Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Универсальная этика джайнизма
Учение джайнизма было основано аскетом Вардхаманой (599—527 гг. до н. э.), носившим титулы Махавиры (великого героя) и Джины (победителя). Джайнизм призывает отсекать " липкую карму" с помощью добродетельной жизни и аскетических практик. Добродетельная жизнь предполагает соблюдение Пяти Великих Зароков: (1) не убивать, (2) не произносить лживых слов, (3) не воровать, (4) не нарушать целомудрия, (5) не собирать ценностей бренного мира. Универсальная этика буддизма Аскет Сиддхартха Гаутама (430—350 гг. до н. э.) утверждал, что путь добродетели одинаков для всех и состоит из: 1. правильного воззрения на вещи; 2. правильного намерения (сострадания по отношению ко всему живому); 3. правильной речи (воздержания от злословия и пустословия); 4. правильного действия (воздержания от убийства, воровства и недозволенных половых связей); 5. правильной жизни (воздержания от добывания средств к существованию способами, могущими нанести вред другим); 6. правильного усилия (старания освободиться от неблагоприятных состояний сознания); 7. правильного памятования (пристального наблюдения за собственным телом, чувствами и умом); 8. правильного сосредоточения (медитации).
37. Специфика античного культурного типа: светсткий и рациональный характер видения мира Публичность социального пространства Полис как открытое публичное пространство противопоставлялся ойкосу – закрытому пространству домохозяйства. Ойкос являлся частной сферой, не подлежавшей обнародованию. Глава семьи управлял им деспотически, так что в домашней жизни преобладали необходимость, принуждение и отсутствие свободы. Открытые судебные процедуры полиса противостояли тайному принятию решений в домашней сфере, подконтрольные формы действий и процедур – домашнему произволу, открыто обсуждаемые знания – тайне фамильных традиций. Ограничение античного равенства Гражданами полиса, равными друг другу, были лишь взрослые свободные мужчины, все остальные принадлежали сфере ойкоса. Дети были собственностью отца, от которого зависело, признать ли их членами семьи. Признание ребенка сопровождалось обрядом амфидромии. Непризнание дочерей происходило особенно часто, о чем можно судить, проанализировав демографическую ситуацию полисов. Так, к примеру в IV в. до н. э. 61 афинская семья имела 87 сыновей и 44 дочери. Женщины также не имели гражданских прав. По своему статусу они были предназначены для законного брака, вели изолированную жизнь, практически не получали образования. «Свободные» женщины – гетеры, авлетриды, паллаке, диктериады – могли достигать достаточно высокого уровня образования и эмансипации, но находились на содержании мужчин. Рабы не имели никаких прав, включая право на самих себя. Они были заняты в семейном производстве и составляли 46–50 % населения полиса. Рядовой горожанин владел, как минимум одним рабом и двумя служанками. Xюбрис и индивидуация Xюбрис (необузданность) воспринимался в античной культуре в качестве сущностной характеристики действия, всегда имеющего внутреннюю тенденцию «разрывать путы» и пересекать границы. Хюбрис подлежал ограничениям не извне, но через механизм самоорганизации, «овладения собой». Исходной установкой античности – в отличие от жестко регламентированных традиционных культур – была необходимость для человека самостоятельно создавать правила поведения, благодаря которым можно обеспечить владение собой, осваивать " практики существования" или " техники себя", позволяющие придать хюбрису культурные формы. Основной поток античной культуры протекал в одном направлении с движением индивидуации – стремлением индивида к реализации своего личностного потенциала. Однако, в античной традиции отсутствовали четкие абстрактные правила для идентификации позитивных действий, а также институты, уполномоченные пропагандировать такие правила, поскольку религия как система культов и религиозные искания очень рано дифференцировались. К деятельности индивидуума могли побудить исключительно нарративы, повествующие о действиях других людей, но модели, которые они предлагали, требовалось осмыслить и освоить в практиках пайдейи. Пайдейя как самовоспитание Пайдейя – индивидуальное развитие врожденного природного потенциала. Проблема пайдейи была проблемой воспитания самодисциплины и внутренней культуры человека, который должен был стать способным к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе. Пайдейя не сводилась только к обучению юношества и не ограничивалась какими-либо определенными программами. Предполагалось, что она будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Человек, вошедший в пайдейю, обучал и воспитывал себя сам всю свою жизнь, до самого конца. Пайдейя как сфера светской культуры Пайдейя включала в себя философию, поэзию, риторическую прозу, математику и астрономию. Характерным для античной культуры был перечень «Лиц, прославившихся во всех областях пайдейи». Он свидетельствовал о том, что в культуре возникло новое единство, составляемое философией, изящной словесностью, искусствами, математикой, астрономией. Люди – начиная от политиков и заканчивая ремесленниками – проявившие себя в этих областях, могли быть собраны в одну группу и отделены от всех остальных людей. Такое понимание пайдейи давало возможность опознать автономную сферу художественных практик и интеллектуальной деятельности и противопоставить ее культовой реальности.
38. Античный культурный тип: греческий и римский варианты. Античность как тип культуры В XIII–XII вв. на Балканском полуострове существовало небольшое государственное объединение, близкое по типу к государствам Египта и Месопотамии. В результате миграции племен кочевников оно рухнуло, разрушились связи полуострова с Восточным миром. За время изоляции XI–VIII вв. до н. э. («темные века», «смутный период») на полуострове произошли изменения в области экономики, социума и культуры, которые до сих пор до конца не объяснены и могут быть описаны как «структурная революция». К середине I тыс. до н. э. в зоне первоначального греческого расселения, в Аттике, на островах Архипелага и в Малой Азии сложился особый тип города, общества и государства – полис. Социальный универсум полиса принципиально отличался от социума восточных государств. Отсутствие сакрализированной персонифицированной власти и жесткой регламентации общества привело к смене иерархических отношений господства и подчинения новым типом общественных связей, основанных на (1) симметрии и (2) взаимности отношений между гражданами. Закон vs традиция Социальный универсум полиса опирался на существование писанных законов. Греками закон (nomos) понимался как единство фиксированной и равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. Запись законов придавала им постоянный и точный характер, изымая легитимацию из исключительной компетенции верховной власти. Закон противостоял традиции, отсылая не к идеализированному прошлому, а к упорядоченному настоящему. В отличие от традиции, ему не свойственна была селективность (избирательность), практически оправдываемая многозначность и авторитарность. Полис представал как однородный мир, без иерархии, градации и дифференциации. Социальное пространство приняло вид кругообразного и наделенного центром космоса, где каждый граждан подобен остальным. Этот космос был центрирован на агоре – площади для общественных собраний, где свободно и аргументированно обсуждались вопросы, связанные с жизнью полиса, его отдельных групп или граждан. Полисная жизнь предполагала изономию (isonomia) – равное участие всех граждан в осуществлении власти. Граждане города-государства, различные по происхождению, имущественному и общественному положению и роду занятий, воспринимались как равные. Подчеркнутое равенство граждан являлось определяющим для картины мира и ценностной системы античного мира. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы