Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арабо-мусульманская культура. Ислам как духовная основа арабо-мусульманской цивилизации. Художественная культура исламского мира.



Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурныеценности народов на базе домасульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» —арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах». Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культурынад европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим страны арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы.

Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры). Первая вера в единого бога Аллаха и его посланника пророка Мухаммеда. Вторая обязанность ежедневное совершение молитв в соответствии с определенным ритуалом. Третья соблюдение поста, в особенности в месяц рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря). Четвертая ежегодное отчисление в пользу мусульманской общины заката одной сороковой доли доходов. Пятая обязанность хадж, паломничество в Мекку, священный город мусульман. Постепенно, в ходе арабских завоеваний стало формироваться учение о священной войне за веру (джихад) с неверными и о спасительной силе ее для душ верующих. Учение о Страшном суде, загробном воздаянии за добро и зло, совершенное в земной жизни, об ангелах, дьяволе и аде было сходно с христианским. Сходным с христианским было и учение о братстве всех верующих-мусульман вне зависимости от этнической и социальной принадлежности, богатства или бедности. По отношению к иудеям, христианам и зороастрийцам мусульмане в те времена демонстрировали веротерпимость, при условии, что последние станут подданными мусульманского государства и будут платить установленные для них налоги.

При всем своеобразии местных традиций художественная культура Халифата в целом обладает одной существенной общностью, родившейся на основе иконобочества: мусульманство, как и иудаизм, запрещало изображение Бога, и в нем вообще отсутствовали изобразительные сюжеты, зато расцвел орнаментализм. Орнамент из прикладного элемента стал главным, это придавало единообразие искусству всех районов Халифата.

Одним видов изобразительного искусства является арабеска — специфический мусульманский орнамент, включающий композиции переплетений растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии. Но арабеска — это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

 

Эпоха возраждения

Основными чертами культуры Возрождения являются: Антропоцентризм, Гуманизм, Модификация средневековой христианской традиции, Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии, Новое отношение к миру

В истории культуры Возрождения можно выделить три этапа: 1. Раннее Возрождение - XV в.

2. Высокое Возрождение - первая треть XVI в. 3. Позднее Возрождение - середина и конец XVI в

Возрождение начинается с критики прежней средневековой культуры, как варварской. Осмеянию подвергается вторичная деталь - примитивная, простонародная, " вульгарная" латынь, на которой изъясняется вся " культурная" Европа, прежде всего духовенство. деятелей культуры, " титанов" Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи и др. социальной базой культуры Возрождения была демократическая среда, сложившаяся в городе, и состоявшая из представителей феодального и буржуазного общества. в культуре Возрождения таится противоречие " естественной" формы и вещного, экономического содержания. Пока они совпадали, возрожденческие тенденции набирали силу, их расхождение кладёт конец иллюзиям. В то же время, Возрождение поворачивается к человеку, отворачиваясь от религиозно- космических сил, освобождает человека, и в этом его гуманистический смысл, как бы противоречиво он не выглядел. Человек - высшее творение мира, утверждает Возрождение, его плоть создана из лучшей материи, его тело имеет совершенные формы, его разум - высшая духовная сила.

Возрождение восстанавливает представление о цельном человеке, единстве божественного чувственного тела и божественного сверхчувственного разума, утверждая их гармонию, и в этом противостои. особенно известны имена художников Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Тициана Вецеллио (1488-1576), Эль Греко (1541-1614) и др.

Кризис: Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества

Городская культура изменения происходят в городском хозяйстве. Обычно основу городской культуры составляет ремесленное производство.: Ещё в условиях варварской культуры ремесло отделяется от земледелия и сосредоточивается в административных центрах - городах. В XIII-XIV в. происходят существенные изменения в ремесленном производстве. Происходит становление мануфактуры - ручного производства, основанного на специализации (подетальней или операционной) и кооперации труда. Это даёт резкий рост производительности труда, массу прибавочного продукта. Заводить мануфактуры стало выгодно. Устраивать мануфактурное производство у себя при " дворе" стало модным. Этим занятием не гнушаются и короли. В наиболее " чистом" виде эти процессы обнаруживают себя в Северной Италии. Именно отсюда начинается взрывной процесс становления новой культуры

Возрождение в Италии

В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры. светская гуманистическая культура Возрождения существовала и в той или иной мере взаимодействовала с народной, аристократической и церковно-католической культурами Италии. Общий процесс культурного развития страны в XVI в. дает пеструю картину также и стилистической неоднородности, сочетания Ренессанса с возникшим в 20-е годы маньеризмом и зародившимися в последние десятилетия этого столетия академизмом и барокко.

Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма - нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на " подражание" натуре, а на " преображение" ее.

Периодизация: Дученто - прелюдия Возрождения, эпоха освобождения крестьян от крепостной зависимости, ослабление могущества феодалов, появление антифеодальных программ и конституций вроде «Установления справедливости» во Флоренции. Это век Данте и Джотто. Граждане выступили тогда единым фронтом против дворянства, у которого были отобраны политические права. Проторенессанс был началом ренессансной культуры Италии. Треченто - это время пополанськои демократии, республиканских городов-государств. В этот период появляются первые мануфактуры. Это век великого поэта Франческо Петрарки, для которого важнейшим была «реальная, земная, внутренне свободный человек». В эти сутки обычный человек - купец, прядильщик - становится героем новелл Джованни Боккаччо и Франко Саккети - новой жизнеутверждающие литературы.

Кватроченто, XV в. - Это время расцвета изобразительного искусства Возрождения. В политической эволюции Италии с кон. XIV в. начинается новый период: подавление народных восстаний, установление олигархии, и, наконец, установление тирании. В период кватроченто идеал народности уступает общечеловеческом идеалу «всесторонне и гармонично развитой личности». Последний период Возрождения, XVI в., Чинквеченто - это время невиданного расцвета искусства и философии, эпоха Леонардо да Винчи и Никколо Макиавелли. Никколо Макиавелли писал в то время, когда культура итальянского Возрождения достигла наивысшего подъема, а стиль ренессанс распространился максимально широко и пересек Альпи4. Вместе с тем это время великих потрясений в экономической и политической жизни Италии. Страна вступила в полосу глубокого политического и экономического кризиса, что предвещала закат и рефеодализацию XVII в.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь