Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Приготовление пищи как культурный комплекс
Во всех культурах используют различные виды пищи и питья, специально обработанные и приготовленные, как типовые маркёры особых ситуаций, и тот способ, каким это делается, воспроизводится систематически. Культурные комплексы и поведение человека Люди, относящиеся к различным культурам, руководствуются разными потребностями и целями. Знание культуры позволяет предсказать значительную часть повседневных действий любого ее носителя. Культура во многом определяет, какой из множества типов поведения, доступных в пределах его индивидуальных физических и умственных способностей, выбирает каждый человек. Культурные комплексы как наборы контрольных механизмов Культурные комплексы выступают как наборы контрольных механизмов, управляющих человеческим поведением. Их обязательность для носителей культуры не в том, что они «навязываются» людям, заставляя их воспринимать мир, мыслить и поступать определенным образом, но в том, что они функционируют как составная часть системы ориентации человека и становятся частью его личности. В этом случае культурологи говорят о том, что культурные комплексы интернализованы (усвоены, приняты). Интернализация элементов культуры происходит в культурных институтах.
15.Культурные институты и функции Культурные институты Институт (от лат. Institutum – установление, учреждение) – регулярно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей с целью удовлетворения тех или иных потребностей. Понятие культурного института было введено Брониславом Малиновским. По Малиновскому, каждый культурный институт выполняет характерную лишь для него функцию. К культурным институтам относятся ñ родство, ñ семья, ñ обычаи, ñ ритуалы, ñ магия, ñ религия, ñ система образования. Континуум “социализация–инкультурация” Культурных институты интернализуют культурные установки в процессах социализации и инкультурации. В реальной жизни процессы социализации и инкультурации трудно разделить. Культурологи говорят о едином континууме (неразрывности явлений) «социализация—инкультурация».
16.Социализация и инкультурация: интернализация элементов культуры Континуум “социализация–инкультурация” Культурных институты интернализуют культурные установки в процессах социализации и инкультурации. В реальной жизни процессы социализации и инкультурации трудно разделить. Культурологи говорят о едином континууме (неразрывности явлений) «социализация—инкультурация». Социализация Социализация – это адаптация человека к социальному порядку, получение им элементарных представлений о том, в каком обществе он живет, какова социальная структура и социальная стратификация в данном обществе, как люди распределены в нем по группам, каким образом они должны добывать средства к существованию и исполнять определенные социальные роли. Инкультурация Американский антрополог Мелвилл Джин Херсковиц (1895 –1963) в 1948 г. ввел термин «инкультурация», поскольку термин «социализация» не охватывал всех процессов усвоения человеком культурных комплексов. Инкультурация – это процесс адаптации человека к конкретной культуре. В данный процесс входит освоение картины мира и системы ценностных ориентаций, форм поведения в разных жизненных ситуациях, общепринятых оценок различных явлений и событий, знакомство с особенностями обычаев, обрядов, символами, политической и культурной историей данного региона. На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с носителями культуры, у которых сознательно и бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.
17.Хронотоп как понятие культурологического анализа Измерение хронотопа Представление о вписанности человека в пространство и перенесение свойств человека на “тело мира” приводило к тому, что человек измерял весь мир своими масштабами, соотносил его с собственным телом и движениями. Путь исчислялся числом шагов – «футов». Локоть, пядь, палец были самыми естественными и распространенными мерами длины. Время трудовых затрат человека лежало в основе определения им размеров возделанной земли – юрнала, моргена. Меры пространства были приблизительны, но еще более гадательным было измерение времени – измерять его считалось не только ненужным, но и греховным, поскольку оно было “божьим”. Даже солнечные, песочные и водяные часы использовались редко. Короткие промежутки измерялись временем, необходимым для чтения молитвы “Отче наш”, длинные – соотносились с церковными службами. Измерять время было не только греховно, но и бесполезно, поскольку оно стремилось к завершению. Христианская финалистская концепция времени, наложившись на его мифологическое восприятие, породила представление о шести возрастах человечества. Жизнь человеческая разделялась на шесть периодов: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Им соответствовали шесть исторических эпох: от сотворения мира до потопа, от потопа до Авраама, от Авраама до царя Давида, от Давида до вавилонского пленения, от вавилонского пленения до Рождества Христова, от Рождества до конца света.
10. Общество как механизм: формационный подход к проблемам культурной динамики Механицистский подход к проблеме культурной динамики характерен для концепций классического марксизма. Впервые Карл Маркс (1818–1883) сформулировали предпосылки, на которые опирается материалистическое мировоззрение, в рукописи " Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков" (1846). В основе материалистического понимания истории лежит положение о том, что связь между производством и общением, составляющая сущность человека, материалистична; сознание, важно, но вторично и определяется общественным бытием.Это положение дает ключ к пониманию структуры общества (производительные силы производственные и другие общественные отношения — политическая и юридическая надстройка — формы общественного сознания) и динамики всемирной истории (теория общественно-экономических формаций). Маркс рассматривал историю как процесс смены общественно-экономических формаций.Общественно-экономическая формация – это соотношение производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм.Каждая формация имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях – особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию.Все они и определяют специфику культуры данной формации.
11. Общество как организм: эволюционный подход к проблемам культурной динамики Первый вариант органицистского ответа является производным от различных вариантов философии жизни.Общество в этом случае рассматривается как аналог живого организма, а его изменения — как происходящие путем роста и дифференциации.Наиболее известными концепциями, созданными в парадигме первого органицизма, являются концепции Николая Данилевского и Освальда Шпенглера.Второй вариант органицистского ответа связан с функциональным подходом.Функционалисты также имели тенденцию уподоблять общества живым организмам, однако при этом пытались изучать взаимосвязь в культуре между различными элементами. Их цель – достичь единства описания культуры, указывая, как отдельные друг от друга черты укладываются в комплекс и составляют эффективное целое динамического функционирования. Одним из первых органицистский подход к проблеме культурной динамики теоретически обосновал Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель.В работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1871) Данилевский охарактеризовал динамику культуры как развитие живого организма.По Данилевскому, содержание всемирной истории составляет развитие десяти культурно-исторических типов.Каждый из типов " самобытен" и, развиваясь как живой организм, образует особую цивилизацию, причем " начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа".Данилевский, однако, не отрицает возможности культурных влияний, описывая их через биологические метафоры (1) пересадки; (2) прививки; (3) почвенного удобрения. Немецкий философ Освальд Шпенглер в работе “Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории” (1918), как и Данилевский, описывал культуры по аналогии с живыми организмами.Шпенглер настаивал на индивидуальной (определяемой космическими ритмами) судьбе каждой из культур и невозможности культурного заимствования.Шпенглер сравнивал период существования каждой из рассматриваемых им " локальных культур" с жизнью растения.Культура со всеми ее характерными чертами может развиться лишь на определенной почве; ее нельзя «пересадить», в результате этого она утратит свои характерные особенности.Время жизни любой культуры сравнимо с жизнью живого организма. Она переживает (1) рождение, (2) детство, (3) молодость, (4) зрелость, (5) старость, (6) закат.Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая – вершину, три последних образуют нисходящий этап.Восходящий этап характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизнедеятельности – политической, экономической, научной, религиозной, художественной. Это культура в собственном смысле слова. Что касается нисходящего этапа, то для него характерен механический тип эволюции. Данный этап Шпенглер называет цивилизацией.
12. Общество как организм: функционалистский подход к проблем культурной динамики Функционалисты также имели тенденцию уподоблять общества живым организмам, однако при этом пытались изучать взаимосвязь в культуре между различными элементами. Их цель – достичь единства описания культуры, указывая, как отдельные друг от друга черты укладываются в комплекс и составляют эффективное целое динамического функционирования. Наибольшей популярностью до настоящего времени пользуется функционалистская концепция социальной динамики Толкотта Парсонса схема AGIL В работах 50-х гг. функционалист Толкотт Парсонс (1902–1979) сформулировал четыре общих проблемы, решение которых необходимо для существования любой живой системы: (1) adaptation – приспособление к внешней среде; (2) goal – постановка и достижение определенных целей; (3) integration – интеграция (ликвидация конфликтов и снятие напряжения между элементами системы); (4) latency – поддержание существующих в скрытой форме отношений и механизмов их регулирования. Рассматривая общество как функциональную систему, Парсонс указывал, что в ней: (a) решение проблемы адаптации к среде обеспечивается подсистемой экономики; (g) совместное целедостижение обеспечивается и регулируется политической подсистемой; (i) интеграция осуществляется через различные нормативные формы (право, обычаи, паттерны, ценности); (l) воспроизводство обеспечивается формами социально-значимого знания – религиозными представлениями, моралью, наукой, а также институтами социализации (семьей, первичными группами образовательными институтами). В качестве источника динамики социума к концепции Парсонса выступала деятельность подсистем, связанных с культурой. Культура понималась Парсонсом как часть социальной системы, обеспечивающих струкруирование и существование ценностных
21.Общество как сеть: исследования взаимодействий человеческих практик Сеть определяется как множество взаимосвязанных узлов, то есть точек, в которых петли взаимно пересекаются.Сетевой подход характеризует социальный феномен как развивающийся спонтанно, в результате взаимодействия многих динамических систем, социальных групп и отдельных людей. Представители «Школы Анналов» предлагали совокупным образом исследовать различные феномены жизни социума – психологический склад людей, глубоко укоренившиеся обычаи, привычный образ мышления, явления в экономике, обусловленные такими безличными началами, как география, климат, биосфера, почвенное плодородие.Системы понятий характеризуются «Школой Анналов» как не менее значимые для динамики культуры, нежели социально-экономические структуры исследуемого общества. Мишель Фуко: ткань, сплетенная отношениями власти.В изображении Фуко социальная жизнь предстает в виде ткани, сплетенной отношениями власти, которые трактуются как стратегические игры между индивидами, обладающими свободой.Эти игры состоят в том, что одни пытаются детерминировать поведение других, на что последние реагируют, пытаясь не дать определять свое поведение или же пытаясь в свою очередь определять поведение первых.На это сплетение стратегических игр налагается сеть состояний господства, вносящих асимметрию в состязательное противоборство, рождающих эффекты подавления и несвободы.
22.Понятие первобытности: основные этапы становления первобытной культуры. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы