Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫСтр 1 из 8Следующая ⇒
В.Н. Синько КУЛЬТУРОЛОГИЯ Курган – 2005 В.Н. Синько
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к занятиям Курган – 2005 Синько В.Н. Культурология: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к занятиям. – Курган: Изд-во КГСХА, 2005. – 68 с.
Рецензент кандидат философских наук, доцент Игнатьева Г.К.
Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и требованиями обязательного уровня подготовки специалистов по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин для студентов всех специальностей. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и истории ( протокол № от ), рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № )
Ф Г О У В П О Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева
ВВЕДЕНИЕ
Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного стандарта. В Курганской государственной сельскохозяйственной академии на изучение курса «Культурология» отводится один семестр. При составлении методических указаний для самостоятельной подготовки студентов к занятиям автор исходит из того, что в соответствии с требованием ГОС дипломированный специалист в результате усвоения дисциплины должен: - иметь представление о предмете культурологии, ее роли в человеческой жизнедеятельности, о взаимодействии культуры с природой, обществом и личностью, о специфике и закономерностях развития мировых культур; - знать историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки, основные этапы развития культурологии, структуру и состав современного культурологического знания, категориальный аппарат, существо основных проблем современной культурологии, основные методологические подходы культурологического анализа; - уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их сознания, быть способным к диалогу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры; - уметь использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности. Методические указания включают 18 тем, которые составленные в соответствии с требованиями ГОС. В каждой теме для изучения предложены: список терминов и понятий, вопросы и задания для самоконтроля, дополнительные вопросы и задания, нацеленные на активизацию познавательной деятельности студентов, стимулирования умения самостоятельно осмысливать явления культуры, анализировать культурно-ценностные ориентации. Также предложена тематика докладов и рекомендуемая литература. В каждую тему включается работа над понятийным аппаратом. От студентов не требуется заучивание определений наизусть. Важно, чтобы обучаемый мог логично, пользуясь собственными словами, объяснить значение культурологических понятий. Очень многие теоретические проблемы в культурологии являются «открытыми», т.е. спорными, дискуссионными, и поэтому каждый человек имеет свою точку зрения. В случае затруднений студенты могут обращаться к словарям по культурологии, философии, этике, эстетике. В пособии также указаны темы рефератов и контрольных работ для заочников. Подробно освящена методика написания рефератов. Изучение культурологии осуществляется в различных методических формах: лекций, бесед, докладов, дискуссий практических занятиях. Внимательное конспектирование лекций, активное участие на практических занятиях, тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе, изучение дополнительной литературы, написание реферата (контрольной работы) будут способствовать успешному усвоению курса культурологии. Содержание учебного курса (18 тем)
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
Структура и состав современного культурологического знания, методы культурологических исследований, основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация, типология культур, этническая и национальная, элитарная и массовая культуры, восточные и западные типы культур, специфические и «серединные» культуры; локальные культуры.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ II.I. МИРОВАЯ КУЛЬТУРА Тема 3. Античная культура Вопросы
Термины и понятия:
античность, крито-микенский период, минойская культура, ахейская культура, гомеровский период, архаический период, классический период, толос, эллины, Эллада, полис, олимпийцы, музы, эллинистическая культура, натурфилософия, курос, кора, ордер (архитектурный), орхестра, агон, палестра, гимнасия, булевтерия, кариатида, киники, эпикурейство, софизм, этрусская цивилизация, гладиаторские бои, римские цифры, капитолийская волчица, тога, артрий, термы, амфитеатр, акведук, базилика, римский портрет, христианство
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Когда появился термин «античность»? Какие ученые внесли весомый вклад в изучении истории античности? 2. Культура каких народов стала основой античной цивилизации? 3. Что такое полис? В чем его отличие от государств Древнего Востока? 4. Охарактеризуйте основные черты культуры и мировоззрения древних греков. 5. Назовите основные памятники крито-микенской культуры. 6. Дайте характеристику гомеровского и архаического периодов древнегреческой культуры. 7. Какую роль сыграли поэмы «Илиада» и «Одиссея» в формировании религиозного мировоззрения древних греков? 8. В чем заключалась основная идея греческой религии? 9. В чем заключалось сходство и различие в религиозном мировоззрении древних египтян и греков? 10. Что считалось идеалом красоты в греческой культуре? 11. Какие виды искусства преобладали в древнегреческой культуре? 12. Опишите основные архитектурные ордера в Древней Греции. 13. Почему именно в Древней Греции зародилась философия? Назовите основные школы древнегреческой философии. 14. Дайте определение понятию «эллинизм». Почему греки в период эллинизма включили в свой пантеон богов Востока? 15. Охарактеризуйте основные черты культуры Древнего Рима. 16. Греция и Рим: общее и различное в культуре. 17. Каковы мировые достижения античной культуры.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Проанализируйте статью Ф. Кессиди «К проблеме греческого чуда» (см. Культурология: учебное пособие./ Под ред. Г.Драча. - Р – н/Д., 1996). Ответьте на вопросы: в чем суть «греческого чуда», и какие существуют объяснения этого феномена? 2. Современники называли Парфенон самым прекрасным из созданий человеческого гения. Почему это сооружение получило такую высокую оценку? Какие еще Вам известны памятники греческой культуры? 3. Платон говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же – самое дикое из всех существующих на Земле. Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой вывод. В каком полисе была особенно велика тяга к знанию? 4. Определите, какие из богов, героев и мифологических обозначений относятся к греческой, а какие – к римской культуре. Найдите пары соответствий (аналогичных и сходных героев и богов) и объясните различия в понимании их обеими культурами: Хаос, Церера, Гея, Юнона, Тартар, Марс, Уран, Плутон, Титаны, Нептун, Кронос, Зевс, Гера, Посейдон, Юпитер, Меркурий, Вулкан, Аид, Аполлон, Афродита, Минерва, Диана, Гефест, Янус, Афина, Деметра, Дионис, Лары, Гермес, Одиссей. 5. Опишите важнейшие общественно-религиозные празднества в Древней Греции и Риме.
Темы докладов и сообщений
Легенды и мифы Древней Греции Боги в жизни греков античного мира Идеал человека в древнегреческой культуре Древнегреческий театр Христианство в культуре Древнего Рима
Рекомендуемая литература Основная 1. Баумгартен Ф. Эллинская культура. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000 2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995. 3. Лисичкина. Мировая художественная культура. – СПб., 2000. 4. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов – на- Дону, 2000. 5. Немировский А.И. и др. Античность: история и культура – М., 1995. 6. Современный словарь-справочник: Античный мир. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000.
Дополнительная
1. Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. – М., 1989. 2. Боннар А. Гречекая цивилизация. В 3-х томах. – М., 1992 3. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988. 4. Винничук А. Люди, нрав и обычая Древней Греции и Рима. – М., 1988 5. Золоева Л.В. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Олма – пресс, 2001 6. Кузищин В.И. Олимпийские игры как феномен древнегреческой и мировой культуры // Вопросы истории. – 1997. - №1 7. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1981 8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991 9. Чанышев А.Н. Аристотель. – М., 1987 Вопросы
Термины и понятия христианство, символ веры, троица, ересь, монашество, инквизиция, схоластика, сага, миннезингеры, трубадуры, ваганты, куртуазный роман, моралите, романский стиль, готика, витражи.
Вопросы и задания для самоконтроля
Дополнительные вопросы и задания
а) сирена; в) русалка; б) наяда; г) ундина? 7. Как называется старинная студенческая песня на латинском языке: а) гимн; в) гаудеамус; б) эпиталама; г) ода?
Темы докладов и сообщений Рыцарство и куртуазность в западноевропейской литературе Средневековая городская культура Романский стиль в искусстве Готический стиль в архитектуре Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Вопросы
Термины и понятия гуманизм, антропоцентризм, Ренессанс, перспектива, базилика, пантеизм, «оборотная сторона Возрождения», культ красоты, маньеризм.
Вопросы и задания для самоконтроля
Дополнительные вопросы и задания 1. Итальянские гуманисты к четырем «основным стихиям» древних философов – воде, земле, воздуху и огню – добавили пятую. Какую? 2. Во времена средневековья противоположностью вере считалось отчаяние, противоположностью терпению – бунт, а рабству – господство. Что во времена Возрождения стало считаться противоположностью вере, терпению и рабству? 3. Какой выдающийся итальянский поэт XIII-XIV вв., создатель итальянского литературного языка, оказал большое влияние на развитие всей европейской культуры? 4. Ниже помещены два образца политического творчества Микеланджело. а) Для мастера не может быть решения Вне мрамора, где кроется оно, Пока в скульптуру не воплощено Рукой, послушной воле вдохновенья. б) Молчу, прошу, не смей меня будить. О, в этот век преступный и постыдный Не жить, не чувствовать – удел завидный… Отрадно спать, отрадней камнем быть. Каковы темы этих стихотворений? В чем, по мысли Микеланджело, состоит суть и смысл создания произведений искусства (скульптуры)? Каким настроением было проникнуто второе стихотворение, чем оно могло быть вызвано? 5. В помещении миланского монастыря Санта Мария делла Грация солдаты Бонапарта устроили конюшню. Из-за испарений фреска на стене покрылась плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя камни в головы изображенных на ней фигур. Что это за фреска? 6. До нашего времени дошло 7 тысяч рукописных страниц, написанных Леонардо да Винчи, однако прочитать эти тексты непросто. Почему? 7. Объясните смысл высказываний гуманиста Альберти. Чем они противоречили средневековым взглядам о цели и смысле жизни? «Человек рожден на свете не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам». «Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».
1) «Он показал путь к главной задаче искусства, каковой является человеческое тело, и, обращая внимание только на нее, оставлял в стороне игру красок…» 2) «Он всех побеждал своей приветливостью и искусством, но больше всего гением своей доброй натуры…» 3) «Дарование его было так велико, что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он легко и совершенно находил решения… Он ежедневно делал модели и чертежи…» Подумайте, к кому относится каждая характеристика. Почему вы так решили?
1. Н. Кузанский; 1. Художник и 1. Цикл «Жизнь Марии»; 2. Леонардо да Винчи; 2. Художник и график; 2. «Утопия»; 3. А. Дюрер; 3. Социалист-утопист; 3. «Джоконда»; 4. Н Макиавелли; 4. Мыслитель и писатель 4. «Об ученом незнании»; 5. Т. Мор; 5. Философ и математик; 5. «Государь».
Темы докладов
Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Может быть использована любая другая литература по теме.
Тема 6 Западноевропейская культура в эпоху нового времени (4 часа) Вопросы
Термины и понятия
роман, барокко, рококо, классицизм, романтизм, эклектизм, реализм, веризм, символизм, декадентство, импрессионизм, модерн, промышленная архитектура, натурализм. Вопросы и задания для самоконтроля
Дополнительные вопросы и задания.
7. Кто из французских писателей был теоретиком и основоположником натурализма в литературе: а) Э. Золя; в) Ж. Санд; б) В. Гюго; г) Т. Готье? 8. Как называется направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления: а) кубизм; в) импрессионизм; б) имажинизм г) примитивизм. Темы докладов и сообщений
1. Творчество импрессионистов (К. Писарро, А. Сислей, К. Моне, О. Ренуар) 2. О. Шпенглер о характере упадка и «заката» европейской цивилизации. 3. Научная революция XVII века и ее творцы. 4. Жизнь и творчество И.С. Баха.
Рекомендуемая литература Основная 1. Гуревич И.С. Культурология. М.: Гардарика, 2000. 2. Ильина Г.В. Основная история искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. 3. Культурология /под ред. Г.В. Драга. – Рн/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. 4. Культурология (под ред. О.Н. Марковой. – М.: «Культура и спорт», 1995. 5. Полищук В.И. Культурология. М.: Гардарика, 2000. 6. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие /под ред. А.А. Радугина М.: «Центр», 1998. Дополнительная 1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – М., 1974. 2. Век просвещения. – М. Париж, 1970. 3. Ерасов Б.С. Социальная Культурология. – М., 1996. 4. Согрин В.В., Патрушев А.Н., Токарева Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада XVII-XX веков. – М., 1995. 5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб., 1997. 6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения / сост. П.С. Гуревич. – М., 1991. 7. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное – М., 1993.
Вопросы
Термины и понятия гуманизм, социоцентризм, социокультурная ситуация, демократия, сциентизм, антисциентизм, технократизм, техногенная цивилизация, постмодернизм, массовая культура, элитарная культура, информационная культура, глобализация, экосистема.
Вопросы и задания для самоконтроля
веке?
Дополнительные вопросы и задания 1. Используйте точку К. Ясперса для обоснования преемственности мировой культуры XIX и XX веков: «Подражать тому, что некогда было великим, невозможно. Однако сравнение ситуации позволяет ощутить, какое душевное беспокойство сегодня уместно и какой покой душа может искать». 2. Этот термин обозначает совокупность тенденций в художественной культуре второй половины XX в. Умберто Эко считал, что «большой его недостаток – годность на все случаи. К нему прибегают всякий раз, когда хотят что-нибудь похвалить, к тому же настойчиво продвигают в глубь веков… Мало – помалу он распространился и на начало века. Остановок не предвидится, и скоро его категория захватит Гомера». Назовите этот термин. 3. По мнению испанского культуролога Х. Ортеги – и – Гассета, основными параметрами искусства XX в. являются: - дегуманизация; -отказ от изображения «живых форм»; - превращение творчества в игру; - тяготение к иронии; - отказ от трансцендентности (т.е. отказ признать существование чего-то за пределами человеческого опыта). Можно ли согласиться с такой оценкой? Обоснуйте ответ. 4. Определите три наиболее существенных признака постмодернизма: а) абсолютизация современного, не связанного с «несовершенным» прошлым; б) утверждение новых стилей в видах искусства; в) новизна – способ оценки мира; г) обращение к психике, внутреннему миру человека; д) абсолютная внутренняя свобода и ее выражение в творчестве: все дозволено; е) доминирование коммерческого отношения к художественному творчеству; ж) использование технических средств в создании произведений искусства. 5. Как вы оцениваете роль техники в динамике современной культуры? Обоснуйте технократический подход к культуре и критически проанализируйте его. 6. Ответьте на тестовые задания: Какая из неправительственных организаций ученых впервые поставила вопрос о глобальных проблемах современности: а) Римский клуб; в) Франкфуртская школа; б) Венский кружок; г) Философское общество СССР. Кто их ученых полагал, что сами люди виновны в кризисе культуры: «мы сошли со столбовой дороги развития культуры, т.к. нам не свойственно задумываться над судьбами того, что принято называть культурой… Самоуничтожение культуры идет полным ходом. Даже то, что еще уцелело от нее, ненадежно». а) О. Шпенглер; в) А. Швейцер; б) Н. Бердяев; г) Г. Зиммель? Темы докладов и сообщений
1. Техника как феномен. 2. Человечество в культурологической перспективе. 3. Проблемы самосознания европейской культуры (прогресс, европоцентризм, колониализм, модернизация) 4. Развитие современного искусства: от авангарда к постмодернизму (основные тенденции, представители, влияние на жизнь общества)
Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
1. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб.: университетская книга, 1999. 2. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии. – 1989. -№2. 3. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. – М., 1996. 4. Культурология. XX век. Антология. – М., 1995. 5. Постмодернизм и культура. – М., 1991. 6. Социально-политический контекст философии постмодернизма. – М., 1994. 7. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие (под ред. А.А. Радугина). – М.: «Центр», 1998. 8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. - №1. 9. Шпенглер О. Закат Европы. Тт. 1-2. – М., 1993. 10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. Вопросы
1. Восточные славяне в VI-IX вв. 2. Материальная культура восточных славян. Хозяйство, быт, образ жизни. 3. Языческие верования как феномен духовной культуры древних славян. 4. Языческая культура и современность.
Термин и понятия. ведическая культура, фольклор, материнский культ, космогонический миф, коляда, чара, волхвы, идолы, капища, ристания, тризна, этногенез.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое этногенез? 2. Каковы современные научные представления о происхождении славян? Из каких источников нам известно о языческом периоде славян? 3. Осветите влияние природно-климатических факторов, географического положения на формирование истории и культуры Руси. 4. Охарактеризуйте хозяйство, быт, образ жизни древних славян. 5. Какие выводы об общественном строе славян можно сделать, зная их религиозные верования? 6. Что представлял собой пантеон богов в славянской мифологии? Определите, что они собой олицетворяли. Дополните таблицу значениями языческих божеств. Что они символизировали?
7. Что представляет собой языческая картина мира древних славян? 8. Как вы думаете, сложилась ли в языческой культуре иерархия ценностей? 9. Как вы считаете, что (или кто) является высшей ценностью в культуре языческой Руси? (Человек? Князь? Коллектив? Местное божество? ) Аргументируйте свой выбор. 10. Какова система ценностей у восточных славян? Как они воспринимали такие категории как «время», «пространство»? Как природно-климатические условия повлияли на становление национального характера? 11. Как вы думаете, зачем нужно изучать историю языческой славянской культуры? Что из верований восточных славян сохранилось сегодня? О чем это говорит?
Дополнительные вопросы и задания
1. Как вы думаете, означают ли особенности формирования русской культуры, что Древняя Русь развивалась по уникальным правилам, или значительные особенности отличают культуру любого народа? 2. Прочитайте текст, приведенный ниже, и попытайтесь определить, почему земля у древних славян была в большей степени духовной ценностью, а не материальным богатством. Дополните приведенный текст своими размышлениями, опираясь на материал учебных пособий и дополнительную литературу. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы