Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция личностного роста К. Роджерса



Один из основоположников гуманистической психологии, К. Роджерс, ввел в науку понятие «личностный рост» . Это модель личностных изменений, которые не тождественны понятию «развития личности». Личностный рост, по Роджерсу, это не усвоение каких-либо знаний, не освоение определенной деятельности, не формирование активной жизненной позиции, не продвижение по «лестнице возрастов» и т.д.

Личностный рост представляет собой свойственную организму тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять, развивать личность. Суть личностного роста – это обретение себя и своего пути. Роджерс считал, что если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве его критериев.

Основываясь на работах К. Роджерса, можно выделить следующие интра- и интерперсональные критерии личностного роста.

Интраперсональные критерии личностного роста :

· Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как к личности, достойной уважения, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, своему организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе означает не только веру в возможности сознательного «Я», но также понимание того, что целостный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание.

· Открытость внутреннему опыту переживаний. Сильная и зрелая личность свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к своей внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

· Понимание себя. Это точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии, способность увидеть и услышать себя подлинного, адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального.

· Ответственная свобода. Это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы, за то, чтобы остаться верным себе.

· Целостность. Сохранение и защита целостности внутреннего мира и самой личности, чем человек обладает изначально. Нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не должны приводить к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например между разумом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным, между личностью и организмом.

· Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Напротив, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле, зрелая личность – это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий личностного роста – динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем, постоянно «быть в процессе».

Интерперсональные критерии личностного роста:

· Принятие других. Личность можно считать зрелой в той степени, в какой она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию к ним.

· Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности и, в особенности, других людей. Поэтому важнейший критерий личностного роста – готовность вступать в контакт на основе глубоко и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

· Социализированность. Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и жить с другими людьми в максимально возможной гармонии.

· Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К. Роджерс).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений происходят в соответствии со своими закономерностями. И в то же время, поскольку процесс личностного роста является целостным, то рост в одном личностном измерении способствует продвижению в других. И главное – сам факт движения, включение в процесс открытия и обретения себя, что, в конечном итоге, делает человека способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как вызов жизни и одновременно – призыв к жизни.

 

11.2. Воспитание и самовоспитание

Фактическим протестом против авторитарного воспитания явилась теория свободного воспитания, предложенная Жан-Жак Руссо (1712–1778). Руссо и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Русский педагог П.П. Блонский (1889–1941) считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма, при этом не учитывая очень важного, с точки зрения современной педагогики, «двустороннего» характера воспитания. В концепции Блонского ребенок выступал, преимущественно, как объект воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся отношения. В.А. Сухомлинский (1918–1970) считал, что воспитаниеэто многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает.

Целью воспитательного процесса является формирование определенных качеств личности, соответствующих идеалам общества и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой подобные цели, которые можно назвать целями самовоспитания. Самовоспитание – это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом и возможностями. При определении задач самовоспитания важно задуматься над тем, насколько то, что мы хотим сформировать у себя, гармонично «впишется» в имеющийся комплекс личностных особенностей, насколько это естественно, органично для нас, станет ли это «восхождением к индивидуальности», к обретению собственной целостности и уникальности.

Воспитание и самовоспитание – это процессы, осуществляемые постоянно, хотя очевидно, что с возрастом роль самовоспитания может возрастать, превалируя над долей воспитательных воздействий.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Как Э. Эриксонопределяет идентичность? Назовите и охарактеризуйте стадии личностного развития в концепции идентичности.

2. Что отличает концепцию развития Ж. Пиаже? Назовите и опишите основные стадии когнитивного развития.

3. Как выглядит нравственное развитие, по Л. Кольбергу?

4. Чем нравственное развитие женщин отличается от нравственного развития мужчин?

2. 5.Что такое самоактуализация? Назовите характеристики самоактуализирующейся личности, по А. Маслоу.

5. Что такое личностный рост, по К. Роджерсу?

6. Каковы интра- и интерперсональные критерии личностного роста?

7. Что такое воспитание?

8. Что такое самовоспитание?

9. Как на протяжении жизни человека соотносятся процессы воспитания и самовоспитания?

 

Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М., 1992.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.

3. Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1996.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб,. 1997.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

б) дополнительная:

1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. – М., 1979.

2. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

4. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 4019; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь