Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности индийской культуры. Индуизм – духовная основа индской цивилизации. Древнеиндийский эпос. Буддизм. Художественная культура буддизма.



Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий. Исторически индийская культура распространена далеко за пределы современного государства Индия, этот исторический культурный регион называют «Большая Индия», и в него входят территории от Средней до Юго-Восточной Азии.В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие, даже в зависимости от района страны. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, а практически все штаты выкроили свою собственную культурную нишу. Несмотря на это уникальное культурное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым сохраняя национальную самобытность. Индия является местом рождения религиозных систем, таких, как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, которые оказывают серьёзное влияние не только на Индию, но и весь мир. После Исламского вторжения и последующего иностранного господства с десятого века, на культуру Индии сильно повлияли персидская, арабская и тюркская культуры. В свою очередь, различные религии и традиции Индии повлияли на Юго-Восточную Азию и другие части мира.

Буддизм возник на севере Индии. Его основатель — Сиддхартха Гаутама, Будда («Пробуждённый») Шакьямуни («Мудрец из рода Шакья»). Учение Будды достигло расцвета во времена правления царей Бимбисары, Ашоки, Милинды, Канишки и при их покровительстве. К тому времени оно уже проникло во многие сопредельные и отдалённые страны, в том числе Китай, Корею и Японию.

После вторжения в Индию мусульман в 712 году буддизм начал приходить на своей родине в упадок[2]. В XIII веке он окончательно утрачивает свои позиции, чему способствует т. н. «индуистский ренессанс». Значительное количество буддистов сохранялось только в Гималаях: в Ладакхе, Аруначал-Прадеше и Сиккиме. В настоящее время к буддистам относятся 0, 7 % индийцев.

Древний Китай.Периодизация

•Период Шан (Инь) Самые древние племена на территории Китая селились, как и в других древневосточных цивилизациях, в долинах больших рек, главной из которых была Хуанхэ. Одно из этих племен, жители которого себя называли Шан (соседи дали ему имя Инь), смогло ближе к середине II тысячелетия до н.э. создать первое государство.

•Период Чжоу и Чжанго В XI веке до н.э. государство Шан, завоевали племена Чжоу. Недолгий расцвет сменился раздробленностью и междоусобными войнами — эпохой Чжанго — «Враждующих царств» (V—III вв. до н.э.).

•Период Цинь. В недолгий период правления династии Цинь прекратились междоусобные войны, Китай объединился. Император Цинь Ши-Хуанди начал грандиозное строительство: были проложены новые дороги, прорытые каналы, столица империи Сяньян обнесена могучими мурами.

•Династия Хань. Новый расцвет культуры и искусства Китая начинается с утверждением династии Хань. Масштабные гидротехнические работы, строительство дворцов, храмов, гробниц, требовали значительных математических знаний. В I в. н.э. был создан трактат «Математика в десяти разделах», который обобщил знание в этой отрасли за несколько веков.

Живопись

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи.

Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.

Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон.

Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью.

Культура Японии

1. Особенности японской культуры

Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).

Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические принципы отличаются от западных. На их формирование повлияло особое отношение японцев к красоте родной природы, с древности воспринимавшейся как совершенство, сотворенное Богом. Поклоняясь красоте природы, японцы старались жить в гармонии с ней и уважать ее величие.

Религия

Эстетические принципы японского искусства сформировались под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное мировоззрение обитателей Страны восходящего солнца: 1)синтоизма; 2) конфуцианства; 3) буддизма.

Почитание природы как божественного начала оформилось в древнюю национальную религию японцев – синто. Под конфуцианством обычно понимается традиционная древнекитайская религиозно-философская доктрина, возводившая этические принципы в разряд вселенских законов.

Важную роль в развитии традиционного японского искусства сыграл буддизм. В основе буддийской философии – представление о том, что так называемый реальный мир (сансара) – на самом деле человеческая иллюзия, появившаяся из-за непонимания сути вещей. Это ведет к цепи многочисленных перерождений, каждое из которых представляет собой мучения и страдания.

Архитектура

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы. Открытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека (хранилище рукописей), зал для медитаций, помещение-жилище монахов и трапезная. Грандиозные замки с высокими башнями, украшенными многоярусными крышами, стали характерной чертой японской архитектуры XVI–VII вв. Крупные, хорошо укрепленные твердыни были столицами удельных самурайских вождей. Замки постепенно обрастали целыми городами. Такие замки очень отличались от более ранних укреплений, горных замков на отдаленных горных вершинах.

Каждый замок имел, как правило, несколько ворот. Для нужд обороны замка использовалась целая система рвов, траншей, каналов, прудов, водяных ворот и секретных водопроводов, снабжавших замок водой из подземных источников. В некоторых двориках могли быть разбиты традиционные сады. Строго продуманная композиция небольших по площади японских садов, миниатюрных моделей Вселенной настраивала на отдых и размышления хозяев в их уединении. Предметы быта в Японии играли роль ритуальных атрибутов. Мастера стремились придать им безупречный внешний вид

Литература

Японская литературная традиция считается одной из самых древних. Ранние письменные произведения относятся к VIII в. Возникновение их связано с заимствованием китайской иероглифической письменности. Японская литература долгое время находилась под влиянием литературы китайской. Первыми письменными памятниками японской литературы являются собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев.

Классическим жанром японской поэзии считаются стихи, называемые «короткий стих», состоящие из 5 строк). Это «высокая» поэзия на японском языке, пользовавшаяся особым покровительством императорского двора.

В XVII в. большую популярность получили легенды, притчи и рассказы, возникшие в устной форме. Тогда же оформляется и авторская проза. Главным жанром долгое время были гэсаку – жанровые развлекательные рассказы, основным содержанием которых были забавные истории из окружающей жизни.

Театр

Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров; маски, с глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств. В драмах главный акцент делался на психологические образы. Постижение актерского мастерства театра но начиналось с раннего детства и совершенствовалось в течение всей жизни. в классическом театре но все роли, включая женские, исполняются только мужчинами.

 

9) Древняя Греция

Греческая античность создала неповторимую культуру, которая содержала в себе истоки будущей европейской цивилизации. При этом следует заметить, что античная культура не была единой ни в самой Греции, ни в Древнем Риме. На каждом этапе своего развития она предстает в качественно различных вариантах. В процессе эволюции античной цивилизации племена и народности, жившие на этой территории, осознали себя единым народом - эллинами, свою общую страну назвали Элладой и значительное историческое время сохраняли чувство принадлежности к этому единству. Интенсивно развивались и языковые диалекты, что привело в III-II вв. до н. э. к созданию единого греческого языка - койне.

Столь успешное развитие древнегреческой культуры, до некоторой степени, объясняется благоприятными территориальными и климатическими условиями, в которых проживали греки. Само строение греческого ландшафта, в котором не было ничего бескрайнего, кроме голубого неба, содействовало тому, что глаз грека с рождения привыкал к соразмерности, пропорциональности и гармонии. Поэтому окружающий мир казался ему разделенным по абсолютно естественным граням. И в этом мире древний человек сразу находил, дарованное ему богами, свое место хозяина. Столь удачный природный фактор греки активно использовали в культуре.

ВАЗОПИСЬ

В особый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить создание всевозможных ваз, украшавшихся самыми разными способами. Древнегреческие вазы интересны по многим причинам. Во-первых, изображения на них дают представление о рисовальном искусстве греков и о характере их живописи, так как настоящих памятников этого вида искусства почти не дошло до нас. Во-вторых, вазопись является своеобразной иллюстрацией всей эллинской древности, поскольку посвящена либо мифологическим сюжетам, либо сценам из жизни героев (погребальные обряды, гимнастические игры), либо эпизодам публичной и частной жизни. Именно роспись ваз дает наглядное представление о верованиях и быте народа.

Предназначение ваз было самым различным. Глиняные вазы помещали в гробницы и вешали на стены гробового склепа, их использовали для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, для смешивания напитков, для питья, для черпания воды, для туалетных снадобий. Вазы служили украшением быта и наградой в гимнастических и других состязаниях. Функциональное назначение ваз определялось их формой.

Формирование основных принципов древнегреческой художественной культуры. Формирование видового и жанрового многообразия в античном искусстве как многообразие деятельности античного человека. " Мусический" синтез искусств в Древней Греции. Расцвет искусства словесных форм: эпоса, лирической поэзии, драматургии. Появление древнегреческого театра как самостоятельной формы культуры. Древнегреческий театр – основа европейского театра.

Древнегреческая архитектура. Развитие классического типа древнегреческого храма. Система древнегреческого ордера.

Выдающиеся достижения древнегреческой скульптуры. Значение древнегреческой пластики для мирового искусства. Античный синтез искусств как органичное взаимодействие архитектуры и скульптуры. Синтез искусств как образ мира.

Развитие декоративно-прикладного искусства Древней Греции. Греческая керамика и вазопись.

Древнегреческая литература. Влияние греческой мифологии на античную литературу. Раннее зарождение лирической и гражданской поэзии в древнегреческой культуре как результат развития индивидуального начала в человеке. Творчество древнегреческих поэтов.

Возникновение древнегреческого театра на основе дионисийских праздничных мистерий. Творчество выдающихся древнегреческих драматургов и их роль в развитии древнегреческого театра – Эсхила, Софокла, Еврипида. Возникновение жанров драмы, трагедии и комедии в античном театре. Античный театр как основа развития жанров европейского театрального искусства.

 

Древний Рим

С конца I века до н.э. римское искусство приобретает ведущее значение в античном мире. Оно становится последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества. Римская культура сложилась в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь этрусков, а также греков. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римской культуры имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и других, причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей. Вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода: 1. искусство доримской Италии (царский период) (3 тысячелетие до н. э. – 3 век до н.э.) 2 искусство Римской республики (3 – 1 вв до н.э.) 3 искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. – 5 в. н.э.)

Таким образом, культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительство и т.д.

Древнеримская архитектура, градостроительные задачи. Новаторство римлян в области конструктивных форм: арочная и купольная системы. Разнообразие типов архитектуры. Римский жилой дом. Декоративное убранство жилого дома. Культовые сооружения древних римлян. Разнообразие архитектурных форм римского храма. Сущность каркасной системы в древнеримской архитектуре, ее влияние на последующее развитие архитектуры. Общественные здания Древнего Рима. Назначение базилики, разработка его внутреннего пространства. Роль базилики в формировании образно-конструктивной системы христианского храма. Триумфальные мемориальные сооружения Древнего Рима.

Древнеримская скульптура. Развитие римского скульптурного портрета. Роль культа предков в формировании образной системы портрета. Римская монументальная скульптура. Конная статуя Марка Аврелия как образец для создания парадных конных памятников в искусстве Западной Европы.

Древнеримская литература. Поэзия Вергилия, Горация, Овидия–высочайшие достижения мировой лирики.

Древнеримский театр и музыка. Широкое применение музыки в зрелищных видах искусства Древнего Рима. Возникновение больших оркестров. Стилевое разнообразие музыкальной и театральной культуры Древнего Рима.

Развитие видов и жанров искусств в античной эпохе как фундамент и культурный фактор развития родового, видового и жанрового разнообразия в европейской и мировой культуре.

 

Византийская культура.

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.

Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.

Формирование неоплатонизма совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. " царский дом" ), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

Церковная музыка, периоды ее развития

Основа византийской духовной музыки – раннехристианские, а также древнееврейские синагогальные традиции псалмопения. Древнейшие виды культового пения – литургический речитатив (чтение нараспев) и псалмодия. Византийское пение, его вокальные жанры и формы, особенности пения хоровым одноголосием.

Основные исторические периоды развития духовно-музыкальной византийской культуры, ее связь с развитием гимнографии и певческих нотаций. Музыкальная письменность – знаковое, семадийное, невменное письмо и его исторические типы.

Отцы церкви о музыке и пении, о театре и искусстве. Синтез искусств в Византийской церкви. Вселенские соборы и их роль в формировании византийского искусства. Уставные различия в службах и пении в главной соборной церкви – Софийском соборе в Константинополе и в различных монастырях. Роль монашества в формировании службы.

Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

В истории культуры Византии выделяют три этапа: ранний (IV - середина VII века); средний (VII - IX века); поздний (X - XV века).

 

13)Иконоборчество ….

С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность.Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники " Типикон" и " Октоих". Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал

фундаментальный труд " Источник знания", состоящий из трех частей: в первой, " Диалектике", излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, " Книге о ересях", перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству, а в третьей, " Точном изложении православной веры", систематизируется православное вероучение.

Политические причины: в Византии и её провинциях официальным эдиктом были запрещены иконы и какие бы то ни было антропоморфные изображения Бога. Причины тому были главным образом политические: императорская власть опасалась чрезмерного усиления монастырских феодалов, а именно монастыри и являлись оплотом иконопочитания.

Иконопись: Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Вообще, Византийская иконопись отличается от Светской Живописи чистотой, возвышенностью, отточенностью и ясностью изобразительного языка.

 

14)Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.

Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь