Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 5. Школьный анализ литературного произведения
Учитель, получивший литературоведческую подготовку в вузе, придя в школу, сталкивается с серьезными вопросами: как трансформировать полученные им литературоведческие знания и умения анализировать текст художественного произведения, чтобы передать свой опыт ученикам, в каком объеме, на каком уровне следует знакомить учеников с тем или иным понятием? Поэтому проблемасоотношения филологического и школьного анализа литературного произведенияпредставляется актуальной для будущих учителей. В основе школьного анализа литературного произведения лежит литературоведческий, точнее, филологический анализ. Учитель должен владеть литературоведческим и лингвистическим видами анализа текста, чтобы выявить идею произведения, понять авторские намерения, эстетически оценить мастерство писателя. Но ученик, безусловно, не может выполнить все необходимые литературоведческие и лингвистические операции. И с этим необходимо считаться. Кроме того, цель обучения не только в выявлении истины, но и воспитании читателя, в сохранении эмоционального сопереживания ученика, которое может быть разрушено схематизацией и формализацией аналитической работы. У маленького читателя нет потребности в анализе текста, ему кажется, что он во всем хорошо разобрался, а потому не нуждается в перечитывании произведения. Литературоведческий и школьный анализ отличаются друг от друга и по целям, и по объему и по характеру изучения художественного произведения. Цель литературоведческого анализа – выявление исторической проблематики произведения, его художественного своеобразия в литературном процессе. Цель школьного анализа – коррекция первоначального восприятия художественного произведения, которое всегда бывает неполным и неточным, объективным смыслом произведения, для того чтобы ученики могли создать собственную читательскую интерпретацию произведения. Методика призвана выяснить, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, найти пути усвоения этого содержания. Задача школьного анализа не научное исследование, а читательское освоение художественного произведения. Объем литературоведческого анализа определяется самим исследователем, теми конкретными целями и задачами, которые он перед собой ставит. И тогда объем может быть узким: роль одного эпитета или цветовых прилагательных – или очень широким: целостный анализ текста. Но при этом литературовед обязательно опирается на то, что уже сделано в науке, и стремится к выявлению еще недостаточно изученных элементов. В поле его зрения находятся все элементы художественного целого, которые он должен учитывать. Литературоведческий анализ может заканчиваться целостной интерпретацией произведения, а может и не приводить к ней, рассматривая только один аспект произведения: стиль, проблематику, композицию, систему образов персонажей, образ персонажа, интертекстовые и метатекстовые связи и т.п. Объем школьного анализа строго ограничен как возрастными возможностями учеников, так и их практическими умениями. По сравнению с литературоведческим школьный анализ более избирателен по материалу, вовлекаемому в разбор (вспомните о принципе избирательности). Далеко не все возможно и нужно использовать на уроке. Школьный анализ опирается на самые яркие элементы произведения, откровенные по своему идейно-художественному значению, ведущие к общему представлению о произведении. Школьный анализ всегда должен стремиться к целостности, т.е. к охвату произведения во всех его основных элементах: композиции, языка и содержания – и приводить ребенка к освоению авторского отношения и авторской идее (вспомните о принципе целостности). Целостность оказывается обязательным качеством школьного изучения литературы как искусства. Характер анализа. Учитель организует на уроке не просто учебную деятельность, а общение своих учеников с художественным текстом. Для этого произведение должно быть интересным и нравственно актуальным для сознания детей, а приемы интерпретации текста адекватны художественному мышлению автора. Эмоциональность маленького ребенка хорошо известна. На уроке она не должна заглушаться сухими разбором. Поэтому школьный анализ отличается большей субъективностью и художественностью и напоминает работу с оркестром: учитель-дирижер дает возможность солировать разным инструментам – ученикам, – следя за общим звучанием всего оркестра и его адекватностью партитуре – художественному произведению. Понимание идеи произведения колеблется и не может быть сведено к строгой формуле. Но при этом у каждого есть своя формулировка, которую он имеет право отстаивать и доказывать. И учитель, входя в класс, должен иметь свою формулировку, допуская, однако, что она может быть уточнена и даже изменена в процессе коллективной работы. Повторим еще раз: школьный анализ отличается большей субъективностью, тогда как литературоведческий анализ требует объективности. Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе» Вопросы и задания для повторения 1. Назовите принципы изучения литературного произведения в школе. 2. Назовите этапы урока литературы в начальной школе. 3. Объясните, как связаны между собой принципы изучения литературного произведения и структура урока литературы. 4. Чем отличается школьный анализ литературного произведения от литературоведческого? 5. Что такое учебная задача? 6. Назовите способы постановки учебной задачи. 7. Что такое проблемный вопрос? Назовите его признаки. 8. Какие цели называют диагностическими? Какую роль они играют в работе учителя? 9. Как связаны между собой этапы урока? 10. Чем объясняется разнообразие уроков по одной теме? Задание 1. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями М.П.Воюшиной к урокам.Основываясь на содержании каждого урока, переведите его цели в диагностическую форму. 1. Урок по народной сказке «Царевна-лягушка» (СНОСКА: Воюшина М.П. Изучение литературы во 2 классе. Ч. 3. – СПб.: Папирус, 1998. – С. 18–19.) (Это второй урок в системе, поэтому отсутствуют некоторые этапы) Цели урока: 1) учить детей сказывать сказку, провести наблюдения за устойчивыми сказочными выражениями, за особенностями языка сказки; 2) развивать представления о композиции волшебной сказки; 3) формировать систему речевых умений. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Из каких частей состоит «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»? Почему в двух волшебных сказках, которые мы прочитали так много общего? 2. Постановка учебной задачи. Будем учиться сказывать сказку. Сказывание сказки Положите перед собой карточки с названиями частей в нужной последовательности. Каждый сказитель может рассказывать сказку по-своему, подбирая свои слова, выражения, но не меняя основного смысла сказки. Дома вы отмечали в тексте особые «сказочные» обороты речи, их можно использовать. Итак, начинаем сказывать сказку. (Рассказывание целесообразно проводить по частям, обсуждая удачность выбора языковых конструкций, интонации рассказывания, исправляя ошибки и недочеты речи.) 4. Домашнее задание 1) Самостоятельно прочитать сказку «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». 2) Сформулировать вопросы, которые хотелось бы обсудить на уроке. 2. Урок по рассказу В.Драгунского «На Садовой большое движение». (первый урок в системе) (СНОСКА: Воюшина М.П. Изучение литературы во 2 классе. Ч. 1. – СПб.: Папирус, 1998. – С. 20–31.) Цели урока: 1) развивать представление о роли рассказчика, об авторской позиции, о способах изображения персонажей; 2) обучать выразительному чтению. Ход урока 1. Проверка домашнего задания Анализ иллюстраций, сделанных детьми. 2. Первичное восприятие. Чтение учителя. 3. Проверка первичного восприятия. Понравился ли рассказ? Как менялось ваше настроение, когда вы его слушали? Кто из персонажей рассказа вам понравился, а кто не понравился? Почему? От чьего лица написан рассказ? Почему автор выбирает такую форму повествования? 4. Постановка учебной задачи. Это трудный вопрос, и вы по-разному на него отвечаете. Как и многие рассказы Драгунского, этот рассказ написан от лица Дениски. Но совпадают ли позиция автора и точка зрения Дениски? Перечитаем рассказ и подумаем над этим. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы