Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Основные тенденции развития государства и права Зарубежных стран Первые концептуально оформленные образы государства связываются с трудами античных мыслителей. Наиболее четко и полно сформулировавшим понятие государства традиционно считается Аристотель, который рассматривал государство как некое множество определенным способом интегрированных и общающихся между собой людей - политическое общение В своем развитии теория и практика государственно-правового строительства прошла несколько этапов развития: государство и право Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. В основе данной периодизации – движение человеческого общества и его организации от низших форм развития к высшим. Особенности исторического и цивилизационного развития стран Древнего мира. Термин «Древний мир» традиционно применяется к таким странам, как Древний Египет, Вавилон, Древний Китай и Древнюю Индию, получивших название «Древний Восток», и Древнюю Грецию, Древний Рим, определяемых как Античный мир. В Древневосточном мире сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. Среди них можно отметить: оптимальную экологическую среду (субтропический климат, с жарким сухим летом и мягкой зимой); наличие бассейнов великих рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ), образующих районы с плодородной, орошаемой почвой. Но накопление избыточного продукта было возможным только при создании единой ирригационной системы, что требовало объединения усилий для коллективного освоения земель. Необходимость консолидации усилий общин усложнило управленческие функции и привело к созданию надобщинных структур, оказало существенное влияние на формирование особого менталитета народа. Трансформация древневосточной родоплеменной организации в про-тогосударство происходит в IV – III тысячелетии до н.э. Их особенностью было то, что они возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмового хозяйства. Постепенно эти объединения консолидировались, по воле сильнейшего из них, в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым правителем, наделенным авторитарной, часто деспотической властью. Мощным интегрирующим началом в древневосточных странах выступали завоевательные походы. Они часто ускоряли процесс централизации государства. Прекращались межплеменные столкновения, борьба родоплеменной знати за власть, завоеватели занимали место правящей элиты. Активная завоевательная политика неизбежно приводила к образованию империй – политических образований, объединяющих единородное население под началом жестокой централизации. Настоящим феноменом государств Древнего Востока стало появление власти-собственности. Государственный сектор был объединен в царско-храмовое хозяйство. Часть земли передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения вплоть до продажи. Но частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем выступала община, которая распределяла наделы среди крестьян-общинников. Таким образом, специфика восточного цивилизационного пути развития заключались в том, что, во-первых частное товарное производство и, связанные с ним общественные отношения не занимали значительного места. Это сказалось на застойном характере древневосточного общества и государства. Во-вторых, решающую роль в эволюции древневосточных обществ играла патриархальная сельская община. Этим в значительной степени определялся характер государственной власти в этих обществах, роль и место древневосточного государства, их правовых систем. Многоукладная хозяйственная жизнь предопределяла пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социальных слоев: 1) лица, не имеющие средств производства, зависимые работники: рабы; 2) мелкие производители — свободные крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий слой общества, состоявший из придворной и служилой аристократии, командного состава армии, состоятельную верхушку земледельческих общин и пр. Традиционность древневосточных обществ во многом определялась многоукладностью, стабильностью социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии. Вместе с тем, каждое из этих государств имело свои отличительные особенностей. «Отец истории» Геродот ещё в V в. до н.э. подчеркивал деспотический характер власти египетских царей-фараонов. Отсюда берет начало концепция «восточной деспотии», согласно которой: 1) преобладала монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого правителя, который был в одном лице и законодателем и высшим судьей; 2) жесткая централизация государства, с тоталитарным режимом и всеобщим надзором за разветвленного административного аппарата за подданными; 3) разнообразие политических структур древневосточных цивилизаций. Данную характеристику можно в полной мере отнести лишь древнеегипетским царствам и древнекитайским империям. Вместе с тем, во многих государствах Древнего Востока власть правителей ограничивалась традиционными общественными структурами: советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большими семейными, «городскими» общинам и пр. Государство выполняло особые контрольные и регулятивные функции, что предопределяло роль управляющего слоя, чиновничества. Противовес в виде сильного слоя частных собственников отсутствовал, демократические институты сдержек и противовесов в этих условиях не могли прижиться в древневосточных обществах. Важным фактором поддержания деспотического единовластия имела религия, духовное единство, обеспечиваемое путем сохранения самобытных, фундаментальных ценностей. Складывание древневосточного права происходило вместе с развитием государства. Для него был характерен ряд общих черт: социальное неравенство свободных и несвободных, а также среди свободных закреплялось открыто; допуск к государственной службе имели представители только строго определенных социальных слоев, близких к правящей верхушке; оно было тесно связано с религией, моральными ценностями. Норма права, как правило имело религиозное обоснование. Именно здесь появились первые писанные законы (Законы Хаммурапи, Законы Ману). Их важной характерной чертой было закрепление наиболее распространенных обычаев, складывающаяся судебная практика. В силу этих обстоятельств нормы носили казуальный характер, были недостаточно разработанными, фиксировались в виде конкретного случая С появлением торговых отношений в древних цивилизациях связана и история возникновения таможенных пошлин. Правила сбора пошлин нашли освещение в письменных документах шумерской цивилизации, в законах Хаммурапи, в Священном Писании и других древних источниках. Возникновение государства в античном мире и полисная система. Новая и более высокая ступень древней цивилизации связана с развитием греко-римского общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего расцвета античная цивилизация достигла на рубеже эр. На государственно-правовое развитие стран Античного мира существенно повлияли природно-географические факторы. Естественные границы в виде труднопроходимых гор, отсутствие крупных плодородных земельных площадей не могли способствовать распространению и сохранению земельной общины восточного типа, зато здесь сложились благоприятные условия для развития ремесла и торговли. Частнособственнические отношения, рыночное хозяйство становилось и динамично развивались на основе морской и внутриполисной торговли. Горный ландшафт объективно не давал возможности созданию крупных государственных образований. Возникали многочисленные небольшие и изолированные друг от друга города-государства (полисы). Это были закрытые для чужаков государства, где гражданская полноправность передавалась фактически по наследству. Полноправными афинскими гражданами, например, являлись только те лица, у которых отец и мать были гражданами Афин. В полисном мире безусловное преобладание имели различные республиканские формы правления — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. Народ, в виду отсутствия политического опыта, господством патриархально-религиозных представлений, как правило, делегировал властные полномочия жреческой и новой имущей аристократии. Основная политическая борьба происходила между властной консервативной аристократией и и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Античная цивилизация породила и такую государственную форму, как тирания - узурпация власти единоличными правителями-тиранами, выходцами из аристократической среды. Такие режимы установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности, ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии, в наибольшей степени отражавшей общие интересы гражданской и политической общины. В VI—V вв. до н.э. среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвинулись на первый план два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, там сложилась цельная гражданская община, античная демократия достигла своей вершины и стала огромной созидательной силой. В Спарте сформировалась аристократическое военно-лагерное государство, которое подавляло огромную массу подневольного населения (илотов), сдерживало развитие частной собственности и пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Последующая история государственности Древней Греции разворачивалась под знаком антагонизма этих двух полисов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии. К I в. до н.э. исчерпала себя полисная система в Риме. Она не могла справиться с восстаниями рабов и не в состоянии была обеспечить внутреннее гражданское единство. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит монархия в виде империи. В этот период появились и развивались различные таможенные формальности. Именно в Римском государстве зародилось правовое оформление таможенных пошлин виде тарифа (Пальмирский тариф), появились их профессиональные сборщики – публиканы, откупная система. Античное право осуществлялось в рамках отдельных городов-полисов. Уровень развития демократических институтов в них находил в нем свое отражение. Основным источником права здесь становится закон, выраженный в письменной форме и имевший светский характер. Признание законодательства в качестве основной формы правотворчества (Греция) или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией правовых обычаев. В Афинах утвердилась демократическая система законодательства, право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, своеобразное правовое государство. До сих пор в Европе и других странах мира выдающимся достижением политико-правовой мысли считается римское право, которое было возведено в культ римским обществом. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Таким образом, в Древнем мире зародились и получили развитие такие социальные феномены, как государство и право. По своей классовой сущности они были рабовладельческими, по форме – монархическими и республиканскими, по политическому режиму – деспотическими, тираническими, олигархическими, избирательно демократическими. Особенности средневекового государства и права в Европе и на Востоке. Феодализм - общественный строй, который утвердился и существовал на территории Европы в V - XVII вв. Главными факторами, способствовавшими развитию феодальных отношений, были: падение Западной Римской империи, образование на ее территории многочисленных варварских королевств; христианизация европейских королевств (V – VIII вв.) Особенностями феодального государства в Европе являлись: преобладание монархической формы правления; политическая и правовая автономия городов; сочетание публично-правовых и частноправовых начал в управлении (на определенном этапе развития государство делегировало ряд властных полномочий крупным землевладельцам на местах, следствием чего стал сильнейший территориальный сепаратизм); связь между религией и государством; слабость государственного начала компенсировалась развитым сельским самоуправлением, основу которого составляла соседская община, выполнявшая административные, судебные, хозяйственные функции; основным политическим конфликтом феодального общества был конфликт между государством и римско-католической церковью, поскольку последняя претендовала на суверенитет в государстве. В этот период государство прошло следующие этапы в своем развитии: 1) раннефеодальное (варварское) государство утвердилось в европейских государствах в V - IX вв. с сильной королевской властью и особой ролью сельской общины в управлении; 2) сеньориальная монархия (X - XI вв.), характеризовавшаяся территориальной раздробленностью и слабой центральной государственной властью; 3) сословно - представительная монархия, имевшая место в XII – XV вв., основным признаком которой было усиление центральной королевской власти, возникновение и функционирование сословно - представительных учреждений (германский рейхстаг, английский парламент, французские Генеральные штаты, кортесы в Испании); 4) абсолютная монархия, утвердилась в европейских государствах в XV – XVII вв. и имела такой важный признак, как концентрация законодательной, исполнительной, судебной, военной, а иногда и духовной власти в руках монарха - главы государства. На определенном этапе своего развития выделился такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия). Концепция просвещенного абсолютизма предполагала развитие законности, культуры, науки, просвещения. Таможенное право в этот период прошло путь от элементарных таможенных фискальных обрядностей, до важнейшего инструмента регулирования товарообмена. Имели распространение негосударственные таможенные образования. Выражением указанных тенденций явились договоры между городами в рамках свобод и вольностей, дарованных и признаваемых монархами - ганза. В них устанавливался особый торгово-таможенный режим, который не применялся к другим городам. С появлением протекционизма таможенное дело превратилось из чисто фискального еще и в политический инструмент. Таможенная политика определяла стратегию таможенного дела, формировала таможенный механизм регулирования, который находил своё отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах. Феодальное право представляло собой особую историческую правовую систему, которая обладала ярко выраженными особенностями: партикуляризм (разобщенность права); связь с религией; примитивность, неразработанным с точки зрения юридической техники, сословность (благородные - неблагородные, свободные - зависимые). Источниками феодального права были обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно-правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники. Регулирование имущественных отношений осуществлялось на основе права собственности на землю, как привилегии дворянского сословия Множественность, неопределенность составов преступлений, свободное усмотрение судьи были отличительными чертами феодального уголовного права. Нормы уголовного и уголовно-процессуального права не различались. Особенности государства и права Востока в Средние века. Эволюция средневекового восточного общества существенно отличалась от развития феодальной Европы. Оно характеризовалось традиционностью социально-экономических и социально-политических структур, имело замедленные темпы эволюции. Здесь не получили развития капиталистические, рыночные товарно-денежные отношения. Восточные общества оставались многоукладными, традиционно-клановыми. Господствующей была государственная собственность на землю, сочетающаяся с общинной и с соответствующим ей частным землевладением общинников-крестьян. Господствующий класс в странах Востока — это сановно-бюрократический социальный слой, причастный к власти, который жил за счет ренты-налога главным образом с формально свободных земледельцев-крестьян. Для средневековых обществ Востока характерна меньшая степень зависимости непосредственных производителей-крестьян, относительно больший объем их прав по с распоряжению своим земельным участком. Восточный средневековый город жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный продукт, концентрирующийся в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом, не включался в производство. Правовой статус городского жителя не отличался от крестьянина. Восточная сельская община тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан, купечества городского типа. Наследственная монархия была наиболее распространенной формой восточного средневекового государства. Вместе с тем различными были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств. Религиозный плюрализм, отношение к религии как к простому учению, отсутствие прямой связи между государственной властью и ортодоксальной религиозной системой определяли и другие специфические черты средневекового общества и государства Китая. Своеобразие государства Арабского халифата и других государств мусульманского мира также было непосредственно связано с их универсальной религией— исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти. На трансформацию форм средневекового государства Индии и Японии огромное влияние оказали и другие факторы — завоевание Индии в XIII в. мусульманами и узурпация власти императора Японии в XII в. " великим полководцем" — сёгуном. В государственном аппарате всех восточных обществ можно выявить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр. Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата. Много общих черт было присуще при всём их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока. Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Консерватизм норм права и морали был тесно связан с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством. Санкционируемая и обеспечиваемая принудительной силой государства Дхарма в Индии, была одновременно и обязательной нормой морали, выполнение которой освящалось авторитетом религии. Коран был основным источником права в Арабском халифате, Делийском султанате и Могольской Индии, как и во всех мусульманских государствах. Правители здесь не имели законодательных полномочий и могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов. Именно здесь возникло и стало развивать мусульманское право, ставшее одной из мировых правовых систем. Закон, императорский указ в были в Китае важными источниками права, но их основой являлись отобранные конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали. Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни. Таким образом, ведущей тенденцией средневекового развития стало утверждение феодализма, явившегося шагом вперед относительно рабовладельческого строя. Государство и право Нового времени. В позднее Средневековье (XV—XVI вв.) начался переход человечества от средневековья к Новому времени. Происходит переворот, прежде всего, в политическом и правовом сознании людей и в экономике, которая все больше ориентируется на предпринимательскую инициативу. В государственно-правовой сфере Новое время исчисляется обычно с английской и французской революций XVII—XVIII вв. Именно с этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства, которое принципиально отличается от государственности предшествующих эпох. Это государство определило путь к свободному предпринимательству, демократии, законности, к правовому государству, которое зиждется на гражданском обществе. Было положено начало представительному правлению, которое по мере своего развития обеспечило участие все более широких слоев населения в государственной жизни. Новый общественно-политический строй первоначально утвердился лишь в отдельных странах Западной Европы и в США. Колониальная политика развитых государств была направлена на отсталые страны, которые стали одним из основных источников первоначального накопления капитала. Этим кардинальным преобразованиям предшествовала революция в идеологии. Французским мыслителям Вольтеру, Гельвецию, Монтескье, Руссо удалось в предельно концентрированной форме изложить основные выводы передовой политической мысли того времени. Особое место отводилось правам человека, от природы присущими ему как «естественные и неотъемлемые». Государство не дарует их, его назначение – их защитить. Только такое государство может считаться правовым. Обеспечению свободы и безопасности граждан должно было служить разделение властей – деление государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную, судебную, организационно взаимозависимые и взаимоуравновешенные. Обосновывался принцип несменяемости судей как важнейшая гарантия независимости суда. В странах, где не удалось полностью отстранить дворянство от власти или, наоборот, где его значительные слои обуржуазились, складывается правящий союз буржуазии и дворянства, воплощением которого стала конституционная монархия. В последующей политической борьбе конституционная монархия постепенно преобразовалась в буржуазную парламентарную монархию или в республику. В странах, где революция изначально имела буржуазно-демократический характер, чаще сразу устанавливается республиканская форма правления. Общим для всех революций XVII-XVIII вв. было стремление новых правящих слоев сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом ограничивалась заявленная в теории и провозглашенная в декларациях демократия. Логическим завершением этого процесса являлось установление в некоторых странах авторитарных режимов, лишь завуалированных конституционными формами. Там, где демократия сохранялась, она приобретала элитарный характер. В экономической сфере государству отводится роль «ночного сторожа», призванного охранять сложившиеся экономические отношения, не вмешиваясь в их функционирование. В рассматриваемый период получили дальнейшее развитие и оформление таможенные отношения. В XVIII в. ученые и практики стали приходить к пониманию того, что единая таможенная политика предшествует политическому объединению. Данный вывод нашел подтверждение в 1834 г., когда был создан Германский таможенный союз, явившийся основой объединения Германии. Своеобразными прообразами современных «таможенных союзов» и истоками в определении этого понятия также можно считать соглашение о Таможенном союзе 1867 г. и Франко-Монакское соглашение 1865 г. Право в Новое время. Становление права Нового времени — это длительный исторический процесс, охватывающий несколько столетий и начавшийся еще в раннем средневековье. Его историко-культурные корни складывались на почве рецептированного римского права, городского права, международного торгового права и были достаточно глубокими и прочными. Основным способом его существования становится система законодательства и система права. Доминирующим началом с самого начала становится государственное, публичное, а затем и конституционное право, на базе которого строилось правовое здание любого общества. В Новое время право нашло выражение в доктрине «верховенства права», выступает в значительной степени в качестве предписания государственных органов. Наряду с этим современные правовые системы включают в себя и другие принципы: индивидуализма, свободы, равенства, законности, утилитаризма. В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права — англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам. Таким образом, государство и право Нового времени имели под собой принципиально новую экономическую и духовно-нравственную основу. Важнейшими их элементами стали парламентаризм, разделение властей, законодательство, равенство всех перед законом, новое классовое расслоение общества на антагонистические классы – буржуазию и пролетариат. Особенности развития государства и права в Новейшее время. Новейшая государственно-правовая история сопрягается с современностью. Между новой и новейшей историей нет такого разрыва, как между Античностью и Средневековьем. Однако если карта мира в Новое время поражала бедностью палитры, то в новейшее — большим разнообразием. Во многих странах, особенно молодых, проявились самые разнообразные формы государства: от правового до военно-гражданских диктатур, что говорит о противоречивости государственно-правовых систем в Новейшее время. Выделяют несколько направлений государственно-правового развития в Новейшее время: эволюция государств либеральной демократии, возникновение социалистической государственности, установление государств с тоталитарными режимами, существование теологических форм правления. Одной из главной тенденцией в ХХ в стало становление государства благоденствия. Это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Становление государства благоденствия пришлось на 40— гг. ХХ в., апогей его развития — на 60-е — начало 70-х гг. Были созданы государственные системы социального обеспечения, социального страхования и оказания социальной поддержки инвалидам, сиротам, многодетным семьям. В середине 70-х гг. ХХ в. государство благоденствия вступило в полосу своего кризиса. Сформировалось мощное политическое движение по его демонтажу – «тэтчеризм», «неоконсерватизм», «рейгономика». Проявились новые тенденции развития государственности: развитие собственно демократии (Западная Европа, США, Великобритания); бюрократизация общества; рост влияния исполнительной власти за счет законодательной и судебной; возрождение единоличной власти в новом демократическом обличье выборного главы государства; региональное сотрудничество государств, которое оформляется многими соглашениями международно-правового характера. После окончания Второй мировой войны совместными усилиями многих государств были достигнуты значительные успехи в деле налаживания мирного сотрудничества народов в рамках Организации Объединенных Наций. Возникло несколько общеевропейских межгосударственных образований — Европейская ассоциация свободной торговли (с 1949 г.), Европейский союз (1992 г.), СНГ (1991 г.) и др. Развитие права в современном обществе. Для новейшего периода истории характерна заметная эволюция всей его правовой системы. В новейшем праве западных стран отчетливо проявился ряд новых черт, не свойственных ранним этапам развития капитализма. Изменения в праве западных стран в новейший период проявляются. прежде всего, в общесоциальных и общерегулятивных функциях права, связанных с объективным отражением в нем более высоких форм общественного сознания и производства, с необходимостью охраны окружающей среды и борьбы с болезнями и преступностью, с разумным осуществлением демографической политики и т.д. Произошли изменения в источниках права, что связано с резким увеличением нормативного правового материала. Проводились крупные кодификационные работы, одновременно со своеобразной “декодификацией”, проявившаяся в том, что значительная часть положений кодекса начинает подменяться или же вытесняться текущим законодательством. Существенные изменилась внутренняя структура источников права. В общей массе правового материала увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Правительственное нормотворчество получило развитие в виде так называемого делегированного законодательства, принятие которого осуществлялось по уполномочию парламента и при его официальном контроле. В связи с возрастанием роли исполнительной власти и бюрократии правотворческий характер наряду с нормативными административными актами приобретает и административный прецедент. Судебная практика все большее воздействие все больше начинает применяться в странах континентальной правовой системы. Возрастает роль решений конституционных судов. Система законодательства все более дифференцируется, происходит дробление ряда традиционных отраслей права (гражданское, трудовое и др.). В результате отпочкования ряда традиционных институтов появились новые отрасли законодательства: патентное, авторское, банковское, страховое, налоговое и т.д. Заметным становится переплетение гражданско-правовых и административных методов правового регулирования, что ослабляет различия между публичным и частным правом. Необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права (атомное право, транспортное и т.д.). В юридической литературе входят в употребление такие правовые конструкции, как предпринимательское право, хозяйственное право, деловое право, экономическое право, информационное право, право торгового оборота и т.д. Одной из характерных особенностей эволюции права после второй мировой войны является значительное возрастание воздействия норм международного права на внутреннее право отдельных государств. Общим правилом становится верховенства ратифицированного международного договора над внутренним законодательством. Поскольку эти государства являются участниками многих международных конвенций, это потребовало от них внесения изменений во внутреннее законодательство. Учредительные нормы международных политических и экономических сообществ нередко входят в национальное право государств-участников и без принятия соответствующих нормативных актов, в силу самой ратификации договора (например, Маастрихтский договор 1992 г. о создании Европейского Союза). *** Таким образом, ведущей тенденцией развития Древнего мира (IV тыс. до н.э. - V в. н.э.) стало утверждение и развитие государства и права, имеющих в своей основе рабовладельческие отношения, для Средних веков (V в. – XVII-XVIII вв.) – феодальное государство и право, основанное на поземельных отношениях, для Нового времени (XVII-XVIII вв.- конец XIX в.) – буржуазное государство и право, основанное капиталистическом способе производства, формирование мировых правовых семей. Новейшее время (XX – начало XXI в.) - это начальная ступень современной эпохи, с еще формирующейся основной магистральной линией развития, но уже отмеченная революционными потрясениями, появлением новых типов государственности, крушением колониальных империй, структурной трансформацией общества. Выявленные историко-правовой наукой закономерности возникновения и развития государства и права являются важнейшим научным и фактологическим материалом для понимания их роли и места в современном обществе. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы