Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 7. Европейская культура XX века
Вопросы
Термины и понятия гуманизм, социоцентризм, социокультурная ситуация, демократия, сциентизм, антисциентизм, технократизм, техногенная цивилизация, постмодернизм, массовая культура, элитарная культура, информационная культура, глобализация, экосистема.
Вопросы и задания для самоконтроля
веке?
Дополнительные вопросы и задания 1. Используйте точку К. Ясперса для обоснования преемственности мировой культуры XIX и XX веков: «Подражать тому, что некогда было великим, невозможно. Однако сравнение ситуации позволяет ощутить, какое душевное беспокойство сегодня уместно и какой покой душа может искать». 2. Этот термин обозначает совокупность тенденций в художественной культуре второй половины XX в. Умберто Эко считал, что «большой его недостаток – годность на все случаи. К нему прибегают всякий раз, когда хотят что-нибудь похвалить, к тому же настойчиво продвигают в глубь веков… Мало – помалу он распространился и на начало века. Остановок не предвидится, и скоро его категория захватит Гомера». Назовите этот термин. 3. По мнению испанского культуролога Х. Ортеги – и – Гассета, основными параметрами искусства XX в. являются: - дегуманизация; -отказ от изображения «живых форм»; - превращение творчества в игру; - тяготение к иронии; - отказ от трансцендентности (т.е. отказ признать существование чего-то за пределами человеческого опыта). Можно ли согласиться с такой оценкой? Обоснуйте ответ. 4. Определите три наиболее существенных признака постмодернизма: а) абсолютизация современного, не связанного с «несовершенным» прошлым; б) утверждение новых стилей в видах искусства; в) новизна – способ оценки мира; г) обращение к психике, внутреннему миру человека; д) абсолютная внутренняя свобода и ее выражение в творчестве: все дозволено; е) доминирование коммерческого отношения к художественному творчеству; ж) использование технических средств в создании произведений искусства. 5. Как вы оцениваете роль техники в динамике современной культуры? Обоснуйте технократический подход к культуре и критически проанализируйте его. 6. Ответьте на тестовые задания: Какая из неправительственных организаций ученых впервые поставила вопрос о глобальных проблемах современности: а) Римский клуб; в) Франкфуртская школа; б) Венский кружок; г) Философское общество СССР. Кто их ученых полагал, что сами люди виновны в кризисе культуры: «мы сошли со столбовой дороги развития культуры, т.к. нам не свойственно задумываться над судьбами того, что принято называть культурой… Самоуничтожение культуры идет полным ходом. Даже то, что еще уцелело от нее, ненадежно». а) О. Шпенглер; в) А. Швейцер; б) Н. Бердяев; г) Г. Зиммель? Темы докладов и сообщений
1. Техника как феномен. 2. Человечество в культурологической перспективе. 3. Проблемы самосознания европейской культуры (прогресс, европоцентризм, колониализм, модернизация) 4. Развитие современного искусства: от авангарда к постмодернизму (основные тенденции, представители, влияние на жизнь общества)
Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
1. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб.: университетская книга, 1999. 2. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники // Вопросы философии. – 1989. -№2. 3. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. – М., 1996. 4. Культурология. XX век. Антология. – М., 1995. 5. Постмодернизм и культура. – М., 1991. 6. Социально-политический контекст философии постмодернизма. – М., 1994. 7. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие (под ред. А.А. Радугина). – М.: «Центр», 1998. 8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. - №1. 9. Шпенглер О. Закат Европы. Тт. 1-2. – М., 1993. 10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. Раздел III. Развитие культуры России Тема 1. Языческая культура восточных славян Вопросы
1. Восточные славяне в VI-IX вв. 2. Материальная культура восточных славян. Хозяйство, быт, образ жизни. 3. Языческие верования как феномен духовной культуры древних славян. 4. Языческая культура и современность.
Термин и понятия. ведическая культура, фольклор, материнский культ, космогонический миф, коляда, чара, волхвы, идолы, капища, ристания, тризна, этногенез.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое этногенез? 2. Каковы современные научные представления о происхождении славян? Из каких источников нам известно о языческом периоде славян? 3. Осветите влияние природно-климатических факторов, географического положения на формирование истории и культуры Руси. 4. Охарактеризуйте хозяйство, быт, образ жизни древних славян. 5. Какие выводы об общественном строе славян можно сделать, зная их религиозные верования? 6. Что представлял собой пантеон богов в славянской мифологии? Определите, что они собой олицетворяли. Дополните таблицу значениями языческих божеств. Что они символизировали?
7. Что представляет собой языческая картина мира древних славян? 8. Как вы думаете, сложилась ли в языческой культуре иерархия ценностей? 9. Как вы считаете, что (или кто) является высшей ценностью в культуре языческой Руси? (Человек? Князь? Коллектив? Местное божество? ) Аргументируйте свой выбор. 10. Какова система ценностей у восточных славян? Как они воспринимали такие категории как «время», «пространство»? Как природно-климатические условия повлияли на становление национального характера? 11. Как вы думаете, зачем нужно изучать историю языческой славянской культуры? Что из верований восточных славян сохранилось сегодня? О чем это говорит?
Дополнительные вопросы и задания
1. Как вы думаете, означают ли особенности формирования русской культуры, что Древняя Русь развивалась по уникальным правилам, или значительные особенности отличают культуру любого народа? 2. Прочитайте текст, приведенный ниже, и попытайтесь определить, почему земля у древних славян была в большей степени духовной ценностью, а не материальным богатством. Дополните приведенный текст своими размышлениями, опираясь на материал учебных пособий и дополнительную литературу. «Мать-Сыра Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода… Кто не почитает земли – кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба – не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери-Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли – никогда не увидит больше родины, верили наши предки». 3. Почему варяги называли славянскую землю Гардарикой? Свой ответ обоснуйте. 4. Согласно «Повести временных лет» радимичи, вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы – гробы с сожженным крахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания – военные состязания в память об умерших и поминальные пиры – тризны. Откуда берут истоки эти обычаи, и до какого времени они продолжались? 5. Что такое «явь», «навь» и «правь» в славянской мифологии? 6. Как назывался языческий храм: а) святилище; в) храм; б) капище; г) собор? 6. Как называется старинное зрелище, массовая игра с плясками, пением, хороводами, театрализованными обрядами: а) олимпиада; в) коло; б) игрище; г) ристалище?
Темы докладов и сообщений Древнеславянский пантеон богов и его культы. Обычаи и нравы восточных славян. Языческие (народные) праздники. Летописец Нестор и его произведение «Повесть временных лет» о древних славянах. Соловьев С.М. о влияние природных факторов на историю Руси и национальный характер русского народа. Язычество сегодня. Б.А. Рыбаков – выдающийся отечественный исследователь язычества.
Рекомендуемая литература Основная
1. Грушко Е.А.. Медведев Ю.М. Энциклопедия славянской мифологии. - Назрань, 1996 2. Из истории русской культуры. – Т. 1. Древняя Русь. – М.: Языки русской культуры, 2000. 3. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие / под ред. А.Н. Марковой. – М.: «Культура и спорт», 1995. 4. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Т. Тайны языческой Руси. – М.: Изд-во «Вече», 2001. 5.Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории.–1992. -№4-5. 6. Полищук В.И. Культурология. – М.: Гардарика, 2000. 7.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: София - Гелиос, 2001. 8.Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб.: Азбука – Классика, 2001. 9.Щукин В.В. Русский мифологический словарь. – Ек-г, 2001.
Дополнительная
1.Капица Д.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник – М., 2000 2.Ключевский В.О. Сочинение в 8 томах. Т. 1. Курс русской истории – М., 1956. – лекции 3, 4. 3.Мирончиков Л.Т. Словарь славянской мифологии: происхождение славянской мифологии и этноса. – Мн.: Харвест, 2004. 4.Соловьев С.М. Сочинения в 18 томах. – М.: Мысль, 1988. – Кн. 1. – Т. 1-2. –Гл. 1. 5.Седов В.В. Великое переселение: история славян // Родина. – 2001. -№1-2. 6.Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. – М.: Наука и религия, 1992. 7.Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1. –М.: Мирос, 1994.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1281; Нарушение авторского права страницы