Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Переходные социальные группы



Пшикеу – букв. «княжеская ограда». Они находились в полном подчинении князя, за что пользовались особым покровительством с его стороны. Социальное положение пшикеу и беслан-уорков определялось тем, что их прямыми сюзеренами были сами князья. Статус пшикеу и беслан-уорка передавался по наследству или приобретался за определенные заслуги. Так, например, пшикеу и беслан-уорками становились уорки-шаотлугусы (вассалы тлекотлешей и дыжыныго), которые переходили на службу к князю и получали от него уорктын (княжеское пожалование). Принимая от князя уорктын, пшикеу и беслан-уорки брали на себя ряд обязательств по отношению к нему.

Неоднозначное положение в сословной иерархии кабардинцев занимали представители категории тума. Их статус определялся совокупностью обычно-правовых норм, суть которых сводилась к следующему: 1) тумами признавались дети, рожденные от неравных в сословном отношении связей, либо от мезальянсных браков; 2) пшы-тума (рожденные от отца-князя и матери из некняжеского рода) не обладали правами князей; 3) тума, как правило, причислялся к сословию своей матери; 4) тума не имели права наследовать имущество отца; 5) тума не имел права жить на земле, принадлежащей отцу; 6) статус тума не был пожизненным, его носители могли претендовать на повышение в социальном ранге, пройдя через процедуру одобрения и признания со стороны членов фамилии отца.

Вольные

Сословие вольноотпущенников произошло от крепостного сословия посредством выкупа или через добровольное дарование свободы рабам. Последний случай освобождения их по большей части проистекал из религиозных побуждений, а именно во спасение души усопших рабовладельцев.

Подвластные

 

Сословие крепостных крестьян и рабов в Кабарде было известно под названием пшитлей. Эту группу кабардинского общества составляли: оги, лагануты и унауты. Большая часть этой категории населения в Кабарде являлась потомками пленников, захваченных на чужих территориях в ходе военных экспедиций, либо купленные у соседей.

Категория крепостных крестьян в Кабарде была представлена огами и лаганаутами. Оги традиционно происходили от лаганаутов. Прежде всего, дифференциация статуса огов и лагануаутов закреплялась различиями в их поземельных правах. Де-юре право пользования землей лаганаутами не было закреплено в нормах обычного права кабардинцев Важной составляющей при определении социального статуса огов выступало их материальное положение. К примеру, по адату огом не являлся тот крестьянин, который «не в состоянии пахать землю в две пары волов». Лаганаут – это крепостной, который живет в своем доме с семейством и «обязан исполнять безоговорочно во всякое время всякую службу». В научной литературе принято дифференцировать представителей категории лаганаутов на четыре группы. К первой группе относятся лаганауты, которые «принадлежали князьям. Они официально назывались княжескими лаганаутами, по-кабардински – пщы лэгъунэIут. Вторая группа носила название узденьские лаганауты – уэркъ лэгъунэIут. Третью составляли лаганауты, принадлежавшие вольноотпушенникам – лъхукъуэщауэ лэгъунэIут. Последняя, четвертая группа – это те, которые принадлежали чагарам (огам), т.е. чагарские холопы. Их можно назвать Iуэгу лэгъунэIут, или пщылIым и пщылI.

По общим сведениям унаутами назывались рабы, не имевшие никаких прав. В нормах обычного права они упоминались только лишь как объекты межличностных и межсословных отношений. Положение кабардинских унаутов характеризовалось еще и тем, что они не обладали никакими юридическими правами и личным имуществом, к тому же в большинстве случаев были одинокими, а некоторые вообще не имели ни одного родственника на территории Кабарды. Они не имели права создавать семьи. Социальный статус домашних рабов в нормах адата закреплялся следующим образом: «Служанка или унаут, всегда остающаяся при господине, если изберет себе крестьянина (его именуют коренитель, т.е. настоящий муж), и господин на это согласится, то принимает как жена мужа; рожденные от них дети принадлежат одному господину и мнимый муж не может их присвоить себе, а детей вправе дарить, продавать и разбивать врозь, всех дочерей он может иметь у себя унаутом, т.е. служанками, а сыновей лигавами, т.е. прислужниками». Следуя букве кабардинских адатов, женам и дочерям феодалов не позволялось в качестве домашней прислуги иметь никого, кроме девушек из сословия унаутов. Сущность социальных обязанностей унаутов сводилась к тому, что они должны были «во всякое время исполнять всякую работу владельца, его жены. Дворовые службы, кухня, склады запасов на руках у унаутов (женщин), но главная их обязанность – уборка комнат и услуги госпоже». В 20–60-х гг. XIX в. во многом сохранялось правило, согласно которому унауты составляли неотъемлемую часть приданного невесты из княжеского и высшего дворянского сословий.

 

Чагары по численности составляли примерно четвертую часть населения от общего числа балкарцев. Говоря о возникновении сословия чагар, Н. П. Тульчинский приводит интересные данные: «Постоянные и удачные набеги все больше и больше увеличивали сословие рабов, а так как содержание большого количества их в одних руках требовало соответственных затрат на жизненные потребности, что становилось в тягость господам, то владельцы отделяли известную часть рабов и отпускали их от себя. Вольноотпущенные селились в удобных местах и занимались хлебопашеством…». Вариация перехода из казака в чагары была распространенным явлением. Показательны предметы и вещи, входившие в набор калыма чагар, куда обязательно входили: ружье, лошадь и сабля, т.е. вооружение и экипировка в случае призыва владельца. Перевод чагара в каракиши был обусловлен стремлением создать себе опору в обществе за счет увеличения своих узденей. Видимо они составляли большую опору в отличие от природных узденей, обладавших большей степенью независимости. Чагар узденя не мог стать каракиши в силу того, что узденям запрещалось иметь своих узденей. Но он мог стать каракиши, если в силу обстоятельств был продан узденем князю. Каракиши составляли опору князя, выходили все под ружьё. Но в отличие от узденей, они наряду с дворянскими обязанностями несли и трудовую повинность.

Казаки и Караваши. Доля их составляла не более 10 % населения Балкарии. Казаки и караваши не имели права создавать семью, однако архивный материал подтверждает это лишь отчасти. Таубии имели право «продавать и дарить казаков кому угодно, употребить их в роли прислуги, а жен их и дочерей в роде служанок они также вправе держать у себя». По отношению к каравашам адат предусматривал: «законного мужа не имеет, а ежели господин позволит холостому мужчине жить с нею, то он может через несколько времени запретить это, в таком случае холостой не должен считать женой служанку, с которой жил». Адаты признают право временных браков среди казаков и каравашей. Поэтому при определении численности семьи невозможно обозначить среднюю цифру, сколько человек приходится на двор. В среднем она может колебаться от 1 до 4–5 человек. Караваши имели право избрать из казаков и чагар себе временного мужа. Рожденные дети становились собственностью владельца. Посредством таких браков владелец имел новую категорию рабов в виде мужчины-повара (легава или шапа). Родившиеся от таких браков мальчики пополняли эту категорию.

Временным брак мог быть из-за произвола со стороны владельцев, «если господин, женивший своего дворового человека (казака) сам уплачивает калым, и поэтому дворовые люди никак не могут разводиться с женами, как это делают другие». Таким образом, вышесказанное подтверждает наличие у казаков и каравашей семьи, хотя и временной. Владелец раздроблял семью, видимо, сознательно, чтобы упростить повиновение своего холопа. Дух солидарности по крови был бы действенным методом в борьбе за свои права. Об этом говорят многочисленные фольклорные сюжеты и мотивы. Перевод казака и караваша в чагары имел несколько действий. Адат предусматривал женщине при выходе замуж за чагара перейти в данное сословие, если муж-чагар уплачивал за нее калым. В данном случае она становилась чагаром того владельца, кому принадлежал чагар, ее муж. Караваша за верную службу могли выдать замуж за чагара, в этом случае и дети от этого брака будут чагарами. В особенности, выполняя функции кормилиц, караваши получали поощрение в виде выхода замуж и создания полной семьи.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь