Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы выявления восприятия и постановки учебной задачи



Учитель: Вы прослушали басню Крылова «Мартышка и Очки». Скажите, какие чувства вызвала у вас Мартышка?

Дети: – Мне было смешно, потому что Мартышка нюхала и лизала очки.

– Мне сначала было смешно, а потом стало жалко очки: они ведь не виноваты, что Мартышка не поняла, в чем их польза!

Учитель: А в этот момент, какие чувства ты испытывала к Мартышке?

Ученица: Она мне не нравилась! Так нельзя делать!

Учитель: Значит, отношение к Мартышке у вас меняется?

Дети: Да!

Учитель: Хорошо. Тогда посмотрите на иллюстрацию в учебнике.

Рис. 1. Н.Бережкова. Мартышка и Очки

К какому эпизоду она сделана?

Дети: Мартышка пытается понять, как действуют Очки.

Учитель: А можете ли вы сказать, как художник относится в этот момент к Мартышке? Что вам помогает определить это?

Дети: – Ему ее жалко! У нее морда такая грустная!

– Да, это Мартышка не понимает, что же ей делать. Хочется ей подсказать.

– Она похожа на старенькую бабушку: она в платье, чепчике. Растерялась.

Учитель: Итак, художник сочувствует Мартышке.

Дети: Да!

Учитель: Я предлагаю вам дополнить работу художника и придумать иллюстрации, отражающие изменения состояния Мартышки. И еще сделать иллюстрацию к морали! Иллюстрации должны передать авторское отношение к событиям и персонажу. А для этого нам нужно понять, как и почему меняется состояние Мартышки, как автор оценивает ее поведение и как сюжет басни связан с моралью.

Комментарий. Ученикам предлагается творческая деятельность, основанная на сопоставлении текста произведения и его интерпретации художником и предполагающая углубление восприятия детей.

Этапы перечитывания и анализа художественного произведения

На седьмом этапе, осознав учебную задачу и приняв ее, дети вновь обращаются к тексту произведения, чтобы решить поставленную перед ними проблему и выполнить творческую работу.Зная содержание произведения в целом, ребенок будет более внимательным к тексту, к его деталям, тем более, что перечитывание вызвано необходимостью решения учебной задачи. Если произведение большого объема, то перечитывать его можно по частям. Перед повторным чтением учитель может дать детям конкретное задание или задать вопрос, ответ на который нужно найти, осмыслив прочитанный эпизод или все произведение.

Повторное перечитывание предшествует или сопровождается анализом текста. Это восьмой этап урока. Часто его не отделяют от предшествующего, т.к. перечитывание является основой анализа.

О том, как организуется анализ текста на уроке вы узнаете в следующем разделе.

Этап обобщения

Принцип синтезаобусловливает необходимость девятого этапа – обобщения. Формы обобщения могут быть самыми разными: выделение темы и основных проблем, поставленных в произведении, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение, соотнесение литературного произведение с произведениями других видов искусств и т.п. Важно, чтобы дети освоили как идею произведения, так и осознали путь, который привел их к цели, учились быть читателями. Таким образом, особенностью этапа обобщения на уроке литературы в начальной школе является его двухаспектность: с одной стороны, мы предлагаем детям задания, которые подталкивают их к интерпретации произведения, выражению его идеи; а с другой стороны, – к осознанию пути, который помог им это сделать.

2.9. Этап объяснения домашнего задания

Десятый этап урока объяснение домашнего задания. Домашнее задание предполагает закрепление умений, которые получили дети на уроке, повторение литературоведческих и речеведческих знаний, но в то же время оно должно побуждать детей к перечитыванию текста под новым углом зрения, открывать им что-то новое в тексте, быть новой ступенькой в их литературном развитии. Таки образом, при выполнении домашнего задания мы активизируем как зону актуального развития ребенка, так и зоны его ближайшего и перспективного развития. Целесообразно использовать для домашней подготовки задания и аналитического, и творческого характера, оставляя ребенку право выбора одного из них. Например: 1) запомнить определение эпитета (репродуктивное задание, опора на память); 2) найти в стихотворении примеры эпитетов (аналитическое задание, требующее знаний и понимания); 3) сочинить стихотворение или миниатюру в прозе, обязательно включив в свое произведение эпитеты (творческое задание). Перове задание обязательное, а второе или третье задание выполняется по выбору ученика; можно выполнить все.

Домашнее задание должно разъясняться детям подробно: в какой форме, к какому сроку, обязательно или по желанию оно выполняется, устно или письменно, наизусть или по книге готовится выразительное чтение, в рабочих тетрадях на печатной основе или в тетрадях для самостоятельной работы, называются страницы учебника, которые нужно прочитать. Дети должны знать, с чего начать выполнение домашнего задания, в какой последовательности его выполнять, что должно стать результатом их работы, могут ли они пользоваться помощью родителей. Очевидно, что для этого нужно время, что должен учесть учитель, планируя урок.

Теперь мы можем составить таблицу, в которой покажем взаимосвязи структуры урока с принципами изучения литературного произведения (таблица 1.)

Следует помнить, что если произведение изучается в течение нескольких уроков, то этапы подготовки к восприятию, самостоятельного восприятия, проводятся только один раз. При работе с объемными произведениями учебная задача в аналитической форме ставится на каждом уроке, творческая работа может занимать все время изучения произведения, или сменяться новыми, или чередоваться с аналитической. Один раз проводится и этап обобщения, а вот домашнее задание задается на каждом уроке.

Самый большой по времени – этап перечитывания и анализа текста, на него следует отводить не менее 20 минут урока, от 3 до 10 минут может длиться этап самостоятельного восприятия произведения (это зависит от объема текста: чтение стихотворения занимает не более 3 минут, на чтение рассказа или сказки нужно гораздо больше времени). На проведение остальных этапов у учителя остается иногда не более 15 минут. Распределить время, не скомкать каждый этап, провести его не формально, а целенаправленно – непростая задача, решать которую учителю приходится каждый раз заново.

Итак, мы выделили 10 принципов изучения литературного произведения в школе и 10 этапов в структуре урока литературы; обнаружили взаимосвязь принципов изучения литературного произведения и структуры урока литературы в начальной школе. Именно принципы школьного изучения произведения обусловливают, определяют структуру урока. Девять этапов урока расположены в четкой последовательности. Их нельзя переставить или изъять из урока. Этап проверки домашнего задания подвижен, хотя чаще всего предваряет этапы изучения произведения. Но способы организации каждого этапа урока, его содержание могут быть весьма разнообразными, что предполагает творческий подход учителя к подготовке уроков, непохожесть каждого урока на предыдущий – искусство преподавания литературы.

Таблица 1. Взаимосвязь структуры урока с принципами изучения литературного произведения


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь