Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эмпирические источники культурологического знания



Эмпирическим материалом культурологического знания послужили исследования, проводимые в рамках таких дисциплин как религиоведение, литературоведение, искусствоведение, исторические и востоковедческие исследования.

Исторические исследования: «Школа Анналов»

Школа Анналов – направление исторических исследований, именуемое по журналу " Анналы экономической и социальной истории", основанному в 1929 г. в Страсбурге французскими историками Марком Блоком (1886–1944) и Люсьеном Февром (1878–1956).

Школа Анналов: «изучение человека во времени»

Представители «Школы Анналов» отказались от событийной истории в пользу «изучения человека во времени».

«Школа Анналов» ориентировалась на создание истории, которая, соединив в себе изучение (1) экономики, (2) социальных процессов, (3) культуры, (4) коллективной психологии, смогла бы дать целостную, всеобъемлющую картину истории человеческого общества.

 

5. Становление культурологи как академического поля исследований

Становление культурологии (cultural studies)
как академического поля исследований

Оформление культурологии как поля академических исследований во многом связано с деятельностью Ричарда Хоггарта (р. 1918), основавшего в 1964 г. Бирмингемский Центр исследований современной культуры.

Центр, возглавляемый вначале Хоггартом, а затем Стюартом Холлом (р. 1932), использовал мультидисциплинарные подходы в изучении культуры.

Разнообразие подходов привело к постановке новых проблем и концептуализации того, что есть культура.

Культура перестала рассматриваться как место элитарных художественных практик. В поле культурологии стали включаться вопросы идентичности, коммуникации, исторического и социального контекста, производства и потребления культурных продуктов.

 

6. Основные направления современного культурологического знания

Основные направления современного культурологического знания

Основные направления современного культурологического знания – гендерные исследования, визуальные исследования, медиа и коммуникации, постколониальные исследования, сравнительные исследования культур – являются трансдисциплинарными направлениями, представители которых осознанно используют методологию предшествующих парадигм как комплементарную (дополнительную) и обращаются к выработанным в их рамках понятиям как к общему багажу теории культуры.

Гендерные исследования

Гендерные исследования (gender studies) – субдисциплина, изучающая культурное конструирование маскулинности и фемининности (т. е. наборов отличительных черт, моделей поведения и ролевых ожиданий, присущих мужчинам и женщинам).

Концепт “гендер” – в отличие от понятия “пол” – используется для того, чтобы описать не биологические, а культурные характеристики мужчин и женщин.

Гендерный анализ изучает идентичности и модели поведения и действия женщин и мужчин как культурно, а не биологически обусловленные, а культуры – как исторически заданные комплексы представлений, посредством которых люди существуют как мужчины и женщины.

Визуальные исследования

Визуальные исследования (visual studies) – часть культурологического знания, изучающая визуальные практики и визуальную культуру в целом.

Опираясь на методы структурализма, герменевтики и критической теории, визуальные исследования делают акцент на социальный и исторический аспекты визуальной культуры, символическую природу визуального, проблемы выражения в визуальных практиках взглядов “производителя” и “потребителя”.

В качестве объектов визуальных исследований выступают фотография, кинематография, телевидение, видео, интернет и их манифестации в коммерческих формах и формах поп-культуры.

Медиа и коммуникации

Коммуникация – обмен информацией между двумя или более ее носителями – является одним из наиболее фундаментальных понятий культурологии.

В рамках культурологии акцент делается на специфике социальной коммуникации. Изучаются уровни и основные виды коммуникативных процессов, а также медиа – средства обмена информацией.

В современном контексте основными медиа становятся масс-медиа, выступающие как информационная система и социальный институт.

Культурология анализирует массовую коммуникацию как транслятор сценариев социального действия и культурных норм.

Постколониальные исследования

Постколониальные исследования (post-colonial studies) – субдисциплина культурологического знания, направленная на изучение современной глобальной культуры.

Постколониальные исследования базируются на концепции модернизации, утверждающей, что европейская культура Нового времени изменила характер других мировых культур, которые в настоящее время невозможно исследовать без учета этого влияния.

Постколониальный анализ проясняет природу и характер асимметричных властных отношений западного мира и неевропейских культур, исследует гибридный характер последних и

специфику идентичности их носителей.

Сравнительные исследования культур

Сравнительные исследования культур (comparative cultural studies) фокусируют свое внимание на генезисе, изменениях и различиях локальных культур.

Используя герменевтические, структуралистские, деконструктивистские подходы и опираясь на результаты анализа критической теории, сравнительные исследования культур сопоставляют различные аспекты локальных культур, выявляя как вариации, так и инвариантные черты культуры в целом.

 

 

 

 

7. Структура культуры как комплексное явление

Структура культуры

Для характеристики структуры культуры значимыми являются четыре ее основных элемента:

(1) картина мира;

(2) этос;

(3) комплексы символов;

(4) институты.

Картина мира

Картина мира – это совокупность представлений о формах, в которых существует объективная реальность, понимание природы, человека, общества.

Понятие «картины мира» («мировидения», world-view) было введено в научный обиход Робертом Редфилдом, определившим ее как комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на вопросы:

ñ кто такой я?

ñ кто такие мы?

ñ среди кого я существую?

ñ каково мое отношение к тем или иным вещам?

 

Этос культуры

Этос культуры является конкретизаций картины мира на уровне предписаний. Этос передает знание о тех сущностных ориентирах, в рамках которых должна быть прожита жизнь человека в конкретной культуре.

Этос культуры включает в себя

ñ ценности,

ñ нормы,

ñ идеалы,

ñ оценки,

ñ стереотипы культуры.

Комплексы символов

Комплексы символов синтезируют, “консервируют” и транслируют картину мира и этос определенной культуры.

В них воплощается исторически передаваемая система значений, их посредством сохраняются и развиваются универсалии культуры.

 

Культурные институты

Институт (от лат. Institutum – установление, учреждение) – регулярно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей с целью удовлетворения тех или иных потребностей.

Понятие культурного института было введено Брониславом Малиновским.

По Малиновскому, каждый культурный институт выполняет характерную лишь для него функцию.

К культурным институтам относятся

ñ родство,

ñ семья,

ñ обычаи,

ñ ритуалы,

ñ магия,

ñ религия,

ñ система образования.

 

 

8. понятие картина мира как инструмент анализа

Картина мира

Картина мира – это совокупность представлений о формах, в которых существует объективная реальность, понимание природы, человека, общества.

Понятие «картины мира» («мировидения», world-view) было введено в научный обиход Робертом Редфилдом, определившим ее как комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на вопросы:

ñ кто такой я?

ñ кто такие мы?

ñ среди кого я существую?

ñ каково мое отношение к тем или иным вещам?

 

Категории культуры

Картина мира включает в себя всеобъемлющие идеи об устройстве мироздания – понятия и формы восприятия действительности, называемые категориями культуры.

Это универсальные понятия культуры, связанные между собой так, что образуют «сетку координат», при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят «смысловой заместитель» мира.

Каждая культура характеризуются особым способом восприятия мира.

Категории культуры являются универсальными, поскольку присущи каждой из культур, но по своему содержанию они различны.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь