Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материал и прием в литературе.



Материал и прием в литературе.

Прием - это то, с помощью чего творец приходит от материала к форме. Шкловский «Искусство как прием» - прием затрудненной формы - закон отстранения. Читатель вместе с писателем должен пережить создание из хаоса космоса. Набор приемов художника - отстраненность и затрудненность восприятия.

Материал - все, что взято как готовое - быт, характеры. Что существовало до написания рассказа, будет существовать после него и существует вне его. Выгодский «Психология искусства» о «Легком дыхании». Так, материал - это язык, а речь - это приём.

Материал - не то, что приходит непосредственно из жизни. Чтобы стать материалом художественного произведения, с вещами должны произойти превращения, переход в другой мир. Недаром худ. лит. по-английски = fiction, то есть фикция, вымысел.

1)Тынянов писал о Пушкине и его семье, друзьях. Он писал о людях существовавших в реальности, использовал их имена, биографии. Но научное и художественное творчество Тынянова отличаются. При научном подходе его цель - отыскать о людях реальные факты, чтобы более полно раскрыть их тв-во. При художественном - он пишет о людях связанных с действительностью, но он додумывает то, чего в действительности могло и не быть, то, в чем он не может быть уверен. (Например, о том, в какой одежде кто куда пошел - в биографиях об этом редко пишут, а при описании героя это приходится домысливать) раскрытие логики, заложенной в вещах, но необязательно доходящей до конца; того, что подразумевается, но могло и не быть никогда.

2) Толстой называл героев именами похожими на имена реальных людей (иногда прототипов) - при этом в обращении с героями он чувствовал большую свободу, мог добавлять собственные представления.

3) Полная выдумка - развод, разграничение реальности и фантазии. Выдуманные и условные имена.

Так материал из жизненного преобразуется в художественный.

Приемы преображения составляют основу поэтики и теорлита. Литература — скопище приемов. Все, что анализируем в литературном произведении - тоже приемы. Приём - это код для воплощения замысла произведения. Значение он приобретает на фоне целого. Выбор его темы также худ. значимый фактор, поэтому лит. произведения - это эстетическая система, система приёмов, а не их сумма, поскольку каждый прием получает значение в контексте целого, в зависимости от цели и замысла автора.

Например, гипербола в былинах ставит целью развить воображение читателя, гипербола Гоголя подчёркивает незначительность явления, служит средством создания сатиры  при помощи одного приема разный эффект. Прием — способ воплощения творческого замысла.

Изучение приемов важно для понимания личности писателя, его переживаний и творчества. Только тогда приобретает смысл вложенное в него значение.

У всякого поэта свой образ мира. Что приемы обозначают в каждом из них? Задача исследователя - найти тему и обусловленность приемов.

Например, описание сновидения служит для самых разных целей.

1. Сон — рамка сюжета. Повесть гоголя «Нос»: «сон цирюльника — сон чиновника ковалева»

2. Сон как форма развития основного сюжета — содержание сна есть сюжет. Помогает перейти от действительности к эстетическому содержанию. Короленко.

3. Сон как значительный эпизод, то, что особенно важно и дорого. Сон Обломова.

4. Сложный сюжет без пояснения в конце объявляется сном. Повесть Пушкина «Гробовщик». Пушкин намеренно пользуется этим приёмом, чтобы переработать его в реалистическом духе. Все воспринималось как реальность, но в концентрации.

5. Ввести коллизию. Заявка в «Леди Макбет» сон помогает совершить 1 преступление.

6. Сон придаёт внешней изобразительности и характера. «Демон».

7. Вещий сон. «П. и н.» о лошади. Предсказывает убийство, рассказывает как будет протекать. Цветовые описания — обзор будущей ситуации. Николка убивающий и плачущий мальчик - один раскольников. Так Достоевский осуждает его теорию.

То есть приём один, а реализаций его множество.

Прием не существует сам по себе, он осмысливается только в системе приемов, характерных для определенного произведения, творческой манеры, авторской задачи. Совокупность приёмов - это стиль автора.

Различие между художественным, научным и обыденным мышлением.

Мышление: обыденное (бытовое), научное, художественное.

С ними связана проблема различия художественного и научного мышлений. Если экономика и социология - это формулы, то литература, описывая те же явления, использует слова с их изменчивой многозначной природой. Каждый автор выбирает слова, пользуется своим особым языком, чтобы определить то, что он хочет так, как он хочет.

С другой стороны литература, оперируя единственным материалом - словами, использует все их возможности. Писатель не может избавиться от полисемичности слова. Старые слова актуализируются с новым значением. Слова меняют значения, но старые значения не пропадают навсегда, наполняясь новым историческим содержанием. Наука от многозначности (полисемии) старается дистанцироваться.

Писатель ориентируется на полноту реальных и мнимых значений, не столь важных для читателя. Использование слова в ином значении - один из лит. приемов. Грамматика и синтаксис - единственный материал, которым владеет литература.

Научное и художественное преследуют разные цели:

- научное мышление создаёт единственное верный образ (Евклидова геометрия);

- искусство многомысленно, своим посредством оно стремится показать человеку огромный поток мыслей, наука же их раздрабливает. Искусство сближает разнородные явления, т.к. является синтетическим взглядом на реальность, передаваемую звуками, словами, действиями и т.п. Это преображение мира по законам, устанавливаемым каждым его видом.

Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-Э. Лессинг о специфике литературы как искусства.

Хрестоматия - Лессинг, стр. 99

- Согласно Библии, слово выведено за пределы земного, оно имеет свою особую силу, хотя мы обычно обращаем внимание только на словарное значение. Слово существует в нескольких видах: звучание и значение (внутренняя и внешняя форма слова). Внутренняя форма - это то, что не звучит буквально, а что мы воспринимаем как закономерность. Внешняя - содержание, объектизируемое посредством слова.

Слово может быть абстрактным, невещественным. Соединение абстрактности и конкретности слова - важное явление в литературе, т.к. оно выделяет её из других видов искусства.

- Место в ряду других искусств. Гегель выделял 5 великих искусств - архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, поэзию. Наряду с ними - танец и постановочная режиссура.

Пространственные и временные искусства иногда соединяются (Кино, театр: время внутри происходящего и реальности. В литературе этого нет, т.к. пространство выстраивается читателем, он сам представляет себе его).

Что может и чего не может литература по сравнению с другими видами искусства?

1. Литература и живопись:

- соединение визуального и невизуального с помощью иллюстраций. Но в иллюстрациях к книгам многое теряется. Иллюстрация - иллюзия, мы видим не своими глазами, а глазами художника, и только часть образа.

Тынянов: «На бумаге конкретизируется мысленный образ, мы понимаем, что для нас герой совсем другой». (Для нас Т. Ларина с веснушками, а на картинке как греческая богиня). Литература чувственно воспроизводит то, что есть в живописи, скульптуре.

Энфрастические произведения - это произведения, воспроизводящие то, что мы видим глазами через подробное описание. Не может передать визуальную сторону предметов.

- разное изображение времени: в литературе оно более конкретно, как предметность в живописи. На картине выхваченный из жизни момент, в книге - действие в развитии во времени.

Выводы: Поэту конкретика не важна, а художнику - да; свои преимущества имеет как живопись, так и литература; искусства не совпадают и не являются взаимодополняемыми.

2. Лит. и музыка

Музыка абстрактна, т.к. она воздействует только звуком, не словами, и в этом её отличие от литературы. Присутствует везде, но её может и не быть (нулевая выразительность в спектакле).

3. Лит. и театр

- Живые люди хоть играют и в одежде того времени, но они, артисты, из современности, используют повседневные слова. Кажется, театр более заразителен, чем книга, поскольку энергетика актера заряжает зал.

- Во время спектакля мы ограничены во времени и пространстве. Читая книгу мы не ограничены в последнем, в книге есть то, что нельзя передать на сцене. Например, максимально спектакль по Карамазовым шел бы 2 дня, но произведение книжное все равно обширней.

- На сцене можно передать лишь несколько худ. линий. Нельзя перенести описания. В книге - движущиеся пейзажи. В театре - смена декораций, зачастую во время специального перерыва, затемнения, антракта.

- субъективность. Героиня (Татьяна) на сцене обретает черты той актрисы, которая ее играет. А вчера она, может, Бабу-Ягу играла. Это накладывается на наши впечатления.

Мнение, что театр и кино более совершенны, неверно. Нельзя изобразить внутренний мир, дать пространство, временную протяженность, как в литературе  они имеют свои преимущества и недостатки перед литературой.

Вывод:

- Синкретического (передающего все) искусства не существует. Существует искусство пространственное, временное.

- Живопись - ограничена, один момент, но отражает более пространственно-определенные категории. Это твердая форма с собственным начертанием. Литература же - развитие линии событий, жизни человека. Театр так же ограничен временем действия. 5 действий - 4-5 часов. Сегодня 1-2 действия чаще. + Временная ограниченность в жизни: зритель выходит из кинотеатра, а книгу можно читать отрезками за день всю или за год по странице в день.

- Видеозаписи не то же самое, потому что нажатие на паузу, по словам Николая Алексеевича, это нарушение законов кинематографического жанра. Среди телефильмов реклама - это тоже нарушение, потому что режиссер на такое внедрение не рассчитывал при работе над своим шедевром.

- Все виды искусства имеют свои области, которые несовместимы. В каждом виде искусства свои достоинства и недостатки.

Литература и мифология.

Мифология - легенды, которые мы воспринимаем как недостоверную информацию.

Для людей с традиционным сознанием мифы о человеке, природе, происхождении мира были нужны, чтобы объяснить устройство жизни. Мифы отражали все стороны существования мира. Люди того времени видели в мифе достоверное знание.

Жители Сан-бичевых островов рассказывали приезжим свои мифы как достоверные факты. Приезжие к этому относились с недоверием. Так же мы рассматриваем древнегреческие мифы. Так же люди СССР рассматривали религию - как набор заведомо ложных сведений, разоблаченных наукой, а верующий как должное воспринимает устройство мира, описанное в Ветхом Завете.

Говорят «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок», но в сказки не верят ни бабушки, которые их рассказывают, ни чуть повзрослевшие дети. Сказка - неправда, отражающая мифологические черты. В ней есть намек на правду.

Миф - реальное объяснение действительности, воспринимается как правда, Это не только что-то древнее, отжившее. Мифы создаются и сегодня.

Отношение современного искусства к традиционной мифологии:

1) Прямое заимствование.

Агата Кристи - «Подвиги Геркулеса». 12 рассказов. Современный Геракл совершает аналогичные подвиги - сама суть не изменяется. Эркюль (модификация имени Геракла-Геркулеса) Пуаро очищает Авгиевы конюшни в переносном смысле.

2) Образы из античной литературы в готовом виде вставляются в произведения другой эпохи. А. Толстой читал ранние произведения Пушкина и его раздражало обилие образов древнегреческих богов - Вакха, Леля, граций, любимцев Цитереи. Пишет пародии на полях книг произведений Пушкина.

Пародическое осмысление поэта другой эпохи показывает то, насколько изменилось время.

3) В миф можно вкладывать иное содержание, и мифологический образ получает иное направление.

Аргонавты ездили за золотым руном на корабле «Арго»  Русская культура начала 20-ого века, Борис Бугаев (= Андрей Белый), студент МГУ – душа сообщества «Аргонавтов», пишет стихи, воспевающие аргонавтов: «...Зовет за собою старик аргонавт». Сборник «Золото в лазури» (=солнце в небе). Золотое руно в понимании Белого - солнце, разливающее тепло на всю землю - и аргонавты этого сообщества должны добыть и привести в ощетинившуюся Москву это тепло, солнце. Многие в то время искренне верили в эту теорию как в истину, ждали корабль «Арго». 20в. Лавров восстановил историю аргонавтов в своей статье.

Живая и действенная мифология стала предметом описания:

- В рамках тоталитарного строя создаются новые мифы. В СССР - о «благородном» Павлике Морозове, который интересы партии поставил выше интересов своей семьи. После падения СССР была выяснена реальная подоплека этого мифа.

- Сериал «17 мгновений весны» сегодня не отражение идеологии, а восхитительная актерская работа.

Новому обществу нужна дополнительная мифология, вокруг и на основании которой создаются фильмы, спектакли, литература.

Мифы ограничены людьми, поглощенными мифологическим сознанием. Мифологическое сознание - национальное, континентальное, мировое - явление универсальное.

Фрейд: индивидуальное бессознательное - то, что человек делает инстинктивно, что скрыто в нем глубинно и почти неизвлекаемо.

Люнг (ученик Фрейда): коллективное бессознательное (более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное) - за словом не только прямые значения, но и скрытые глубинные смыслы, которые для коллектива понятны на подсознательном уровне, к человеку с молоком матери приходят. Сумма проявлений, объединяющих людей единой общности.

Архетип - отдельная единица коллективного бессознательного 1) первичный образ, древняя форма, прообраз, прототип; 2) психол. центральное понятие аналитической психологии способ связи образов, переходящих из поколения в поколение.. Введенный автором «в лоб» архетип не срабатывает. Намного серьезнее, когда автор вводит архетипы исподволь, когда мы подсознательно чувствуем, что речь идет о чем-то большем, более высоком.

Трифонов. Повесть «Обмен». Думая об обмене, который претит ему, герой спускается в метро. Душно, люди с папками из хлорвинила. Если поразмыслить и переступить бытовое осмысление произведение, мы понимаем, что герой спускается в ад. Этот глубинный смысл приближает бытовое произведение ко всечеловеческим, например, к «Божественной комедии» Данте.

26. Художественная деталь, ее функции в тексте. Деталь и подробность (*). Конспект в тетради по хрестоматии, статья Дубина.

Материал и прием в литературе.

Прием - это то, с помощью чего творец приходит от материала к форме. Шкловский «Искусство как прием» - прием затрудненной формы - закон отстранения. Читатель вместе с писателем должен пережить создание из хаоса космоса. Набор приемов художника - отстраненность и затрудненность восприятия.

Материал - все, что взято как готовое - быт, характеры. Что существовало до написания рассказа, будет существовать после него и существует вне его. Выгодский «Психология искусства» о «Легком дыхании». Так, материал - это язык, а речь - это приём.

Материал - не то, что приходит непосредственно из жизни. Чтобы стать материалом художественного произведения, с вещами должны произойти превращения, переход в другой мир. Недаром худ. лит. по-английски = fiction, то есть фикция, вымысел.

1)Тынянов писал о Пушкине и его семье, друзьях. Он писал о людях существовавших в реальности, использовал их имена, биографии. Но научное и художественное творчество Тынянова отличаются. При научном подходе его цель - отыскать о людях реальные факты, чтобы более полно раскрыть их тв-во. При художественном - он пишет о людях связанных с действительностью, но он додумывает то, чего в действительности могло и не быть, то, в чем он не может быть уверен. (Например, о том, в какой одежде кто куда пошел - в биографиях об этом редко пишут, а при описании героя это приходится домысливать) раскрытие логики, заложенной в вещах, но необязательно доходящей до конца; того, что подразумевается, но могло и не быть никогда.

2) Толстой называл героев именами похожими на имена реальных людей (иногда прототипов) - при этом в обращении с героями он чувствовал большую свободу, мог добавлять собственные представления.

3) Полная выдумка - развод, разграничение реальности и фантазии. Выдуманные и условные имена.

Так материал из жизненного преобразуется в художественный.

Приемы преображения составляют основу поэтики и теорлита. Литература — скопище приемов. Все, что анализируем в литературном произведении - тоже приемы. Приём - это код для воплощения замысла произведения. Значение он приобретает на фоне целого. Выбор его темы также худ. значимый фактор, поэтому лит. произведения - это эстетическая система, система приёмов, а не их сумма, поскольку каждый прием получает значение в контексте целого, в зависимости от цели и замысла автора.

Например, гипербола в былинах ставит целью развить воображение читателя, гипербола Гоголя подчёркивает незначительность явления, служит средством создания сатиры  при помощи одного приема разный эффект. Прием — способ воплощения творческого замысла.

Изучение приемов важно для понимания личности писателя, его переживаний и творчества. Только тогда приобретает смысл вложенное в него значение.

У всякого поэта свой образ мира. Что приемы обозначают в каждом из них? Задача исследователя - найти тему и обусловленность приемов.

Например, описание сновидения служит для самых разных целей.

1. Сон — рамка сюжета. Повесть гоголя «Нос»: «сон цирюльника — сон чиновника ковалева»

2. Сон как форма развития основного сюжета — содержание сна есть сюжет. Помогает перейти от действительности к эстетическому содержанию. Короленко.

3. Сон как значительный эпизод, то, что особенно важно и дорого. Сон Обломова.

4. Сложный сюжет без пояснения в конце объявляется сном. Повесть Пушкина «Гробовщик». Пушкин намеренно пользуется этим приёмом, чтобы переработать его в реалистическом духе. Все воспринималось как реальность, но в концентрации.

5. Ввести коллизию. Заявка в «Леди Макбет» сон помогает совершить 1 преступление.

6. Сон придаёт внешней изобразительности и характера. «Демон».

7. Вещий сон. «П. и н.» о лошади. Предсказывает убийство, рассказывает как будет протекать. Цветовые описания — обзор будущей ситуации. Николка убивающий и плачущий мальчик - один раскольников. Так Достоевский осуждает его теорию.

То есть приём один, а реализаций его множество.

Прием не существует сам по себе, он осмысливается только в системе приемов, характерных для определенного произведения, творческой манеры, авторской задачи. Совокупность приёмов - это стиль автора.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь