Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Опредмечивание, овеществление.



Выше мы говорили о логике развития патриархального общества, но сводить процесс развития только к логике нельзя. Он значительно богаче и многограннее, чем просто некая схема, к которой мы его по необходимости свели, чтобы сделать понятной логику. Здесь мы и попробуем выявить то, что пока оставалось вне нашего внимания, но без чего нельзя понять дальнейший ход развития общества. Понятно, что всего многообразия проявлений общества на этом этапе мы охватить не можем. Поэтому основное внимание будет уделено анализу тех моментов, которые дадут нам социально- философскую характеристику общества.

Здесь же, видимо, следует объяснить, почему этот период общественного развития мы характеризуем как патриархальный. Этимологическая многозначность слова патриархальный дает возможность одним этим словом обозначить весь комплекс характеристик, относящихся к обществу этого периода и вместе с тем, позволяет выделить то главное, что присуще именно этой ступени.

Патриархами греки называют праотцов, родоначальников, глав родов в родовом обществе (патриархате). Патриархат, пришедший на смену матриархату, складывается на рубеже, при переходе общества от родового устройства к классовому. Обозначая этот период как патриархальный, мы, прежде всего, имеем в виду то, что существование человека в общине во многом определялось традициями, обычаями, устоями и т.д.

Все это имело место и тогда, когда появилось “писаное право“, т.е. юридическое регулирование отношений в обществе (Дракон, Солон, Клисфен Скиконский 6-5 вв. до нашей эры).

Бытие человека на протяжении всего общинного способа организации жизни общества как никогда позже определялось (и очень наглядно) жизнью общины. Формирование государств ничего принципиально не меняло. Просто община распространялась до границ государства, а во главе ее становился отец народа- патриарх (царь, король или император).

Маркс замечает, что человек патриархального общества является по преимуществу целостным человеком в том смысле, что он, живя в общине, включен почти во все, если не во все отношения, которыми живет любой общинник. Он снимает в себе всю полноту отношений и именно поэтому он целостен.

Другое дело, что сами эти отношения еще не развиты, бедны, а потому не развит и сам человек. Ощущение полноты бытия человеку этого периода давало, в том числе и сознание своей принадлежности к роду, общине, в которой он находил опору. Но именно поэтому, именно в силу слитности человека с общиной он не является в полной мере личностью. Так что и в этом тоже общинная форма бытия человека была противоречивой. И в этом тоже проявлялась необходимость преодоления общины как сковывающей развитие человека формы.

Отделение от человека объективных условий его производства, с одной стороны, и овеществление и отрыв от него его собственных связей, т.е. его социальной сущности, с другой стороны, приводит к тому, что они начинают противостоять человеку как внешняя, чуждая ему сила, как объект. Но как человек не мог сделать природу объектом познания и преобразования, не выделяясь из нее, так и общество не могло стать объектом преобразования и познания, пока не стало внешней чуждой человеку силой, противостоящей человеку, начавшей в определенных исторических условиях господствовать над ним.

Только отделяя от себя свою общественную связь как свою социальную сущность, человек получает возможность развить ее, развить полноту и богатство своих отношений. Именно поэтому Маркс пишет о том, что “эту вещную связь следует предпочесть отсутствию всякой связи... или же наличию всего лишь локальной связи, основанной на самом тесном кровном родстве или на отношениях господства и подчинения” (I, т.46, ч.I, с.105).

Мы говорили о том значении, которое имеют для человека его отношения, связи с другими людьми. Мы говорили о том, что связи человека при определенных условиях могут овеществляться. Почему это может происходить и каков механизм этого процесса? Без ответа на эти вопросы сложно будет понять как природу капитализма, идущего на смену патриархальному обществу, так и то общество, которое сменяет капитализм.

В предыдущей теме мы уже говорили, что создаваемые человеком вещи, прежде чем возникнуть в объективной реальности, существуют как идеальный план, субъективная реальность. Лишь затем через деятельность человека эта идея воплощается в материале, объективируется. Здесь чисто схематично описан процесс опредмечивания или воплощения в предмете человеческой субъективности. Может показаться, что эта схема только игра ума, но это не так. На самом деле процесс опредмечивания имеет глубокий сущностный смысл. Без этого процесса никакое развитие человеческого общества было бы невозможно.

Ну, действительно, как человек мог бы передать другим людям то, что родилось у него в голове? Как мог бы художник передать зрителю свое видение мира, а ученый или изобретатель сообщить о своих открытиях или изобретениях, если бы не было системы языковой коммуникации? А что же такое язык, как не объективированная, материализованная мысль? Маркс не случайно указывает, что “на “духе” с самого начала лежит проклятье- быть “отягощенным” материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков, - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми” (I, т.3, с.29).

Возникший в глубокой древности язык вначале был прост, как и та практика человеческой жизни, из потребности которой он возник. По мере усложнения практики усложнялся и язык. Но и первобытные племена знали не только вербальную речь, а и язык танца, язык живописи, о чем свидетельствуют данные археологии и этнографии. Возникновение таких специальных видов деятельности как наука потребовало новых выразительных средств, и появился язык символов. И так далее.

Но человеческая мысль опредмечивается не только в слове, знаке, символе, образе живописи или жесте, движении, но и в вещи, предмете. Так, например, создающий простую вещь (обувь или посуду) ремесленник, делает это не механически. Еще перед тем, как он приступил к изготовлению своего изделия, не только образ готового продукта, но и план деятельности у него уже существует в воображении. Тут достаточно вспомнить известную аналогию Маркса деятельности пчелы и архитектора.

То нехитрое производство, которое удовлетворяло нужды племенной общности, племени, было ориентировано на изготовление простых орудий труда и предметов потребления. Все производимое внутри общины тут же и потреблялось. В известном смысле можно сказать, что производитель и потребитель сочетались в одном лице, т.е. человек производил для себя все сам. То есть, создавая предмет, человек закладывал в его конструкцию и способ деятельности с этим предметом, способ, которым этот предмет можно было использовать.

Общинные связи делали изобретение каждого достоянием всех, поэтому каждый член общины был для нее ценен, ибо он обогащал опытом всех остальных. Но общины не могли существовать изолированно друг от друга. Они взаимодействовали, обогащая друг друга коллективным опытом. Для того, например, чтобы передать опыт лучшей обработки земли (технологию) необходимо было передать и орудие (технику), а значит и способы его производства. То есть без опредмечивания была бы не просто невозможна передача опыта, а, следовательно, и развитие общества.

Однако разные общины существовали в разных условиях, а следовательно, по-разному и воспроизводились. Наиболее отчетливо различия эти просматриваются при сравнении земледельческих и скотоводческих общин. Взаимодействуя, эти общины обменивались не опытом воспроизводства условий, а результатами своей деятельности. И это уже новый тип отношений.

Спорадические, случайные обмены могли осуществляться и по простой договоренности сторон. Но когда они становились нормой отношений между такими общинами, возникала потребность в каком-то эквиваленте, который бы уравнивал количество обмениваемых, например, мяса и хлеба. То есть возникала потребность в каком-то вещественном выражении отношения обмена.

Постепенно, по мере вовлечения в это отношение все новых продуктов, возникает потребность в универсальном или всеобщем эквиваленте, т.е. деньгах. Деньги, следовательно, возникают как вещественный эквивалент человеческих отношений. Там, где существовали непосредственно человеческие отношения, появляются отношения, овеществленные или опосредствованные вещью.

Если вначале деньги функционировали в межобщинных обменах, то по мере того как начинает развиваться товарное производство или производство продукта на обмен или продажу, деньги проникают и в отношения внутриобщинные. Массовым это проникновение денег становится в эпоху перехода от родоплеменной общины к рабовладельческой, когда рабы начинают вовлекаться в товарное производство. Обладание денежным богатством с этого времени становится столь же престижным, как принадлежность к аристократическому роду. Деньги начинают занимать в жизни общинника все большее место.

Маркс пишет: “Люди оказывают вещи (деньгам) такое доверие, какого они не оказывают друг другу как личностям... Очевидно, это доверие оказывается вещи лишь как овеществленному отношению лиц между собой, как овеществленной меновой стоимости” (I, т.46, ч.I, с.103). Так начинают осуществляться отношения и связи человека с человеком и обществом в целом. И появление денег или вещественного выражения общественного отношения, как видим, было вызвано самой логикой развития общества, т.е. было необходимо. Таким образом, не только опредмечивание, но и овеществление оказывается необходимым моментом процесса развития общества.

Проникая во все сферы общественной жизни, деньги нивелируют разные отношения, заменяя собой в этих отношениях чисто человеческие качества. Человек может быть хромым, но если у него есть деньги, он покупает лучших лошадей и за ним не угонится лучший бегун. Он может быть уродом, но если он богат, он покупает любовь самой красивой женщины. Так образно иллюстрирует власть денег Маркс.

Все это означает, что постепенно собственно человеческие непосредственные связи и отношения людей друг с другом вытесняются и на их место приходят связи овеществленные. Деньги принимают на себя функцию заместителя любой связи. Они становятся выразителем общественной сущности человека.

Но деньгами владеет далеко не каждый и далеко не в соответствии с теми способностями, которыми наделен. Абсолютное большинство людей лишено возможности владеть деньгами, а, следовательно, оказывается отчужденным от всестороннего участия в общественной жизни. Человек отчуждается от общества и от другого человека.

Он не перестает оставаться социальным существом. Просто начинает меняться форма его включения в общество. “Взаимная и всесторонняя зависимость безразличных по отношению друг к другу индивидов образует их общественную связь” (Там же, с.99). Он может занимать разное положение в обществе и “та власть, которую каждый индивид осуществляет над деятельностью других или над общественными богатствами, заключается в нем как владельце меновых стоимостей, денег. Свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане” (Там же, с.100). “Всеобщий обмен деятельностями и продуктами, ставший жизненным условием для каждого отдельного индивида, их взаимная связь, представляются им самим как нечто чуждое, от них независимое, как некая вещь” (Там же).

Но в условиях общины эти вещные отношения, отчуждающие человека от общества, еще не господствуют, не являются всеобщими. Они еще только вкраплены в ткань общества. Маркс указывает, что “частный обмен всех продуктов труда, способностей и деятельностей находится в противоречии как с распределением, основанным на отношениях господства и подчинения (естественно выросших и политических между индивидами (какой бы характер не принимало это подчинение: патриархальный, античный или феодальный)..., так и со свободным обменом индивидов, ассоциированных на основе совместного владения средствами производства и совместного контроля над ними” (Там же, с.102). Однако магистральным направлением в развитии общества является развитие именно этих отношений. Это означает, что следующая форма общества, формируется в недрах предшествующей и осуществляется этот процесс формирования как постепенное разложение господствующих в общине связей.

Так, например, процесс разложения общинных способов производства, овеществляя человеческую связь, самого человека превращает в вещь, в субстрат рабочей силы, выталкивает его на товарный рынок, превращает его в товар наряду с вещью.

Именно лишение человека средств производства, а значит и существования, приводит его на товарный рынок, где он может получить эти средства в обмен на рабочую силу, носителем которой он является. Так формируется отношение обмена между живой рабочей силой и средствами ее существования. “Этой поляризацией товарного рынка создаются... условия капиталистического производства” (I, т.23, с.726).

Мы видим, следовательно, что процесс разложения “докапиталистических” способов производства вместе с предпосылками капитализма (это: лишенный средств существования человек, оторванные от человека средства производства, овеществившееся человеческое отношение, принявшее форму денежного капитала), создает и его основное условие, т.е. такое отношение между человеком и средствами труда, в котором эти стороны вынуждаются к обмену. И когда эти предпосылки и условия вызревают в полной мере, процесс капиталистического производства уже просто не может не начаться, т.к. он становится единственно возможной формой общественного производства.

Маркс пишет о том, что капитал возникает в обращении: “Сперва капитал происходит из обращения, а именно из денег как своего исходного пункта..., деньги, вступающие в обращение и одновременно возвращающиеся из него в самих себя, являются той последней формой, в которой деньги себя отрицают. Вместе с тем это- первое понятие капитала и первая форма его проявления” (I, т.46, ч.I, с.200).

Понятно, что, в сущности, этот процесс оказывается процессом движения, развития общественной связи, реализующей в этом движении имманентные обществу законы. Но оформляется это движение как самовозрастание денег. Капитал, существующий как денежное богатство, в условиях поляризации товарного рынка получает возможность в качестве посредника включиться в процесс соединения человека со средствами производства и как посредник он начинает диктовать условия такого соединения.

Если общественная связь находит адекватную форму своего развития в самовозрастании денег, то обращение, в котором начинается такое возрастание, для капитала как самовозрастающей стоимости, не является адекватной его природе сферой приложения. Такой адекватной природе капитала сферой является производство (I, т.23, с.165-166, 176-177; т.46, ч.I, с.494-499).

Но для того, чтобы обрести эту сферу капитал должен проникнуть в нее. И он проникает туда, соединяясь (путем приобретения) с отдельными от человека условиями его производства. “Тот же самый процесс, противопоставляющий массу в качестве свободных рабочих объективным условиям труда, противопоставил эти условия в качестве капитала свободным рабочим (I, т.46, с.494).

Два самостоятельных, отдельных, независимых по форме, но содержательно глубоко связанных, тождественных в сущности момента социального бытия: человек как всего лишь “возможность деятельности”, лишенный предмета таковой и сам предмет как всего лишь “мертвая предметность”, лишенная “оплодотворяющей жизнедеятельности” - вот результат, которым завершается процесс разложения добуржуазных форм общественного производства.

“Исторический процесс привел к разъединению элементов, до этого связанных между собой; его результат заключается поэтому не в том, что один из элементов исчезает, а в том, что каждый из них выступает в негативном отношении к другому; с одной стороны- свободный рабочий (потенциальный рабочий), с другой- капитал (потенциальный) (Там же, с.494). Разъединенными, таким образом, оказываются элементы, существование которых по отдельности не возможно.

Возникновение буржуазной формы общественного производства, следовательно, это возникновение новой формы связи между человеком и условиями его существования и производства. Поскольку же эти условия принадлежат капиталу в его определении денежного богатства, постольку это связь рабочего (труда) и капитала. Причем эта связь есть продукт самих этих элементов и это такая связь, посредством которой эти элементы развиваются (Там же, с.249).

Лишь по форме эта связь является связью труда и капитала. Содержательно- это связь человека с условиями его производства, по средством которой он получает возможность развиваться как универсальное существо, т.е. развивать свои сущностные силы, потребности, способности и т.д.

В двух частях этой главы мы рассматривали логику развития общества на первой ступени его истории и социальную специфику развития человека на этой ступени. Рассмотрение показало, что разделить логику и социальную специфику можно лишь условно, т.к. ни один из этих моментов нельзя выявить, не исследуя другой.

Это закономерно, ибо общество всегда целостно. Какие бы изменения не происходили внутри него, оно продолжает оставаться целостной органической системой и, значит, любые изменения не разрушают, а только совершенствуют его. Его существование, как и существование любой другой органической системы, всегда непрерывно.

Но, вместе с тем, всегда идущие в обществе процессы изменения в определенные периоды его истории вынуждают его качественно перестраивать свои внутренние связи, те связи, которые и делают его целостным. И если целостность обеспечивалась одним типом связей, а стала обеспечиваться другим, то, следовательно, логично предположить, что целостность прервалась. Значит, существование органических систем оказывается прерывным и непрерывным одновременно. Мы видели, как это произошло на примере перехода общества от патриархального способа производства к капиталистическому.

Сказанное с очевидностью свидетельствует о внутренней противоречивости общества. И если бы оно было неорганической системой, то это противоречие уничтожило бы его. Но общество органично и это обстоятельство дает ему возможность развиваться, т.е. противоречивость его не уничтожает, а изменяет.

Стремление человека к ничем не ограниченному развитию своих способностей, творческих потенций или, как их называет Маркс, сущностных сил, наталкивающееся на рамки, которые ему устанавливает общество, заставляет его постоянно преодолевать эти рамки, т.е. изменять общество. Человек- творец, постоянно преодолевая сковывающие его границы, развивает общество и развивается сам.

Названное противоречие далеко не единственное и оно является только примером реальной противоречивости общества, которая как двигатель толкает его постоянно вперед. То, какие противоречия вынуждают общество к развитию на следующей, капиталистической ступени мы рассмотрим в следующей теме.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем отличаются опредмечивание и овеществление?

2. Могло ли не быть отчуждения в истории человечества?

3. Какова роль денег в общественной жизни?

4. Всякие ли «большие» деньги являются капиталом?

5. При каком условии община не могла не распасться?

6. Что свидетельствует о том, что общество является органической системой?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь