Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Либеральные и радикально-революционные направления русской политической мысли.



 

Русский радикализм (основатель — А. Н. Радищев — 1749 - 1802) явился идейным и практическим выражением отношения интеллигенции к процессу модернизации России, результатом ее противоборства с бюрократией, не желавшей осуществлять реформы.
Основными течениями русского радикализма были: декабризм (П. И. Пестель, Н. М. Муравьев), революционный демократизм (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский), революционное народничество (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), революционный анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин), русский марксизм (Г. В. Плеханов).
Декабристы и революционные демократы видели в революционном ниспровержении самодержавия и установлении диктатуры интеллигенции, действующей от имени народа, средство достижения политической свободы для нее и отмены крепостного права для крестьянства, а затем последующего перехода к республике. Революционные народники также стремились к политической свободе, уничтожению монархии, крепостного права, установлению диктатуры интеллигенции, которая приведет народ к «справедливой республике». Политическая доктрина революционного анархизма базировалась на отрицании государства вообще и идее немедленного перехода к безгосударственному обществу. Они главным средством разрушения государства считали не религиозную и моральную проповедь, а революцию.
История русского марксизма противоречива и сложна, это история несбывшихся надежд, грубых политических просчетов, социальных иллюзий. Г. В. Плеханов, начав с бескомпромиссного защитника российского пролетариата, готового ради победы социалистической революции пожертвовать «буржуазной» демократией и свободой, он впоследствии осознал значение норм демократии, и, став лидером «меньшевиков», с позицией либерального марксизма критиковал большевизм за абсолютизацию насилия как средства достижения цели. Несвоевременная социалистическая революция породила бы, по его мнению, «патриархальный и авторитарный коммунизм

Продолжателем традиций русского радикализма стал в ХХ в. русский большевизм, абсолютизировавший марксистские идеи классовой борьбы, мировой революции, диктатуры пролетариата. В дальнейшем он выступил в качестве идеологического обоснования установления в России тоталитарного режима. Основными течениями большевизма являлись: революционный «радикализм» (Л. Д. Троцкий), революционный «реализм» (В. И. Ленин, Н. И. Бухарин), революционный консерватизм (И. В. Сталин). Троцкий выступал за «экспорт» революции в страны Западной Европы и Азии, продолжение жесткого политического курса внутри страны, направленного на воплощение утопии бесклассового и нерыночного общества. Ленин и Бухарин ориентировались на строительство социализма «в одной стране», осознали необходимость допущения в переходный период частной собственности, некоторого развития капитализма под контролем пролетарского государства при сохранении его диктаторской формы. Консервативное начало сталинизма выражалось в реставрации принципов бюрократического авторитаризма в управлении государством, создании нового класса партийных чиновников, сакрализации власти, идеологии классовой конфронтации, перманентной гражданской войны.
Либерализм. Историческая драма либерального движения в России заключалась в том, что оно не имея широкой социальной базы (вследствие неразвитости гражданского общества, отсутствия достаточно многочисленного слоя независимых частных собственников), являлось помехой для своих радикальных и консервативных противников. Призывы центристов-либералов к миру и диалогу не были услышаны, и страна оказалась ввергнутой в пучину гражданской войны и прошла через террор тоталитарного режима.
Либеральные политические мыслители предлагали буржуазно-демократические реформы конституционной монархии как закономерный этап на пути к правовому государству.

Основными направлениями русского либерализма являлись: «правительственный» либерализм (М. М. Сперанский), консервативный либерализм-западничество (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин), «новый» либерализм (П. Б. Струве, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Н. И. Кареев).
Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904). В основе его учения — идея свободы — свободы внутренней и внешней. Первая проявляется в нравственном самоопределении личности, нравственной свободе, коренящейся в религиозных убеждениях, вторая характеризуется взаимоотношением человека и государства. Сердцевиной политической философии Чичерина была концепция государства как всенародного, надсословного политического органа, который осуществляет единство «власти, территории и свободы» на основании закона и справедливости. Государство в его концепции представало высшим этапом развития общества. Важнейшие цели государства — устранение зла и противоречий в обществе, обеспечение безопасности граждан и условий приобретения людьми благ собственными силами. Исходя из общего блага, регулирующая и законодательная функции государства должны быть направлены на обеспечение гражданского мира, правопорядка и свободы. Идеал - централизованное государство, призванное сдерживать противоборствующие стороны и частные силы при господстве справедливого распределения и пропорциональном равенстве «согласно способностям и заслугам лиц». Перспективы общественного развития России, по мнению Чичерина, связаны с раскрепощением общества, формированием средних классов и общественной деятельности при участии монархии. Наиболее разумной формой для России является конституционная монархия с разделением власте й, которая способна обеспечить сочетание свободы экономической деятельности, свободы слова, печати и т. д. с сохранением государственного единства, охраной порядка, контролем за соблюдением законов.
К онсервативный либерализм К. Д. Кавелина (1818 - 1885). Политическим идеалом мыслителя была неограниченная монархия, основанная на возможно более широких местных свободах. Построить государственное и общественное устройство на разумных основаниях и законах, где бы не было произвола и были обеспечены имущественные и другие права, можно, по его мнению, путем эволюционного становления самоуправляющегося «мужицкого царства» — народного самодержавия. Кавелин проповедовал теорию ненасилия. Создание общественного мнения, развитого правосознания — вот что может преодолеть социальное зло и несправедливость.
« Новый» либерализм Петра Бернгардовича Струве (1870-1944). Он был сторонником идеи правового государства. Струве полагал, что перед российским обществом стоит труднейшая задача строительства правового государства, которое гарантировало бы права личности. Строительство такого государства, согласно Струве, должно быть основано на трех принципах: взаимосвязи прав и обязанностей личности, " личной годности" и признании духовных начал власти и государства. Идея " личной годности" следовала из либеральной парадигмы свободы личности и равенства возможностей и содержала совокупность нравственно-религиозных и профессиональных качеств, необходимых личности как гражданину и человеку.

 

Павел Иванович Новгородцев (1856-1924) развивал теорию правового государства. Исходным в его концепции было понятие общественного идеала как вечной и непреходящей абсолютной ценности. Общественный идеал в трактовке Новгородцева выступал целью общественного развития и меркой оценки социального прогресса. Общественный идеал состоит, по его мнению, в развитии и нравственном совершенствовании личности. Разграничивая нравственный и политический идеалы, он отстаивал естественное право человека на выбор тех или иных форм государственного устройства. Государство Новгородцев представлял гарантом социального мира и свободы личности.

Богдан Александрович Кистяковский (1869 - 1920) развивал идеи правового государства, основным принципом которого он считал ограниченность его правами человека и гражданина. Он сформулировал совокупность естественных и неприкосновенных прав человека, ограничивающих государственную власть и способствующих социальному прогрессу. Свобода совести, свобода слова, печати, собраний, союзов, наряду с неприкосновенностью личности, жилища, собственности гарантирует политическую свободу личности. Он писал, что политическая свобода — это такое драгоценное благо, от которого нельзя отказываться ни на мгновение и ни за какие выгоды. Кистяковский считал, что правовое государство предотвращает беззаконие, анархию, позволяет обеспечить наибольшую свободу деятельности людей. Конституционно закрепленное верховенство закона способно предотвратить жестокие формы государственного угнетения.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь