Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кимерийцы, скифы, совраматы и сарматы, ранние аланы
Ранние кочевники на Северном Кавказе. Наступление железного века совпало с важным событием, сыгравшим большую роль в истории человечества. Оно было связано с возникновением кочевого скотоводства у пастушеских племен, обитавших в степях Евразии от Монголии на востоке до Дуная на западе. Этот процесс начался еще в эпоху бронзы, но получил широкое развитие в начале I тысячелетия до н.э. Скотоводческие племена нуждались в продукции оседло-земледельческих племен, что стимулировало обмен, развитие контактов, изменение общественных отношений. Племена Кобанской и Прикубанской культур, жившие в предгорно-плоскостной зоне, оказались втянутыми в тесные взаимоотношения с первыми степными кочевниками. Одним из первых племен, название которых дошло до нас, были киммерийцы, жившие в степной и лесостепной зоне Северного Причерноморья в конце бронзового века. Область распространения киммерийской культуры охватывала и степи Предкавказья. Западный и Центральный Кавказ был крайней восточной областью распространения специфической культуры племен, известных в древневосточных и античных источниках под общим именем «киммерийцев». Киммерийцы обладали большой мобильностью. Их отряды, состоявшие из конных стрелков, начиная с середины VIII в. неоднократно вторгались в государства Древнего Востока (Урарту, Ассирию, Фригию, Лидию). Маршруты киммерийских походов пролегали вдоль восточного побережья Черного моря и через горные перевалы Центрального Кавказа. В этих походах принимали участие как союзники некоторые племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Прикубанье и территория современной Кабардино-Балкарии находились в числе исходных пунктов, откуда киммерийцы совершали походы в Закавказье и Малую Азию. Они проникали в среду местных племен, оказывая влияние на их культуру. В то же время киммерийцы использовали их производственные центры и сами воспринимали культурные достижения местных племен. В конце VIII – начале VII в. до н.э. господствующее положение в Предкавказских степях и в Северном Причерноморье заняли скифы, которые пришли из Азии и разгромили киммерийцев. Скифы подразделялись на несколько больших племен, предположительно говоривших на языках иранской группы. На протяжении всего VII в. до н.э. крупные отряды скифов отправлялись на юг – в страны Закавказья и Передней Азии, в поисках добычи и военной славы. В степных районах Прикубанья, современных Ставрополья и Кабардино-Балкарии сосредоточены наиболее ранние скифские курганные захоронения VII-VI вв. до н.э. Во второй половине VI в. до н.э. центр Скифии стал перемещаться на запад - в Северное Причерноморье, где впоследствии сложилось скифское государство с признаками рабовладельческого строя. Сарматы и ранние аланы на Северном Кавказе. Помимо греческой колонизации азовского и черноморского побережья, в античную эпоху на Северном Кавказе продолжались масштабные миграции степных кочевников. Это были сарматы, предки которых в VII-IV вв. до н.э. проживали на территории между Доном и Уралом. Сарматы были близки по культуре и языку к скифам. С III в. до н.э. несколько объединений сарматов устремились на запад и юг. Они разгромили ослабевших к тому времени скифов и оттеснили их в Крым. Наиболее известными среди сарматов были племена аорсов и сираков, кочевья которых охватывали прикаспийские и предкавказские степи. В отличие от скифов, у которых преобладала легковооруженная конница, сарматы использовали тяжеловооруженную кавалерию. Воины носили панцири из металлических пластинок и шлемы. Главным их оружием, помимо лука и стрел, являлись длинный тяжелый меч и длинное до 4–4, 5 метра копье. Сарматы стремились захватить центральные районы Северного Кавказа, где располагались важные перевальные пути в Закавказье. Им удалось внедриться среди местного населения равнинных районов. После первых враждебных столкновений, между пришлыми сарматами и местными племенами стали устанавливаться дружественные отношения. В течение нескольких столетий происходило взаимовлияние культур этих племен. С конца II в. до н.э. сарматы постепенно начали переходить к оседлости и смешиваться с местными племенами. Процесс языковой «иранизации» местных племен Центрального Предкавказья значительно усилился с проникновением в регион сарматских племен. Сильным был натиск сарматов и в районы Северо-Западного Кавказа. Но устремления сарматов успешно сдерживались многочисленными и сильными племенами меотов, а также активной политикой Боспорского царства. Заняв степную часть правобережья Кубани, сарматские племена - сираки со II в. до н.э. начали постепенно проникать в среду оседло-земледельческого меотского населения. С расселением сираков распространились общесарматские элементы материальной культуры – оружие, предметы туалета и украшений, художественный стиль. В свою очередь, сарматы испытали значительное влияние со стороны меотов. Сираки использовали вещи меотского производства, поскольку меотское ремесло стояло на высоком уровне развития. Особенно ярко это проявилось в металлургии и керамике. В отличие от районов Центрального Предкавказья, частичное проникновение и оседание сарматов в Прикубанье не привело к смене языка у меотов. Напротив, сарматы были ассимилированы в меотской культурной и языковой среде. С I в. н.э. среди сарматских племен стали усилиливаться аланы. Они возглавили мощное военно-политическое объединение. Это объединение стало оказывать сильное влияние на политическую ситуацию не только на Северном Кавказе, но и в сопредельных территориях. Со II в. н.э. началось активное проникновение алан в Центральное Предкавказье. Опустошительные набеги в Закавказье и Переднюю Азию аланское объединение совершало в I – IV вв. н.э. Активное участие в них принимало и северокавказское население. Эти военные походы, сопровождавшиеся захватом богатых трофеев, содействовали усилению военно-родовой знати алан и других племен Северного Кавказа.
ТЕМА 4. РАННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ У ПРЕДКОВ АДЫГОВ И БАЛКАРО-КАРАЧАЕВЦЕВЦЕВ Меоты, Боспорское царство
В эпоху раннего железа (I тысячелетие до н.э.– начало I тысячелетия н.э.) Северо-Западный Кавказ населяла большая группа племен, известная у античных авторов под наименованием меоты. От них получило свое название Азовское море, которое в древности именовалось Меотийским озером («Меотидой»). В основных чертах культура меотских племен сложилась в VIII-VII в. до н.э. Археологические исследования показывают, что в VII в. до н.э. – III в. н.э. меоты населяли обширную территорию, которая была ограничена на западе Азовским морем, на юге – северными склонами Кавказского хребта. На севере соседями меотов были степные племена Подонья. Восточная граница меотов простиралась до Ставропольского плато. Восточнее р. Уруп жили племена родственные меотам. Существовала еще одна группа меотов, населявшая районы Нижнего Дона и, прежде всего его дельту. Меотские племена являются древними предками адыгов (кабардинцев, адыгейцев и черкесов). Культура меотов сложилась на Северо-Западном Кавказе на основе предшествующих культур эпохи бронзы – Майкопской, Северокавказской и Прикубанской. Одним из наиболее крупных меотских племен были синды, занимавшие Таманский полуостров и Черномоское побережье, включая территорию современной Анапы. Далее к югу – до современного Новороссийска – жили тореты, в районе Геленджика – керкеты. Еще южнее на побережье проживали ахеи, а за ними на востоке – в глубине гор – зихи. К востоку от синдов проживали псессы, занимавшие левый берег Кубани до реки Афипс, которая являлась их границей с фатеями. К северу от Нижней Кубани находились владения дандариев. Боспорское царство и меоты. В 480 г. до н.э. греческие города, расположенные по обоим берегам Керченского пролива, объединились в одно государство – Боспорское царство. Столицей царства стал Пантикапей. Во главе Боспорского царства стояли архонты (правители), избираемые первоначально из знатного греческого рода Археанакта. В 438 г. до н.э. к власти пришла новая местная по происхождению династия Спартокидов, родоначальником которой стал Спарток I. Спартокиды правили Боспорским царством до II в. до н.э. С приходом к власти Спартока начался экономический расцвет Боспорского царства. Спартокиды стали проводить политику территориального расширения за счет соседних греческих полисов и меотских племен Приазовья. В течение IV в. боспорские цари вели многочисленные войны с меотскими племенами, а один из них Перисад I (351–309 гг. до н.э.) даже принял титул царя «всех меотов». Но присоединение меотов к Боспору носило формальный характер. Их территория не была включена в границы царства. Меотские племена сохраняли самостоятельность и подчинялись собственным царям и вождям, но обязывались участвовать в войнах на стороне боспорских правителей. В свою очередь меотские вожди нередко принимали участие во внутриполитической борьбе соперничающих претендентов на боспорский престол. Широкое развитие получили экономические связи между Боспором и меотскими племенами. Основная масса хлеба, который вывозили из Боспора в Грецию, поступала из прикубанских районов. В годы наивысшего подъема Боспор вывозил ежегодно в Афины от 16700 до 87500 тонн зернового хлеба. Помимо хлеба, из Боспора в Грецию вывозили соленую и вяленую рыбу, скот, кожи, меха, рабов. Греческие импортные товары пользовались большим спросом среди знати меотских и скифских племен. Греческие товары широко расходились по всему Северному Кавказу и далее до Поволжья. Меоты и другие местные племена, поддерживавшие связи с греками, испытывали их культурное влияние. В свою очередь и Боспор испытывал влияние местной культуры. Боспорцы заимствовали тактику боя, некоторые виды вооружения, одежды, более удобные в условиях Северного Причерноморья, чем греческая. Взаимовлияние культур двух народов – меотов и греков, в большей степени проявлялось на территории самого Боспорского царства.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2919; Нарушение авторского права страницы