Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Организация и руководство народным художественным творчеством



Организация и руководство народным художественным творчеством

(часть вторая)

Учебно-методическое пособие

для студентов

дневного и заочного отделений

 

Специальность: 071301

«Народное художественное творчество»

 

 

РИЦ ТГАКИ

Тюмень

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, где дисциплина «Организация и руководство народным художественным творчеством» закреплена в цикле общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент).

Дисциплина «Организация и руководство народным художественным творчеством» читается студентам 2, 3, 4 и 5 курсов специальности 071301 «Народное художественное творчество» дневного и заочного отделений и является одной из основных в системе подготовки студентов. Цель курса - обеспечить единую теоретическую, педагогическую подготовку студентов специальности 071301 «Народное художественное творчество», квалификаций «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель», «Режиссер любительского театра, преподаватель» по современным технологиям организации народного художественного творчества различных категорий населения.

Предмет изучается на протяжении учебного года. Общее количество часов - 210. Настоящее учебно-методическое пособие является второй составной частью материалов, изданных по дисциплине «Организация и руководство народным художественным творчеством» и отражает вопросы курса, к изучению которых студенты обращаются в весеннем семестре учебного года.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов (у студентов дневного и заочного отделений) и контрольная работа (у студентов заочного отделения). Автором учебно-методического пособия используются в работе со студентами такие методы, как тестирование, анкетирование, иллюстрирование, мини – сочинение, деловая игра и т. д. В часы, отведенные на самостоятельную работу, студенты готовятся к семинарским занятиям: конспектируют первоисточники, работают с периодическими изданиями. Форма отчетности: у студентов, получающих в процессе обучения в вузе квалификации «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель», «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» (народный танец), «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель», «Режиссер любительского театра, преподаватель» – экзамен; у студентов, получающих в процессе обучения в вузе квалификацию «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» (спортивный и эстрадный танцы) – зачет. Экзамен и зачет проводятся в устной форме по билетам, в билете два вопроса.

Учебно-методическое пособие содержит пояснительную записку, тематический план курса (для студентов дневного и заочного отделений), содержание разделов дисциплины (лекционный курс), планы практических занятий (для студентов дневного и заочного отделений), списки основной и дополнительной литературы, вопросы к зачету и экзамену (для студентов дневного и заочного отделений), тематику контрольных работ и общие требования к выполнению их (для студентов заочного отделения) и словарь терминов.

Темы курса сгруппированы по 4 разделам:

- раздел 1. «Научно – методическое руководство коллективами народного художественного творчества», в котором обозначены вопросы, раскрывающие сущность понятия «методическое руководство» и освещающие основные этапы становления и развития методического руководства культурно – просветительной работой;

- раздел 2. «Организация деятельности методических органов и служб», где характеризуются основные направления и формы деятельности домов народного творчества в нашей стране;

- раздел 3. «Технология деятельности учреждений культуры», в котором раскрываются вопросы, связанные с особенностями деятельности учреждений культуры (подготовкой культурно – досуговых программ, изучением культурных потребностей и интересов аудитории и т. д.);

- раздел 4. «Методическое обеспечение культурно – досуговой деятельности», где обобщен опыт методической работы культурно – досуговых учреждений и обозначен круг вопросов, изучение которых направлено на развитие у студентов навыков методической работы.

Особенностью учебно-методического пособия является его профессиональная направленность. Эффективности в изучении курса «Организация и руководство народным художественным творчеством», можно добиться только при условии опоры на те знания, которые студенты приобретают по специальным дисциплинам.

Тематический план курса

для студентов

Раздел 1. Научно – методическое руководство коллективами народного художественного творчества

Лекция 1.

Литература

1. Бирженюк, Г. М. Методическое руководство культурно - просветительной работой: учеб. пособие / Г. М. Бирженюк, Л. В. Безене, Н. А. Горбунова. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.

2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

Лекция 2.

Литература

1. Бирженюк, Г. М. Методическое руководство культурно - просветительной работой: учеб. пособие / Г. М. Бирженюк, Л. В. Безене, Н. А. Горбунова. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.

2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

Лекция 3.

Литература

1. Бирженюк, Г. М. Методическое руководство культурно - просветительной работой: учеб. пособие / Г. М. Бирженюк, Л. В. Безене, Н. А. Горбунова. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.

2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

Раздел 2. Организация деятельности методических органов и служб

Лекция 4.

Литература

1. Каргин, А. С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов культуры и искусства / А. С. Каргин. – М.: Высшая школа, 1988. – 271 с.

2. Никитина, Г. Я. История культурно – досуговой деятельности: учеб. пособие / Г. Я. Никитина. – М.: МГУК, 1998. – 65 с.

Лекция 5.

Литература

1. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

2. http: //www.rusfolk.ru/ru/grdnt/

3. http: //www.culturemap.ru/

Раздел 3. Технология деятельности учреждений культуры

Лекция 6.

Литература

1. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие / Л. С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2000. – 179 с.

2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

Лекция 7.

Основные этапы подготовки культурно – досуговых программ

План лекции:

1. Формирование актива.

2. Методика коллективной подготовки программы.

1. Подготовка культурно - досуговой программы предполагает процесс коллективных действий, когда профессиональная деятельность специалиста культуры постоянно сопрягается с общественной деятельностью инициативных групп, специально сформированных для этих целей.

Для проведения и подготовки культурно - досуговой программы создается оргкомитет, составляется план, по которому к его подготовке и проведению привлекаются: городской комитет по культуре, сотрудники дворца культуры, дом культуры, театр – студия, бюро путешествий и экскурсий, организации и учреждения города.

Успех любой формы культурно - досуговой программы во многом зависит от сценария, к которому должны быть предъявлены следующие требования:

1. этап анализа обстановки и формулирования цели. Он играет исключительную роль в обеспечении научного подхода к осуществлению культурно - досуговой деятельности в целом и каждой программы в отдельности.

2. Этап планирования программы. От реализации этого этапа во многом зависит судьба программы, т. к. на этом этапе утверждаются: наименование программы, сроки проведения и лица, персонально отвечающие за подготовку каждого раздела плана. Это дает возможность четко организовать, увидеть программу в целом, с ясно поставленными задачами и определенными методами разрешения. На данном этапе осуществляют детальное описание процесса подготовки и проведения программы, стараются так спланировать работу, чтобы в активную деятельность вовлечь как можно больше участников.

3. Этап подготовки программы. Без организованных усилий невозможно реализовать план. Здесь наиболее активно протекает процесс формирования и сплочения актива, в ходе организации создаются условия для проявления творческого потенциала участников. С помощью актива жители и гости города заблаговременно получают информацию о проведении культурно - досуговой программы.

4. Этап непосредственного осуществления программы. Выступая как бы кульминацией процесса создания программы, он предполагает наивысшее напряжение сил и переживаний организаторов. На этом этапе выявляется степень сплоченности созданного коллектива, который выступает в роли коллективного организатора пришедших на программу людей.

Вступая во взаимодействие с массовой аудиторией как объектом воспитания, специалист учреждения культуры осуществляет свои функции не непосредственно, а через созданные группы актива.

Следовательно, процесс создания массового действа выступает для специалиста как процесс выявления, обучения и объединения, который, овладевая педагогическим замыслом профессионального работника, приходит к осознанию себя как субъекта воспитания. Образовавшийся в процессе формирования актив становится не только фактором успешного выполнения запланированной программы, но и эстетически организованной средой, формирует участвующих в нем людей.

Сформировать актив как творческую досуговую общность, обладающую качествами коллектива, возможно лишь при достаточно полном выявлении совокупности приемов педагогического руководства, при котором у участников возникают общественные мотивы культурно - досуговой деятельности, появляется потребность в совместной коллективной работе. Участие актива в творческом процессе создания культурно - досуговой программы обеспечивается следующими факторами:

- подготавливаемая программа должна удовлетворять интересы аудитории;

- актив должен участвовать в планировании программы.

Подготовка культурно - досуговой программы предполагает объединение его организаторов в процессе совместной деятельности, формирование на этой основе коллектива, способного к продолжению начатой деятельности.

Можно выделить ряд правил, выполнение которых способствует формированию коллектива:

- запланированную программу необходимо сделать составным звеном цикловой деятельности;

- необходимо, чтобы задание каждой новой программы усложнялось, достижение запланированных целей становилось все более трудным и интересным, подготовка каждой программы требовала постоянного самообразования;

- следует отработать четкую организационную структуру деятельности активистов, способствующую формированию деловых и межличностных отношений.

Подготовка культурно - досуговой программы дает возможность удовлетворить потребность людей в общении, творческой деятельности, развить имеющиеся способности к художественной деятельности. Специалисты и актив учреждения культуры при подготовке программ стремятся к тому, чтобы у присутствующих вызвать чувство удовлетворения от встречи с прекрасным, и это дает возможность проявить художественный вкус, фантазию специалистам. Созданию атмосферы торжественной приподнятости и праздничности способствует художественно - тематическое оформление места проведения театрализованного действия, которое выбирается особенно тщательно, оно должно хорошо просматриваться, быть удобным для оформления. Для выполнения этой задачи создается группа актива оформительская. Задачей данной группы актива является подготовка обращения к жителям и гостям города, афиши, объявления на предприятиях, рекламирование по городу, реклама в местной газете. К данной группе актива привлекаются самодеятельные художники, учащиеся местных школ, ПТУ, школы искусства. Благодаря этой работе участниками праздника создается приподнятая, радостная атмосфера.

Третья группа актива техническая. Ее задачей является озвучивание, музыкальное оформление. Коллектив должен проявить максимум деловых качеств при подготовке световых эффектов, полностью подготовить музыкальное оформление.

Четвертая группа актива - творческая, в нее входят активные участники художественной самодеятельности. К этой группе актива привлекается широкий круг лиц, так как необходимо провести большую организаторскую работу выявить любителей и желающих принять участие в концерте, различных конкурсах. Проводится эта работа совместно с оргкомитетом, который имеет связь с художественными коллективами города, а также гостями.

Каждая культурно - досуговая программа требует своей системы затрат. С точки зрения самофинансирования, себестоимости и самоокупаемости следует иметь в виду, что в систему необходимо увязывать три компонента:

- предварительные затраты, значительные по размеру и многообразные по количеству расходных статей;

- достаточно широкое пространство, способное вместить большое количество людей;

- множество разнообразных увеселений и затей, способных окупить предварительные затраты и удовлетворить максимум духовных потребностей людей.

Так, например, спонсорами ежегодной традиционной программы «День города» могут являться: администрация города, района, промышленные предприятия и организации, акционерные общества, а также многочисленные кооперативы.

Нужно заметить, что при подготовке культурно - досуговой программы группы актива на базе общих целей, интересов, задач объединяются в творческую досуговую общность. Практика показывает, что в дальнейшем некоторые из них становятся постоянными активными помощниками в деятельности учреждений культуры, многие коллективы художественной самодеятельности пополняются новыми участниками.

Обобщая, можно сказать о том, что подготовка культурно - досуговой программы обладает мощным педагогическим потенциалом и при соблюдении ряда условий регуляции совместной деятельности становится эффективным средством выявления и закрепления актива учреждения культуры.

Как педагогическая система культурно - досуговая программа одновременно обращена и ко всей массе составляющих ее индивидов, и к каждому из них в отдельности. Участники программы, как правило, ощущают себя органической частью данной области и почти синхронно реагируют на происходящее действие и предлагаемую информацию.

Это, в свою очередь, позволяет опираться не столько на индивидуальность каждого, сколько на типичное и общее, что отличает конкретное объединение людей.

Практика показывает, что в поезде, в туристском походе, в доме отдыха люди сближаются гораздо быстрее, чем в обстановке обыденной трудовой деятельности. Сказывается и факт постоянного общения, которое не ограничивается рамками рабочего или учебного времени, и свойственная досугу психологическая расслабленность, и глубочайшая потребность личности в максимальном самовыражении и непрерывном расширении грани общения.

В еще большей мере это проявляется в программе, когда человек чувствует, что он выполняет общественный долг, тогда и раскрываются творческие потенции личности.

Как итог определенного этапа общественного созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условия активной духовной деятельности и социального творчества, программы создают объективные предпосылки коллективной организации людей.

Коллективная организация выполняет сложные и социально важные функции для человека и является:

- средством, стимулирующим и активизирующим его психическую деятельность, углубляющим характер его восприятия внешнего мира;

- средством духовного обогащения личности;

- фактором нравственного и эстетического развития его гражданского и общественного самоутверждения;

- средой, в которой создаются благоприятные условия и возможности для разностороннего развития и самовыражения.

В проведении и подготовке программы организаторам необходимо стремиться осуществить дифференцированный подход.

2. Методику коллективной подготовки программы можно представить следующим образом: анализ обстановки; вовлечение дополнительного актива к процессу подготовки и проведения программы и создание престижной атмосферы; отклики в печати, на радио, телевидении; выделение групп актива; определение деловых партнеров и заинтересованных служб.

Затем происходит планирование подготовительного этапа; составление планов создания программы, взаимодействие технологического творческого и педагогического процессов. И, наконец, проведение культурно - досуговой программы; анализ проведенной программы, организация отклика в прессе (местной) на стенде, радио, интервью, награждения как средства, способствующего закреплению престижа специалиста культурно - досуговой деятельности. Как же сделать, чтобы организация, скажем, праздников и народных гуляний, их художественный уровень и материальное обеспечение соответствовали значимости темы? Для этого надо решить две главные задачи: добиться высокого художественного уровня и экономического обоснования программы. Ни для кого не секрет, что иногда художественный уровень некоторых наших праздников невысок. Это портит вкус и вырабатывает привычку к низкопробным, примитивным зрелищам. Одна из причин - недостаточная компетентность сценаристов и режиссеров в отсутствии знаний специфических законов организации массовых форм культурно - досуговых программ. В массовых формах иные пропорциональные соотношения объемов декорации и человеческой фигуры, иной ракурс, вообще иная схема взаимоотношений актера и зрителя. Зрители могут находиться вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высоко подняты над публикой или находиться внизу, у ее ног. Зрители могут сидеть, стоять, могут двигаться от одной сценической площадки к другой, или стоять и смотреть, как мимо проезжают и проходят группы исполнителей. А в некоторых представлениях зрители сами становятся исполнителями, активно участвуя в действии.

И, наконец, нет здесь главных компонентов традиционного театра: привычной драматургии с диалогами, монологами и репликами. Нет привычного режиссеру и зрителю процесса перевоплощения актера в образ. Но, конечно, есть огромные масштабы представления и огромные постановочные трудности. Необходимо так разместить массу зрителей, чтобы была возможность одновременного появления и ухода с площадки групп исполнителей. Необходимо создать свою, неповторимую атмосферу данного представления. Надо использовать архитектурные и ландшафтные особенности сценической площадки, учесть связанные с данным местом исторические ассоциации. В празднике должны сочетаться лаконизм и зрелищность, символика и ясность, демократичность и общедоступность. Интересно по своему решению использование зрелищного пространства. В празднике задействованы многие площадки города, а также центральная улица.

Карнавальное шествие также строится на линейном использовании зрелищного пространства. Движение масс по - прежнему являет собой произвольное шествие, одновременно каждый из участников карнавала может выйти из шествия и принять участие в любой забаве, которая устраивается на площадках.

Одним из выходов заряда творческой энергии является наличие игрового аспекта в программе. Давно уже минуло время, когда игра представлялась чем - то бесполезноприятным. Психологические исследования показали, что игровая деятельность отнюдь не бесполезна, более того, без нее немыслимо становление человеческой личности. Игра выступает как социально - психологический механизм снятия напряжения, когда человек в момент праздника пребывает в состоянии утомления, сопровождающегося усталостью, истощением физических и духовных сил.

Если в обыденной жизни практическое и игровое действия разделены между собой, то праздник такого разделения не имеет, так как в нем всегда есть условный, символический обрядово - зрелищный момент. Природа праздника такова, что он не может оторвать игровое действие от реальности, в празднике основной, но не единственной целью является цель поддержания игровой атмосферы и соблюдение соответствующих правил. Человеку, не принимающему или не понимающему праздника, и сам праздник кажется нелепостью.

Скучный человек, лишенный игровой инициативы, так же способен разрушить все очарование праздника. Игра приносит человеку настоящую радость и разрядку той напряженности, которая накапливается в результате действий неигрового характера.

В празднике существуют следующие типы игр:

- ролевая игра – она присуща таким формам зрелищ, как кино, театр, обряды;

- игра по правилам (состязательная) - она включает в себя все виды спортивных состязаний;

- пластико - акробатическая игра – это виды спортивной игры – одиночные и групповые;

- игра с атрибутом. К ней относятся все виды жонглирования, иллюзиона, используется предмет, вещь, с помощью которой человек выходит за привычные нормы поведения;

- игра с животными - все виды дрессировки.

Все существующие типы в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: наличие игрового пространства или некоего условно ограниченного круга, внутри которого протекает игровое действие, правила игры и добровольное согласие в отношении их принятия и выполнения; несводимость игрового действия к материальной пользе.

Игра приводит человека в определенное эмоциональное состояние, выполняет потребности личности, вызывает чувство сопричастности к празднику, раскрепощает человека в общении с другими людьми.

В процессе игры происходит снятие конфликтов в межличностных отношениях, возникает психологическая основа. Природа игры предполагает наличие одних целей, одновременной деятельности, одних норм поведения. Игра стимулирует общественную активность и раскрытие качеств личности. Коллективная игра активизирует процесс мышления, обостряет ощущение и восприятие играющих.

В процессе праздника игра должна в полной мере реализовывать коммуникативную деятельность, в противном случае не реализуется одна из основных задач праздника - выработка модели коллективного поведения, праздничная атмосфера, следовательно, обречен на неудачу сам праздник.

Будучи по существу своему глубоко социальным процессом, общение в условиях праздничной коллективной деятельности становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям человечества. И здесь следует помнить, что в культурно - досуговой деятельности важным является положение о том, что создание каждой программы предполагает наличие широкого актива независимо от состояния учреждения культуры.

Резюме:

1. Залогом эффективности подготовки культурно – досуговой программы является деятельность слаженной команды – актива, специально созданной для этой цели.

2. Среди этапов подготовки культурно – досуговых программ: анализ обстановки; вовлечение дополнительного актива к процессу подготовки и проведения программы и создание престижной атмосферы; отклики в печати, на радио, телевидении; выделение групп актива; определение деловых партнеров и заинтересованных служб; планирование подготовительного этапа; составление планов создания программы, взаимодействие технологического творческого и педагогического процессов; проведение культурно - досуговой программы; анализ проведенной программы, организация отклика в прессе (местной) на стенде, радио, интервью, награждения как средства, способствующего закреплению престижа специалиста культурно - досуговой деятельности.

Вопросы для повторения:

1. Назовите группы актива и охарактеризуйте направления их работы.

2. Перечислите критерии, способствующие становлению актива как коллектива.

3. Перечислите и охарактеризуйте этапы подготовки культурно – досуговых программ.

Литература

1. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие / Л. С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2000. – 179 с.

2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

Лекция 8.

Сценарные основы подготовки культурно – досуговой программы

План лекции:

1. Понятие о сценарии.

2. Работа над сценарием.

1. Сценарий - это подробная литературная разработка культурно - досуговой программы.

Многолетняя практика деятельности учреждений культуры показывает, что каждая, даже сугубо деловая, «официальная» культурно - досуговая программа начинается со сценария или сценарного организационного плана.

Сценарий это процесс планирования педагогического, психологического, информационного, художественно – эстетического и т. п. воздействия на объект воспитания.

Имея в виду его социальную направленность, мы тем самым оцениваем, насколько глубоко, актуально, своевременно, основательно в сценарии реализован конкретный социальный заказ на культурно – досуговую программу. Также значительно ограничивает возможности проникновения в сущность сценария культурно – досуговой программы, в технологию его разработки и реализации.

Сценарий представляет собой исходный каркас интеллектуального и эмоционального воздействия культурно – досуговой программы. При этом сценаристы обязательно вводят в ткань содержания различные сценарно – сюжетные ходы, которые связывают все эпизоды в единый целостный замысел. Неотъемлемым элементом сценария должно быть его композиционное решение.

2. Первоосновой творческой деятельности сценариста является замысел, в котором он программирует конечный результат. Зарождение замысла и его воплощение, т. е. весь творческий процесс создания сценария, зависит не только от личности сценариста, но и в не меньшей степени от специфики и возможностей того или иного учреждения культуры и в каждом случае осуществляется по своей определенной технологии.

Замысел сценария является схемой будущей программы, которая включает основные блоки - эпизоды, сюжетную линию. Поиски интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием. Интересно разработанный сюжет - важнейшее требование драматургии учреждения культуры. На практике многие организаторы игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращал его в план выступлений участников тех или иных событий, с концертными номерами.

В сюжете программы должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся.

Но от чего зависит эффективность воздействия самой программы, как добиться значительного улучшения, усиления педагогического смысла сценария - эти вопросы волнуют современных практиков и теоретиков культурно - досуговой деятельности.

Именно эта идея является очень важной для использования сценария культурно - досуговой программы, активно включающей аудиторию в массовое театрализованное действие, связанное с трудовыми, бытовыми и другими традициями.

Учитывая экономическую обстановку и политическую ситуацию в стране, специалисты учреждений культуры включают в сценарии культурно - досуговых программ вопросы, касающиеся существующих потребностей людей, их интересов, индивидуального опыта.

Основной недостаток создания сценария программы связан с тем, что более половины специалистов учреждений культуры не владеют основами этого вида творчества. Поэтому формирование профессионального мастерства сценариста может быть эффективным лишь в условиях систематического и последовательного интеллектуально - эмоционального развития.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры заключается в том, чтобы присутствующие в жизни негативные явления адекватно отражались в художественных образах педагогической направленности.

Деятельность по созданию сценария имеет субъективную сторону (деятельность внутренне желательная, соответствующая потребностям субъекта) и сторону объективную (деятельность общественно - целесообраэная).

Вся совокупность различных сценариев культурно - досуговой деятельности, содержание этой деятельности, ее черты дают представление об изменении направленности культурных предпочтений в сторону более свободного ориентирования личности.

Отсюда главным критерием умения создавать сценарий программы является наличие совокупности оснований, выстроенных в определенную систему, где все цели и подцели имеют свою иерархию и целостность.

Педагогическое обеспечение процесса написания сценария базируется на процессе общения автора с материалом и живыми участниками, пользующегося достоверной информацией, которая позволяет: выявить уровень восприятия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия к распространяемым идеям, имея в виду их восприятие и усвоение; как результат первого и второго, дать оценку возможностей аудитории с точки зрения применения понятийного аппарата, методов и средств наиболее эффективного воздействия на нее.

Формирование художественной направленности, духовных ценностей и интересов, выступавших в качестве мотивов деятельности автора сценария, осуществляется через связь с окружающей средой, укрепление позитивных чувств и настроений различных групп населения, воздействие на ценностные ориентации которых проявляются в различных видах заданной сценаристом деятельности, формирование общественного мнения, правильных оценок по актуальным проблемам общественной жизни.

Отсюда технология культурно - досуговой деятельности, несущая целостное представление о сущностных связях и закономерностях развития деятельности учреждения культуры, воплощается в сценарии программы, проявляется на принципах построения, формах и способах творческой деятельности.

Для того чтобы раскрыть основное содержание сценария культурно - досуговой программы, необходимо решить (сначала на теоретическом, а затем и методическом уровне) проблему, которая имеет особую актуальность и заключается в адекватном соотношении структуры субъекта и объекта с подвижными возможностями, обеспечивающими их взаимодействие.

Именно здесь, на наш взгляд, следует искать те закономерности написания сценария, которые определяют специфику и содержание, способы взаимосвязи субъекта и объекта в процессе культурно – досуговой деятельности.

Создание в сценарии ситуации постоянной заряженности аудитории на активную деятельность - обязательное условие осуществления педагогических целей и задач культурно - досуговых программ сценарно - художественными средствами. В число сценарно - художественных средств, направленных на возникновение и эффективную реализацию ситуации, входят точная постановка проблемы предлагаемой программы, педагогически оправданное использование документального и художественного материала, взятого в соответствии с логикой взаимодействия «правды факта» и «правды жизни», умение найти нужные композиционные приемы, способности сценариста понять специфику аудитории и добиться того, чтобы у сценария был точный адрес интеллектуального и эмоционального воздействия.

Опыт показывает, что наиболее плодотворным был процесс, при котором аудитория получила планируемую идею не в качестве готового вывода, а приходила к нему в результате самостоятельной деятельности, направленной на осмысление преподносимого режиссером - постановщиком материала фактов, документов, событий, проблем и т. п.

Одной из существенных технологических проблем создания сценария культурно – досуговых программ является прочтение ситуации.

Специфическая особенность учреждения культуры заключается в том, что свое влияние оно осуществляет лишь через создание художественной ситуации и ситуации повседневности. Именно в силу своей природы учреждение культуры обеспечивает оптимальные условия для эффективного воздействия художественно – выразительных средств на личность.

Словом, успешно смоделированный в художественном и педагогическом отношении сценарий программы призван наиболее эффективно программировать и прогнозировать создание и динамичное развертывание заданной ситуации в рамках конкретной программы.

Педагогическая цель, сверхзадача, мысленно предвосхищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию, для достижения определенного практического результата. Смыслом оптимального художественно - педагогического воздействия является совпадение результата с предварительно намеченной целью.

С точки зрения драматургической организации сценарного материала, этот процесс является художественным, а с точки зрения планирования воздействия на аудиторию – психолого – педагогическим.

Драматургия культурно – досуговых программ основана, как правило, на реальных, конкретных фактах. Они по своей природе многозначны и, с точки зрения художественно – психологического воздействия, обладают богатейшими возможностями.

Тщательная разработка сценической драматургии культурно - досуговых программ позволяет организовывать и направлять соответственно поставленным педагогическим целям и задачам творческую активность зрителя. Стремление вызвать творческую активность аудитории всегда было доминирующей педагогической, профессиональной тенденцией в деятельности опытных режиссеров - постановщиков культурно - досуговых программ. Однако на практике недостаточно полного и адекватного воплощения самой идеи сценария как психологической программы художественно – педагогического воздействия, как способа фиксации предлагаемых ответных реакций зрительного зала.

Включение в предметную культурно – досуговую деятельность личности на основе ее потребности первоначально выступает лишь как условие, предпосылка деятельности, но как только личность начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация и она перестает быть тем, чем она была «в себе». Сценарий культурно - досуговой программы создает предпосылки для включения личности в действие и возможность исполнителям достичь поставленной цели.

Вот почему действие - основное выразительное средство в сценарии культурно - досуговой программы. Отсюда необходимость знания его свойств и основных частей: «событие», «задача», «сцена», «определение конфликта», «действие», «средства», «результат».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.102 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь