Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ



К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории эк­зистенциализма, подчеркивающей важность проблем чело­веческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свобод­ную волю», осознание ответственности человека за форми­рование собственного внутреннего мира и выбор жизненно­го пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хо­чет придать своей жизни.

Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор, датский теолог и философ. Термин «existentia» переводится с позднелатинского как «существование». В 20-е годы на­шего столетия с появлением работы М. Хайдеггера «Бытие м время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, ). Гуссерля и др. были созданы ключевые понятия в кон­цепции человеческого существования, ставшие в совокуп­ности с освоением новой физики основой одного из наи-Полее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.

Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

§ человек есть целое, несводимое к сумме его частей;

§ человек существует в контексте собственных человеческих проблем;

§ человек способен к осознанию и способен действовать
рационально;

§ человек всегда имеет выбор;

§ поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет
причину, всегда преднамерено, человек может принимать осознанные решения.

Основные понятия и положения экзистенциального подхода

Базисные понятия у того или иного конкретного пред­ставителя приобретают различный акцент, но в целом они составляют понятийную экзистенциальную определенность концепции:

«Диалог» — понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные сло­на, образующие словесные пары. Отличие основных слов в іом, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: «Я— оно», «Я—оно». По Буберу, основное слово «Я—ты» порожает и утверждает мир отношений в отличие от «Я—оно», которое порождает опыт. х

«Опыт» — понятие, отношение к которому в науке и Философии вылилось в драматическую борьбу. Категория опыт» соотносима не с объективной истиной по отноше­нию к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В пом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не ме­нее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца.

Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание».

«Переживание» — понятие, характеризующее собой осо­бый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 г Джендлином, оно описывается следующим образом: пере­живание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, зна­ется или вербализуется; переживание происходит в непос­редственном сиюминутном настоящем. Переживание — это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживани­ям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание — максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

«Аутентичность» (подлинность) — понятие, введен­ное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с цен­тральной проблемой философии человека, а именно — про­блемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, — бытие, нескован­ное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопреде­ляет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипу­лирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бы­тии.

«Самоактуализация». По мнению одного из ее создате­лей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост», «саморазвитие», «индивидуация». Оно определяется двумя существенными признаками: 1) принятием и выражением внутреннего ядра («самости»), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности). В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, ко­торую можно назвать здоровьем, причем полным (психи­ческим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как пол­нейшим раскрытием человеческих возможностей в индиви­дуальной жизни.

«Ценность» — понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направ­ленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают следу­ющие ценности: когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культурные «Я». А. Маслоу предложил сле­дующую дихотомию ценностей:

§ В-ценности— бытовые ценности, ценности полноты
бытия.

§ В-ценности — депривационные ценности, ценности,
возникающие от дефицита чего-либо.

Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По Маслоу, В-ценности включают: добро, справед­ливость, красоту, правдивость, самодостаточность и др. в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом: В-ценности — порожде­ния индивида и его, направленные на мир, переживания, в го время как D-ценности — требования индивида и его, направленные от мира к себе, переживания.

«Бытие в мире». Категория анализируется практически «семи представителями экзистенциальной психологии и обозначает целую совокупность сущностных признаков и фено­менологии переживания собственного «Я» как пребывающе­го в мире:

§ во-первых, это чистая экзистенция, т.е. наличность, дан­ность себе и миру;

§ во-вторых, это подлинное существование «самости»; в-третьих, бытие есть трансцедентирование человека в иное;

§ в-четвертых, бытие — это «modus vivendi» в отличие от modus operandi»;

§ в-пятых, это определенное качество существования, ха­рактеризующееся неограниченностью, полнотой и самоот­дачей.

Поэтому с категорией бытия тесно связана категория ста­новления, а сама категория бытия соизмерима с категорией мир».

«Жизненный мир» — понятие, введенное и разработанное. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. Жизненный мир» — понятие, фиксирующее самовстраинание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. По­нятие «жизненный мир» не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии созна­ния, принятие всерьез ее в работе с клиентом.

«Событие» — скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистен­циальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантиль­ным стремлением к самоутверждению любой ценой) и от­водит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.

Цели коррекции. Основная цель экзистенциальной кор­рекции — помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои по­тенции как личности в полноценном общении. И одновре­менной задачей экзистенциального взаимодействия высту­пает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которо­го есть ценность.

Позиция психолога. Основная предпосылка психологичес­кой позиции — понимание клиента в терминах его собствен­ного жизненного мира, образа себя и действительности. Ос­новное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его «сейчастным» переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронта­ции с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога «быть в мире» — самое очевидное условие его успешной коррекци­онной деятельности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь