Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Влияние общественной жизни на развитие культуры. Отмена



крепостного права, рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственным образом сказались на развитии куль­туры второй половины XIX в. На общий уровень культуры народов России в эпоху быстрого развития капитализма оказали влияние пот­ребности народного хозяйства и формирование новых классов бур­жуазного общества — буржуазии и пролетариата.

Рост промышленности, совершенствование техники производст­ва настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приоб­щение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше, хотя буржуазия и оставалась в своей массе невежественной.

Социальная база формирования интеллигенции стала значитель­но шире. Наряду с чисто дворянской и буржуазной интеллигенцией в России образовался накануне реформы и значительно расширился в последующие десятилетия слой разночинской интеллигенции, во­бравший в себя наиболее демократические и революционные элемен­ты всех классов, но формировавшийся в основном из детей мелких чи­новников, служащих, низшего духовенства, мелкой буржуазии. Наи­более демократично настроенная разночинская интеллигенция идет служить в земские школы и больницы, агрономические и иные земс­кие организации, где меньше чувствовался казенно-бюрократичес­кий дух и где она могла оказывать посильную помощь народу. Раз­ночинская среда в городах вызывала демократизацию обществен­ного мнения и рост революционных настроений. Признанными идей­ными вождями этого направления были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. А. Некрасов, П. Л. Лав­ров. К лагерю передовой культуры принадлежало большинство вы­дающихся деятелей науки, литературы и искусства.

В пореформенный период под влиянием буржуазных реформ, рос­та освободительного движения в стране, революционно-демокра­тической идеологии наблюдалось заметное оживление всех сфер об­щественной жизни. Воздействие оказали также идеология, культу-


ра, наука других стран, в первую очередь марксизм, естественные науки, дарвинизм, передовые течения в искусстве.

Развитие капитализма, появление пролетариата и его антипо­да — буржуазии, быстрый рост пролетариата и рабочего движения стали социально-экономической основой формирования и развития социал-демократической идеологии. Велико было идейное влияние марксизма, в распространении которого большая роль принадлежала Г. В. Плеханову, созданной им группе «Освобождение труда», первым марксистским кружкам. В конце века в Россию перемещается центр мирового революционного движения, она становится родиной лени­низма. С середины 90-х гг. XIX в. начинается пролетарский этап освободительного движения в России, эпоха могучего воздействия ленинизма, первых крупных трудов В. И. Ленина, начало нового эта­па и в развитии всей культуры страны.

Все подлинно талантливые художники, все передовые деятели культуры и искусства не могли не отразить в своем творчестве ат­мосферу надвигающейся революции, часто независимо или даже вопреки своим субъективным взглядам. В. И. Ленин, объясняя все­мирно-историческое значение творчества Л. Н. Толстого, отметил именно это обстоятельство: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции» (Т. 20. — С. 19).

Одновременно в России сохранилось господствующее положение дворянского класса, занимавшего главенствующие посты в бюро­кратическом аппарате, имевшего огромные земельные латифундии и приобщавшегося к прибылям капиталистического производства при значительном сохранении полукрепостнических методов эксплуата­ции. Идеология этого класса менялась в буржуазном направлении, но оставалась в основе крепостнической и как господствующая идео­логия пыталась удержать основные позиции монархически-консерва­тивной и церковной культуры. Идейными вождями этой культуры были всесильный царедворец, обер-прокурор Синода К. П. Победо­носцев, влиятельный публицист, редактор «Московских ведомостей» и «Русского вестника» М. Н. Катков, редактор-издатель газеты-жур­нала «Гражданин» В. П. Мещерский и др.

Соотношение классов обусловило господство, как отмечал В. И. Ленин, культуры «помещиков, попов, буржуазии», наряду с элементами демократической и социалистической культуры (см.: Т. 24.—С. 120—121). Господство помещиков во главе с самодер­жавием обрекало многомиллионные массы на темноту, каторжный труд и нищету, забитость и безграмотность.

Помещики во главе с царем резко враждебно относились к просвещению всех народов России, всячески тормозили развитие народного просвещения. Александр III на рапорте о том, что в Си­бири мало грамотных, поставил резолюцию: «И слава богу». Пе­чально знаменитый деляновский циркуляр, получивший среди интел­лигенции название «о кухаркиных детях», выражал подлинный


взгляд высшей бюрократии о «вредности» образования для широких кругов народа — взгляд реакционного невежества, злобного мрако­бесия.

Просвещение и печатное дело. После 1861 г. в России увели­чивается сеть начальных школ. Они делились на церковно-приход­ские школы, народные училища Министерства народного просвеще­ния и земские школы. Наилучшее образование давали земские шко­лы с трехгодичным обучением, которые были лишь в 34 централь­ных губерниях. В них преподавали более прогрессивные учителя, воспитанные на передовых педагогических идеях эпохи. Этим был очень обеспокоен Победоносцев, который добился резкого увеличе­ния ассигнований на подчиненные Синоду церковно-приходские шко­лы. Если в 1882 г. на эти школы было отпущено 55, 5 тыс. руб., то в 1886 г. — 120 тыс., а в 1895 г. — 3279 тыс., или в 60 раз больше. Победоносцев считал, что школы должны заниматься не столько образованием, сколько духовно-нравственным воспитанием в духе православия. Народные училища были в 1874 г. подчинены учи­лищным советам во главе с предводителями дворянства для ограж­дения их «от тлетворных и пагубных влияний». Близкими по типу к двухгодичным церковно-приходским школам были вольные школы грамоты, открывавшиеся по почину крестьянских сельских обществ. К концу века в начальных школах обучалось около 4 млн. де­тей (в том числе девочек 25%), а 7, 5 млн., или 65%, детей школьного возраста было вне школ. Конечно, прогресс в начальном образова­нии был значительным. Процент грамотных среди новобранцев в армию в 1874 г. равнялся 21, а в 1900 г. — 49. По данным всеобщей переписи населения 1897 г., среди лиц старше 9 лет грамотных было 28%, в том числе среди мужчин 39%, а среди женщин только 17%. Среди молодежи доля грамотных была выше, чем среди стариков. Следовательно, грамотность населения росла в последние десяти­летия XIX в. быстрее, чем раньше, но все же распространение ее было недостаточным. Общая грамотность всего населения в 1860 г. составляла б%, а в 1897 г.— 21%.

Среднее образование развивалось гораздо медленнее. Основными типами средних школ были гимназии (мужские и женские) и реаль­ные училища. С 60-х до середины 90-х гг. число учащихся в муж­ских средних учебных заведениях выросло в 6 раз и составляло более 150 тыс. В женских гимназиях, институтах и епархиальных училищах обучалось 75 тыс. человек. Это был значительный шаг вперед, в чем можно видеть прогрессивное влияние капитализма, так как до 50-х гг. в стране совсем не было женского среднего об­разования. Положительным было введение реальных училищ, где значительно больше преподавались естественные дисциплины.

Получило дальнейшее распространение высшее образование. К существующим 7 университетам — в Москве, Петербурге, Киеве, Ка­зани, Юрьеве, Варшаве и Харькове присоединилось еще 2 — в Одес­се (1865) и Томске (1888). Число студентов увеличилось с 3, 5 тыс. в 1855 г. до 16 тыс. к концу века. Университеты объединяли круп-


ные научные силы. Более быстрыми темпами расширялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое учили­ще в Москве (1868), политехнические институты в Риге, Киеве, Вар­шаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротех­нический в Петербурге. В конце 50-х гг. в стране было 14 высших учебных заведений, а к концу века — 63. Значительным достиже­нием было открытие высших женских институтов — Бестужевских курсов и женского медицинского института в Петербурге, высших женских курсов в Москве. Всего к концу века в вузах России обу­чалось около 30 тыс. студентов, из них 1500 женщин.

В России было много частных школ, лицеев, пансионатов, где уровень преподавания был гораздо выше, чем в казенных школах, но плата за обучение была очень высокой.

Большое влияние на преподавание во всех типах школ оказывали передовые педагогические идеи, выдвигавшиеся в работах Н. Г. Чер­нышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, К- Д. Ушин-ского, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого.

Значительную роль в распространении образования имели раз­личные общественные организации, публичные библиотеки и читаль­ни, музеи, печать, другие общедоступные средства просвещения и са-. мообразования. Число публичных библиотек выросло с 280 в 60-х гг. до 862 в 1894 г. В сельской местности было более 3000 земских библиотек. Большую культурно-просветительную работу проводили музеи (было открыто более 80 музеев), Географическое, Истори­ческое, Вольно-экономическое общества, комитеты грамотности. Ши­рокая деятельность комитетов грамотности, открывших воскресные школы для рабочих, различные курсы и кружки, вызвала злобную реакцию Победоносцева, в припадке ярости назвавшего эти коми­теты «буйными сборищами стриженых девиц».

Развитие образования было невозможно без книг, журналов, газет. В стране за 30 последних лет XIX в. возникло более тысячи новых типографий, в том числе много крупных. По числу назва­ний в 1861 г. в России было издано 1773 книги, а в 1895 г. — 8699. Многие издательства издавали очень быстро и высококачествен­но. В. И. Ленин закончил в ссылке свою большую монографию «Развитие капитализма в России» в январе 1899 г., а в конце марта этого же года книга была напечатана. «Издана прекрасно», — пи­сал Ленин из Шушенского.

Издательства О. Поповой, И.Д.Сытина, А.С.Суворина, Ф.Ф.Пав-ленкова, товарищества «Посредник» издавали много книг для народа «возможно лучшего содержания по удешевленным ценам». Демо­кратический книгоиздатель Павленков издал серии «Жизнь заме­чательных людей» (180 книг), «Пушкинская библиотека», «Попу­лярно-научная библиотека». Буржуазный журналист Суворин изда­вал массовыми тиражами серии «Дешевая библиотека», «Новая библиотека». Большой популярностью пользовались журналы «Со­временник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» демократического направления, исторические журналы «Русская


старина», «Русский архив», «Исторический вестник», научно-попу­лярный «Вокруг света» и др. Много подписчиков имели либераль­ные журналы «Вестник Европы» и «Русская мысль» и консерва­тивный «Русский вестник» Каткова. К концу века в России издава­лось 105 ежедневных газет.

Основная заслуга в распространении просвещения, передовых педагогических идей и книг принадлежала демократической интел­лигенции, воодушевленной идеями служения народу. Она была еще сравнительно малочисленной. Постоянным педагогическим трудом, по данным переписи 1897 г., было занято 171 тыс. учителей; ученых и литераторов насчитывалось около 3 тыс., артистов и художников -18 тыс., врачей — 17 тыс., занятых книжной торговлей — 5 тыс. Изменился внешний вид интеллигенции. К ужасу Победоносцевых, женщины коротко стригли волосы, самые смелые мужчины к концу века стали брить бороды и усы. Высшая бюрократия и сами цари относились к интеллигенции со снобистским пренебрежением, поэ­тому ее труд за небольшим исключением оплачивался очень низко. Особенно тяжелым было положение учителей народных училищ и школ. «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным учи­телям, — писал В. И. Ленин.— Им платят жалкие гроши. Народ­ные учителя голодают и мерзнут в нетопленных и почти нежилых избах» (Т.—23.—С. 129). Большинство народных учителей полу­чало по 180—360 руб. в год, что было в 4—6 раз меньше зарпла­ты среднего чиновника. Но демократическая интеллигенция сыгра­ла главную роль в культурном развитии страны, стала реальной силой в народном образовании.

Наука и техника. Во второй половине XIX в. ученые России до­бились крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки.

60-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естествен­ных наук. Наряду с работами Чарлза Дарвина всемирное значе­ние имели открытия И. М. Сеченова (1829—1905), И. И. Мечни­кова (1845—1916), К- А. Тимирязева (1843—1920).

И. М. Сеченов был крупнейшим естествоиспытателем-материа­листом. Его обобщающие труды «Рефлексы головного мозга», «Фи­зиология нервной системы» и др. были написаны на основе много­численных опытов в созданных им физиологических лабораториях в России и во многих заграничных лабораториях. Он явился ос­новоположником отечественной физиологической школы и естест­веннонаучного направления в психологии.

И. И. Мечников работал в области биологии и медицины. За раз­работку теории иммунитета он получил Нобелевскую премию. Дол­го работал в университете в Одессе, где создал первую в России бактериологическую станцию (совместно с Н. Ф. Гамалеем) для борьбы с инфекционными заболеваниями. Создатель первой в Рос­сии школы микробиологии, иммунологии и сравнительной патологии, И. И. Мечников был вынужден уехать в Париж, где возглавлял лабораторию в знаменитом институте Л. Пастера, но сохранил по-


стоянные связи с отечественными учеными, со своими учениками.

Основоположник русской школы физиологии растений К- А. Ти­мирязев исследовал процесс фотосинтеза, раскрыл роль хлорофил­ла в этом процессе. Книга Тимирязева «Жизнь растений» выдержала десятки изданий на многих языках.

Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-хими­ков Д. И. Менделеева (1834—1907), А. М. Бутлерова (1828—1886), Н. Н. Зинина (1812—1880) и др. Д. И. Менделеев открыл перио­дический закон химических элементов. Составленная им на основе этого закона периодическая таблица позволила ему предсказать и описать еще неизвестные науке элементы, существование которых подтвердили дальнейшие исследования химиков. Открытие Менде­леева Ф. Энгельс назвал «научным подвигом».

Академик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии. Д. И. Мен­делеев писал, что в «химии существует бутлеровская школа, бут-леровское направление».

Возникновение единой математической школы в России, кото­рая вскоре становится в ряд ведущих в мире, связано с именем П. Л. Чебышева (1821 — 1894). Этот крупнейший математик второй половины XIX в. плодотворно работал в различных областях: теории приближения функций многочленами, теории чисел, интегральном исчислении, теории вероятностей, теории механизмов. Многие поня­тия этих теорий связаны с его именем: «многочлены Чебышева», «не­равенство Чебышева», «формула Чебышева» и др. Им был доказан закон больших чисел.

Ученики Чебышева А. А. Марков (1856—1922), А. М. Ляпунов (1857—1.918), В. А. Стеклов (1863—1926) и др. внесли огромный вклад в развитие науки. Их работы, как и труды П. Л. Чебышева, считаются классикой математики.

По представлению Чебышева в Петербургскую Академию наук была избрана в 1889 г. членом-корреспондентом первая женщина С. В. Ковалевская (1850—1891). За математические работы Ко­валевской были присуждены премии Парижской и Шведской Ака­демий наук, она работала профессором математики в Стокгольмском университете.

Всемирно известным центром математической науки было также Московское математическое общество, созданное профессурой Мос­ковского университета. Издававшийся обществом «Математический сборник» был одним из авторитетнейших журналов в России и в других странах и издается до сих пор.

Широкое признание во всем мире получили труды большого ученого-физика А. Г. Столетова (1839—1896) в области электри­чества и магнетизма. Исследования Столетова, доложенные им на 1-м конгрессе электриков (1881), способствовали утверждению электромагнитной теории света. Открытие первого закона фотоэф­фекта принесло Столетову мировую известность. Он внес сущест­венный вклад в исследование теории газового разряда, признанный


во всем мире. Он создал в Московском университете первоклас­сную лабораторию, был организатором физического института при университете.

Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н. Яблочковым (1847— 1894) была изобретена электрическая свеча (дуговая лампа). Не най­дя применения ей в России, Яблочков уехал в Париж и там раз­работал и внедрил систему электрического освещения — «русский свет» или «свечу Яблочкова», которая имела огромный успех на всемирной выставке 1878 г. и затем была внедрена в ряде стран. Впоследствии Яблочковым было сделано и внедрено несколько круп­ных изобретений в Петербурге в области генерирования электри­ческой энергии. Русский электротехник А. Н. Лодыгин (1847—1923) изобрел электрическую лампу накаливания сначала с угольным стержнем, а затем с металлическими нитями. Ему принадлежит приоритет в применении вольфрама для тела накаливания. Русский электротехник М. О. Доливо-Добровольский (1862—1919) решил проблему, над которой бились электротехники многих стран, — про­блему передачи электроэнергии по проводам на значительное рас­стояние, разработав свою знаменитую систему трехфазного тока и создав все элементы трехфазных цепей переменного тока. В 1891 г. на Всемирной электротехнической выставке он продемонстрировал впервые в мире передачу электроэнергии на 170 км. Это явилось решающей вехой в использовании электроэнергии для промышлен­ности и транспорта. Инженеры Н. Н. Бернардос и Н. Г. Славянов впервые применили дуговую электросварку металлов в 70-х гг. XIX в.

Основоположником радиосвязи был профессор Петербургского электротехнического института А. С. Попов (1859—1905). Впервые в мире он демонстрировал работу созданной им радиостанции и радиоприемника в 1895 г. 7 мая (День радио в нашей стране). В 1897 г. он достиг дальности радиосвязи на кораблях в Крон­штадте в 5 км. В 1881 г. А. Ф. Можайским (1825—1890) был запатентован первый в мире самолет его конструкции. Скромный учитель физики в Калужской гимназии К- Э. Циолковский (1857— 1935) опубликовал первую печатную работу о дирижабле, а с 1896 г. упорно занимался теорией движения реактивных аппаратов и пред­ложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпла­нетных путешествий. Он по праву считается отцом освоения космоса.

Развитие географической науки связано с деятельностью ака­демика П. П. Семенова-Тян-Шанского (1827—1914). Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем Географического общества, орга­низовывал ряд крупных экспедиций по исследованию Центральной Азии под руководством Н. М. Пржевальского, в Новую Гвинею — Н. Н. Миклухо-Маклая и многих других. Его экономическими и ста­тистическими работами пользовались К- Маркс и В. И. Ленин.

Гениальный русский ученый В. В. Докучаев (1846—1903) создал новую науку — почвоведение. Вместе со своими учениками Докучаев провел глубокое исследование почв Центральной России.


Его труд «Русский чернозем» стал классическим в мировой науке изучения почв.

В области общественных наук нашла отражение острая борьба различных течений. Революционные демократы Н. Г. Чернышевский, А. П. Щапов, Г. А. Лопатин, П. Л. Лавров давали достойный от­пор попыткам официозных ученых оправдать существование само­державия, угнетения народа. Крупный вклад в развитие буржуаз­ной историографии по истории России был внесен выдающимися историками С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским. Сложились шко­лы историков по изучению средневековой Европы (Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов), истории Византии (В. Г. Васильевский), труды которых получили мировое признание.

Глубокий след в развитии философской мысли оставили труды русских философов-идеалистов В. С. Соловьева, П. Д. Юркеви-ча, К. Н. Леонтьева, Н. Н. Страхова, С. Н. Трубецкого и др.

Литература и искусство. Господствующим направлением в рус­ской литературе и искусстве был критический реализм. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и в сознании, показ пороков нового буржуазного общества были ведущей линией про­грессивной литературы и демократического искусства. Каждый круп­ный писатель и прежде всего такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостя­ми и печалями, светлыми и темными сторонами, но каждый по-своему, через призму своего восприятия. Это отражение действи­тельности давалось авторами чаще всего неосознанно, путем рас­крытия психологии отдельных людей, представлявших социальную психологию и идеологию классов и различных слоев.

В тематическом многообразии художественной литературы Рос­сии этого периода выделяются произведения о народе, прежде все­го о крестьянстве. «Пора прекратить любезничанье с народом», — провозгласил в 1860 г. Н. А. Добролюбов. В произведениях писате­лей народнического направления, пешком исходивших целые губер­нии, —В. А. Слепцова, Н. Н. Златовратского, Николая и Глеба Ус­пенских предстают живые люди, разные типы крестьян без всякой идеализации. Прекрасно зная деревню, они показали, как деньги развращают мужика, как рождаются доморощенные деревенские хищники. От некоторой идеализации деревни Златовратским, опи­савшим появление хозяйственных мужиков с чувством общественной ответственности, до горького признания Гл. Успенского, что верхово­дят в деревне люди «живорезного направления», проходит красной нитью горькое разочарование писателей-народников в том народе, который они вначале придумали. Прав был один из критиков, пи­савший, что ценой мученического скитальчества Гл. Успенского по Деревням, наполнявшего болью его живое сердце, мы приобрели в его произведениях такое познание деревни, которого не могут Дать десятки томов самых добросовестных статистико-экономичес-Ких исследований.


Еще большее развенчание простого хозяйственного мужика, пре­вращающегося по примеру Разуваевых и Деруновых в хищника, дает сатира Салтыкова-Щедрина. Он показал, что от хозяйствен­ного мужика до мироедства «один только шаг». Однако настояще­го мужика, подлинный тип русского крестьянина дал лишь Л. Тол­стой, что было отмечено Лениным. Начиная от «Казаков» и Плато­на Каратаева в «Войне и мире» до последних произведений Л. Тол­стой больше обращал внимание не на быт, а на сознание, психо­логию крестьянина, на его духовное состояние. Проявив глубочай­шее проникновение в душу простого крестьянина, Толстой передал вместе с тем и «психологию крестьянской массы». «Его непрестан­ное, полное самого глубокого чувства и самого пылкого возмущения, обличение капитализма передает весь ужас патриархального кре­стьянина, — писал В, И. Ленин, — на которого стал надвигаться новый, невидимый, непонятный враг, ...разрушающий все «устои» деревенского быта...» (Т. 20.— С. 21).

Крупные писатели постоянно затрагивали самые животрепещу­щие, самые глубинные темы, но острие направлялось на критику тех условий жизни, которые обрекали народ на одичание, нищету, безграмотность, а лучших представителей интеллигенции заставля­ли мучительно задумываться о том, как выйти из этого положения. Эти искания гениально передал Ф. М. Достоевский в романах «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот» и др.

Русская литература давала ответы на самые жгучие вопросы жизни, а иногда самой постановкой вопросов («Кто виноват? », «Что делать? », «Много ли человеку земли нужно? ») заставляла задумываться о жизни, о людях, о себе. «Огромное вы делаете дело, — писал Горький Чехову, — вашими маленькими рассказиками, — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни — черт возьми». Огромное дело делала и вся российская литература, поднимая культуру народа, пробуждая лучшие чувства, славя сво­боду, призывая к добру и милосердию. С другой стороны, она учи­ла ненависти к людям-паразитам, к мерзости и пошлости в жизни, непримиримости в борьбе с подлостью, тупой чванливостью, униже­нием и эксплуатацией человека. Русская литература разглядела и некоторые опасные тенденции в революционном движении. В романе Ф. М. Достоевского «Бесы», в ряде произведений Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского, А. К. Толстого и других предсказаны разруши­тельные последствия отказа от нравственности в политической борьбе. В художественной жизни России пореформенного периода ярко выделяются два крупных созвездия талантов, центрами которых были Товарищество художников-передвижников и «Могучая кучка» композиторов. Новые веяния в искусстве не были стихийными. Они были осмыслены и идейно обоснованы Н. Г. Чернышевским, В.В.Ста­совым, И. Н. Крамским, М. А. Балакиревым.

Первым сформулировал основные задачи передового искусства Н. Г. Чернышевский в 1855 г. в своей магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», явившей-


ся настоящим событием в развитии эстетической науки. Основной вывод он сформулировал так: «Задачей автора было исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений искусства к яв­лениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мне­ния, будто бы истинно прекрасное... не существует в объективной действительности и осуществляется только искусством... Исследова­ние вопроса о сущности прекрасного привело автора к убеждению, что прекрасное есть жизнь». При этом сфера искусства не ограни­чивается прекрасным, «общеинтересное в жизни — вот содержание

искусства».

Началом подлинного перелома в живописи послужили выстав­ки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего кар­тины В. Г. Перова (1833—1882) «Приезд станового на следствие», «Сельский крестный ход на пасхе» и др. По поводу выставки 1861 г. крупный художественный критик В. В. Стасов писал: «На­ше искусство наконец принялось за свои сюжеты, за свое содер­жание, за свои задачи... перемена очень чувствительна: в ней нельзя сомневаться, ею теперь повеяло сильно».

В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знамени­тый «бунт тринадцати». Лучшие выпускники решительно отказа­лись от конкурса на золотую медаль, порвали с академией и соз­дали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И. Н. Крамской (1837—1887). Крамской указывал, что «художник есть критик общественных явлений, какую бы кар­тину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии и антипатии, а главное — та неуловимая идея, ко­торая будет освещать его картину. Без этого света художник ничтожен». Товарищи признавали Крамского самым умным и самым образованным из художников. Все они признавали его и П. М. Тре­тьякова самыми компетентными судьями в оценках произведений

живописи.

В 1870 г. было создано в Петербурге Товарищество передвиж­ных художественных выставок на кооперативных началах, члена­ми-учредителями которого были Г. Г. Мясоедов, И. Н. Крамской, В. Г. Перов и Н. Н. Ге. Товарищество организовывало выставки в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Одес­се, Риге, Казани, Харькове, Кишиневе и других городах. В разное время в Товарищество входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Ма­ковский, А. К. Саврасов, А. М. и В. М. Васнецовы, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, Н. А. Ярошенко, В. А. Серов, И. И. Левитан, А. И. Куинджи и др. Товарищество превратилось в центр художественной жизни России, значительно потеснив Ака­демию художеств. Ведя все дела Товарищества, Крамской способ­ствовал его расцвету. Помимо его энергии и организаторского талан­та Товарищество многим было обязано критику В. В. Стасову и П. М. Третьякову. Стасов оценил гений Репина, когда еще никто не придавал ему значения. Большое значение для Товарищества И для развития русского искусства имела собирательная деятель-


ность П. М. Третьякова, создавшего лучшую в мире по своему богатству и значению национальную галерею. У него был исключи­тельно тонкий художественный вкус. Крамской говорил, что у Треть­якова особое чутье. Он не покупал картины Семирадского, поль­зовавшегося большим успехом, а купил картины никому не извест­ных Первухина и Нестерова, и его оценка оказалась правильной. Покупая картины, Третьяков оказывал материальную и моральную поддержку художникам. Третьяков сделал свою галерею картин пуб­личной, а потом подарил ее городу Москве.

Расцвет передвижных выставок приходился на 70—80-е гг. Все­го было устроено 48 выставок. Искусство передвижников разви­вало критический реализм. С демократических позиций оно правди­во изображало жизнь, прославляло величие народа, обличало его угнетателей.

Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчест­ве высочайших вершин, был И. Е. Репин (1844—1930). В 1871 г. огромный успех выпал на долю его картины «Бурлаки на Волге», о которой Стасов писал: «Художник со смелостью, у нас беспри­мерной, окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народ­ных интересов, народной щемящей действительности». В картине «Крестный ход в Курской губернии» Репин изобразил предста­вителей разных социальных групп, сумел отразить их положение в обществе. Он одним из первых стал писать картины о револю­ционерах-народниках: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Последнюю Стасов называл «шедевром исторической вечности». В драме одной семьи Репин раскрыл трагедию целого поколения.

В исторической живописи ведущее место занимали картины одного из самых крупных художников XIX в. В. И. Сурикова (1848—1916), который внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского народа. В карти­нах «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» изображены важнейшие исторические события. О «Боярыне Морозовой» Стасов отозвался так: «Русская история, русский XVII век так и живут, так и дышат у него в картине». В этом жанре также работали Репин («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы»), Н. Н. Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея») и В. М. Васнецов («Богатыри», «Витязь на распутье», «Битва славян с кочевниками»). В картине «Богатыри» символи­чески показаны сила и мощь русского народа, его мужество и готовность дать отпор врагам.

В жанре бытовой живописи передвижники затронули самые острые темы действительности. Талантливый художник Вл. Ма­ковский в картинах «Крах банка», «На бульваре», «Не пущу! » и др. отразил быт новой, капиталистической России. В картине «Не пущу! » изображена женщина в дверях кабака, не пускающая туда своего мужа, — страшная трагедия жизни. «Таких поразитель­ных картин на свете не много писано», — отозвался о ней Стасов.


Социальные мотивы нашли отражение и в картинах Перова «Про­воды покойника», «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», Ярошенко «Кочегар», «Всюду жизнь», Касаткина «Углекопы», С. В. Ива­нова «Смерть переселенца», «Обратные переселенцы», В. М. Мак­симова «Семейный раздел», Г. Г. Мясоедова «Земство обедает».

Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Глубокий психологизм, удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника отличали портреты работы Крам­ского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Демократичес­кие взгляды Крамского нашли отражение в портретах крестьян, показывавших их душевное богатство, социальный протест («По­лесовщик», «Мика Моисеев», «Крестьянин с уздечкой»). Он дал ряд произведений, стоящих на грани портрета и тематической карти­ны: «Неизвестная», «Неутешное горе», «Христос в пустыне». Пре­красные портреты писали также Репин (Мусоргского, Толстого), Перов (Островского, Даля, Достоевского, «Странник»).

Ко второй половине XIX в. относится расцвет пейзажной живо­писи. Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числу шедевров мировой живописи. Удивительные ви­ды моря дал в своих картинах талантливый художник И. К. Айва­зовский.

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская на­циональная музыкальная школа, основателем которой был М. И. Глин­ка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки»: М. А. Ба­лакирев (1837—1910), Ц. А. Кюи (1835—1918), М. П. Мусоргский (1839—1881), А. П. Бородин (1833—1887), Н. А. Римский-Корса-ков (1844—1908). Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Под его руководством она превратилась в творческий коллектив, объединенный идейным единством, общими взглядами. Все творчест­во композиторов «Могучей кучки» пронизано горячей любовью к народу, верой в его силы. Они собирали и обрабатывали русские народные песни («40 русских народных песен» Балакирева и «100 русских народных песен» Римского-Корсакова). Композиторы по примеру Глинки использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мусоргского, Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Сло­ва о полку Игореве», Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе Островского «Снегурочка», оперы «Майская ночь» и «Ночь пе-Ред рождеством» по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написал комическую оперу «Сорочинская ярмарка».

Очень часто композиторы обращались к сюжетам русской Истории. На эти темы были созданы оперы Мусоргского «Хо­ванщина», Римского-Корсакова «Псковитянка», «Царская не­веста».

В 60—70-е гг. музыка не только достигла расцвета, но и вы­шла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композито­рами «Могучей кучки» этому способствовали близко примыкавший


к ним П. И. Чайковский, братья Рубинштейны, А. Н. Серов, В. В. Ста сов. Организуется Русское музыкальное общество (РАЮ) снача. ла в Петербурге, затем в Москве и в других городах России Большую роль играли консерватории в Петербурге и в Москве. Е 1862 г. композиторы «Могучей кучки» создали Бесплатную музы кальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей.

П. И. Чайковский (1840—1893) относился к «кучкистам» с большой теплотой, поддерживал их в печати, высоко ценил М. Ба­лакирева. Чайковский пишет оперы по произведениям Пушкина «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», оперу «Черевички» (по Гого­лю), «Чародейка». В 1876 г. он создал балет «Лебединое озеро», в 1889 г.—«Спящую красавицу», в 1892 г.—«Щелкунчика». Ком­позиторы «Могучей кучки» и П. И. Чайковский создали шедевры симфонической музыки, написали много романсов, других музы­кальных произведений. Они вошли в плеяду русской и мировой му­зыкальной классики. Их произведения не сходят со сцены многих стран.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь