дело в том, что на одном уроке и даже нескольких уроках литературное произведение не может быть рассмотрено во всех его аспектах и на всех уровнях его организации. Очевидно, что невозможно на уроке проанализировать все стилистические детали текста, выделить все особенности его композиционной структуры, рассмотреть все затрагиваемые автором проблемы. Принцип избирательности подсказывает, что из всего разнообразия художественных элементов мы должны отобрать для анализа лишь те, которые наиболее ярко выражают идею автора. Следовательно, организация анализа текста на уроке зависит от особенностей изучаемого произведения. Например, восприятию произведений, раскрывающих процесс становления характера персонажа (рассказы о Дениске В.Драгунского, «Цветок хлеба» Ю.Яковлева и др.), поможет выявление причинно-следственных связей между эпизодами, наблюдения над развитием образа героя. При изучении рассказов, основу которых составляет одно событие, ярко раскрывающее жизненные позиции героев, их характеры («Акула», «Прыжок» Л.Толстого, «Рыцарь Вася» Ю.Яковлева) лучше использовать приемы, помогающие глубже проникнуть в эмоциональную тональность произведения, отчетливее увидеть героев, нацеливающие на осмысление позиции каждого персонажа и на отделение точки зрения автора от точки зрения его героя. «Застревание» на отдельных деталях текста, желание показать детям все, что есть в произведении, зачастую приводит к дроблению текста на ряд мало связанных между собой элементов, а это, в свою очередь, уводит ребенка от осмысления текста как единого целого.

Принцип избирательности реализуется в разной степени подробности освещения элементов произведения, в существовании разных планов – от крупного до общего – в рассмотрении литературных явлений.

Учитель всегда стоит перед проблемой выбора материала для анализа и осуществляет его, руководствуясь дидактическими принципами целесообразности, доступности и перспективности для развития ребенка. Поэтому уроки разных учителей по одному и тому же произведению (по одной и той же программе! ) могут быть очень разными.

Принцип целостности

Этот принцип говорит о том, что анализ произведения будучи избирательном должен оставаться целостным. Этот принцип означает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны. Художественную идею можно освоить, только приведя учеников к постижению всех этих связей.

Отбирая материал для анализа, мы должны помнить о том, что наша цель – освоение идеи произведения, которая растворена в художественной форме и содержании. Авторский замысел определяет как выбор событий, характеров персонажей, так и лексики и синтаксиса для их воплощения, архитектонику произведения, способы выражения своего отношения к персонажам и событиям. Поэтому каждый элемент произведения рассматривается как носитель идеи. Анализ пейзажа, портрета, поступка, события вне контекста приводит к искажению художественной идеи. Об этом следует помнить и не предлагать детям изучать отрывки из произведений или произведения, данные в сокращении, не обращаться к пейзажу только для того, чтобы отметить мастерство писателя, а к портрету только для того, чтобы представить себе внешность героя.

Принцип целостности не противоречит принципу избирательности. Обращение на уроке ко всем уровням организации текста, но рассмотрение элементов текста в разной степени подробности, в зависимости от их роли в воплощении авторской позиции и идеи, позволяет реализовать заявленные принципы и скорректировать первичное восприятии учеников, сохранив целостность художественного текста.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1946; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь