Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 4. Средневековая философия
Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья ( Фома Аквинский ). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт ). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор об универсалиях - о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века. Рекомендации к раскрытию темы Кризис античного мировоззрения, влияние идей Библии Особенностью средневековья как исторической эпохи является существенная трансформация средневековых обществ в процессе естественноисторического развития. Цивилизационные особенности средневековых обществ сильно трансформировались при переходе от раннефеодальной стадии (эпохи) к периоду так называемого развитого феодализма и затем позднего феодализма. Эпоха заката феодализма и развития раннебуржуазных отношений наполнена противоречивыми трагическими и романтическими моментами. Это всё в значительной мере влияло на содержание идеологии эпохи. В связи с этим первое, что необходимо выяснить – это какие периоды в развитии философии средних веков можно выделить и какие социально – экономические и политические условия были в соответствующий период, так как из этого вырастает и расстановка политических сил, и желаемое содержание идеологических доктрин того времени. Следует оттолкнуться от характеристики эпохи раннего феодализма как эпохи кризиса античного мировоззрения и поиска иных оснований для существования человека, общества. Обнаружить естественность, почти неизбежность (христианской[29]) эсхатологии [30]. Реализация эсхатологии в идеях, людях и организациях, будучи вполне успешной, обусловило не только возможность, но и неизбежность неэкономического принуждения работника к труду. Отсюда становится ясным, почему философию средних веков условно называют «служанкой богословия». Из понимания ситуации кризиса античного мира вырастает понимание причин того, почему (и какое именно по своему характеру) христианство оказалось наилучшей идеологической санкцией средневековья. Неоплатонизм как идейное течение можно трактовать как философское оформление единобожия. То есть, при произвольном толковании, это средневековое «единое экономическое пространство». Радикальная трансформация в христианстве системы ценностей, определяющей внутреннюю жизнь человека, его поведение и миропонимание. Духовная жизнь как предмет философской рефлексии[31]. Необходимо раскрыть влияние идей Библии (и Корана) на становление и развитие философской культуры эпохи и вытекающий отсюда теоцентризм как системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии на становление и развитие философской культуры эпохи Средних веков становится также понятным при рассмотрении учения «отцов церкви» (апологетика и патристика) – Тертуллиана и в особенности Августина. Необходимо выяснить, какую основную проблему поднимает Августин Блаженный в работе «Исповедь», «О граде Божием». Кратко указать на ранний период формирования христианской теологии – апологетику (Тертуллиан) и особое место - патристики (Аврелий Августин). Апологетика – обоснование вероучения с помощью рациональных средств. В ней формулируются основы христианского вероучения, приводятся доказательства истинности основ христианского учения, ведется полемика с противниками христианства (полемика с язычниками, с еретиками, Апологетика требует, чтобы были названы основные постулаты, обладающие свойством неопровержимости, аксиоматичности. Представители апологетики: Юстин Мартир (мученик), так называемый Христос в философской ризе (ок. 100-166 гг.); Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160-230), юрист, философ и теософ, Клемент Александрийский (Тит Флавий Климент - ок. 150-219), основатель христианской богословской школы в Александрии в III столетии; Ориген (184-254) также в Александрии; Арий (256-336) также в Александрии; Афанасий (295-373) также в Александрии. Cистематическое представление христианского учения. Ориген: первая формулировка основных положений христианской доктрины. Доктринальные споры IV века: выработка основных понятий христианской философии. Апологетика в сильной мере пересекается и по содержанию, и по задачам с патристикой. После христианской школы в Александрии – возвышение богословия в Капподокии. Каппадокия (лат. Cappadocia) - юго-восточная область Малой Азии, с 17 г. н.э. римская провинция[32]. Представители: Григорий из Назиана (Назианин) (ок.330-390); Василий Великий (ок. 330-379); Григорий из Ниссы (Нисский) (ок. 335-394) - автор работ, которые претендовали на систематизацию правоверного богословия[33]. Патристика Патристика: «В истории философии это понятие используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от " язычников", евреев, государственной власти и античной философии[34]». Главным представителем патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Аврелий Августин (354-430). Работы: " Исповедь" (" Confessiones" ), " О троице" (" De trinitate", 400-410), " О граде божьем" (" De civitate Dei", 412-426). Учение Августина определило строй средневекового мышления, повлияло на всю христианскую Западную Европу. Раскрыть проблему соотношения светской (дьявольской) власти и царства божьего (по Аврелию Августину), раскрыть понимание Бога как высшей сущности (summa essentia), понимание человеческой души, воли, разума. Установить, в каком смысле Аврелий Августин признавал познаваемость мира. Этика Аврелия Августина: проблема происхождения и соотношения добра и зла, проблема первородного греха. Интересна постановка проблемы времени – соотношения прошлого, настоящего и будущего. На основе определенного понимания времени имеет смысл и постановка вопроса о направленности в истории, о предопределении (предистинации - от лат. praedestino-предопределять), об ожидании второго пришествия. Августин утверждает единство истории человеческой и божественной, в которой (истории) основное место занимает противоборство двух царств (градов) - божьего (civitas Dei) и земного (civitas terrena). В ожидании второго пришествия ставится эсхатологическая проблема – от греческого eshaton - последний, logos - слово, знание, закон - учение о «последних, конечных вещах человека», о «конце света» и «страшном суде». Значение Аврелия Августина в том, что он дал первую ортодоксальную (буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление») доктрину христианства, которая просуществовала в таком качестве несколько столетий - вплоть до XIII века, до Фомы Аквинского, который создает новую модель ортодоксии. Аврелий Августин – это начало западной средневековой философии. Учение о Боге как Бытии. Отношение Творца к творению как отношение вечности и времени; спасение человека как освобождение от времени. Анализ структуры времени. Душа человека как образ Троицы: единство ума, памяти и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении. Далее необходимо выяснить, что такое схоластика и в чем особенность средневековой схоластики, каковы ее характерные черты. Необходимо определить схоластику как религиозную философию, опирающуюся на систему догматов. В центре философской полемики оказывается вопрос о соотношении разума и веры. Схоластика Схоластика – самооправдание христианской веры: Боэций, Абеляр (Пьер Абеляр), Альберт Великий. Период от VIII - IX до XIV - XV столетий. Первая фигура – Боэций [35] (родился в Риме около 470 г., умер около 525 г). Сочинение «Об утешении философией» («De consolatione Philosophiae»)». Считается комментатором христианского учения. Его важнейшие работы – «Комментарии к Порфирию», «Введение к категориям Аристотеля». Иоанн Скот Эриугена (ок 810-877). Его главное произведение " О предопределении" (" De preedestinatione" ). Ансельм Кентерберийский (ок.1034–1109) - первым поставил себе цель с помощью рассудка доказать учение церкви. Произведение - «Почему Бог - человек? ». Основной тезис – «верю, чтобы понимать» (credo, ut intelligam). Вера должна быть исходной точкой и целью рационального мышления, но вера должна быть исключена из операций мышления, она не может служить аргументом в обоснование того, что должно быть доказано рационально. Ансельм: доказательство бытия бога как общего принципа бытия всего сущего, всех видов бытия. Иоанн Росцеллин (ок. 1050 - 1210) - главный представителем крайнего номинализма в эпоху ранней схоластики. Пьер Абеляр (1079-1142). Работа «О божественном единстве и троичности». Этому требованию крупнейший религиозный философ средневековья Фома Аквинский противопоставляет тезис «Вера сверхразумна». Привести обзор работ и основные проблемы средневековой схоластики классического периода в лице таких представителей, как Альберт[36] Великий (Альберт Великий - Альберт фон Больштедт Magnus, 1193-1280) и Фома Аквинский[37]. Классическая философия средневековья с развитой христианской проблематикой – схоластика Фомы Аквинского (1225 - 1274) [38]. Главными трудами его считаются «Сумма теологии» (1266 - 1274) и " Сумма против язычников" (1259-1264). Тезисы Фомы: Философия должна служить вере, между наукой и верой нет противоречия, мир – это система, порядок, иерархия ступеней, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Пять доказательств бытия Бога. Целесообразно привести доказательства бытия Бога, сформулированные Фомой Аквинским, а также определенную трактовку веры и знания, соотношения теологии и философии. Источник познания - опыт, чувственное восприятие. Поздняя схоластика: представители религиозного рационализма Эриугенна (Иоанн Скот Эриугена ), Дунс Скотт (Блаженный Иоа́ нн Дунс Скот) и другие выступают с требованием обоснования основных догматов церкви. Уильям Оккам (1285-1350) – «логически изощренный защитник номинализма[39]». Его называют последним представителем схоластики. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2087; Нарушение авторского права страницы