Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление системы регулирования общественных отношений
С появлением ранних форм государственности у предков кабардинцев и балкарцев стала формироваться и система регулирования общественных отношений. Феодальная иерархия в Кабарде была довольно многоступенчатой. По сведениям Итериано, у черкесов имелись знатные, вассалы, сервы и невольники. Не было объединяющей власти. Шла междоусобная война. Безусловно, на становление и формирование всей системы общественных отношений у этих этнополитических образований оказали влияние характер и особенности их внешних связей. В отличие от народов Северо-Западного Кавказа, в хозяйстве народов Северного-Кавказа преобладающее значение приобрело скотоводство. Причем главное внимание уделяется развитию коневодства, которое здесь достигло высокого уровня. В силу натурального хозяйства внутреннего обмена почти не было. Как правило, торговали с соседями. Торговля носила меновой характер. В XIII–XV вв. адыги, как западные, так, и восточные (кабардинцы) торговали с генуэзскими торговыми городами на черноморском побережье. Но более тесную связь с ними имели западные адыги. Основным регулятором социальных отношений был свод морально-правовых норм « Адыгэ хабзэ » («Адыгский обычай/закон») и «Тау адет». Он охватывал и регулировал все стороны общественной и семейной жизни. В том числе взаимоотношения между различными сословиями, их взаимные права и обязанности, порядок наследования власти в регионе, нормы феодальных повинностей зависимых сословий и т.д. Эти соционормативные комплексы детально регламентировали семейное право, взаимоотношения между старшими и младшими членами фамилии и отдельной семьи, между мужчинами и женщинами. Нарушение правовых и этических предписаний, вне зависимости от социального статуса нарушителя, влекло за собой серьезные санкции, начиная от общественного порицания и легкого штрафа вплоть до изгнания из общества и даже смертной казни. ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ КАБАРДЫ В XVI–XVII ВВ.
В XVI–XVII вв. в Кабарде произошел ряд важных военно-политических событий, который оказал значительное влияние на развитие ее государственно-правовой структуры. Среди них можно выделить: 1. Военные походы османских, крымских и калмыцких войск в Кабарду (например, вторжение крымского хана Сахиб-Гирея в Кабарду осенью 1545 г. и в 1547 г.; Поход крымских войск в Кабарду летом 1567 г.; Разгром калмыцкого войска в Кабарде в 1644 г. и др.); 2. Крупные междоусобные противостояния (например, Кызбурунское сражение в начале XVI в.; Междоусобная война Идаровых и Кайтукиных в ноябре–декабре 1562 г. и в 1565–1566 гг.; Феодальная война между Талостановыми и Кайтукиными в 1616 г.; Разделение Кабарды на Большую и Малую в 20–30-е гг. XVII в.); 3. Установление русско-кабардинских союзнических отношений (Первое посольство кабардинцев в Москву в июле 1557 г.; Посольство кабардинцев в Москву в октябре 1558 г.; Брак царя Ивана IV и дочери Темрюка Идарова – Гошаней (Марии) 21 августа 1561 г.; Основание русской крепости на Тереке в 1567 г.; Кабардинское посольство во главе с Камбулатом Идаровичем в Москву в конце 1577 г.; Основание Терской крепости в 1588–1589 гг.; Принесение кабардинскими князьями присяги царю Михаилу Федоровичу Романову в 1614 г.; Присяга на верность России Алегуко Шогенукова в мае 1619 г.; Присяга на верность Русскому государству владельцев Большой (Казиевой) Кабарды летом 1643 г.).
6.1 Система удельных княжеств Кабарды: Особенности политической структуры Увеличение числа наследников Инала и их междоусобные противостояния привели к разделению Черкесии на ряд самостоятельных феодальных владений, во главе которых стояли князья Иналовичи. В свою очередь многие из них стали распадаться на уделы. В Кабарде в начале XVI в. самым многочисленным и сильным был род Жанхотовых – правнуков Инала. Князьям ( пщы ) принадлежала высшая политическая власть в Кабарде. Все они считались равными друг другу по социальному статусу. Из своей среды они избирали старшего по возрасту и авторитету, который носил титул «великого князя» ( пщышхуэ ) или «князя князей» ( пщым я пщыж ). Титул великого или верховного князя был пожизненным. Он не наследовался от отца к сыну, а передавался по очереди представителям всех ветвей рода Инала, правивших в Кабарде. В 20–40-х гг. XVII в. в Кабарде усилились междоусобицы и процессы политической дезинтеграции. Это привело к разделению Кабарды на две части, которые с этого времени в российских документах стали условно именоваться как Большая и Малая Кабарда. Род Идаровых окончательно лишился своих владений в Кабарде в последней трети XVII в. Сыновья Кази Пшеапшокова – Хатокшоко, Мисост и Джамбулат – дали начало трем новым княжеским фамилиям. Они поделили земли и подвластное население Большой Кабарды на уделы, вытеснив всех своих соперников. Род Джамбулатовых на рубеже XVII–XVIII вв. разделился на две фамилии – Кайтукиных и Бекмурзиных. Таким образом, в этот период Кабарда состояла из нескольких удельных княжеств. Во главе каждого удельного княжества стоял удельный князь. Он обладал высшей политический властью в рамках своего удела. Все остальные князья в княжестве подчинялись ему. Каждое удельное княжество имело свою территорию, на которой располагалось несколько десятков аулов. Удельный князь управлял своим уделом при помощи пшикеу и бейголей, выполнявших функции телохранителей, сборщиков податей, судебных исполнителей, полицейских, посыльных и др. Хаса – сословно-представительное собрание кабардинцев
В историческом кавказоведении утвердилось мнение, что высшей законодательной властью в Кабарде в XVI–XVII вв. обладал коллегиальный орган под названием Хасэ. В зависимости от степени важности и объекта принимаемых решений различается несколько видов хасы: княжеская, дворянская, общекабардинская. Княжескую Хасу составляли все совершеннолетние князья Иналовичи. Самые знатные княжеские вассалы, владевшие собственными селениями, составляли дворянскую Хасу. Она должна была утверждать решения, принятые княжеским советом. Из их среды великий князь избирал себе нескольких помощников в делах управления княжеством ( къуэдз ). В самых важных случаях, когда обсуждались вопросы, касающиеся всех слоев населения, созывалась Хаса из представителей крестьян, которые имели право совещательного голоса. Решения Хасы принимались с общего согласия всех представителей княжеского и дворянского советов и имели силу закона, обязательного к исполнению. Вопросы, касавшиеся избрания великого князя, международной политики, объявления войны и мира, как правило, обсуждались на общекабардинской Хасе без привлечения представителей простого народа.
ТЕМА 7. БАЛКАРСКИЕ ОБЩЕСТВА В ЭТНОСОЦИАЛЬНОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВВ.)
К настоящему времени в академическом кавказоведении утвердилась точка зрения, что обретение балкарцами своей этнической идентичности, как жителей высокогорной части Центрального Кавказа в границах современной территории Кабардино-Балкарии, произошло на рубеже XIV–XV веков[3]. Одно из самых ранних и достоверных известий о балкарцах встречается в российских документах в связи с поисками в 1628–1629 гг. на Северном Кавказе серебряной руды. В 1643 г. упоминание о «Балхарских кабаках» встречается в челобитной мурзы Муцала Сунчалеевича Черкасского. Балкарцев («Болхаров на Черехе реке») в полутора днях пути от поселений Анзоровых называет статейный список послов стольника Н.М. Толочанова и дьяка А.И. Иевлева, проходивших в начале 50-х гг. ХVII вв по ущелью рр. Псыган-су («Суен-су») и Череку («Крех») в Имеретию. 14 апреля 1655 г. через территории балкарцев проходило посольство в Грузию, возглавляемое В. Жидовиным и Ф. Порошиным.
Система и структура власти В XVII – первой половине XVIII в. балкарские общества были сложносоставными и объединяли несколько аулов, расположенных в одном ущелье. Для самих балкарцев границы общины определялись ущельями, и жители каждого ущелья носили то же название, что и объединяющее их общество. Население разделялось на пять горских обществ: Балкарское общество занимало верховья р. Черека и его притоки, Хуламское – среднее течение левого притока Черека, а Безенгиевское общество – верховья этой реки, Чегемское общество находилось на р. Чегеме, а Урусбиевское, или Баксанское, – на реке Баксане под Эльбрусом. Созданная деятельностью всего населения хозяйственная среда: хуторная система, террасирование полей, нормативное регулирование хозяйственной деятельности и водопользования – имела структурообразующее воздействие на саму горскую общину, на систему землевладения и землепользования. В традиционном балкарском обществе община выступила основной социальной единицей, местом сгущения всех социальных связей и средоточием отправления почти всей полноты функций социокультурного воспроизводства. Там осуществлялась преемственность традиций и поддерживались ценностные образцы соционормативной культуры балкарцев. Сельская община балкарцев этого периода была сословно неравноправной. Права и обязанности каждого сословия определялись адатом – обычным правом. Звеньями, из которых составлялась община, являлись семейно-родственные структуры. Общественная практика постоянно напоминала о единстве рода. Знаковым моментом являлись родовые кварталы внутри поселения, родовые тавро, родовые кладбища, строгая экзогамия патронимии, взаимопомощь родственников. Важным местом в каждом балкарском поселении был ныгыш – место народных собраний. Там решались важные вопросы, касавшиеся каждого конкретного общества в целом, осуществлялась передача военного и житейского опыта. На этих собраниях разбирались и решались конфликты между родами и поселками, земельные и имущественные вопросы, избирались судьи. Народное собрание решало вопросы войны и мира, внутренних распорядков общины. Здесь собирался и суд посредников. Со временем круг вопросов, которые решало народное собрание, сужался. В его компетенции оставались вопросы главным образом внутреннего распорядка и хозяйственной жизни общины. Высшая власть в каждом ущелье принадлежала старейшим представителям княжеских династий. Таубии имели ряд преимуществ перед остальными сословиями. Им было дано право выбора лучших общинных земель, право решающего голоса при решении всех общественных дел, им принадлежало исключительное право взимания пошлины с приходящих торговцев и получения подарков за проводнические услуги в пользу таубиев, шли штрафы, взимаемые за различные беспорядки и преступления, совершенные на территории общества. По народным обычаям, старшина-таубий всегда выступал в качестве покровителя общины и ее заступника, а в случае необходимости выступал от имени своего народа, выполняя представительские функции. Одна из важных функций общины в этот период состояла в защите своей территории и населения. В случае военной опасности балкарцы создавали народное ополчение. Оборонительная система была хорошо развита в Балкарии. Каменные фортификационные сооружения представлены укреплениями трех типов – дозорными башнями, боевыми башнями и крепостями. Дозорные башни располагались за пределами общей оборонительной системы на господствующих высотах. Группы караульных, несших службу на дозорных башнях, были призваны выявить появление неприятеля и с помощью сигнальной системы оповестить население, находящееся внизу. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2316; Нарушение авторского права страницы