Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование специальных читательских умений, на совершенствование навыка чтения



Смысл этого принципа заключается в том, что школьный анализ литературного произведения призван способствовать литературному развитию детей. Наблюдая в процессе анализа за спецификой произведения, ученики осваивают первоначальные литературоведческие представления и читательские умения, а значит, развиваются как читателя и как личности. Задача учителя – выстроить систему литературного развития своих учеников, понимать, какие знания и для чего им необходимы, какие умения и как нужно развивать на каждом уроке, чтобы своей деятельностью не затормозить процесс литературного развития, а напротив, обеспечить его эффективность.

Можно быть прекрасным литературоведом, но не стать учителем. Ведь учитель всегда отбирает тот литературоведческий, культурологический, искусствоведческий материал, который под его руководством смогут освоить именно его ученики. Если он ошибается в выборе, то ученикам становится неинтересно на уроках – и вместо любви к литературе мы получаем активное ее неприятие.

Принцип синтеза

Этот принцип говорит о том, что анализ текста завершается синтезом.

Разложив текст на эго элементы для того, чтобы осознать их роль в структуре целого, в итоге следует вернуться к произведению как художественному целому, т.е. к его идее. Синтез можно понимать как интерпретацию произведения, его толкование, подкрепленное аргументами, полученными в процессе анализа.

Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе

Принципы изучения литературного произведения в школе обусловливают структуру урока литературы на этапе начального образования. В этом параграфе мы проследим взаимосвязь между принципами изучения литературы и структурой урока.

Организационный этап.

Общая дидактика говорит о необходимости перед каждым уроком проводить организационный этап, на котором учитель проверяет готовность детей к работе и помогает им успокоиться и переключиться с игры на перемене на учебную деятельность. Способы организации этого этапа вам известны из курса педагогики, поэтому мы не будем на этом останавливаться.

 

2.2. Этап проверки домашнего задания.

Именно с проверки домашнего задания чаще всего начинаются уроки литературы в начальной школе. Действительно, дети готовились дома, им очень важно, чтобы учитель оценил их работу, и ждать этой оценки до конца урока им трудно. Кроме того, в начальной школе обычно произведение изучается в течение одного-трех уроков, поэтому прежде, чем переходить к рассмотрению нового текста, необходимо подвести итоги уже проделанной работы. Однако, когда домашнее задание носит опережающий характер, оно может быть проверено не в начале урока, а там, где это наиболее целесообразно.

В начальной школе этот этап вызывает у учителя ряд трудностей. Главная из них – сколько учеников нужно спросить. Некоторые считают, что если задано чтение наизусть, творческая работа, то спрашивать необходимо всех, чтобы не лишать детей стимула выполнять домашнее задание. На практике это приводит к тому, что после ответа третьего ученика класс перестает следить за происходящим.

Есть ли выход из этой ситуации? Безусловно, да. Рассмотрим несколько вариантов домашних заданий и их проверки.

Проверяя чтение наизусть, важно помнить о том, что главная цель этого задания – научить детей выразительности исполнения. Если текст плохо выучен, то и выразительность теряется. Если текст вызубрен, но прочитан механически, без эмоций или с эмоциями, неадекватными авторскому замыслу, то такое исполнение не может быть оценено как качественное. Поэтому ребенок должен сознавать, что оценка ставится не за то, что плохо или хорошо он выучил текст, а за то, что плохо или хорошо исполнил произведение.

Детей нужно учить оценивать чтение друг друга. Для этого каждый вариант прочтения разбирается учителем вместе с учениками. При таком подходе выслушивается 2–3 ученика, а остальным предлагается поработать дома, учтя все замечания. Дети могут спрашивать друг друга (работа в парах) и давать не количественную (в баллах), а качественную оценку. Можно выслушать подготовившихся после уроков, предложив другим ученикам (по их желанию) остаться и послушать одноклассников.

Творческие работы нужно собирать и оформлять стенды, альбомы, газеты – тогда все желающие смогут с ними ознакомиться и оценить, а у исполнителей будет формироваться чувство ответственности за качество работы и удовлетворение от того, что их труд востребован.

Этап проверки домашнего задание не должен занимать больше четверти урока (10 минут).

Этот этап – единственный из всех, который может «передвигаться» в структуре урока, все остальные строго закреплены и не могут быть опущены или переставлены со своего места на другое.

2.3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Третий этап урока, подготовительный, в методике называют этапом создания установки на чтение и восприятие произведения (в начальной школе более распространен термин « подготовка к восприятию » ). Этот этап – необходимое, обязательное звено в структуре урока литературы как в начальной, так и в средней школе, его необходимость следует из принципа непосредственного эмоционального восприятия произведения. Мы уже говорили, что на восприятие нельзя воздействовать, направляя его в русло определенного толкования, но мотивировать прослушивание текста необходимо. Это можно сделать и с помощью:

рассказа о событиях, связанных с созданием произведения,

беседы по личным впечатлениям учеников (об их чувствах, вызванных каким-либо природным явлением, перед чтением лирического стихотворения),

различных произведений искусства (музыки, живописи), близких по теме к изучаемому произведению.

Этап первого восприятия

Четвертый этапизучения литературного произведенияэто первое самостоятельное восприятие детьми текста. Для начальной школы характерно изучение небольших по объему произведений, поэтому в большинстве своем их прочитывают целиком на уроке (принцип целостности и непосредственности восприятия).

Кто же должен читать текст произведения? На этот вопрос в методике можно найти противоположные ответы.

1) Так, Р.Бунеев и Е.Бунеева рекомендуют учителю самому читать на уроках чтения как можно меньше: «На этих уроках дети должны прежде всего учиться читать и понимать текст, поэтому и в первый раз читать незнакомый текст дети по большей части должны самостоятельно».

2) В.Левин предлагает разделить все уроки на те, на которых формируется навык чтения, и те, на которых происходит литературное развитие ребенка. Он справедливо полагает, что техника чтения не должна отрабатываться на художественных произведениях, т.к. монотонное тренировочное и контрольное перечитывание литературного произведения вызывает у детей неприязнь к литературе, чтению и урокам чтения.

3) М.П.Воюшина отмечает, что читать незнакомый текст на уроке в первый раз должен учитель, т.к. из-за слабой техники чтения ученик начальной школы не сможет выразительно прочитать произведение, донести сложные эмоции текста, авторскую идею до слушателей. От невыразительного, затрудненного чтения невозможно получить эстетическое удовольствие. Однако по мере развития техники чтения учитель может поручать ученикам самостоятельно прочитать незнакомый текст про себя или дома. Любое чтение вслух на уроке литературы должно быть подготовленным.

Позиция М.П.Воюшиной представляется научно обоснованной. Добавим, что на этом этапе дети не должны следить по тексту за чтением учителя: это тоже будем мешать непосредственности их восприятия – все внимание детей должно быт сосредоточено на самом произведении.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь