Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пост ренессансная культура. Архитектура и скульптура барокко в Италии. Изобразительное искусство Фландрии. Театр, декоративно-прикладное искусство и музыка барокко.



Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Джакомо делла Порта (около 1537—1602) для монашеского ордена иезуитов.

В XVII столетии в Италии возводилось много дворцовых ансамблей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода — палаццо (дворец) Барберини (1625—1663 гг.).

Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нём некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.

Особенность фламандского искусства – его жизнеутверждающая, оптимистическая направленность.

Фламандское барокко наиболее ярко выражает творчество Рубенса. Творчество Рубенса делится на три периода: ранний, зрелый, поздний.

В раннем периоде заметно влияние Караваджо. Одной из главных тем Рубенса становится мифологическая композиция, в которую вошли такие знаменитые полотна, как «Союз земли и Воды», где разворачивается тема утверждения могучей силы бытия, полнокровие и здоровая чувственность. Отсюда повышенная роль обнаженного человеческого тела. В отличие от древних греков и итальянцев Возрождения, ценивших в человеческом теле ритм линий, Рубенс воспринимал тело как живописное пятно. После женитьбы искусство Рубенса обрело гораздо больше чувственности, эмоциональной насыщенности, сопричастности природе. Портрету в творчестве Рубенса отводилось довольно скромное место.

В ранних композициях Дейка отчетливо прослеживается влияние его учителя, особенно в картинах на религиозные и мифологические сюжеты. Позже он начал создавать портреты. Эти портреты отличает монументальная обобщенность силуэта, изящество поз, величавое звучание колорита, а также наличие оттенка усталости пресыщенности.

Театр барокко. Развивался в послешекспировской Англии, Италии, но особенно в Германии и Испании бароко нашло образное и яркое воплощение. Французский театр практически не соприкоснулся с барокко. Приметы театра барокко: желание удивить, ошеломить зрителей, Всё решает случай в игре страстей нагромождение интриг, эффектов, фантастических событий и неожиданный финал Излюбленный жанр – трагикомедия драматурги: испанец Пьер Кальдерон в пьесе «Великий театр мира» (1645) выдвинул тезис «жизнь – игра». Театр барокко – это зрелищность сценических эффектов, сложная машинерия, смена декораций, движение, применение световых и прочих эффектов, динамичная и виртуозная игра актёров, спектакли играли где угодно: в парке, на озере, во дворце.

В области декоративно-прикладного искусства барокко наиболее интересной представляется мебель, отличающаяся тяжеловесностью форм и прихотливым орнаментальным декором. В Испании распространение получили кресла и стулья на точеных ножках с высокими спинками, обитые кожей с тисненым орнаментом, который часто дополнялся росписью золотом. В Германии вошли в моду массивные двустворчатые гамбургские шкафы на ножках в форме шаров с мощными карнизами и «лучковым» фронтоном посередине. Во Фландрии невероятно фантастического вида орнамент – ормушль (от нем. ohrmuschel – ушная раковина) использовался в отделке спинок кресел и деревянных панелей. Мебель постепенно приобрела настолько сложные криволинейные очертания, что вместо резного декора использовались бронзовые накладки. Вошли в моду также шкафы, секретеры, столики, криволинейные поверхности которых украшали рисунком из кусочков шпона различных пород дерева, имеющих свою окраску и рисунок. Этот новый вид декора – деревянная мозаика, появившийся впервые во Флоренции, а за тем в Германии и Франции, называется маркетри (от франц. marqueterie – «испещренный знаками»).

Одним из проявлений стиля барокко в декоративно прикладном искусстве стали изделия из богемского хрусталя, поскольку техника стеклянной резьбы наибольшее развитие получила в Южной Германии и Чехии, территория которой когда-то называлась Богемией. Сырье для стекла добывали из золы деревьев, отчего второе его название – лесное стекло. Это стекло было абсолютно прозрачным и толстостенным, поэтому его гранили, как драгоценные камни, и получали резные, сверкающие алмазными гранями изделия, названные за их блеск хрусталем. Из богемского хрусталя делали ограненные бокалы и большие кубки в виде перевернутого колокола с точеными ножками, а также люстры и зеркала.

Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами.

Барочная музыка появилась в конце Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы; или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике[2] (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии[3]). И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.

Культурно-историческое значение Реформации. Понятие Реформации. Духовная революция Мартина Лютера. Т. Мюнцер и Ж. Кальвин – радикальная интерпретация Реформации. Англиканский компромисс. «Трудовая этика» протестантизма.

В религиоведческой литературе Реформация чаще всего трактуется как эпоха рождения протестантских исповеданий, как их бурная и смутная предыстория. Между тем действительные культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса куда более внушительны. Реформация не резюмируется в протестантизме. Это несомненно даже с чисто конфессиональной точки зрения. Реформация индуцирует существенные новообразования внутри католической церкви (ярчайший тому пример — педагогика иезуитов). Но дело не только в этом. Еще существеннее, что Реформация, как в своем исходном пункте, так и в своих итогах, вообще выводит за пределы религиозно-теологических задач. В оболочке ожесточенных споров о таинствах, догматах и символах веры совершилось преобразование нравственных и социальных ориентации, — пожалуй, самое решительное за всю многовековую историю христианско-католической Европы.

Реформация-мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в.

Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Основные принципы вероучения лютеранской церкви сформировались в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений римско-католической церкви.

Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.

Новые идеи созревали у Лютера долго и трудно, ибо разрыв с традицией для него, человека глубоко верующего, был горек и мучителен. И даже когда он начал открыто высказывать свои идеи, он вовсе не ожидал, что они сразу же станут центром мощного духовного и общественного движения, захватившего большую часть Германии и далее распространившегося по всей Европе. Все началось с тезисов, которые Лютер 31 октября 1517 г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви. Тезисы доказывали, что сама по себе покупка индульгенции не может примирить грешника с Богом, для этого требуется внутреннее раскаяние. Тезисы еще не были разрывом с властью папы, они еще вписывались в традицию, но дальнейшие события показали, что высказана только малая толика того, что выражало настроение не только Лютера, но и самых широких общественных слоев. «Современникам поступок Лютера казался более важным и богатым последствиями, чем ему самому. До сих пор подобные вопросы обсуждались только в кабинетах ученых — теперь они были отданы на суд толпы.

Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь