Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия культуры Жан-Жака Руссо



Что такое культурология?

В широком смысле слова понятие “Культурология” (cultural studies) отсылает ко всем аспектам изучения культуры и может применяться для того, чтобы объединить различные способы понимания и анализа культурных явлений, существовавшие в рамках философии, филологии, социологии, истории, психологии, этнографии и литературоведения.

В узком смысле слова культурология – особое поле академических исследований, дисциплинарное формирование которого началось в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ века.

Что такое культура?

Клиффорд Гирц (Clifford Geertz, 1926–2006) – американский антрополог, родоначальник направления «интерпретативной антропологии», оказавший определяющее влияние на развитие культурной антропологии и культурологии во второй половине XX в. – определял культуру как исторически передаваемую систему унаследованных представлений, выраженных в символических формах, посредством которых люди передают, сохраняют и развивают свое знание о жизни и отношение к ней.

Культура
как исторически передаваемая система
унаследованных представлений

(1) Культуры групп людей не являются данностями, но формируются и меняются в течение времени через обычаи.

(2) Культуры не выступают целостностями с четко обозначенными границами. Они являются смысловыми сетями, переопределяемыми через представления своих носителей.

Культуры и системы символов

Культуры определяются через символы – знаки или действия особого рода, которые используются для передачи значения от субъекта к субъекту на основании общей для них сети норм или конвенций.

Хотя для культуры важны религиозные системы, здания и памятники, города и произведения искусства, эти объекты, памятники и документы должны быть определены, а их цель, значение и смысл – прояснены.

Все культуры обладают символически-образными системами наделения смысла.

Культура
как способ передачи, сохранения и развития
знаний о действительности и отношения к ней

(1) Культура устанавливает рамки, делает возможным и структурирует способ познания действительности. Кроме того, она дает интерпретацию этим знаниям. Люди не просто описывают мир, но создают объяснения второго порядка, определяющие отношение к нему.

(2) Быть носителем культуры – означает находиться «внутри» таких систем описаний и отношений. Культуры задают горизонты, через которые формируется образ действия, поддерживаются и сохраняется историческая память и общая идентичность.

Культура и человек

Культура является фактором эволюции человека – физическая эволюция и культурное развитие взаимодействуют; культура была не " прибавлена", а причастна к появлению человека.

Появление «культурных полей» в действиях наших далеких предков (1, 5 млн. лет назад) предшествует появлению человека современного типа (около 50 тыс. лет назад).

Культура формирует человека как биосоциальное, смысло-символическое существо.

Человек и культура

Быть и стать человеком означает – включить себя в сети смыслов и символов.

Человек не выбирает сетей, в которые изначально попадает, однако способен “сплетать” из них индивидуальную идентичность и историю жизни, обретающие смысл для него как личности.

Вариации сетей культурно и исторически специфичны, но не исключают возможности для индивида выступить с новыми действиями или идеями.

Становление культурологии
как академического поля исследований

Основные темы и проблемы культурологии в целостном контексте эволюции европейской мысли прошли четыре этапа:

(1) экспликация идеи культуры в философии античности – Ренессанса;

(2) формирование проблемного поля изучения культуры в философии культуры в XVIII – к. XIX вв.;

(3) изучение различных форм и аспектов культуры в к. ХIХ– с. XX вв. в рамках социологии культуры; культурной антропологии; психоанализа; критической теории; структурализма; деконструктивизма; герменевтики;

(4) становление культурологии (cultural studies) как академического поля исследований в с. ХХ – н. XXI вв.

 

 

2. Экспликация идеи культуры в фил. античности - Ренессанса

Экспликация идеи культуры
в философии античности

В эпоху античности возникает идея " культурного". Поскольку воспитание нравственного человека выступает как основная цель общества, культура рассматривается как " возделывание человека".

Аристотель, рассматривая человека как нравственное существо, утверждает, что область нравственности обладает самостоятельностью как относительно теоретического, так и относительно созидательного знания.

Человек осуществляется не в познании единого или божественного, но благодаря тому, что он размышляет о своей жизни в сообществе с другими людьми и активно живет деятельной жизнью в полисе.

Философия Возрождения:
человек как творец культурной среды

Существенной чертой образа человека в философии Ренессанса становится приравнивание его к Богу как творца нового.

Отличительной характеристикой (сущностью) человека становится его свобода в творении; он свободен творить себя и мир вокруг себя.

Таким образом, в эпоху Ренессанса достигается философский уровень рассмотрение культуры как мира человека и человека как творца культурной среды.

Философия Просвещения:
становление понятия " культура"

В качестве специального термина понятие «культура» начинает использоваться в философии Просвещения XVIII столетия.

С одной стороны, культура рассматривалась как арена, на которой разворачивается процесс цивилизации человечества,

с другой — описывалась как средство исторического развития человека, производимое им самим.

В обоих этих смыслах понятие культуры выступает как противоположность понятию природы.

Философия культуры
Джованни Батиста Вико

Джованни Батиста Вико (1668–1744) в работе «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) первым провел разделение дисциплин,

(а) изучающих природу и описывающих её фундаментальные процессы,

(б) стремящихся к познанию области интерсубъективной жизни человека с помощью понимающих процедур.

Вико: «мыслительные формы»

Вико первым указал и на то, что для каждого исторического этапа существует своя мыслительная форма (forma mentis), т. е. формирующий менталитет.

Мыслительные формы познаваемы, несмотря на историческую дистанцию, поскольку выражаются в таких феноменах как право, язык, ритуалы и т. д., а познающий человек является исторической частью действующего в истории духа.

В силу общечеловеческой природы и типологического родства манифестаций возможно сравнительное установление тождественного как в мыслительных формах различных эпох, так и в разных генеалогических цепях внутри одного периода.

 

Философия культуры Жан-Жака Руссо

В философии Жан-Жака Руссо (1712— 1778) природа выступает как стандарт неотчужденного бытия человека.

Руссо предпринимает натуралистическую " критику культуры", т. е. такую, в которой развитие человека начинается с отчуждения и заканчивается утопией примирения природы и культуры.

Философия культуры Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724–1804) дает определение культуры, исходным пунктом которой является моральность человека.

Культура как специфический способ существования человека, не присущий другим живым существам, " основана" на нравственности как идее разума, а не на естественной моральности.

Значимым в кантовском понимании культуры является учет ценностной деятельности человека в историческом процессе.

Неокантианство: идея ценностей

Обращение к кантовской идее ценностей связано с деятельностью неокантианцев Баденской (ун. Фрайбурга) и Марбургской школ.

Культура рассматривается ими как пространство полагания ценностей.

Вико: «мыслительные формы»

Вико первым указал и на то, что для каждого исторического этапа существует своя мыслительная форма (forma mentis), т. е. формирующий менталитет.

Мыслительные формы познаваемы, несмотря на историческую дистанцию, поскольку выражаются в таких феноменах как право, язык, ритуалы и т. д., а познающий человек является исторической частью действующего в истории духа.

В силу общечеловеческой природы и типологического родства манифестаций возможно сравнительное установление тождественного как в мыслительных формах различных эпох, так и в разных генеалогических цепях внутри одного периода.

Философия жизни XIX века

Последствия первой индустриальной революции – формирующееся массовое общество и возрастающее самоотчуждение индивида – ставят под вопрос рациональность человека как родового существа.

Возникшее у Руссо сомнение в рациональной ориентации развития человечества вновь подхватывается и радикализируется философией культуры XIX века, центральной для которой становится категория жизни.

Жизнь, понятая не как биологическое явление или повседневная практика, но как тотальная теоретическая и нормативная категория, образует основание аргументации.

Референтной категорией по отношению к ней становится категория историчности.

Вильгельм Дильтей

Понятие «жизни» и «историчности» получили широкое распространение благодаря деятельности известного немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833—1911).

Дильтей понимал «жизнь» как культурно-исторические реалии и указывал на исторический характер всех культурных манифестаций (проявлений).

Методом исторической интерпретации манифестаций должна стать герменевтика – “искусство понимания”.

Фридрих Ницше

Опираясь на категорию «жизни», Фридрих Ницше (1844–1900) подверг острой критике европейскую культуру.

Рационализм и панморализм «выпивают» из европейской культуры всю «жизнь» — утверждал Ницше.

Предъявляя высокие требования к человеку, культура Европы не способна удовлетворить его ожиданий – космологическая иерархия разрушается, вера в провидение изжила себя, социальный порядок обесценен.

Освальд Шпенглер

Философ жизни Освальд Шпенглер (1880—1936) в работе “Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории” (1918), описывал культуры по аналогии с живыми организмами, настаивая на индивидуальной (определяемой космическими ритмами) судьбе каждой из них и невозможности культурного заимствования.

 

Формирование проблемного поля изучения культуры
в философии культуры

В период с XVIII в. по к. XIX в. в философии культуры формируется следующая исходная проблематика культурных исследований:

1) соотношение природы и культуры;

2) культура как область интерсубъективной жизни человека;

3) историчность культуры;

4) культурное разнообразие и межкультурная коммуникация.

Культурная антропология

Культурная антропология возникла в к. XIX в.

Первоначально ее занимали вопросы культурных сходств и различий, поведения культурной группы, проблемы происхождения религии, обычаев и соглашений, технических новшеств и семейных связей в неевропейских регионах.

Развиваясь от описания экзотических культур к осмыслению культуры как таковой, культурная антропология выдвинула следующие принципиальные установки:

(1) все аспекты культурной жизни человека взаимодействуют между собой; необходимо исследовать всю ткань культуры в целокупности;

(2) каждая культура является ценностью сама по себе, и поведение конкретного человека необходимо рассматривать с точки зрения его собственной традиции.

Бронислав Малиновский

Бронислав Малиновский (1884–1942) – английский антрополог польского происхождения, ратовавший за холистический (целостностный) подход к культуре как к упорядоченной структуре ожиданий и ролей, организации соединенных частей, формирующих единой целое.

Рут Бенедикт

Рут Бенедикт (1887–1948) – американский антрополог, разработавший понятие «модель культуры».

Модель культуры – общая «тема» культуры, этос, определяющий конфигурацию культурных элементов.

Роберт Редфилд

Роберт Редфилд (1897–1958) – американский антрополог, переориентировавший антропологию с изучения " примитивных" обществ на исследование современных культур с использованием основного понятия “картина мира”.

Маргарет Мид

Маргарет Мид (1901–1978) – американский антрополог, исследовавший социополовые и генеративные отношения в различных культурах.

Мид создала значимую концепцию основных типов обмена знаний между поколениями.

Психоанализ: Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – основатель психоанализа, теории, согласно которой психика человека во многом определяется вытесняемым и подавляемым культурой бессознательным началом.

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг (1875–1961) – ученик и критик Фрейда, основоположник аналитической психологии.

Юнг переосмыслил фрейдовское учение о коллективном бессознательном, в праобразах (архетипах) которого он видел источник общечеловеческой символики и мифологической сюжетики.

Герменевтика

Герменевтика — способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования, берущий свое начало в античности, — становится одной из самых актуальных методологий культурных исследований ХХ века.

Одним из наиболее известных представителей герменевтики ХХ века является Ганс-Георг Гадамер (1900—2002).

Структурализм

Формирование структурализма как исследовательского направления в культурологическом знании произошло под влиянием французской лингвистики и русской формальной литературоведческой школы и связано с обращением к анализу умозрительных конструктов (структур), детерминирующих различные явления культуры.

Ролан Барт (1915—1980) и Мишель Фуко (1926—1984) рассматривали любое явление культуры как совокупность структурных элементов и выявляли связи этих элементов между собой.

Деконструктивизм

Деконструктивизм представляет собой развитие и радикализацию структуралистских приемов. Он основан на специфическом способе анализа культурных явлений, который возник под влиянием Жака Деррида (1930—2004).

Тщательное изучение, " выслеживание" вложенных в тексты, действия, установки и стереотипы противоречий предполагает фундаментальную критику идеологии и культуры.

Гендерные исследования

Гендерные исследования (gender studies) – субдисциплина, изучающая культурное конструирование маскулинности и фемининности (т. е. наборов отличительных черт, моделей поведения и ролевых ожиданий, присущих мужчинам и женщинам).

Концепт “гендер” – в отличие от понятия “пол” – используется для того, чтобы описать не биологические, а культурные характеристики мужчин и женщин.

Гендерный анализ изучает идентичности и модели поведения и действия женщин и мужчин как культурно, а не биологически обусловленные, а культуры – как исторически заданные комплексы представлений, посредством которых люди существуют как мужчины и женщины.

Визуальные исследования

Визуальные исследования (visual studies) – часть культурологического знания, изучающая визуальные практики и визуальную культуру в целом.

Опираясь на методы структурализма, герменевтики и критической теории, визуальные исследования делают акцент на социальный и исторический аспекты визуальной культуры, символическую природу визуального, проблемы выражения в визуальных практиках взглядов “производителя” и “потребителя”.

В качестве объектов визуальных исследований выступают фотография, кинематография, телевидение, видео, интернет и их манифестации в коммерческих формах и формах поп-культуры.

Медиа и коммуникации

Коммуникация – обмен информацией между двумя или более ее носителями – является одним из наиболее фундаментальных понятий культурологии.

В рамках культурологии акцент делается на специфике социальной коммуникации. Изучаются уровни и основные виды коммуникативных процессов, а также медиа – средства обмена информацией.

В современном контексте основными медиа становятся масс-медиа, выступающие как информационная система и социальный институт.

Культурология анализирует массовую коммуникацию как транслятор сценариев социального действия и культурных норм.

Структура культуры

Для характеристики структуры культуры значимыми являются четыре ее основных элемента:

(1) картина мира;

(2) этос;

(3) комплексы символов;

(4) институты.

Картина мира

Картина мира – это совокупность представлений о формах, в которых существует объективная реальность, понимание природы, человека, общества.

Понятие «картины мира» («мировидения», world-view) было введено в научный обиход Робертом Редфилдом, определившим ее как комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на вопросы:

ñ кто такой я?

ñ кто такие мы?

ñ среди кого я существую?

ñ каково мое отношение к тем или иным вещам?

 

Этос культуры

Этос культуры является конкретизаций картины мира на уровне предписаний. Этос передает знание о тех сущностных ориентирах, в рамках которых должна быть прожита жизнь человека в конкретной культуре.

Этос культуры включает в себя

ñ ценности,

ñ нормы,

ñ идеалы,

ñ оценки,

ñ стереотипы культуры.

Комплексы символов

Комплексы символов синтезируют, “консервируют” и транслируют картину мира и этос определенной культуры.

В них воплощается исторически передаваемая система значений, их посредством сохраняются и развиваются универсалии культуры.

 

Культурные институты

Институт (от лат. Institutum – установление, учреждение) – регулярно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей с целью удовлетворения тех или иных потребностей.

Понятие культурного института было введено Брониславом Малиновским.

По Малиновскому, каждый культурный институт выполняет характерную лишь для него функцию.

К культурным институтам относятся

ñ родство,

ñ семья,

ñ обычаи,

ñ ритуалы,

ñ магия,

ñ религия,

ñ система образования.

 

 

8. понятие картина мира как инструмент анализа

Картина мира

Картина мира – это совокупность представлений о формах, в которых существует объективная реальность, понимание природы, человека, общества.

Понятие «картины мира» («мировидения», world-view) было введено в научный обиход Робертом Редфилдом, определившим ее как комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на вопросы:

ñ кто такой я?

ñ кто такие мы?

ñ среди кого я существую?

ñ каково мое отношение к тем или иным вещам?

 

Категории культуры

Картина мира включает в себя всеобъемлющие идеи об устройстве мироздания – понятия и формы восприятия действительности, называемые категориями культуры.

Это универсальные понятия культуры, связанные между собой так, что образуют «сетку координат», при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят «смысловой заместитель» мира.

Каждая культура характеризуются особым способом восприятия мира.

Категории культуры являются универсальными, поскольку присущи каждой из культур, но по своему содержанию они различны.

 

Категории культуры

Картина мира включает в себя всеобъемлющие идеи об устройстве мироздания – понятия и формы восприятия действительности, называемые категориями культуры.

Это универсальные понятия культуры, связанные между собой так, что образуют «сетку координат», при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят «смысловой заместитель» мира.

Каждая культура характеризуются особым способом восприятия мира.

Категории культуры являются универсальными, поскольку присущи каждой из культур, но по своему содержанию они различны.

Этос культуры

Этос культуры является конкретизаций картины мира на уровне предписаний. Этос передает знание о тех сущностных ориентирах, в рамках которых должна быть прожита жизнь человека в конкретной культуре.

Этос культуры включает в себя

ñ ценности,

ñ нормы,

ñ идеалы,

ñ оценки,

ñ стереотипы культуры.

 

11.соотношение понятий ценности, нормы, идеалы и стереотипы культуры

Культурные ценности

Культурные ценности – это одобряемые и разделяемые большинством представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности существуют не хаотично, а в виде устойчивой конфигурации связей. Они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу и образуют систему.

Система ценностей представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости.

Благодаря ценностной системе обеспечиваются целостность конкретной культуры, ее специфический облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Норма культуры

Норма культуры – это стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей с точки зрения ценностей, то есть представлений о должном, желательном и т. д.

Ценности оправдывают нормы и придают им смысл.

Культурный идеал

Культурный идеал – это обобщенное ценностное представление о совершенстве.

В культуре идеал выступает как в качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности (идеалы благой жизни, красоты и т. п.), так и в качестве образца индивида или артефакта.

Культурная оценка

Культурная оценка – это способ установления значимости чего-либо в соответствии с системой ценностей, нормами и идеалами культуры.

Культурной оценке подвергаются формы целеполагающей деятельности, индивиды и их поступки, артефакты своей и чужой культуры.

Стереотипы культуры

Стереотипы культуры – это шаблоны оценивания, поведения и взаимодействия.

Стереотипные схемы поведения, взаимодействия и оценивания, с одной стороны, позволяют человеку действовать в привычной среде без излишних усилий, с другой – ведут к подмене индивидуализированного понимания типизированием и обобщениями.

 

12.Язык как символическая система и вид коммуникативного поведения

Комплексы символов синтезируют, “консервируют” и транслируют картину мира и этос определенной культуры.В них воплощается исторически передаваемая система значений, их посредством сохраняются и развиваются универсалии культуры.

Сигнал — это несущая послание сущность, которая автоматически вызывает послание.

Знак — это несущая послание сущность, которая замещает послание.

Символ — это несущая послание сущность, которая замещает послание в силу произвольной, но привычной ассоциации

Комплексы символов транслируют культурную информацию.По способу трансляции они разделяются на (1) вербальные (естественные и искусственные языки); (2) невербальные.

Языком называют определённый комплекс символов и правил их употребления. Этот комплекс включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения)

 

13.Язык как мир культуры. Гипотеза лингвистической относительности

Язык как комплекс символов

Языком называют определённый комплекс символов и правил их употребления.

Этот комплекс включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова: корень, суффикс и др.), лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения).

Цветовая символика

Символика одежды дополняется цветовой символикой.

В любой культуре существует свой набор противопоставляемых цветов, который маркирует социальную роль, ролевую перестановку и т. д.

Культурные институты

Институт (от лат. Institutum – установление, учреждение) – регулярно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей с целью удовлетворения тех или иных потребностей.

Понятие культурного института было введено Брониславом Малиновским.

По Малиновскому, каждый культурный институт выполняет характерную лишь для него функцию.

К культурным институтам относятся

ñ родство,

ñ семья,

ñ обычаи,

ñ ритуалы,

ñ магия,

ñ религия,

ñ система образования.

Континуум “социализация–инкультурация”

Культурных институты интернализуют культурные установки в процессах социализации и инкультурации.

В реальной жизни процессы социализации и инкультурации трудно разделить.

Культурологи говорят о едином континууме (неразрывности явлений) «социализация—инкультурация».

 

16.Социализация и инкультурация: интернализация элементов культуры

Континуум “социализация–инкультурация”

Культурных институты интернализуют культурные установки в процессах социализации и инкультурации.

В реальной жизни процессы социализации и инкультурации трудно разделить.

Культурологи говорят о едином континууме (неразрывности явлений) «социализация—инкультурация».

Социализация

Социализация – это адаптация человека к социальному порядку, получение им элементарных представлений о том, в каком обществе он живет, какова социальная структура и социальная стратификация в данном обществе, как люди распределены в нем по группам, каким образом они должны добывать средства к существованию и исполнять определенные социальные роли.

Инкультурация

Американский антрополог Мелвилл Джин Херсковиц (1895 –1963) в 1948 г. ввел термин «инкультурация», поскольку термин «социализация» не охватывал всех процессов усвоения человеком культурных комплексов.

Инкультурация – это процесс адаптации человека к конкретной культуре. В данный процесс входит освоение картины мира и системы ценностных ориентаций, форм поведения в разных жизненных ситуациях, общепринятых оценок различных явлений и событий, знакомство с особенностями обычаев, обрядов, символами, политической и культурной историей данного региона.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с носителями культуры, у которых сознательно и бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

 

17.Хронотоп как понятие культурологического анализа

Измерение хронотопа

Представление о вписанности человека в пространство и перенесение свойств человека на “тело мира” приводило к тому, что человек измерял весь мир своими масштабами, соотносил его с собственным телом и движениями. Путь исчислялся числом шагов – «футов». Локоть, пядь, палец были самыми естественными и распространенными мерами длины. Время трудовых затрат человека лежало в основе определения им размеров возделанной земли – юрнала, моргена.

Меры пространства были приблизительны, но еще более гадательным было измерение времени – измерять его считалось не только ненужным, но и греховным, поскольку оно было “божьим”. Даже солнечные, песочные и водяные часы использовались редко. Короткие промежутки измерялись временем, необходимым для чтения молитвы “Отче наш”, длинные – соотносились с церковными службами.

Измерять время было не только греховно, но и бесполезно, поскольку оно стремилось к завершению. Христианская финалистская концепция времени, наложившись на его мифологическое восприятие, породила представление о шести возрастах человечества. Жизнь человеческая разделялась на шесть периодов: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Им соответствовали шесть исторических эпох: от сотворения мира до потопа, от потопа до Авраама, от Авраама до царя Давида, от Давида до вавилонского пленения, от вавилонского пленения до Рождества Христова, от Рождества до конца света.

 

 

10. Общество как механизм: формационный подход к проблемам культурной динамики

Механицистский подход к проблеме культурной динамики характерен для концепций классического марксизма.

Впервые Карл Маркс (1818–1883) сформулировали предпосылки, на которые опирается материалистическое мировоззрение, в рукописи " Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков" (1846).

В основе материалистического понимания истории лежит положение о том, что связь между производством и общением, составляющая сущность человека, материалистична; сознание, важно, но вторично и определяется общественным бытием.Это положение дает ключ к пониманию структуры общества (производительные силы производственные и другие общественные отношения — политическая и юридическая надстройка — формы общественного сознания) и динамики всемирной истории (теория общественно-экономических формаций).

Маркс рассматривал историю как процесс смены общественно-экономических формаций.Общественно-экономическая формация – это соотношение производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм.Каждая формация имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях – особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию.Все они и определяют специфику культуры данной формации.

 

11. Общество как организм: эволюционный подход к проблемам культурной динамики

Первый вариант органицистского ответа является производным от различных вариантов философии жизни.Общество в этом случае рассматривается как аналог живого организма, а его изменения — как происходящие путем роста и дифференциации.Наиболее известными концепциями, созданными в парадигме первого органицизма, являются концепции Николая Данилевского и Освальда Шпенглера.Второй вариант органицистского ответа связан с функциональным подходом.Функционалисты также имели тенденцию уподоблять общества живым организмам, однако при этом пытались изучать взаимосвязь в культуре между различными элементами. Их цель – достичь единства описания культуры, указывая, как отдельные друг от друга черты укладываются в комплекс и составляют эффективное целое динамического функционирования.

Одним из первых органицистский подход к проблеме культурной динамики теоретически обосновал Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель.В работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1871) Данилевский охарактеризовал динамику культуры как развитие живого организма.По Данилевскому, содержание всемирной истории составляет развитие десяти культурно-исторических типов.Каждый из типов " самобытен" и, развиваясь как живой организм, образует особую цивилизацию, причем " начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа".Данилевский, однако, не отрицает возможности культурных влияний, описывая их через биологические метафоры (1) пересадки; (2) прививки; (3) почвенного удобрения.

Немецкий философ Освальд Шпенглер в работе “Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории” (1918), как и Данилевский, описывал культуры по аналогии с живыми организмами.Шпенглер настаивал на индивидуальной (определяемой космическими ритмами) судьбе каждой из культур и невозможности культурного заимствования.Шпенглер сравнивал период существования каждой из рассматриваемых им " локальных культур" с жизнью растения.Культура со всеми ее характерными чертами может развиться лишь на определенной почве; ее нельзя «пересадить», в результате этого она утратит свои характерные особенности.Время жизни любой культуры сравнимо с жизнью живого организма. Она переживает (1) рождение, (2) детство, (3) молодость, (4) зрелость, (5) старость, (6) закат.Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая – вершину, три последних образуют нисходящий этап.Восходящий этап характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизнедеятельности – политической, экономической, научной, религиозной, художественной. Это культура в собственном смысле слова. Что касается нисходящего этапа, то для него характерен механический тип эволюции. Данный этап Шпенглер называет цивилизацией.

 

12. Общество как организм: функционалистский подход к проблем культурной динамики

Функционалисты также имели тенденцию уподоблять общества живым организмам, однако при этом пытались изучать взаимосвязь в культуре между различными элементами. Их цель – достичь единства описания культуры, указывая, как отдельные друг от друга черты укладываются в комплекс и составляют эффективное целое динамического функционирования. Наибольшей популярностью до настоящего времени пользуется функционалистская концепция социальной динамики Толкотта Парсонса схема AGIL

В работах 50-х гг. функционалист Толкотт Парсонс (1902–1979) сформулировал четыре общих проблемы, решение которых необходимо для существования любой живой системы: (1) adaptation – приспособление к внешней среде; (2) goal – постановка и достижение определенных целей; (3) integration – интеграция (ликвидация конфликтов и снятие напряжения между элементами системы); (4) latency – поддержание существующих в скрытой форме отношений и механизмов их регулирования.

Рассматривая общество как функциональную систему, Парсонс указывал, что в ней: (a) решение проблемы адаптации к среде обеспечивается подсистемой экономики; (g) совместное целедостижение обеспечивается и регулируется политической подсистемой; (i) интеграция осуществляется через различные нормативные формы (право, обычаи, паттерны, ценности); (l) воспроизводство обеспечивается формами социально-значимого знания – религиозными представлениями, моралью, наукой, а также институтами социализации (семьей, первичными группами образовательными институтами).

В качестве источника динамики социума к концепции Парсонса выступала деятельность подсистем, связанных с культурой. Культура понималась Парсонсом как часть социальной системы, обеспечивающих струкруирование и существование ценностных

 

21.Общество как сеть: исследования взаимодействий человеческих практик

Сеть определяется как множество взаимосвязанных узлов, то есть точек, в которых петли взаимно пересекаются.Сетевой подход характеризует социальный феномен как развивающийся спонтанно, в результате взаимодействия многих динамических систем, социальных групп и отдельных людей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.142 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь