Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тере – народный институт самоуправления балкарцев
Основные социорегулятивные функции в традиционном балкарском обществе выполнял такой специфический институт, как «тёре». Помимо прочего тёре представляло институт «судебной системы» традиционного общества. Кроме того, источники показывают, что тёре выполнял также функции отмены и установления норм обычного права. Если же возникали новые вопросы, не предусмотренные адатами, то тёре устанавливало новый обычай. Тёре формировался по принципам родового представительства, старшинства и социального статуса. Тёре имелся в каждом из пяти обществ Балкарии. В Черекском же ущелье, по свидетельству источников, этот орган пользовался наибольшим авторитетом и известностью. Поэтому для решения наиболее важных и спорных вопросов туда обращались не только балкарцы из соседних ущелий. Бывали и такие случаи, когда являлись в «тёре» карачаевцы и дигорцы. ТЕМА 8. КНЯЖЕСКИЕ КОАЛИЦИИ В КАБАРДЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Баксанская и Кашхатавская княжеские коалиции В начале XVIII в. Большая Кабарда состояла из четырех княжеств – Атажукинского, Мисостовского, Кайтукинского и Бекмурзинского, а Малая Кабарда из трех – Таусултановского, Мударовского и Ахловского. Начиная с середины 1720 г., внутриполитическая обстановка в Кабарде характеризовалась борьбой двух княжеских коалиций, получивших в исторической литературе названия «Баксанской» и «Кашкатауской» партий. Князья Асланбек Кайтукин, Татархан и Батоко Бекмурзины образовали Кашхатаускую партию. В противоположную (Баксанскую) партию вошли верховный князь Кабарды (пшыщхуэ) Атажуко Мисостов, князья Ислам Мисостов и Бамат Кургокин. Разрушительный характер конфликтов в Кабарде привел к архаизации способов их разрешения, когда главный зачинщик раздоров изгонялся из страны с лишением всех его владений и подвластных. В архивных документах XVIII в. князья-изгои фигурируют как «абреги». Но эта архаизация компенсировалась выработкой новой модели политической интеграции удельных княжеств в виде их «тройственного союза», который обеспечил Кабарде относительно длительную полосу внутренней консолидации и стабилизации. К исходу 1725 г. после изгнания из Кабарды князя Асланбека Кайтукина дееспособность Кашкатауской партии как коалиции княжеских уделов была сведена к нулю, что означало прекращение противостояния между Баксанской и Кашкатауской партиями. Следствием этого явилась длительная консолидация всех уделов Большой Кабарды (без главы одного из них). Важным показателем стабилизации политической обстановки в стране служит признание князя Ислама Мисостова в качестве верховного князя Кабарды со стороны соседних держав. После смерти верховного князя Кабарды (пщышхуэ) Ислама Мисостова в 1732 г. его место занял Татархан Бекмурзин. В этом же году было оформлено примирение изгнанного А. Кайтукина с князьями Баксанской партии. Картина боевых сражений на Кавказе и их результатов в период русско-турецкой войны (1735–1739) дополняется принятием А. Кайтукиным присяги на верность России. После своего долгого отсутствия в Кабарде и смерти в 1737 г. пщышхуэ Татархана Бекмурзина А. Кайтукину удалось «реализовать свои права на титул старшего князя Кабарды». История с изгнанием князей из Кабарды повторилась в 1737 г., после того, как Бекмурзины объявили себя сторонниками крымского хана. Однако, спустя два года, уже А. Кайтукин снова оказался в изгнании. Политический статус Кабарды По Белградскому мирному договору 1739 г. Кабардинцы принимали участие в русско-турецкой войне 1735–1739 гг. В начавшейся войне они выступали в качестве союзников России. Отборная двухтысячная конница из Большой Кабарды совместно с калмыками и донскими казаками весной 1736 г. приняла участие в Кубанском походе. В 1738 г. кабардинские войска во главе с Мухамедом Кургокиным и Карамурзой Алеевым (род Мисостовых) совместно с калмыками Дондука-Омбо вторглись в Закубанье и перевели в Кабарду абазин-тапанта. В конце августа 1739 г. на р. Лабе объединенные силы кабардинцев и калмыков нанесли поражение войскам кубанского сераскера Кази-Гирея. В сентябре 1739 г. правительство императрицы Анны Иоанновны ратифицировало Белградский мирный договор. VI статья договора касалась Кабарды и отражала ее международный статус. В ней отмечалось: «Об обеих Кабардах, т. е. Большой и Малой, кабардинском народе, с обеих сторон соглашенность, чтоб быть тем Кабардам вольными и не быть под влиянием ни одной ни другой империи, но токмо за бариеру между обеими империями служить имеют; и что другой стороны, Блистательной Порты, туркам и татарам во оные не вступаться, и оных не обеспокоивать, такожде и от Всероссийской империи оные в покое оставлены будут». Историческое значение Белградского мирного трактата для кабардинцев состояло в том, что Россия, подтвердив свою прежнюю позицию по вопросу о Кабарде, объявляла ее независимой. В 1739 г. с этим согласилась и Турция, которая до этого никогда не признавала суверенитет Кабарды. Вместе с тем это было признанием де-факто и де-юре независимого статуса Кабарды. Благодаря Белградскому миру, в течение нескольких десятилетий Кабарда, в отличие от остальных черкесских владений, оказалась избавленной от вооруженного давления извне. После Белградского трактата отношения между Россией и Кабардой становятся еще более тесными. Однако децентрализованный, феодальный характер кабардинского общества не позволил его элите эффективно использовать политические возможности твердого и гарантированного внешнеполитического статуса. Относительная безопасность Кабарды от вражеских вторжений привела к усилению центробежных тенденций. Соперничество владетельных фамилий Большой Кабарды вновь достигло максимальной остроты. 8.3 Территориальное разделение Большой Кабарды в 1753 г. В 1747–1753 гг. менялся состав политических партий, и юридически оформился раздел Большой Кабарды между княжескими группировками. В 1747 г. верховный князь (пщышхуэ) Большой Кабарды Баток Бекмурзин и князь Джамбулат Кайтукин заключили союз и изгнали Касая Атажукина. В середине XVIII в. череда изгнаний кабардинских князей приобрела широкий международный политический характер. Российские власти в пределах своей компетенции предпринимали попытались повлиять на урегулирование этой сферы отношений. Череда кратковременных смен состава политических коалиций и княжеских изгнаний в изучаемый отрезок времени имели своим итогом разделение Большой Кабарды между Баксанской и Кашкатауской группировками, которое было оформлено на общекабардинской хаса 31 октября 1753 г. ТЕМА 9. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖСОСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ У КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ В XVIII В.
Привилегированные сословия Население Кабарды в XVIII в. состояло из нескольких сословий, которых традиционно принято разделять на 2 группы: феодалов и крестьян. Князья (пши, пщы) стояли высшей ступени иерархической лестницы кабардинского народа. Термин «пщы» переводится как «князь», «владыка», «повелитель». В нормах обычного права, регулировавших взаимоотношения между князьями и народом, сказано, что «князья являются естественными и прямыми покровителями народа». Они также были верховными владельцами земли в рамках своих уделом. Князья имели своих вассалов в лице тлекотлешей и беслан-уорков. По данным Терской сословно-поземельной комиссии, основные социально-политические привилегии кабардинских князей сводились к управлению «Кабардой как по внешним, так и по внутренним делам, равно и предводительствование вооруженными силами, исключительно принадлежало княжескому сословию, которые кроме сего, пользовалось правом возведение лиц свободного состояния в достоинство зависимого от себя ворка (дворянина) подарками им земельных участков и разрешением селиться особыми аулами». Наследники умершего князя не отвечали по его долгам. Личность князя была неприкосновенной. Согласно кабардинским адатам, всякое малейшее оскорбление его личности неминуемо влекло за собой тяжкое возмездие. Термины «басиат» и «таубий» в равной мере использовались в обиходе как внутри балкарских обществ, так и в обозначении высшего сословия у соседних народов по отношению к высшему сословию балкарцев. Весь анализ источников показывает, что в большинстве случаев термин «басиат» употреблялся в форме обозначения потомков легендарного Басиата – родоначальника ряда таубиевских фамилий собственно Балкарского ущелья. Появление Басиата можно отнести к ХIV–ХV вв. Упрочившись в Балкарии, потомки Басиата закрепили за собой сословный термин – басиат. Были фамилии, которые не вели свою родословную от басиатов, но пользовались равными правами с этим сословием. Таким образом, термин имел хождение в Балкарии, употреблялся самими басиатами в качестве самоидентификации и получил употребление среди других сословий, как обозначение высшего сословия. Более упрощенной была система межсословных отношений в обществе, где властвовала только одна таубиевская фамилия. В Хуламском обществе правили таубии-басиаты Шакмановы, в Безенгиевском обществе таубии Суншевы и в Урусбиевском обществе – таубии Урусбиевы. Своеобразной структурой отличалась Чегемское общество, где правили с начала ХVШ в. таубии Балкароковы, Келеметовы и Баймурзовы. Впоследствии к середине ХIХ в. из Баймурзовых выделяются Кучуковы и Баразбиевы. Социальная подгруппа таубиев (ак сюеков) чанка была распространена в Чегемском обществе. Они жили в селениях Чегемского общества: Думала, Джора, Джуунгу и Тузулгу. Вели свое происхождение от чегемских таубиев. В конце ХVII – начале ХVIII в. в Чегемском обществе происходят заметные политические события, следствием которых стало смена «народных владельцев». Высшей степенью знатности среди кабардинского дворянства обладали тлеколеши и дыжыныго. Термин «л1акъуэлъэщ» обозначает «рожденный от могущественного». В XVIII в. они были носителями значительных политических функций в вопросах внутреннего управления и международных отношениях. Они пользовалось авторитетом у представителей всех слоев кабардинского общества. Первостепенные дворяне жили в собственных аулах на территории князя-сюзерена. Они имели право свободного переселения в границах этого удела. Брачные союзы по обычаям заключали с равными себе в сословном отношении кабардинцами и с «тагаурскими алдарами, дигорскими бадилатами, горскими таубиями». «Плата за кровь» (лъы уасэ) тлекотлешей и дыжыныго была ниже княжеской, но значительно выше остальных дворян. По нормам кабардинского обычного права, личное оскорбление тлекотлеша считалось тяжким преступлением. Виновные в этом подлежали изгнанию, либо, в целях избегания расправы, сами покидали Кабарду в поисках покровительства у влиятельных людей Закубанья и Осетии. В исторической литературе термин «дыжыныго» принято переводить как «позолоченное серебро». Имеется несколько различных точек зрения по вопросу социальной идентификации дыжыныго. Некоторые ученые полагали, что они были узденями второй степени и в сословной иерархии стояли за тлекотлешами. Напротив, другие ставили представителей этих сословных групп на одну ступень с социальной иерархии, при этом уточняя, что тлекотлеши были более «родовитыми», «знатными» Вассалами тлекотлешей были уорки-шаотлугусы. Они получали на правах уорктын от своих сюзеренов земельные участки, прислугу, скот и т.п. Сословие ёзден в документах чаще встречается под термином каракиши. Возможно, что этот термин закрепился в официальной документации с подачи таубиев, хотя в многочисленных архивных документах это сословие идентифицировало себя узденями. Под свободными каракиши следует понимать узденей, которые обладали правом свободного перехода от одного таубия к другому таубию, или более вероятно это те каракиши, которые середине ХIХ в. не несли повинностей в пользу таубиев. Ясакчи являлись «древними жителями» Балкарского общества и подверглись завоеванию потомками Басиата и Мисаки. Были установлены даннические отношения, которые впоследствии переросли в политический патронат. Хронологические рамки появления Басиата и Мисаки можно обозначить между ХIV–ХV вв. Понятие «ясакчи» означало «данник-вассал» по отношению к «князю-сюзерену». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2232; Нарушение авторского права страницы