Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И.Г. Гердер – Культуролог эпохи просвещения
Начало науки о культуре относится к периоду XVIII века, именуемого эпохой Просвещения. Идеи веры в человека, в его разум, развиваемый просвещением и образованием, в возможность преодоления невежества и торжества гуманности увлекали многих мыслителей в разных странах мира. Просветителей интересовала историческая эволюция человечества, взаимосвязь между эпохами, проблемы единства природы, общества и культуры. На этом общем духовном фоне возникает наука о культуре как философия истории человечества. Именно эти идеи отражены в творческом наследии немецкого ученого Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784-1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое. Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась Гердером как второе рождение человека.
Также в труде «Идеи к философии истории человечества» содержится определение культуры, раскрывается генезис культуры, выясняется ее роль в жизни человеческого общества. «Культура народа, — пишет Гердер, — это цвет его бытия, изящное, но бренное и хрупкое откровение его сущности». В этом определении содержится результат деятельности человеческого рода на протяжении всей истории его существования. Необходимо сказать, что у Гердера есть и другое определение культуры, где он совершенно однозначно говорит о соотношении культуры с понятием «воспитание», предлагает вспомнить образ света и называет культуру результатом просвещения. Однако первому определению Гердер отдает явное предпочтение, ибо, отталкиваясь именно от него, он выстраивает свою теоретическую конструкцию. Культура, по Гердеру, не дается божественным откровением, а создается в процессе человеческой практики, преобразования природного и социального мира. Гердер считал, что, создавая культуру, человек одновременно создает самого себя. В этом смысле генезис человека есть генезис культуры, и наоборот. Таким образом, процесс развития человека как рода, процесс человеческой деятельности и процесс человеческой истории тесно связаны. Эта мысль Гердера получила свое дальнейшее развитие в так называемой «персоналистической» концепции культуры. Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала: • надприродная сущность культуры; • историческая причина развития данного явления. Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры: • язык; • государство; • семейные отношения; • религию, искусство, науку и т. д. Согласно пониманию Гердера, культура «захватывает человека и формирует его голову и... члены его тела». Более того, именно она выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.
Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он последовательно анализирует группу культурно-исторических регионов, обращая внимание читателей на природные условия и традиции, населяющих их народов. Среди выделенных Гердером Цивилизаций обозначены древние: Китай, Египет, Греция, Рим, а также Славянский мир, культура Германии и т. д. В своем исследовании философ утверждает, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой - представляют его как этап развития человеческой культуры вообще.
Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру: • выступая, при этом, против европоцентристской идеологии; • подчеркивая, одновременно, азиатское происхождение многих культурных феноменов. Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на «просвещенные и непросвещенные народы». Постоянно подчеркивая единство человеческой культуры, философ объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность». Далеко неоднозначно Гердер решает вопрос о прогрессе культуры. «Культура движется вперед, - пишет он в своих «Идеях к философии истории человечества», - но совершеннее от этого не становится; на новом месте развиваются новые способности; прежние, развившиеся на старом месте, безвозвратно уходят». Согласно Гердеру, история развития культуры крайне изменчива и непостоянна. Философ приходит к выводу о том, что ни одной из культур, никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие.
Культурологические идеи И. Г. Гердера оказали значительное влияние на становление данной области гуманитарного знания. Его историзм в исследовании культуры: • позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность; • явился попыткой выявить ее подлинные закономерности; • содействовал формированию методов ее постижения. Во всей мировой истории нет ничего более радостного, чем вид доброго и разумного человека, который остается таким во всех своих творениях, несмотря на перемены судьбы. Все люди должны учиться разуму и справедливости, поддерживая дух гуманности. «Роду человеческому, - пишет Гердер, - суждено пройти через несколько ступеней культуры и претерпеть различные перемены, но прочное благосостояние людей основано исключительно на разуме и справедливости. Даже если вывести систему из присущего ей состояния истины, блага и красоты, то она вновь вернется к гармонии». Таковы общие контуры культурологической концепции Гердера. Она проникнута идеями гуманизма и просвещения, исторического оптимизма и равноценности культур всех народов. Многие его мысли удивительно современны, несмотря на то, что Они были высказаны почти двести лет назад. Изучение теоретического наследияГердера еще ждет своих исследователей.
Эволюционизм Э.Тайлора Эдуард Бернетт Тайлор( 1832-1917) Обучался в квакерской школе В 1883 году стал хранителем этнографического музея при Оксфордском университете В 1884 году назначен лектором по антропологии в Оксфорде В 1886 г. Назначен доцентом Абердинского университета Был членом Королевского общества Англии дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии Эволюционизм (эволюционная школа) – это направление в социальной антропологии, этнологии и этнографии, культурологии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. А историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры. Эволюционизм – первая этнологическая теория, которая начала формироваться в середине XIX века. Первым, наиболее полно изложившим концепцию эволюционизма, считается Эдуард Тайлор, впервые выразивший свои эволюционистские идеи в книге " Исследования в области древней истории человечества" (1865). Поэтому именно его многие исследователи и считают основоположником эволюционизма. Эволюционные концепции: Однолинейная эволюция - наличие универсальных стадий последовательность развития социокультурных систем (дикость - варварство - цивилизация). Идея универсальной эволюции - выявление глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции
1. В природе существует единство человеческого рода, что и определяет единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет. 2. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений. 3. Развитие любого элемента культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних, при этом развитие культуры происходит в соответствии со ступенями, едиными для всех культур. 4. В соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты. 5. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.
Плюсы Эволюционизма: 1) идея развития культуры, человечества, общества; 2) идея единства и прогресса человечества; 3) идея сравнимости человеческих обществ; 4) практика этнографических и культурных исследований. Минусы эволюционизма: 1) упрощение культурно – исторического процесса, подчеркивание постепенности и прямолинейности в развитии; 2) подчеркивание единообразия в развитии всего человечества; 3) развитие человечества монотонное, лишенное этнических, географических и экономических особенностей. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2190; Нарушение авторского права страницы