Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА



Американский психолог К. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недиоективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечиваю­щих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникаю­щие перед ним проблемы и направлять свое поведение дол­жным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором че­ловек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

Поле опыта — то, что потенциально доступно созна­нию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используе­мые слова, символы, отражающие реальность). Поле опы­та — это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается, поскольку человек воспринимает внешнюю реаль­ность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

«Самость» — центральное понятие в концепции К. Род­жерса. «Самость» — это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духов­ный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Пове­дение становится более спонтанным, выражение отноше­ний — менее охраняемым, так как «самость» принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, «самость» — это система внутренних отношений, феноме­нологически связанных с внешним миром и явленных че­ловеку в его «Я».

«Я»-реальное — система представлений о самом себе, ко­торая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяет­ся в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное — представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реа­лизации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное. Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным оп­ределяет степень дискомфорта личности и личностный рост. Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя та­ким, каким ты являешься в действительности — признак ду­шевного здоровья. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную ам­бициозность, может стать причиной невротического срыва.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с дру­гой — пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его иде­альное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соот­ветствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давле­нием внешних обстоятельств человек вынужден отказы­вать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или уста­новки, которые только отдаляют его реальное «Я» от иде­ального «Я». Тревога и нарушение психологической адап­тации могут быть результатом несоответствия между ре­альным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации — один из фундаменталь­ных аспектов человеческой природы, понимается как дви­жение к более реалистичному функционированию.

Психологический рост динамичен. Ему могут препятство­вать условные ценности, которые представляют собой от­рицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости» ради получения награды для себя. Ус­ловные ценности часто формируются в детстве как резуль­тат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероят­ностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности — это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность. г.е. разрыв между «самостью» и представлением о «само­сти», отрицание некоторых сторон себя. Создается замкну­тый круг: каждый опыт неконгруэнтности между «само­стью» и реальностью ведет к повышению уязвимости, уси­лению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.

Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентри­роваться на субъективном, или феноменологическом, опы­те клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенден­цией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способ­ствует большей зрелости клиента (с устранением препят­ствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К. Роджерс поставил лич-чость клиента как таковую, отмежевавшись от медицинс­кой терминологии типа «психотик», «невротик». Он отказался от традиционных тогда психотехник типа «интерпретация», «суггестия», «научения», утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога.

Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат».

Эмпатия — особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феномено­логического мира клиента.

Забота — традиционный термин экзистенциализма — в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безуслов­ного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью от­кликнуться на актуальное состояние клиента и с перспек­тивой видения личностного потенциала клиента.

Конгруэнтность отражает следующие существенные при­знаки поведения психолога:

§ соответствие между чувствами и содержанием высказываний;

§ непосредственность поведения;

§ неотгороженность;

§ инструментальность концепций;

— искренность и пребывание таким, какой психолог есть.
Психологический климат — одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, професси­ональные (личностные) умения, свойства и рассматривает­ся как главное условие позитивного роста (изменения) лич­ности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болез­ненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По сло­вам К. Роджерса, психологический климат — не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необ­ходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставит­ся и решается в рамках взаимодействия психолога и клиен­та, — это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепен­ная задача — создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений. К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безус­ловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собствен­ными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами кли­ента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного
камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволю­ции клиента, лежащую в основе этого метода.

4. И наконец, психолог должен воздерживаться от интер­претации сообщений клиента или от подсказки решений его
проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего
выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции
клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и
приводит клиента к изучению своих внутренних пережива­ний, более реалистичному самовосприятию и пониманию
того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджер­
су именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разре­шать проблемы, с которыми он сталкивается.

Когда созданы и соблюдаются указанные выше условия, возможно осуществление процесса психокоррекции, кото­рый протекает в следующем направлении:

§ клиент все более свободен в выражении своих чувств,
которое осуществляется как по вербальным, так и по
моторным каналам;

§ выраженные клиентом чувства имеют все большие от­
ношения к «Я» и все реже остаются безликими;

§ клиент все чаще дифференцирует и распознает объекты своих чувств и восприятий (включая среду, окру­жающих лиц, собственное «Я», переживания и взаи­моотношения между ними);

§ выраженные чувства клиента все больше относятся к
несоответствию между каким-то из его переживаний
и его «Я-концепцией», и клиент начинает осознавать
угрозу такого несоответствия;

§ клиент осознает переживание чувств, в отношении ко­торых в прошлом отмечались отказы или искажения;


 

§ «Я-концепция» клиента реорганизуется таким образом, чтобы ассимилировать ранее искаженные и по­давляемые переживания;

§ по мере реорганизации «Я-концепции» ослабляются
защиты и в нее включаются такие переживания, ко­торые ранее были слишком угрожающими, чтобы осоз­наваться;

§ клиент развивает способность переживать безусловное
положительное отношение со стороны психолога без
какого-либо чувства угрозы;

§ клиент все отчетливее чувствует безусловную положи­тельную самооценку;

§ источником представления о себе все в большей сте­пени являются собственные ощущения;

§ клиент реже реагирует на опыт, исходя из оценок,
даваемых значимыми другими.

Для такого коррекционного процесса характерно следу­ющее:

§ основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, мыс­
лях, оценках;

§ коррекционная работа ведется по принципу «здесь и
теперь»;

§ преимущество отдается инициативе клиента, который
является главным во взаимодействии и стремится к саморазвитию, а психолог лишь направляет это стремление в
нужное русло. Клиент сам определяет те изменения, кото­рые ему необходимы, и сам их осуществляет.

Позиция психолога. Основное требование — отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога — создать соответ­ствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое труд­ное — быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс указывает на необходимые условия успешно­го коррекционного процесса, которые относятся к личнос­ти психолога и достаточно независимы от частных характе­ристик самого клиента — это так называемая «триада К. Род­жерса»:

конгруэнтность в отношениях с клиентом;

§ безусловная положительная оценка по отношению к
клиенту;

§ эмпатическое восприятие клиента.

Конгруэнтность, или подлинность, означает необходи­мость правильной символизации психологом его собствен­ного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означа­ет, что каждый стимул (внутренний или из внешней сре­ды) не искажается защитными механизмами. Форма, цвет, шук из окружающей среды или следы памяти из прошло­го — все это вполне доступно для сознания. Осознание — »то символическая репрезентация некоторой части опыта.

Когда «Я-переживание» (т.е. информация о воздействии сенсорных или иных событий в данный момент) символи­зируется правильно и включается в «Я-концепцию», тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У откры­той для опыта личности «Я-концепция» символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психолог пе­реживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает только принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и коррекция не будет полноценной. Психолог не всегда должен быть конгруэнтной личностью, достаточно того, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным клиентом он целиком и пол­ностью был бы самим собой, со всеми присущими ему пе­реживаниями данного момента, правильно символизирован­ными и интегрированными.

Положительная оценка клиента предполагает сердеч­ность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. безусловно, положительно оценивать другого означает оце­нивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают его определенные поступки. Поступки могут оце­ниваться по-разному, но принятие и признание клиента не іависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, и равной мере чувствует и проявляет безусловную положи­тельную оценку как тех переживаний, которых боится или. гыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

Эмпатическое восприятие клиента означает восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс ощуще­ний, восприятий и воспоминаний клиента, доступных сознанию в данный момент), восприятие с присущими эмоци­ональными компонентами и значениями, как если бы вос­принимающий сам был этим другим человеком. Это означает — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и так же, как он, относиться к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать, что это — «если бы» (когда это условие утрачивается, состояние эмпатии становится состоянием идентификации).

Требования и ожидания от клиента. В концепции Роджер­са существуют определенные пропозициональные предпо­сылки, касающиеся клиента. Ожидается, что, придя на при­ем, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закры­тым. По мере установления отношений, в процессе измене­ния их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми.

Техники

В работах К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование ко­торых можно отнести к методической стороне подхода:

1.Заблокированность внутренней коммуникации (отсутству­ют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов,
отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы,
со всеми своими ограничениями и последствиями.

3—4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ог­раниченности и незавершенности.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому
миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от свое­
го «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответствен­ности, установление свободной внутренней коммуникации.
Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными,
спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

7. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в
состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт ново­
му опыту, существует реалистический баланс между «Я»-
реальным и «Я»-идеальным.

Основные компоненты роджеровской психотехники: ус­тановление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

Первый компонент мы обсудили выше. Остановимся на двух других.

1. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения
или внесения собственного видения проблем клиента. Цель
такого перефразирования — выделение в высказывании кли­ента наиболее существенного, «острых углов». Клиент также
получает подтверждение тому, что его не только слушают,
но и слышат.

2.Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет
но время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например'

Психолог: Правда ли, что когда вы рассказывали о своем детстве, вы испытывали грусть?

Клиент: Да, но еще и досаду.

Психолог: Правильно ли я вас понял, что, когда вы рассказывали о своей собаке, вы чувствовали умиление и гордость?

Клиент: Совершенно верно.

Процесс коррекции можно считать завершенным, когда у клиента появляются следующие относительно постоян­ные изменения:

§ становится более конгруэнтным, открытым для опы­та, меньше прибегает к защитам и вследствие этого более
реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии;

§ эффективнее решает свои проблемы;

 

§ улучшается психологическая приспосабливаемость,
приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость;

§ восприятие своего «Я»-идеального становится более
доступным и реалистичным;

§ вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается
тревожность, а также физиологическое и психическое на­пряжение;

§ повышается степень положительной самооценки;

§ оценку и выбор воспринимает локализованными внутри
себя, доверяет себе;

§ становится более реалистичным, правильнее воспри­нимает окружающих и окружающие воспринимают поведе­ние клиента как более социально зрелое;

§ — происходят различные изменения в поведении, по­скольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в

§ Я-структуру» и увеличивается доля поведения, которое может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;

§ — поведение становится более креативным, более адап­тивным по отношению к каждой новой ситуации и к каж­дой вновь возникающей проблеме и кроме этого представ­ляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.

Концепция К.Роджера нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в пси­хиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной иден­тификации с личностью и переживаниями клиента. Остает­ся нерешенным вопрос о длительности психокоррекцион-ного эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реа­лиям повседневной жизни.

ЛОГОТЕРАПИЯ

Основателем логотерапии (от греческого «logos» — слово и therapeia — забота, уход, лечение) является В. Франкл.

В данном направлении рассматривается смысл человечес­кого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «Человеку требуется не состояние равнове­сия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его».

Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созида­ющим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:

1. Способствующие созиданию духовной личности.

2. Разрушающие духовность.

3. Безразличные по отношению к духовности.
Человек несет ответственность за свои поступки. Уход от

ответственности также является поступком, за который че­ловек расплачивается. Человек всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения, но только в случае выбо­ра созидающего поступка реализуется смысл жизни.

Созидающие поступки направлены на поиск ценностей творчества, переживания и отношения. Для каждого челове­ка эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит і ною область, в которой он реализует себя и строит свою личность

Если у человека возникает состояние потери смысла жизни, В. Франкл рекомендует понять и почувствовать уни­кальность и неповторимость собственной личности. Обретя самоценность, ценность окружающих людей и мира, в котором он живет, человек обретает уверенность в себе, своей полноценности, нужности, т.е. смысл существования. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоя­тельствах — смысл жизни всегда может быть найден.

В основе подхода к личности В. Франкла три основные понятия: «свобода воли», «воля к смыслу» и «смысл жизни». По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для со­временного нормального человека. И именно то, что чело­чек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием называется центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу. Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. Как пра­вило, потеря смысла жизни происходит при сильных психатравмирующих событиях: гибели близких людей, учасники военных действий и т. д.

Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности, которые выполняют ту ке функцию) может быть найден человеком в одной из трех сфер:

творчестве;

§ эмоциональных переживаниях;

§ сознательном принятии тех обстоятельств, которые че­ловек не в состоянии изменить.

Ценности — это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества. Из трех групп ценностей — творчество, переживания и отношения — приоритет принадлежит ценностям творчества В ценностях переживания Франкл особенно выделяет лю­бовь как переживание, имеющее наибольший смысловой потенциал.

Центральной в концепции В. Франкла является проблема ответственности. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Свобода превалирует над необ­ходимостью.

Выход за свои пределы В. Франкл обозначает понятием самотрансценденции и считает самоактуализацию лишь од­ним из моментов самотрансценденции.

Самотрансценденция и способность к самоотстранению — центральные понятия в логотерапии.

Франкл следующим образом описывает механизм обра­зования патологической реакции страха: у человека появ­ляются страх перед каким-либо явлением (сердечный при­ступ, инфаркт, онкозаболевания и т.д.), реакция ожида­ния — страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, не­посредственно связанные с событием. На свой страх чело­век начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).

В сложившейся ситуации Франкл предлагает использо­вать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоот­странению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистан­цироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией.

Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».

Отсюда вытекают основные положения логотерапии:

ª Человек не может нормально жить, если его жизнь
становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор,
пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни.

ª Смысл жизни не может быть дан человеку извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне само­стоятельно.

Техники

Для того чтобы помочь человеку в решении его пробле­мах, Франкл предлагает два основных метода:

§ метод дерефлексии;

§ метод парадоксальной интенции

1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего само­
контроля, размышление о собственных сложностях — то.
что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в боль­
шей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.

2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что
психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различ­ные проявления юмора.

В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является ге­роическое поведение. Собственный опыт В. Франкла в каче­стве заключенного концентрационного лагеря подтверждает правомерность его позиций. Именно там В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нуж­но сохранять смысл жизни. Свой опыт он описал в книге «Психолог в концлагере» (1946). В концентрационном лагере и большей степени были способны к выживанию те люди, у которых была задача, ожидавшая своего решения и вопло­щения. Когда Франкла забрали в Освенцим, у него конфис­ковали почти готовую к публикации рукопись, и «только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни». Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заста­вить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а

человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, его раньше избегал. В логотерапии также используются следующие приемы персональное осмысление жизни; «сократовский диалог».

3. Персональное осмысление жизни. Прием заключается в
том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать,
показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл. Для матери, потерявшей взрос­лого ребенка, смыслом жизни может стать воспитание внуков. Женщина, потерявшая ребенка в результате онкозаболевания, учреждает благотворительный фонд и находит смысл жизни в том, что помогает другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации. Таким образом, смысл своей жизни человек приоб­ретает через осознание того, что он нужен и полезен другим, близким ему людям. Это один из способов превращения жиз­ни, лишенной смысла, в осмысленную, осознание своей уни­кальности, незаменимости, по крайне мере, хотя бы еще для одного человека. Человек может найти смысл своей жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. Самое главное, что­бы он мог получать удовлетворение от всех этих дел и видов деятельности. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относит­ся к своему положению.

4. «Сократовский диалог». Задача данного приема — вов­лечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. «Сократовский диалог» — своего рода интеллекту­альный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоре­чивые и бездоказательные суждения клиента.

Психолог постепенно, шаг за шагом, подводит клиента к запланированному выводу. В основе данного процесса ле­жит логическая аргументация, составляющая ядро приема. Во время беседы психолог формулирует вопросы таким об­разом, чтобы клиент давал максимальное количество поло­жительных ответов. Таким образом клиент подводится к принятию суждения, которое ранее не принималось, было мало понятным или неизвестным.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь