Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Периодизация истории Древнего Египта



Периодизация истории Древнего Египта

Додинастический период -4-е тысячелетия до н.э.

Раннее царство: 1 и 2-я династии.

Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии. Время наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”, носителя двойной короны Египта, преемника бога Гора, сына Ра. Все это наделяло фараона неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.

23-21 вв. - Египет переживает период политической раздробленности, усиливается власть отдельных монархов.

Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии. Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных династий

18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сирии и Палестины). Победа над ними открывает период.

Новое царство - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии. Время широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер хозяйственной деятельности.

Поздний период: 11-6 вв. до н.э. Усилившееся влияние жречества теснит фараонов, и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходит к верховному жрецу Херихору.

332г. до н.э. - Египет покорен Александром Македонским, а в 30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.

Основные достижения.

Знания накапливались и передавались от старших поколений к младшим в особых школах. Это были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов-рабовладельцев, либо в период Нового Царства школы, находившиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники для данного ведомства. Существовали и высшие писцовые школы, носившие название «дом жизни». Во всех школах учеников обучали искусству правильной хорошей речи, своего рода ораторскому искусству.

Египетская медицина имела особое значение для соседних с Египтом народов. Ее достижения, прежде всего в области хирургии, ценились при дворах иноземных владык, и слава египетских лекарей надолго пережила их самих. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии.

Египетские нормы права и государственного управления в той или иной мере были усвоены напатско-мероитскими царями, державой Ахеменидов и эллинистическими монархиями, Аршакидами и Сасанидами, римлянами и Византией, народами христианского Востока, Руси.

Развитие хозяйства, торговли и наблюдения над природой приводили к постепенному накоплению знаний, которые носили главным образом, прикладной характер.

Египетская мифология

Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц..

Египетская мифология начала формироваться в 6 - 4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта.

С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение.

Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой - небом. Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и последующим утром вновь рождает его.

Культ мертвых.

По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального. И в нем «Ка», жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого - мертвые «возвратятся с ветром», и месть их будет страшной. Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только во случае, если его тело - сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло ему понадобиться ему в будущей жизни.

Каноны.

В древнеегипетской живописи способ изображения человеческой фигуры не был ориентирован на воспроизведение реальных форм: в его основе лежала определенная схема, канон. От художника требовалось умение показать «сущность» земной жизни, сделав ее тем самым достоянием вечности. Поэтому художники творили в рамках строгого канона, который оставался неизменным на протяжении столетий.

В изображениях мужчин и женщин исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой определенные типы, показанные неизменно во цвете лет. Формы тела выглядят намеренно упрощенными, схематизированными.

Древнеегипетский художник не изображал пространство таким, каким он его видел в реальной жизни. Он не стремился посредством перспективы создать иллюзию глубины пространства или трехмерных объемов; напротив, все фигуры и предметы располагались в одном пространственном слое параллельно плоскости изображения, при этом учитывались все детали, которые в трехмерном построении оказались бы скрытыми.

Большую роль играет стилизованная линия контура, место внутри которого принадлежало раскраске (мужские фигуры обычно обозначались красной охрой, женские — желтой). Фигуру изображали в профиль, однако корпус (торс и плечи), а также глаза показывали фронтально.

Пропорциональное построение человеческой фигуры также следовало определенному канону – набору правил, согласно которым фигуру делили на 18 частей. Согласно некоторым исследованиям, модулем служил размер пятки или сжатый кулак.

4) Особенности культуры Древнего Востока. Культура Древней Месопотамии.

Место Востока во всемирной истории ни в коем случае нельзя недооценивать. Именно на Востоке впервые произошло разложение первобытнообщинного строя, и появились частная собственность, классовый антагонизм и государственная власть. На Востоке же возникли древнейшие системы письменности.

Античный мир испытал значительное влияние Востока, хотя в дальнейшем (в силу неравномерности развития) во многих отношениях обогнал его.

В древности для хозяйственного развития не играли роли многие виды естественных богатств, которые столь ценятся ныне (каменный уголь, нефть и т.д.). Зато огромное значение имели плодородие почвы и возможности её орошения, наличие полезных растений, пригодных для выращивания, и животных, которых можно было приручить, а затем одомашнить. По мере перехода к металлическим орудиям огромное значение получило наличие руды.

Основные восточные страны (Месопопотамия, Египет, Индия, Китай), а затем и другие рано использовали преимущества своего географического положения. Европа (за исключением Крито-микенского мира) значительно отстала от Востока. Зато потом в силу неравномерности развития и отчасти используя достижения древневосточных народов, Греко-римский мир шагнул далеко вперед.

Изучение культуры Древнего Востока удобнее всего проводить по странам. Это поможет выявить как общую линию развития, так и местные различия. Главное внимание уделим типичным для Востока деспотиям (Египта, Двуречья, Индии, Китая, позже Хорезма), сложившимся в крупных речных долинах.

Благодаря исключительной сухости египетского климата здесь прекрасно сохранились многочисленные древности, даже из весьма хрупких материалов. Так, здесь обнаружено огромное количество надписей на папирусе, являющемся предшественником бумаги, а также на дереве, полотне. Еще лучше сохранились тексты на каменных плитах. Однако эти памятники в своем большинстве носят односторонний религиозно-магический характер.

От древних египтян дошло до нас большое количество произведений художественной литературы, восходящих к чисто народным сказкам и былям, хотя и обработанным позднее придворными и храмовыми писцами. Особенно развита в Египте была математика. Правда, числовая система была у египетских математиков довольно громоздкой. Никаких попыток придать цифрам позиционное значение не делается. Несмотря на эти трудности и недостатки, египетские писцы ухитрялись решать сложные задачи. В геометрии, например, вычислялась уже площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру.

Большого развития достигли в Египте музыка и танцы. Существовали духовные инструменты (флейты), ударные (систры, кастаньеты) и струнные (арфы, лютни и пр.). Танцовщицы разыгрывали целые сложные пантомимы, в храмах ставились религиозные драмы. Это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире. Научная деятельность в Древнем Двуречье развивалась под мощным воздействием религиозно-мифологического миросозерцания, тем более что занимались ею главным образом жрецы.

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Первопроходцами на пути создания этой культуры были шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами и ассирийцами. Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. На протяжении долгого периода своего существования (до I в. н. э.) ей были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.

Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

 

Культура древней Америки.

Искусство народов Центральной и Южной Америки сложилось на территории гигантского Американского континента до появления на нем европейцев. Среди многочисленных культур Нового Света в доколумбову эпоху наиболее развитыми были культура майя (X в. до н.э. - XII в. н.э.) и ацтеков (1325-1521) в Центральной

Америке, а также инков (1438-1536) в Южной Америке. Цивилизации этих народов носили религиозный культовый характер, в котором отразилось их стремление к обеспечению плодородия и продолжению жизни рода. Подтверждение тому мы находим во всех формах американского искусства того времени: архитектуре,

Ритуальной живописи, скульптуре, прикладном искусстве, где символический орнамент и пиктографические надписи воспроизводились при изготовлении керамических изделий, ткачестве одеял и накидок пончо, плетении корзин.

КУЛЬТУРА МАЙЯ

В первой половине I тысячелетия до н.э. в огромном регионе Северо-Американского континента, охватывающем границы современных Центральной и Южной Мексики на севере и Панамы на юге (Мезоамерика), сложилась цивилизация индейцев майя, сугубо религиозная в своей основе. Под защитой всесильных богов и могущественных царей майя воздвигали города с изящными храмами, гигантскими

дорогами-дамбами, ступенчатыми пирамидами и дворцами. Представления майя о мире, состоящем из тринадцати верхних сфер и девяти нижних, обусловили внешний вид архитектурных сооружений, которые всегда воздвигались на стилобатах - огромных насыпях из земли и щебня, покрытых сверху толстым слоем штукатурки или облицовкой из камня. Они соотносились в представлениях майя с мировым древом, растущим в центре вселенной, и еще четырьмя древами, ориентированными по сторонам света. Каждое древо имело свой символический цвет: зеленый цвет обозначал добро и верховную власть; черный считался цветом войны и запада; красный - цветом крови и востока; белый - царствующих особ и севера; желтый - плодородия и юга. Эти древа были заселены богами дождя, ветра и держателями неба.

Майя стремились передать характерные особенности своей внешности: длинный крючковатый нос, своеобразное уплощение лба, «глаз бога» и «клыки ягуара». Чтобы развить косоглазие, которое считалось у майя одним из главных признаков красоты, к волосам младенца прикреплялся каучуковый шарик, свисавший

между глаз; чтобы сделать череп более плоским и удлинить линию лба, к головке спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку; зубы подпиливали, придавая им остроконечную форму.

Среди небесных божеств главным считался Владыка Жизни Ицамна, который чаще всего изображался в образе небесного дракона с головой ягуара. Для культуры майя было характерно сочетание антропоморфных и зооморфных черт в облике богов (женщины-змеи, люди-ягуары, люди-орлы, люди-бабочки, люди-колибри).

Майя создали иероглифическое письмо и фольклор, основными жанрами которого являлись гимническая и обрядовая поэзия, эпические и календарные песни, связанные с циклом сельскохозяйственных работ. Гимны майя, обращенные к богам, содержат просьбы о продолжении рода, изобилии, покое.

КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ

В начале XV в. после упорной борьбы отдельных племен в долине Мехико возникло ацтекское государство. Завоевав обширные территории, ацтеки создали могущественную империю, основанную на насилии и пропаганде войны. Их кровавые обычаи были связаны с представлениями о том, что человечество пережило четыре эры, связанные с богами солнца и окончившиеся катастрофами, и живет в пятую, отсрочить конец которой можно, сохраняя силы и молодость бога солнца и других богов с по мощью «чудесной жидкости» - крови погибших воинов и жертв. Смерть, таким образом, порождала жизнь и воспринималась как средство поддержания космического порядка и всеобщего благоденствия.

Существование и расцвет государства ацтеков были целиком основаны на военном могуществе, их столица

представляла собой цитадель на неприступном укрепленном острове. Для сообщения с материком служили три массивные дамбы, прорезанные в нескольких местах каналами. Подъемные мосты через каналы поднимались в случае опасности. Центром города являлась прямоугольная площадь, стороны которой образовывали три дворца правителей и храм верховного божества - бога войны Уицилопочтли. Основные архитектурные приемы ацтеки заимствовали у майя. Храмовый ансамбль так же, как у майя, имел форму большой ступенчатой пирамиды. Возвышавшиеся на ее усеченной вершине две деревянные постройки были украшены монументальными статуями богов.

Восприятие красоты и многообразия природы у ацтеков было настолько восторженным, что вызвало к жизни такой необычный жанр их поэзии, как песни-цветы, наполненные радостью, восхищенным любованием миром, стремлением наслаждаться бытием.

ИСКУССТВО НАРОДОВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ, КУЛЬТУРА ИНКОВ

Помимо Центральной Америки крупный регион своеобразной культуры сформировался в северной части Южной Америки, населенной индейскими народами кечуа. Их великая империя сложилась в первой половине II тысячелетия до н.э. и занимала территорию нынешнего Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины, и Чили. Пика своего расцвета культура народов кечуа достигла в XII-XVI вв., когда их возглавило племя инков. Инки создали государство Тауантинсуйу, которое контролировало каждого члена общества, обеспечивало его всем в достатке и строго следило за нравственностью и порядком. Единственный, или Великий, Инка, правивший государством, был обожествлен и являлся олицетворением бога солнца. Инки называли себя сыновьями солнца, и золотой диск с человеческим лицом служил предметом их официального культа. С солнцем отождествлялся и главный бог земли и воды Виракоча, который, согласно космогоническому мифу, создал в озере Титикака солнце, луну и звезды, а затем сделал из камня человеческие фигуры, назначив каждому племени свою область.

Одним из наиболее выдающихся сооружений инков был главный Храм Солнца в Куско. Он обнесен тройной стеной, гладко вытесанные камни которой плотно пригнаны друг к другу без применения раствора. Единственной вход с Площади Солнца вел в главное святилище Солнца с изображением бога в виде громадного диска из литого золота, украшенного драгоценными камнями.

Наибольшие успехи были достигнуты в ювелирном искусстве и мелкой пластике. Многочисленные золотые изделия, широко распространенные у народов Южной Америки.

Характерными чертами золотой пластики индейских племен являются плоскостность изображения, нарочитый схематизм, фронтальность поз и неестественность пропорций. Фигуры приземисты, голова несоразмерно велика, шея отсутствует, руки, как правило, покоятся на животе или прижаты к груди. Привлекают внимание широкое лицо и крупный нос с преувеличенно большими ноздрями.

Многочисленные народности Древней Америки создали культуру, в которой эстетическое восприятие мира находилось в тесной связи с обожествлением сил природы. Отсюда первая важнейшая черта их искусства - символизм. Образ человека наиболее четко вырисовывается в фольклоре Древней Америки.Несмотря на то что изображение человека было вызвано главным образом причинами религиозного характера, благодаря ему было найдено особое понимание пластической формы, пропорций, ритма, выразившееся в своеобразном синтезе скульптуры, монументальной живописи и архитектуры, при доминирующей роли последней.

 

Древний Китай.Периодизация

•Период Шан (Инь) Самые древние племена на территории Китая селились, как и в других древневосточных цивилизациях, в долинах больших рек, главной из которых была Хуанхэ. Одно из этих племен, жители которого себя называли Шан (соседи дали ему имя Инь), смогло ближе к середине II тысячелетия до н.э. создать первое государство.

•Период Чжоу и Чжанго В XI веке до н.э. государство Шан, завоевали племена Чжоу. Недолгий расцвет сменился раздробленностью и междоусобными войнами — эпохой Чжанго — «Враждующих царств» (V—III вв. до н.э.).

•Период Цинь. В недолгий период правления династии Цинь прекратились междоусобные войны, Китай объединился. Император Цинь Ши-Хуанди начал грандиозное строительство: были проложены новые дороги, прорытые каналы, столица империи Сяньян обнесена могучими мурами.

•Династия Хань. Новый расцвет культуры и искусства Китая начинается с утверждением династии Хань. Масштабные гидротехнические работы, строительство дворцов, храмов, гробниц, требовали значительных математических знаний. В I в. н.э. был создан трактат «Математика в десяти разделах», который обобщил знание в этой отрасли за несколько веков.

Живопись

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи.

Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.

Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон.

Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью.

Культура Японии

1. Особенности японской культуры

Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).

Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические принципы отличаются от западных. На их формирование повлияло особое отношение японцев к красоте родной природы, с древности воспринимавшейся как совершенство, сотворенное Богом. Поклоняясь красоте природы, японцы старались жить в гармонии с ней и уважать ее величие.

Религия

Эстетические принципы японского искусства сформировались под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное мировоззрение обитателей Страны восходящего солнца: 1)синтоизма; 2) конфуцианства; 3) буддизма.

Почитание природы как божественного начала оформилось в древнюю национальную религию японцев – синто. Под конфуцианством обычно понимается традиционная древнекитайская религиозно-философская доктрина, возводившая этические принципы в разряд вселенских законов.

Важную роль в развитии традиционного японского искусства сыграл буддизм. В основе буддийской философии – представление о том, что так называемый реальный мир (сансара) – на самом деле человеческая иллюзия, появившаяся из-за непонимания сути вещей. Это ведет к цепи многочисленных перерождений, каждое из которых представляет собой мучения и страдания.

Архитектура

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы. Открытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека (хранилище рукописей), зал для медитаций, помещение-жилище монахов и трапезная. Грандиозные замки с высокими башнями, украшенными многоярусными крышами, стали характерной чертой японской архитектуры XVI–VII вв. Крупные, хорошо укрепленные твердыни были столицами удельных самурайских вождей. Замки постепенно обрастали целыми городами. Такие замки очень отличались от более ранних укреплений, горных замков на отдаленных горных вершинах.

Каждый замок имел, как правило, несколько ворот. Для нужд обороны замка использовалась целая система рвов, траншей, каналов, прудов, водяных ворот и секретных водопроводов, снабжавших замок водой из подземных источников. В некоторых двориках могли быть разбиты традиционные сады. Строго продуманная композиция небольших по площади японских садов, миниатюрных моделей Вселенной настраивала на отдых и размышления хозяев в их уединении. Предметы быта в Японии играли роль ритуальных атрибутов. Мастера стремились придать им безупречный внешний вид

Литература

Японская литературная традиция считается одной из самых древних. Ранние письменные произведения относятся к VIII в. Возникновение их связано с заимствованием китайской иероглифической письменности. Японская литература долгое время находилась под влиянием литературы китайской. Первыми письменными памятниками японской литературы являются собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев.

Классическим жанром японской поэзии считаются стихи, называемые «короткий стих», состоящие из 5 строк). Это «высокая» поэзия на японском языке, пользовавшаяся особым покровительством императорского двора.

В XVII в. большую популярность получили легенды, притчи и рассказы, возникшие в устной форме. Тогда же оформляется и авторская проза. Главным жанром долгое время были гэсаку – жанровые развлекательные рассказы, основным содержанием которых были забавные истории из окружающей жизни.

Театр

Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров; маски, с глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств. В драмах главный акцент делался на психологические образы. Постижение актерского мастерства театра но начиналось с раннего детства и совершенствовалось в течение всей жизни. в классическом театре но все роли, включая женские, исполняются только мужчинами.

 

9) Древняя Греция

Греческая античность создала неповторимую культуру, которая содержала в себе истоки будущей европейской цивилизации. При этом следует заметить, что античная культура не была единой ни в самой Греции, ни в Древнем Риме. На каждом этапе своего развития она предстает в качественно различных вариантах. В процессе эволюции античной цивилизации племена и народности, жившие на этой территории, осознали себя единым народом - эллинами, свою общую страну назвали Элладой и значительное историческое время сохраняли чувство принадлежности к этому единству. Интенсивно развивались и языковые диалекты, что привело в III-II вв. до н. э. к созданию единого греческого языка - койне.

Столь успешное развитие древнегреческой культуры, до некоторой степени, объясняется благоприятными территориальными и климатическими условиями, в которых проживали греки. Само строение греческого ландшафта, в котором не было ничего бескрайнего, кроме голубого неба, содействовало тому, что глаз грека с рождения привыкал к соразмерности, пропорциональности и гармонии. Поэтому окружающий мир казался ему разделенным по абсолютно естественным граням. И в этом мире древний человек сразу находил, дарованное ему богами, свое место хозяина. Столь удачный природный фактор греки активно использовали в культуре.

ВАЗОПИСЬ

В особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить создание всевозможных ваз, украшавшихся самыми разными способами. Древнегреческие вазы интересны по многим причинам. Во-первых, изображения на них дают представление о рисовальном искусстве греков и о характере их живописи, так как настоящих памятников этого вида искусства почти не дошло до нас. Во-вторых, вазопись является своеобразной иллюстрацией всей эллинской древности, поскольку посвящена либо мифологическим сюжетам, либо сценам из жизни героев (погребальные обряды, гимнастические игры), либо эпизодам публичной и частной жизни. Именно роспись ваз дает наглядное представление о верованиях и быте народа.

Предназначение ваз было самым различным. Глиняные вазы помещали в гробницы и вешали на стены гробового склепа, их использовали для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, для смешивания напитков, для питья, для черпания воды, для туалетных снадобий. Вазы служили украшением быта и наградой в гимнастических и других состязаниях. Функциональное назначение ваз определялось их формой.

Формирование основных принципов древнегреческой художественной культуры. Формирование видового и жанрового многообразия в античном искусстве как многообразие деятельности античного человека. " Мусический" синтез искусств в Древней Греции. Расцвет искусства словесных форм: эпоса, лирической поэзии, драматургии. Появление древнегреческого театра как самостоятельной формы культуры. Древнегреческий театр – основа европейского театра.

Древнегреческая архитектура. Развитие классического типа древнегреческого храма. Система древнегреческого ордера.

Выдающиеся достижения древнегреческой скульптуры. Значение древнегреческой пластики для мирового искусства. Античный синтез искусств как органичное взаимодействие архитектуры и скульптуры. Синтез искусств как образ мира.

Развитие декоративно-прикладного искусства Древней Греции. Греческая керамика и вазопись.

Древнегреческая литература. Влияние греческой мифологии на античную литературу. Раннее зарождение лирической и гражданской поэзии в древнегреческой культуре как результат развития индивидуального начала в человеке. Творчество древнегреческих поэтов.

Возникновение древнегреческого театра на основе дионисийских праздничных мистерий. Творчество выдающихся древнегреческих драматургов и их роль в развитии древнегреческого театра – Эсхила, Софокла, Еврипида. Возникновение жанров драмы, трагедии и комедии в античном театре. Античный театр как основа развития жанров европейского театрального искусства.

 

Древний Рим

С конца I века до н.э. римское искусство приобретает ведущее значение в античном мире. Оно становится последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества. Римская культура сложилась в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь этрусков, а также греков. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римской культуры имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и других, причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей. Вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода: 1. искусство доримской Италии (царский период) (3 тысячелетие до н. э. – 3 век до н.э.) 2 искусство Римской республики (3 – 1 вв до н.э.) 3 искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. – 5 в. н.э.)

Таким образом, культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительство и т.д.

Древнеримская архитектура, градостроительные задачи. Новаторство римлян в области конструктивных форм: арочная и купольная системы. Разнообразие типов архитектуры. Римский жилой дом. Декоративное убранство жилого дома. Культовые сооружения древних римлян. Разнообразие архитектурных форм римского храма. Сущность каркасной системы в древнеримской архитектуре, ее влияние на последующее развитие архитектуры. Общественные здания Древнего Рима. Назначение базилики, разработка его внутреннего пространства. Роль базилики в формировании образно-конструктивной системы христианского храма. Триумфальные мемориальные сооружения Древнего Рима.

Древнеримская скульптура. Развитие римского скульптурного портрета. Роль культа предков в формировании образной системы портрета. Римская монументальная скульптура. Конная статуя Марка Аврелия как образец для создания парадных конных памятников в искусстве Западной Европы.

Древнеримская литература. Поэзия Вергилия, Горация, Овидия–высочайшие достижения мировой лирики.

Древнеримский театр и музыка. Широкое применение музыки в зрелищных видах искусства Древнего Рима. Возникновение больших оркестров. Стилевое разнообразие музыкальной и театральной культуры Древнего Рима.

Развитие видов и жанров искусств в античной эпохе как фундамент и культурный фактор развития родового, видового и жанрового разнообразия в европейской и мировой культуре.

 

Византийская культура.

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.

Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.

Формирование неоплатонизма совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. " царский дом" ), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

Церковная музыка, периоды ее развития

Основа византийской духовной музыки – раннехристианские, а также древнееврейские синагогальные традиции псалмопения. Древнейшие виды культового пения – литургический речитатив (чтение нараспев) и псалмодия. Византийское пение, его вокальные жанры и формы, особенности пения хоровым одноголосием.

Основные исторические периоды развития духовно-музыкальной византийской культуры, ее связь с развитием гимнографии и певческих нотаций. Музыкальная письменность – знаковое, семадийное, невменное письмо и его исторические типы.

Отцы церкви о музыке и пении, о театре и искусстве. Синтез искусств в Византийской церкви. Вселенские соборы и их роль в формировании византийского искусства. Уставные различия в службах и пении в главной соборной церкви – Софийском соборе в Константинополе и в различных монастырях. Роль монашества в формировании службы.

Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

В истории культуры Византии выделяют три этапа: ранний (IV - середина VII века); средний (VII - IX века); поздний (X - XV века).

 

13)Иконоборчество ….

С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность.Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники " Типикон" и " Октоих". Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь