Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гегель о культуре, как о саморазвитии «Абсолютного Духа»
Гегель называл свою философскую систему " абсолютным идеализмом". Он утверждал, что категории - суть объективные формы действительности, в основе которой лежит " мировой разум", " абсолютная идея" или " мировой дух". Категории - наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. " Абсолютная идея", таким образом, - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель - в самопознании. Логика саморазвития Абсолюта — развитие в форме цикла циклов (круга кругов) с обязательным возвращением в начало развития в каждом из 243 циклов. Логика саморазвития Абсолюта — развитие в форме цикла циклов (круга кругов) с обязательным возвращением в начало развития в каждом из 243 циклов. Например, рассмотрим Логику (один из 3 базисных кругов). Он в свою очередь делится на 3 менее общих кругов: Бытие, Сущность, Понятие, которые, в свою очередь, распадаются на ряд еще более мелких кругов. Абсолют развивается в форме восхождения от одного круга самопознания к другому, более широкому и полному. Каждый круг — форма синтеза исходного и противоположного ему смысла (определения). Самопознание Абсолюта — последовательное раскрытие им своих особенных смыслов, установление их ограниченности, открытие необходимости анализа и синтеза противоположных смыслов в новом обобщающем смысле, доказательстве его ограниченности и так до достижения абсолютного синтеза всех промежуточных смыслов в окончательное определение Абсолюта. Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного, частного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключением, может посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «предмета», как это было на всех предыдущих этапах, а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия. Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия. В своем саморазвитии, т.е. на пути к полному познанию собственного содержания, абсолютная идея проходит три основных этапа, которые можно обозначить как логический, природный и духовный. Исходя из этого и в силу того, что абсолютное знание, т.е. философия, должна, по мнению Гегеля, воспроизвести этот путь, он делит философию на три части: науку логики, философию природы и философию духа. 1) Наука Логики (Бытие, Сущность, Понятие) На первом этапе Абсолютная идея выступает как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта, и представляет собой логическое мышление как таковое. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий. Исходное положение его философии - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления духа Идеи. Первоначально Абсолютная идея - это абстрактная мысль о бытии. Затем мысль об этом " чистом бытии" наполняется все новым и новым содержанием: сначала бытие выступает как нечто, затем как определенное бытие, далее как определенное сущее и т.д. От бытия как явления Гегель переходит к сущности, а после этого - к понятию. При становлении Абсолютной идеи философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: принцип единства логического и исторического; принцип единства логики, диалектики и гносеологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. Применение принципа единства исторического и логического — это построение логической модели развивающейся системы. Это возможно лишь тогда, когда изучаемый процесс уже привёл к возникновению той качественной определённости изучаемых объектов, история которых должна быть отображена в логической модели их развития. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному - метод науч. исследования, состоящий в движении теоретич. мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета, характеризует направленность науч.-познават. процесса в целом — движение от менее содержательного к более содержательному знанию. Переход количественных изменений в качественные - изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. Предела. Единство и борьба противоположностей - один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Борьба противоположностей не порождает новый признак того объекта, в котором происходит, а лишь испытывает его на жизнеспособность. Этим исчерпывается ее роль в развитии. Закон отрицания отрицания - согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания) Закон отрицания отрицания, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Три последних закона образуют законы диалектики (философии).
2) Философия Природы (механизм, химизм, организм) Второй этап развития Абсолютной идеи - ее " отчуждение" в лоно природы. В связи с этим Гегель формулирует основные положения философии природы. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий. Ступени развития природы таковы: механизм, химизм, организм. Гегель высказывает ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы. 3) Философия Духа (учение о субъективном духе, об объективном духе, об Абсолютном духе) Третий этап - это развитие Абсолютной идеи в мышлении и истории (" в духе" ), так называемая философия духа. Познавшая свое " инобытие", Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Философия духа включает в себя три части: учение о субъективном духе (антропология, феноменология и психология); учение об объективном духе - это сфера абстрактного права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, а также всемирной истории; учение об Абсолютном духе, который раскрывается в искусстве, религии и философии. Таким образом, движение " абсолютной идеи", а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития " абсолютной идеи", где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится " абсолютным духом", является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движение " абсолютной идеи" прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути. Подытожим: • В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.
• Новая логика Гегеля основана на диалектики – науке о развитии. Согласно ей, развитие проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья.
• Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы